Анализ и интерпретация полученных результатов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для удобства демонстрации полученных результатов (см.приложения 1 и 2) приведем их виде нижеследующей таблицы.

Сравнительная частота проявления общественных и личных мотивов у дошкольников

Итак, как следует из таблицы у детей первой и второй возрастной группы наблюдается снижение действенности общественных мотивов на втором этапе (когда у них просят сделать вертушку и подарить ее малышам).

Такое снижение обусловлено, по-видимому, тем, что вертушка еще не использовалась детьми в игре, и им хотелось бы ее тут же опробировать в деле. В то время когда им экспериментатор предлагает подарить новое изделие малышам после его изготовления, кроме того с лодочками они уже играли, у них уже есть по одной, а потому интерес к ним достаточно поостыл.

Таким образом, можно заключить, что на втором этапе исследования у детей всех возрастных групп в большей степени проявляются личные мотивы. Именно они направляют их поведение в случае, когда что-то новое и интересное попадает в поле их зрения. Ребенку дошкольнику трудно удержаться, что бы не поиграть с тем, что ему еще не знакомо либо вызывает определенный интерес.

Кроме того, надо учесть, что в своих ответах многие детьми достаточно логично аргументировали свою позицию по отношению к предлагаемому выбору. Например, Алексей Р. (младшая группа) в первом случае ответил, что лодочка у меня есть, пусть и у малышей будет. Во втором случае, что себе я еще сделаю, а малыши не смогут. Такой ответ можно отнести к действенности общественного мотива только во втором случае, так для первого случая пояснение имеет скорее личностный оттенок.

В этом смысле можно говорить об определенно недаработанности самой используемой методики.

Также заслуживают внимание ответы Евгения С. (старшая группа испытуемых) и Татьяны Ж. (младшая группа испытуемых). Оба дошкольника ссылаются на то, что у них есть младшие сестры и братья, а потому им необходимо помогать. Вероятно, что у тех детей, которые воспитываются в семье не одни, общественные мотивы поведения будут представлены ярче. Однако для подобного рода заключений необходимо проведение исследования с группами детей, которые воспитываются одни и которые имеют братьев и сестер. Так как, например, Татьяна Ж. на втором этапе все-таки решила оставить вертушку себе, в отличие от Евгения.

Другим интересным фактом, заслуживающим внимание в контексте проведенного исследования является то, что и в первой и во второй серии эксперимента количество общественных мотивов у старших детей в два раза больше чем у младших (см. таблицу выше).

Такой результат можно объяснить только тем, что старшие дети имеет более произвольную сферу самоконтроля. Представленность необходимости общественного в их сознании занимает важное место и в связи с большим личностным развитием, и в связи с желанием поскорее стать взрослыми, а также соответствием своему новому статусу будущего ученика. Именно переживание этого статуса преддошкольника может вызывать у них чувство покровительства по отношению к младшим своим товарищам.

Поэтому и в ответах детей, принадлежащих к старшей группе можно чаще встретить такие как: «Я уже большой и должен помогать младшим. Потому, что малышам надо помогать».

Таким образом, в заключение данной главы, на основании проведенного исследования можно заключить, что поведение дошкольников определяется личными и общественными мотивами. Однако в зависимости от возраста ребенка могут преобладать либо те либо другие. Так для старших детей по сравнению с младшими в большем количестве случаев характерен выбор общественных мотивов.

Вторым значимым фактором, выявленным в ходе исследования, является характер осуществляемого выбора. Дошкольникам сложнее руководствоваться общественными мотивами в своем поведении, особенно когда выбор касается того, что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.

К сказанному необходимо добавить, что в некоторых случаях дошкольники хотя и делали выбор в пользу своих младших товарищей (по методике малышей), однако их ответы имели скорее личностный характер (напр. ответы Михаила М., Романа К. из младшей группы, Натальи Р., Дарьи М. из старшей группы) и отражали действенность личного мотива. Такое противоречие может указывать на то, что необходима дальнейшая работа над совершенствованием подобных методик.


Заключение

Подводя итоги курсовой работы можно заключить следующее.

Мотивационная составляющая личности человека пронизывает все аспекты, все уровни его бытия, оказывает решающее влияние на совершаемые им поступки, регулирует и направляет его деятельность, служит источником жизненной активности. Ввиду этого существенным является дальнейшее изучение проблематики мотивации человеческого поведения в контексте решения прикладных задач стоящих перед обществом.

Особое место в психолого-педагогической науке занимает изучение проблемы мотивации поведения дошкольников в связи со значимостью изменений, которые происходят в этом возрасте.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием мотивационной сферы ребенка. Актуализируются познавательные мотивы, лежащие в основе формирования будущей учебной деятельности, появляются новые мотивы, которые по своему характеру можно определить как общественные, оказывающие сильное влияние на все поведение ребенка. Однако появление и развитие таких мотивов зависит от воспитательного влияния взрослых.

Практическое исследование, проведенное в рамках данной курсовой работы, по изучению действенности общественных и личных мотивов в поведении дошкольников показало, что преобладающее влияние общественных либо личных мотивов определяется возрастом ребенка, а также характером совершаемого выбора: дошкольникам сложнее руководствоваться общественными мотивами в своем поведении, особенно когда выбор касается того, что им более ценно, вызывает неподдельный интерес.

Все вышесказанное, таким образом, является подтверждением выдвинутой гипотезы.

Кроме того, выявлено определенное противоречие между ответами детей и отнесением этих ответов к тому или иному мотиву, что указывает на необходимость дальнейшего усовершенствования подобного рода методик.



Литература

 

1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: «Просвещение», 1972.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//Вопросы психологии,1978.№4.С.28-35. Большой психологический словарь/Сост. и общ. Ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.-Спб.: Прайм-Еврознак,2007.-672с.

3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов ¾ СПб: Питер,2000.

4. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

5. Давыдов В. В. .Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопр. психол. 1991. № 6. С. 5 – 14.

6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. , Игумнов С.А. «Психическое развитие детей в норме и патологии». –СПб.: Питер, 2004.-480с.

7. Кравцова, Е.Е. психологические новообразования дошкольного возарста//Вопр.психол.-1996,-№6

8. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: «Психология», 1972.

9. Леонтьев, А.Н. Потребности и мотивы деятельности //Психология. - М., 1962.

10. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

11. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 352с.

12. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под. Ред. Д.Б. Эльконниа , А.Л. Венгера. –М.: «Педагогика», 1988.

13. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед.вузов. В 2-х кн. М.: ВЛАДОС, 1999.-Кн.1: Процесс обучения.

14. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р.Корсини, А. Ауэрбаха. –Спб.: Питер,2006.-1096с.

15. Психология. Учебник для ин-в физич.культ. Под ред. Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт,1974.-512с.

16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 2002. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

17. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека (мотивационно-эмоциональные аспекты). М.: Психология, 1975.-237с.

18. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. И доп. Ростов н/Д: «Феникс»,2001.-672с.

19. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Высшее образование». – 3-е изд.,перераб. и доп. – Ростов н/Д: «Феникс»,2004.

20. Субботский, Е.В. Генезис личностного поведения дошкольников и стиль общения//Вопр.психологии.-1981,-№2.

21. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос,1995. -291с. Чиркова, Т.И. психолгическаяя служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. М.: Педагогическое общество России,1998.-255с.

22. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2002.


[1] В нашем исследовании в целях экономии времени дети играли в лодочки после завершения работы

[2] Результаты ответов приведены в приложении 1 и приложении 2


Дата: 2019-05-29, просмотров: 192.