Взаимодействие экологии и государства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Взаимодействие экологии и государства

1.1 Экологическая функция государства

1.2 Формирование экологического сознания граждан

1.3 Экологические правонарушения: понятие, состав

2. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

2.1 Уголовная ответственность за экологические преступления

2.2 Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

2.3 Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде

Заключение

Библиографический список

 



Введение

 

В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.[1]

Экология изучает общие закономерности взаимоотношений организмов, в том числе человека, и среды, включая разработку допустимых нагрузок на природную среду, изучение механизмов разрушения природы человеком и способов предотвращения этого явления, разработку принципов рационального использования природных ресурсов, то есть сохранения экологического равновесия.[2]

Для поддержания экологического равновесия, в частности, необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право каждый человек, проживающий на территории России. В результате сложившейся в настоящее время природоохранной и правоприменительной практики в сфере экологии состояние окружающей среды в России не удается стабилизировать. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, человек использует природу как естественное условие существования, а с другой – разрушает ее своей деятельностью.

На фоне нестабильности политической ситуации и достаточно сложных социально-экономических условий возникают реальные предпосылки угрозы здоровью населения, его генофонду, а также генофонду животных и растений. В настоящее время около 15% территории нашей страны фактически представляют собой зоны экологического бедствия, до 85% населения дышат воздухом, загрязненным значительно выше предельно допустимых концентраций. Почти каждый второй житель России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

На территории РФ расположены сотни ядерных и других опасных объектов, возникновение аварийных ситуаций на которых может привести к значительному экологическому и экономическому ущербу. В то время отсутствует система, позволяющая эффективно контролировать состояние всех экологически опасных объектов. По данным Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ, последствия ежегодного загрязнения земельных и водных ресурсов разливами нефти оценивались в несколько миллионов долларов. Таких же размеров достигает стоимость незаконно изъятых природных ресурсов. В стане недостаточно эффективно реализуется система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства.

Все выше изложенное обуславливает актуальность выбранной темы.

Для успешного решения экологической проблемы необходимо выявить условия, влияющие на состояние окружающей природной среды. К числу таких условий относятся экономический и промышленно-производственный потенциал государства, уровень экологической и правовой культуры населения, особенности действующего законодательства, возможности населения получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Ряд условий является объектом экологического права и находится в сфере служебных интересов органов прокуратуры. Другие условия, и в первую очередь современное социально-экономическое положение страны, уровень тенденции развития ее промышленно-производственного потенциала, хотя и не относятся к объекту экологического права, но, тем не менее, должны учитываться при осуществлении прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства.

Предметом исследования в данной работе выступает государство и экология. Объектом – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления государством своих экологических функций.

Основная цель работы заключается в раскрытии темы и ее основополагающих моментов. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассматривается экологическая функция государства, формирование экологического сознания граждан, изучается понятие и состав экологического правонарушения, а также юридическая ответственность за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

При подготовке материала по теме были использованы работы Ерофеева Б.В., Дубовик О.Л., Бринчук М.М., Хропанюк В.Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и других авторов.

 



Заключение

 

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Мы постоянно слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам.

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании, а также твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. Это потребует целого комплекса радикальных политических, социально-экономических, законодательных, технологических и иных мер. При этом на каждом этапе необходимо соблюдение принципа разумных компромиссов при разрешении возникающих конфликтов между необходимостью соблюдения экологических регламентаций и ограничений и потребностями развития хозяйственной сферы.

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.

Необходима государственная поддержка развитию краеведения, распространению знаний о природе и взаимодействии с ней человека в средствах массовой информации, расширению сети зоопарков, природно-исторических парков, дендропарков, краеведческих музеев, ферм, демонстрирующих производство экологически чистых продуктов питания, пришкольных участков и других организаций и объектов, увеличивающих возможности непосредственного знакомства человека с природой, традициями и лучшими примерами природопользования.

Основные мероприятия государства по реализации экологической функции выражаются в том, что государство принимает меры по нормированию качества окружающей природной среды. На основе научно-обоснованных данных государство устанавливает нормативы предельно допустимых выбросов в природную среду вредных веществ и иных вредных воздействий на природу. Государство также разрабатывает санитарные правила и нормы, призванные минимизировать неблагоприятное воздействие производственной деятельности предприятий, организаций на жизнь и здоровье человека. В частности, нормированию подвергаются шумы, вибрации, магнитные излучения. Регулирует общественные отношения в сфере охраны окружающей природной среды. В нормативно-правовых актах государство закрепляет порядок деятельности государственных органов, разного рода инспекций по охране окружающей природной среды, формы участия в этой деятельности общественных объединений и населения, меры ответственности за нарушение экологических норм и нормативов. Особое значение в современных условиях имеют разрабатываемые государством экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов. Государство осуществляет меры, направленные на сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания человека. Государство осуществляет финансирование научно-технических, гидротехнических, мелиоративных, биологических и иных работ, направленных на сохранение и восстановление природной среды, учреждает заповедники и заказники, охраняет редкие или находящиеся под угрозой вымирания виды животных и растений. Государство осуществляет деятельность по выявлению и пресечению правонарушений экологического законодательства, привлекает к этой деятельности общественные объединения и население, применяет юридическую ответственность к лицам и организациям, виновным в нарушении экологического законодательства.

В заключение необходимо отметить, что с каждым годом число экологических правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации, причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

 



Библиографический список

 

1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2009.

2. Трудовой кодекс РФ. – М.: Юристъ, 2009.

3. Уголовный кодекс РФ. – М.: Проспект, 2009.

4. Кодекс об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 2009.

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 24.06.2008) «Об охране окружающей среды».

6. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Норма, 2004.

7. Боголюбов С.А. Экологическое право. – М.: ИНФРА-М, 2006.

8. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: «Издательство ОМЕГА-Л», 2006.

10. Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание. - Волгоград: ВолГАСА, 2000.

11. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник – Москва: ТК Вебли, Издательство «Проспект», 2004.

12. Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник для студентов высших учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

13. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник для высших юридических заведений – Москва: ООО «Профобразование», 2003.

14. Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.

15. Крассов О.И. Основы экологического права и проблемы экологии. – М.: Юрайт, 2004.

16. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: ИНФРА-М, 2006.

17. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2003.

18. Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.

19. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

20. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2006.

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: ЮНИТИ, 2005.

22. Энциклопедический словарь. – М.: ЮНИТИ, 2007.


[1] Емельянов А.Г. Основы природопользования. Учебник для студентов высших учебных заведений – Москва: Издательский центр «Академия», 2004.с. 15

[2] Энциклопедический словарь. – М.: ЮНИТИ, 2007.с. 596

[3] Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Норма, 2004.с. 269

[4] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: ЮНИТИ, 2005.с. 385

[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. – М.: Юристъ, 2003.с. 317

[6] Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: Проспект, 2006.с. 315

[7] Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М.: «Издательство ОМЕГА-Л», 2006.с. 307

[8] Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: ИНФРА-М, 2006.с. 365

[9] Деларю В.В. Социальная экология и массовое сознание. - Волгоград: ВолГАСА, 2000.с. 75

[10] Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.с. 57

[11] Петров В.В. Экологическое право России. – М.: Изд-во «БЕК», 2007.с. 287

[12] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: ЮНИТИ, 2007.с. 296

[13] Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник для вузов. – М.: Норма, 2001.с. 316

[14] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. – Москва: ООО «Профобразование», 2003.с. 189

[15] Крассов О.И. Экологическое право. – М.: Норма, 2004.с. 394

[16] Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2002.с. 274

[17] Исмаилова Э.Ю., Трунцевский Ю.В., Савич Н.Е. Экологическое право. – М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.с. 260


Содержание

 

Введение

1. Взаимодействие экологии и государства

1.1 Экологическая функция государства

1.2 Формирование экологического сознания граждан

1.3 Экологические правонарушения: понятие, состав

2. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения

2.1 Уголовная ответственность за экологические преступления

2.2 Административная и дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

2.3 Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный окружающей природной среде

Заключение

Библиографический список

 



Введение

 

В повседневной жизни понятие «экология», появившееся во второй половине прошлого века как одна из областей биологии, приобрело очень широкий смысл. Окружающая природная среда является средой обитания человека и источником необходимых ему ресурсов, на добыче и переработке которых базируется современное общественное производство.[1]

Экология изучает общие закономерности взаимоотношений организмов, в том числе человека, и среды, включая разработку допустимых нагрузок на природную среду, изучение механизмов разрушения природы человеком и способов предотвращения этого явления, разработку принципов рационального использования природных ресурсов, то есть сохранения экологического равновесия.[2]

Для поддержания экологического равновесия, в частности, необходима система природоохранительных законов, норм и правил, которые устраняли бы противоречия между человеческой деятельностью и необходимостью сохранения благоприятной среды обитания, на которую, согласно Конституции Российской Федерации, имеет право каждый человек, проживающий на территории России. В результате сложившейся в настоящее время природоохранной и правоприменительной практики в сфере экологии состояние окружающей среды в России не удается стабилизировать. Возникает ситуация, когда, с одной стороны, человек использует природу как естественное условие существования, а с другой – разрушает ее своей деятельностью.

На фоне нестабильности политической ситуации и достаточно сложных социально-экономических условий возникают реальные предпосылки угрозы здоровью населения, его генофонду, а также генофонду животных и растений. В настоящее время около 15% территории нашей страны фактически представляют собой зоны экологического бедствия, до 85% населения дышат воздухом, загрязненным значительно выше предельно допустимых концентраций. Почти каждый второй житель России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

На территории РФ расположены сотни ядерных и других опасных объектов, возникновение аварийных ситуаций на которых может привести к значительному экологическому и экономическому ущербу. В то время отсутствует система, позволяющая эффективно контролировать состояние всех экологически опасных объектов. По данным Межведомственной комиссии по экологической безопасности Совета Безопасности РФ, последствия ежегодного загрязнения земельных и водных ресурсов разливами нефти оценивались в несколько миллионов долларов. Таких же размеров достигает стоимость незаконно изъятых природных ресурсов. В стане недостаточно эффективно реализуется система экологических ограничений и режимов природопользования, отсутствует концепция последовательной экологизации законодательства.

Все выше изложенное обуславливает актуальность выбранной темы.

Для успешного решения экологической проблемы необходимо выявить условия, влияющие на состояние окружающей природной среды. К числу таких условий относятся экономический и промышленно-производственный потенциал государства, уровень экологической и правовой культуры населения, особенности действующего законодательства, возможности населения получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Ряд условий является объектом экологического права и находится в сфере служебных интересов органов прокуратуры. Другие условия, и в первую очередь современное социально-экономическое положение страны, уровень тенденции развития ее промышленно-производственного потенциала, хотя и не относятся к объекту экологического права, но, тем не менее, должны учитываться при осуществлении прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства.

Предметом исследования в данной работе выступает государство и экология. Объектом – общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления государством своих экологических функций.

Основная цель работы заключается в раскрытии темы и ее основополагающих моментов. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: рассматривается экологическая функция государства, формирование экологического сознания граждан, изучается понятие и состав экологического правонарушения, а также юридическая ответственность за экологические правонарушения: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

При подготовке материала по теме были использованы работы Ерофеева Б.В., Дубовик О.Л., Бринчук М.М., Хропанюк В.Н., Матузова Н.И., Малько А.В. и других авторов.

 



Взаимодействие экологии и государства

Дата: 2019-05-29, просмотров: 1434.