Объекты налоговых правоотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с ГК РФ (ст. 128) к объектам гражданских прав относятся вещи (недвижимое и движимое имущество), включая и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и исключительные права на них, интеллектуальная собственность; нематериальные блага. Под объектом права понимается то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

Наличие объекта налогообложения является фактическим обстоятельством (основанием) взимания налога, так как он позволяет владельцу получить определенный доход, прибыль и т. п.

В понятие “объект налогообложения” следует вложить экономико-правовую сущность природы этого объекта. С экономической точки зрения существующий в реальном мире объект имеет стоимостное выражение.

На основе этого можно сказать, что объектом налогообложения становится результат каких-либо действий — юридических фактов, например, передача имущества (мена, дарение) порождают такие объекты как налог с оборота, таможенная пошлина, пошлина при принятии наследства и т.п.

В соответствии с действующим законодательством объекты налогообложения следует рассматривать с позиции материальных и нематериальных объектов.

Материальные объекты — это часть объектов материального мира, имеющая стоимость и являющаяся предметом права собственности. К материальным объектам налогообложения относятся: обработанная земля (земельные участки), здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, квартиры, доходы в денежной форме, промышленные и продовольственные товары, украшения из драгоценных камней и благородных металлов (платина, золото и др.), мебель, автомобили и другие объекты.

Материальные объекты характеризуются экономическим содержанием и правовой формой. С точки зрения рыночных отношений, материальные объекты представляют собой товар, имеющий определенную стоимость в денежной форме. Такая характеристика материального объекта является следствием его создания в процессе производства.

На этапе производства и реализации продукции материальные объекты не являются предметами налогообложения. Объектами налогообложения они становятся тогда, когда им придадут правовую форму.

Правовая форма — это законодательное закрепление поведения участников налоговых правоотношений по поводу материальных объектов. Налоговые правоотношения (налогоплательщиков и государства) становятся возможными, лишь в случае закрепления собственности между участниками на данный объект.

В зависимости от назначения материального объекта определенная их часть не облагается налогом. К их числу можно отнести: пенсии, стипендии, взносы на благотворительные цели имущество госбюджетных учреждений и организаций.

В зависимости от страны происхождения (т. е. где они были произведены) материальные объекты могут облагаться или не облагаться таможенными пошлинами.

Прибыль (или доходы) получают юридические и физические лица от предпринимательской или иной законной деятельности. Сюда в первую очередь следует отнести: производство и реализацию продукции, оказание гражданам услуг различного характера, в том числе, например, изготовление и распространение рекламы, сдача в аренду имущества и т. д.

Наряду с материальными существуют нематериальные объекты, которые также подлежат налогообложению.

Нематериальные объекты — это объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.

Согласно законодательству, в том числе и налоговому, к нематериальным объектам относятся: право пользования земельными участками и природными ресурсами, патенты, авторские права (а также аналогичные им), программные продукты, монопольные права и привилегии (в том числе и лицензии на определенные виды деятельности), организационные расходы, включая плату за государственную (регистрацию предприятия) брокерские места, торговые марки, товарные знаки и т.п.

На основе перечня нематериальных объектов легко установить их отличие от материальных объектов налогообложения. Основная их характеристика — это предоставление права на какой-либо материальный объект, в результате которого субъект может использовать его в своих интересах для получения прибыли (дохода). Это обстоятельство и делает его объектом Налогообложения.

Следовательно, нематериальные объекты налогообложения представляют собой право на использование результатов различной деятельности (научно-технической, инженерной, организационной), которые защищены патентами и другими правовыми документами.

Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно. Собственник изобретения (патентообладатель) имеет право уступить имеющийся у него патент любому физическому или юридическому лицу. Это оформляется договором об уступке патента, который регистрируется в Патентном ведомстве. При заключении договора о передаче права на патент и прав, вытекающих из патента, взимается патентная пошлина.

Патентная пошлина — это эквивалент стоимости передаваемых прав. Она является базой для определения договорной цены на передаваемые права. Расчетная цена должна учитывать издержки на оформление заявки на изобретение, гонорар патентного поверенного и расчетные поправки (в частности, технические и инфляционные поправки) и, самое главное, коммерческую ценность изобретения которая в условиях рыночных отношений определяется на основе закона спроса и предложения.

Содержание контрольных налоговых правоотношений

 

Содержание контрольного налогового правоотношения всегда определяется комплексом прав и обязанностей субъектов данного правоотношения. При этом в контрольном налоговом правоотношении базовым является положение, когда праву уполномоченной стороны проверять соблюдение своевременности, правильности и полноты уплаты налогов и сборов, и выполнения установленных налоговых обязанностей корреспондирует обязанность другой стороны – подконтрольного субъекта создавать для этого необходимые условия и выполнять требования уполномоченного органа. В свою очередь подконтрольный субъект вправе требовать от уполномоченного органа, чтобы последний осуществлял свою деятельность в рамках своих законодательно установленных полномочий. В данном контексте можно выделить контрольные полномочия контролирующих субъектов и корреспондирующие им права и обязанности контролируемых субъектов.

Контролирующие субъекты. Контролирующими субъектами являются налоговые и таможенные органы.

К числу основных обязанностей налоговых органов относятся:

1) Соблюдать законодательство о налогах и сборах.

2) Осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

3) Вести в установленном порядке учет налогоплательщиков.

4) Проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

5) Осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

6) Соблюдать налоговую тайну.

7) Направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора[28].

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами Российской Федерации [29].

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в трехдневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Федеральные органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.

Контролируемые субъекты. Налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Налоговым Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В Статье 22 Налогового кодекса РФ, говорится об обеспечение и защите прав налогоплательщиков (плательщиков сборов).

1. Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.



Заключение

Подводя итоги данной курсовой работы, можно сказать, что поставленные задачи были успешно раскрыты.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления налоговой отчетности и т.д.). В узком смысле под налоговым контролем понимается только проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Создание прочной финансовой основы существования государства и общества, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, проводимых в настоящее время, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц.

Таким образом, можно сделать вывод, что существование эффективной системы налогового контроля необходимо для современного государства.

В данной курсовой работе были показаны основные виды, принципы, методы налогового контроля, также были раскрыты элементы налогового контроля, и элементы контрольно налоговых правоотношений.


Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 25 января 2006 года.

3. Гражданский кодекс РФ от 21 октября 1994 года.

4. Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля» от 08.08.2001 № 134-ФЗ // Российская газета. 2001. 11 августа.

5. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 27.07.2006 № 137-ФЗ // Российская газета. 2006. 1 августа.

6. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2005 № 90-ФЗ // Российская газета. 2005. 22 июля.

7. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений в часть 1 и часть 2 Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2006 № 268-ФЗ // Российская газета. 2007. 3 января.

8. Федеральный Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» от 08.07.1999 № 151-ФЗ // Российская газета. 1999. 16 июля.

9. Федеральный Закон Российской Федерации «О Внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» от 30.12.2006 № 266-ФЗ // Российская газета. 2007. 4 января.

10. Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.1993 № 4866-1 // Российская газета. 1993. 2 мая.

11. Миллер А.Е. Налоги и налогообложение: Учебное пособие,


[1] ч.2 ст.15 К РФ

[2] пп.4, 5 п.2 ст.1 НК РФ

[3] пп. 10,11 п.1 ст.21 НК РФ

[4] пп.1 и 2 п.1 ст.32 НК РФ

[5] ст.ст. 30, 36, 82 НК РФ

[6] ст. 18 К РФ

[7] ст. 2 К РФ

[8] п.5 ст.91 НК РФ

[9] п.3 ст.33 НК РФ

[10] ч.4 ст.29 К РФ

[11] ч.5 ст.29 К РФ

[12] п.1 ст.5 НК РФ

[13] ч.2 ст.16 НК РФ

[14] пп.4 п.1 ст.32 НК РФ

[15]п.п.6, 7, 9 ст.95 НК РФ

[16] Закон РФ № 4866-1 от 27.04.93

[17] ст.126 НК РФ

[18] ст.128 НК РФ

[19] ст.129 НК РФ

[20] Ст. 89 НК РФ в ред. ФЗ от 27.07.06 №137-ФЗ

[21] ст. 9 НК РФ

[22] Ст. 82 НК РФ

[23] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение, стр. 135; Варфоломеева Ю.А. Налоговое право, стр.76.

[24] Болотина Е.В. Налоговое право, стр. 35

[25] Гуреев В.И. Российское налоговое право, стр. 199.

[26] п. е ст. 144 К РФ

[27] ФЗ № 151 от 08.07.1999, в ред. ФЗ № 137-ФЗ от 27.07.06

[28] ст. 11 ФЗ № 134-ФЗ от 08.08.2001, в редакции от 30.12.2006

[29] ФЗ № 151-ФЗ от 08.07.1999 г., в редакции ФЗ № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 147.