Глава 1. Средства массовой информации в чрезвычайных ситуациях как объект научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Средства массовой информации в чрезвычайных ситуациях как объект научного исследования. 5

1.1 Теоретико–методологические основы исследования чрезвычайной ситуации. 5

1.2 Социально–психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях. 10

1.3 Специфика функционирования российских средств массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций. 13

Глава 2. Реальное состояние и механизмы коррекции функционирования средств массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций. 17

2.1 Пресса как источник информации в чрезвычайных ситуациях. 17

2.2 Масс-медиа в формировании общественного мнения по проблемам чрезвычайных ситуаций. 19

2.3 Механизмы коррекции функционирования средств массовой информации в нештатном режиме. 21

Заключение. 26

Список литературы.. 29



Введение

Актуальность темы. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. За 2009 год на территории Российской Федерации произошла 2.541 ЧС, в которых погибли 5927 человека, суммарный материальный ущерб от них составил более 100 млрд. рублей.

Современные ЧС порождаются множеством причин, поэтому для выработки эффективных мер по их предупреждению требуются сложные объяснительные схемы их возникновения и протекания. Одним из важнейших факторов, определяющих устойчивость общества к воздействию ЧС, является культура безопасности человека, выраженная «совокупностью этических принципов, социальных знаний и определенных стереотипов поведения в ЧС или на пути к их предупреждению». Чем выше культура безопасности личности, тем меньше вероятность того, что человек станет источником или жертвой подобной ситуации.

Средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного фактора социального управления в условиях ЧС, формирования культуры современной личности, что обусловливает необходимость как понимания, так и знания компенсаторных (возместительных) ресурсов СМИ. Под компенсаторным ресурсом понимается свойство СМИ оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние людей, попавших в зону ЧС.

Благодаря СМИ любая ЧС или стихийное бедствие получают информационно-коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы.

Информация о ЧС, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.

Таким образом, налицо противоречие между ростом стрессогенных факторов для массового сознания, обусловленных увеличением масштабов ЧС, и снижением компенсаторных возможностей СМИ, обеспечивающих достаточный уровень его стабильности. Отсутствие равновесного соотношения между реальным уровнем ЧС и характером их отображения в информационном пространстве приводит к тому, что граждане попадают под двойной психологический пресс: самой ситуации и ее отражениям в масс-медиа. СМИ, являясь по сути своей социальным регулятором общества, не способствуют социально-психологической стабильности общества в момент ЧС и не выполняют одного из своих главных назначений - психокоррекции массового сознания.

Именно этим определяется актуальность темы исследования, которая обусловливается:

- потребностью научного осмысления причин несоответствия деятельности средств массовой информации особенностям психологического состояния людей в условиях чрезвычайных ситуаций;

- важностью изучения природы информационно-коммуникативных отношений в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации негативных последствий ЧС для общества;

- отсутствием знаний и практических механизмов противостояния деструктивному влиянию СМИ на процесс адаптации в социальную среду, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

- необходимостью разработки механизмов коррекции характера функционирования средств массовой информации для минимизации негативных социально-политических последствий ЧС.

Цель исследования – выявить условия, способствующие позитивному влиянию прессы на состояние общества в чрезвычайных ситуациях.

Задачи исследования:

- обосновать необходимость исследования ЧС в связи с ее влиянием на социально-политическое состояние общества;

- выявить основные векторы трансформации массового сознания людей и их поведения в ЧС;

- рассмотреть специфику формирования информационного пространства России в ЧС;

Объект исследования – средства массовой информации и массовое сознание в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования – ресурс средств массовой информации в процессе взаимодействия с массовым сознанием.

 



Заключение

 

Итак, информация о ЧС, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.

Таким образом, налицо противоречие между ростом стрессогенных факторов для массового сознания, обусловленных увеличением масштабов ЧС, и снижением компенсаторных возможностей СМИ, обеспечивающих достаточный уровень его стабильности. Отсутствие равновесного соотношения между реальным уровнем ЧС и характером их отображения в информационном пространстве приводит к тому, что граждане попадают под двойной психологический пресс: самой ситуации и ее отражениям в масс-медиа. СМИ, являясь по сути своей социальным регулятором общества, не способствуют социально-психологической стабильности общества в момент ЧС и не выполняют одного из своих главных назначений - психокоррекции массового сознания.

Это требует, с одной стороны, изучения механизмов воздействия СМИ, а с другой – регулирования информационных процессов с целью минимизации социально-политических последствий ЧС для общества.

Следует отметить, что роли СМИ в условиях ЧС уделено недостаточно внимания. В литературе она присутствует внутри других проблем и направлений – в журналистике, где акцент делается на этическую сторону подачи информации, в психологии, где прослеживаются попытки выявить степень информационного воздействия на психическое состояние населения, в теории рисков, где процесс информирования населения рассматривается как чисто технологический. Помимо этого, недостаточно изучены возможности, алгоритмы действия средств массовой информации, качественные и количественные параметры информации, ее социально-психологическая и политическая направленность, а значит и специфика управления информацией в условиях чрезвычайного характера.

Приходится признать, что информационный обмен в кризисной ситуации бывает затруднен как объективным конфликтом интересов профессионалов-отраслевиков, ликвидирующих причины и последствия кризиса, с одной стороны, и журналистов, стремящихся удовлетворить информационные запросы массовой аудитории - с другой. Тем важнее быстро наладить управление информационным обменом, поставив этот процесс под контроль государства в лице административного органа. При этом важно помнить, что для того, чтобы то или иное информационное сообщение было донесено до аудитории, воспринято аудиторией и положено в основу формирования общественного мнения в связи с кризисной ситуацией.

СМИ рассматриваются как основной субъект формирования общественного мнения. Компетентность общественного мнения зависит от меры гласности и свободы информации в обществе. Отсутствие достоверной информации приводит к тому, что общественное мнение формируется на базе недостоверных данных, например, слухов.

Чрезмерная политизация такого инструмента, как федеральные СМИ, его превращение из инструмента информирования населения в инструмент пропаганды и попыток манипулирования общественным мнением несомненно ведет к снижению его эффективности, подрывает основы доверия населения российских регионов к транслируемой федеральным каналам информации.

Чрезвычайные ситуации в журналистике находятся в том же семантическом поле, что и скандальные происшествия. Механизм выстраивания текста, сюжета при описании катастрофы и скандала одинаков – нарушение привычного состояния вещей. Его основной механизм работает следующим образом. Характер события влияет на его презентацию и рефлексию в СМИ. Рефлексия не конструктивная, а провоцирующая, заставляющая искать в катастрофе «катастрофические» подробности, «катастрофические» последствия; даже причины, спровоцировавшие бедственное событие, часто рассматриваются как «катастрофические»: неадекватная власть, техногенные «коллапсы», неизбежность все большего экономического кризиса. Созданные в подобной логике аналитические и псевдоаналитические сюжеты воссоздают катастрофу, описывая ее во вновь созданном «катастрофичном контексте».



Список литературы

 

1. Авраамов Д.С., Профессиональная этика журналиста. Учебное пособие. Москва, 2003.

2. Актуальные проблемы права и СМИ. Материалы первой российско-американской конференции /под редакцией Г.В. Винокурова, А.Г. Рихтера, В.В. Чернышова., Москва, 1997.

3. Арапова Г.Ю., Глисков А.А., Шишкин Д.Г., научный редактор Монахов В.Н., Комментарий к Закону РФ о СМИ. Москва, 2001.

4. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики. Москва: МарТ, 2006.

5. Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики: Словарь-справочник. Москва: Феникс, 2006.

6. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках: Учебное пособие. Москва: Высшая школа, 2003.

7. Васильева Л.А. Делаем новости! Москва: Аспект-Пресс, 2003.

8. Винокуров Г.В., Рихтер А.Г., Лекции по основам правовых знаний для журналистов. Москва, 1999 - 280 с.

9. Волек Т. Журналистская этика. Москва: Институт развития прессы, 2002.

10. Ворошилов В.В., Журналистика. Учебник. СПб, 1999.

11. Горшенков Г.Н. Институт саморегулирования СМИ в системе предупреждения преступлений, 2004.

12. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

13. Колвир С. Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии. Москва: Права человека, 1997.

14. Копылов В.А., Информационное право. Учебник. Москва: Юристъ, 2004.

15. Кудрявцев М. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы, 1999.

16. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2004.

17. Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. Москва: Изд. Яуза, 2001.

18. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учеб. пособие. Москва, 1999.

19. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. Учебное пособие для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2004.

20. Магницкая Е.В., Евсигнеев Е.Н. Правоведение. Учебник для ВУЗов. СПб, 2003.

21. Михайлов С.А. Журналистика стран Северной Европы. СПБ.: Издательство Михайлова В.А,, 2003.

22. Новое информационное законодательство РФ. Под ред. А.К.

23. Симонова. М.: Медея, 2004.

24. Прайс Монро Э. Масс-медиа и государственный суверенитет: Глобальная информационная революция и ее вызов власти государства. М., 2004.

25. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. Москва: Галерия, 2002.

26. Российский медиа-этос как территория поиска. Москва, 2001.

27. Тимушева Е. Аналитические способы отображения действительности в журналистике. Москва: МГУ, 2004.

28. Федотов М.А., "Вооруженный нейтралитет" при абсолютном невмешательстве государства в дела СМИ. - Этика успеха. Москва, 1996.

29. Федотов М.А., Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий. Москва, 1999.

30. Федотов М.А., Право массовой информации в Российской Федерации. Москва: Международные отношения, 2002 - 624с.

31. Федотов М.А., Правовые основы журналистики. Москва, 2002.

32. Шиллингер Э., Проблемы и перспективы развития журналистской этики в России. Москва, 1996.

33. Шостак И.М., Репортер - профессионализм и этика. СПб, 2001.


[1] Бек У. Общество риска. На пути к новому модерну. М., 2000.

[2] Шевченко А.В. Психологические аспекты процессов формирования государственной информационной политики. Ставрополь. 1999; Социальная информациология. Словарь. М., 2006.

[3] Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность: экопсихология информационной среды общества.// Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» 25-27 октября 2000. М., 2001.

[4] Василенко И. Информационное государство и теория государственного управления //Гос. сл., 2005, №1.


Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Средства массовой информации в чрезвычайных ситуациях как объект научного исследования. 5

1.1 Теоретико–методологические основы исследования чрезвычайной ситуации. 5

1.2 Социально–психологические особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях. 10

1.3 Специфика функционирования российских средств массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций. 13

Глава 2. Реальное состояние и механизмы коррекции функционирования средств массовой информации в условиях чрезвычайных ситуаций. 17

2.1 Пресса как источник информации в чрезвычайных ситуациях. 17

2.2 Масс-медиа в формировании общественного мнения по проблемам чрезвычайных ситуаций. 19

2.3 Механизмы коррекции функционирования средств массовой информации в нештатном режиме. 21

Заключение. 26

Список литературы.. 29



Введение

Актуальность темы. В последние годы в России, несмотря на общее снижение количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) наблюдается увеличение масштабов и соответственно ущербов от них. В них вовлекаются все большие массы людей, которые не только подвергаются воздействию прямых поражающих факторов, но и испытывают психологический стресс, как во время самой чрезвычайной ситуации (ЧС), так и после. За 2009 год на территории Российской Федерации произошла 2.541 ЧС, в которых погибли 5927 человека, суммарный материальный ущерб от них составил более 100 млрд. рублей.

Современные ЧС порождаются множеством причин, поэтому для выработки эффективных мер по их предупреждению требуются сложные объяснительные схемы их возникновения и протекания. Одним из важнейших факторов, определяющих устойчивость общества к воздействию ЧС, является культура безопасности человека, выраженная «совокупностью этических принципов, социальных знаний и определенных стереотипов поведения в ЧС или на пути к их предупреждению». Чем выше культура безопасности личности, тем меньше вероятность того, что человек станет источником или жертвой подобной ситуации.

Средства массовой информации (СМИ) выступают в роли важного фактора социального управления в условиях ЧС, формирования культуры современной личности, что обусловливает необходимость как понимания, так и знания компенсаторных (возместительных) ресурсов СМИ. Под компенсаторным ресурсом понимается свойство СМИ оказывать положительное воздействие на психоэмоциональное и физическое состояние людей, попавших в зону ЧС.

Благодаря СМИ любая ЧС или стихийное бедствие получают информационно-коммуникативный резонанс, который либо усиливает катастрофичность последствий, либо помогает уберечься от депрессии, апатии, т.е. осуществляет своего рода психотерапию социальной сферы.

Информация о ЧС, как правило, доминирует над освещением остальных событий повседневной жизни, что выражается в росте объемов информации о них в информационном пространстве. Избыточное присутствие такого рода информации формирует эффект привыкания массового сознания к катастрофам, их неизбежности, что в итоге ведет к пассивному, отстраненному поведению людей даже при таких чрезвычайных ситуациях, как пожар, наводнение и т.п. В результате в обществе отсутствует адекватное восприятие безопасного поведения в ЧС.

Таким образом, налицо противоречие между ростом стрессогенных факторов для массового сознания, обусловленных увеличением масштабов ЧС, и снижением компенсаторных возможностей СМИ, обеспечивающих достаточный уровень его стабильности. Отсутствие равновесного соотношения между реальным уровнем ЧС и характером их отображения в информационном пространстве приводит к тому, что граждане попадают под двойной психологический пресс: самой ситуации и ее отражениям в масс-медиа. СМИ, являясь по сути своей социальным регулятором общества, не способствуют социально-психологической стабильности общества в момент ЧС и не выполняют одного из своих главных назначений - психокоррекции массового сознания.

Именно этим определяется актуальность темы исследования, которая обусловливается:

- потребностью научного осмысления причин несоответствия деятельности средств массовой информации особенностям психологического состояния людей в условиях чрезвычайных ситуаций;

- важностью изучения природы информационно-коммуникативных отношений в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации негативных последствий ЧС для общества;

- отсутствием знаний и практических механизмов противостояния деструктивному влиянию СМИ на процесс адаптации в социальную среду, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации;

- необходимостью разработки механизмов коррекции характера функционирования средств массовой информации для минимизации негативных социально-политических последствий ЧС.

Цель исследования – выявить условия, способствующие позитивному влиянию прессы на состояние общества в чрезвычайных ситуациях.

Задачи исследования:

- обосновать необходимость исследования ЧС в связи с ее влиянием на социально-политическое состояние общества;

- выявить основные векторы трансформации массового сознания людей и их поведения в ЧС;

- рассмотреть специфику формирования информационного пространства России в ЧС;

Объект исследования – средства массовой информации и массовое сознание в условиях чрезвычайных ситуаций.

Предмет исследования – ресурс средств массовой информации в процессе взаимодействия с массовым сознанием.

 



Глава 1. Средства массовой информации в чрезвычайных ситуациях как объект научного исследования

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 245.