Отношение к крепостному праву
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Согласно договору возникает власть господина над слугой. Таким образом, крепостное право он рассматривает как договорное, а, следовательно, считал недопустимым его расторжение по требованию одной стороны, но при внимательном рассмотрении всех рассуждений мыслителя о формах крепости. Становится заметной тенденция ее трактовки как договора трудового найма.

Такие жесткие формы несвобод, как рабство и холопство он осуждал. За рабом мыслитель признавал право требовать и добиваться освобождения. Однако, он считал, что в настоящее время требуется лишь смягчение условий крепости.

Правовой статус различных сословий

В.Н. Татищев настаивал на установлении юридического и экономического статуса основных сословий в государстве. Главным занятием дворян он считал военную и государственную службу, полагая, что их привилегии должны соответствовать этим факторам. По его мысли, на государство возлагается забота и о купечестве. Купечеству же, в свою очередь, необходимо знать состояние торга, а горожанам “ремесел совершенные свойства и ухватки”. Упорядоченное состояние сословий придаст прочность государственному устройству.

Формы государства

Наличие той или иной формы правления он ставил в зависимость от размеров территории страны и степени обеспечения ее внешней безопасности.

“Малые народы”, к тому же подвергающиеся нападениям, вполне могут управляться всенародно (демократическая республика); “великие и находящиеся также в безопасности” могут устанавливать аристократическое правление (аристократическая республика). “Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не смогут”.

Рассматривает мыслитель и смешанные формы правления, но достоинства за ними не признает.

Тиранию (деспотию) Татищев называл наихудшей формой правления.

Наилучшей формой правления для России Татищев считал монархию. Но, по-видимому, он склоняется к ограниченному ее варианту. Так, он полагал, что монарху необходимо опираться в своей деятельности на двухпалатный выборный орган. Цель этого органа: подготовка законов, разрешение “дел внутренней экономии” и обсуждение важнейших вопросов”. Представительный орган состоит из двух палат: Сената (высшей палаты), в состав которой входит 21 представитель из дворян, и Совета (второй палаты), где заседает 100 человек, избранных по более широким нормам представительства. Статус у представительного органа – законосовещательный.

Законодательный процесс

Монарх выступает у него в роли верховного законодателя, но издаваемые им законы должны соответствовать естественному праву, справедливости и общей пользе. Соблюдение таких требований один человек не может полностью обеспечить, поэтому необходимо, сохранив за монархом формальное право на титул верховного законодателя, потребовать предварительного рассмотрения и одобрания каждого законопроекта различными ведомствами и выборными учреждениями. Роль монарха будет заключаться в подписании готового законопроекта.

В настоящее время, по его мысли, отсутствует соответствие естественных и положительных законов, поэтому необходимо подготовить Новое Уложение взамен устаревшего Соборного Уложения 1649 г.

Татищев считал, что законы следует писать четким и доступным для любого подданного языком и поручить их составление “людям в законах искусных и отечеству беспристрастно верным”. При соблюдении нового проекта Уложения он обращал внимание на необходимость проведения кодификационных работ для устранения существующих в нынешнем законодательстве “неразберихе” и противоречий.

Новые законопроекты до их принятия следует подвергнуть широкому обсуждению. В тех случаях, когда всему народу не предоставляется возможность собраться, следует заменить народный референдум выборными представителями, наделенными “полной мочью”. Такие выборные учреждения Татищев называл “селами и парламентами”.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 180.