Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого бизнеса осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносах физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектами малого бизнеса.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии действующим законодательством; выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных систем поддержки малого предпринимательства и развитие конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумом, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

К основным направлениям кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится банковское финансирование, а также освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных, региональных и муниципальных гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, предоставление государственных льготных инвестиционных кредитов и гарантий Правительства РФ по иностранным инвестиционным кредитам для быстро окупаемых инвестиционных проектов малых предприятий в сфере материального производства и инновационной деятельности.

Участие в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса в РФ принимают такие международные организации как Европейский банк реконструкции и развития, Агентства международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и другие.

 

3.2 Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

 

Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами , принимаемыми органами власти субъектов РФ.

На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной поддержки предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставление субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования.* Так МАП РФ (Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства) совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:

- увеличение числа рабочих мест;

- сокращение числа безработных;

- увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;

- развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере;

- условия использования федерального имущества (аренда, выкуп, передача оборудования на условиях лизинга).

В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов (заемных средств), могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организованных ими публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства.

 

3.3 Формы поддержки малого бизнеса

 

В соответствии с федеральным законодательством для субъектов малого предпринимательства предусмотрены и другие формы поддержки, реализация которых способствует их развитию. К ним относятся: организация подготовки, переподготовки и повышения кадров для сферы малого предпринимательства в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном, местном уровнях в соответствии со ст. 7 федерального закона; развитие информационного обеспечения малого предпринимательства; осуществление мер по упрощенной системе государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; по оказанию помощи малым предприятиям в лицензировании отдельных видов деятельности, в осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.

Для успешного развития в стране малого бизнеса необходима государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».* Малые предприятия и индивидуальные предприниматели должны получать на льготных условиях информацию о внешней предпринимательской среде, о принятых и вводимых в действие многочисленных законах и других правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, о состоянии рынка товаров (работ, услуг), кредитов, ценных бумаг и т.д.

В механизме государственной поддержки регулирования малого бизнеса значительную роль играет установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации производимой продукции, обеспечения малых предприятий государственными заказами на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и др.

Законодательством установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ должны предусматривать резервирование для субъектов малого бизнеса определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого бизнеса не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого бизнеса.

В Федеральном законе «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ установлено, что в целях экономического стимулирования поставщиков для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогу на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.

Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого бизнеса производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников.

Успешное развитие малого бизнеса зависит от многих факторов (внешних и внутренних), однако, как показывает практика, наибольшее воздействие на финансово-экономическое положение субъектов малого бизнеса оказывают действующая налоговая система и соответствующая налоговая политика, преодоление административных барьеров.



Заключение

Важнейшей проблемой развития предпринимательства в России является учет региональных особенностей. Это имеет особое значение для малых предприятий, тяготение которых к своей территории объективно предопределяется природной слабостью. В подавляющем большинстве случаев они вынуждены ориентироваться на локальный спрос. Платежеспособность локального спроса в сочетании с другими социально-экономическими факторами во многом определяют жизнеспособность малого предпринимательства. Нынешняя же ситуация в России такова, что надежды, связанные с функционированием, малых предприятий плохо оправдываются. Например, формирование малого предпринимательства на Дальнем Востоке имеет ряд специфических черт. Материальная технология характеризуется сложившейся несбалансированной системой народного хозяйства, нерациональной структурой производства и потребления, большим, чем в среднем по стране, износом основных фондов, отсутствием долговременных источников финансирования. К тому же среди создаваемых предприятий только 15% организуется на основе частной индивидуальной или коллективно-долевой собственности, тогда как средний показатель по стране составляет свыше 60%.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 156.