Города и веси Малого Золотого Кольца
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Владимир

Владимир - город с тысячелетней историей, основание которого связывают с именем киевского князя Владимира Святославича. В 990-е годы Владимир Креститель на высоком берегу некогда полноводной Клязьмы основал новую крепость по образу и подобию Киева. В середине XII в. в период правления князя Андрея Боголюбского Владимир становится главным городом Северо-Восточной Руси, а во времена татаро-монгольского нашествия - общерусской столицей. Князь Андрей, а затем его младший брат Всеволод "Большое гнездо" превращают крепость в златоглавый белокаменный град. До наших дней сохранились во Владимире белокаменные памятники той поры: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

На долю Владимира выпали многие значительные героические события. Были и победы, воспетые в народных сказаниях, и тяжкие времена татаро-монгольского ига.

С возвышением Москвы в 14 веке Владимир теряет былую славу. В Москву переезжает митрополит, в Москву владимирцы отдают величайшую святыню города - чудотворный образ Владимирской Божией Матери, по образу и подобию Владимирского Успенского собора Аристотель Фьораванти строит храм в Кремле.

Провинциальный Владимир прошлых столетий умилял души современников колокольным благовестом, запахом цветущей вишни да тихими улочками, сохраняя при этом величие старины и обаяние исторического ландшафта.

Несмотря на то, что современный Владимир - это крупный промышленный центр, город привлекает туристов со всего мира, приезжающих полюбоваться белокаменным кружевом древних храмов.



Памятники архитектуры

Золотые ворота

Золотые ворота — выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

Строили Золотые ворота княжеские мастера. Об этом свидетельствует княжеский знак, оставленный строителем на одном из белокаменных блоков. Постройка сложена в технике полубутовой кладки, широко распространившейся во владимиро-суздальском зодчестве. Строгие пропорции проездной арки, перекрытой мощным полуциркульным сводом, и особое изящество небольшой церкви наверху придавали сооружению величественный характер, хорошо соответствующий его назначению.

Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел пять входных ворот (кроме Золотых, это Медные, Иринины, Серебряные и Волжские). До наших дней дожили лишь Золотые ворота.

Это были самые парадные ворота города в XII—XIII веках. Ипатьевская летопись сообщает, что князь их золотом «учини», имея в виду, что они были покрыты листами золоченой меди, ярко блестевшей на солнце и поражавшей воображение современников. Вплотную к воротам с севера и юга примыкали насыпные валы с глубокими рвами с наружной стороны. Через рвы от ворот проходил мост, выводивший за город. Высота арки достигала 14 метров. Массивные дубовые створы ворот, висевшие на кованых петлях, примыкали к арочной перемычке, сохраняющейся и ныне. По верху этой перемычки был устроен деревянный настил, который служил дополнительной боевой площадкой. От настила сохранились лишь гнезда для балок в кладке стен. Вход на площадку осуществлялся через дверной проем в южной стене, в толще которой проходила каменная лестница с ползучим коробовым сводом. На этом же уровне с противоположной стороны лестницы был выход на южную линию земляных валов. С севера на валы шел проход прямо с помоста через дверь в стене. Лестница же в южной стене вела далее на верхнюю боевую площадку, имевшую зубчатые стены в виде бойниц. В центре этой площадки была возведена надвратная белокаменная церковь Положения риз Богоматери. Она представляла собою довольно стройный храм уже знакомого по постройкам Юрия Долгорукого типа: квадратный в плане четырехстолпный с тремя алтарными апсидами с внутренними и наружными лопатками на стенах, тремя арочными порталами, цилиндрическим барабаном и скромным убранством в виде декоративного пояска, идущего посредине высоты фасада.

К сожалению, ворота сохранились с сильными перестройками. К древним частям этого сооружения относится широкая проездная арка с мощными боковыми пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая фрагментарно.

В 1778 году ворота горели во время большого городского пожара. Несколько лет спустя в связи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты для устройства проезда около них. Тем самым конструкции воротных опор были ослаблены, и встал вопрос о ремонте древнего сооружения. В 1795 году был принят «прожект» архитектора Чистякова, по которому к углам пилонов были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены заново из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича, освященная в 1810 году. В таком виде Золотые ворота и дошли до настоящего времени, хотя с начала XIX века неоднократно предпринимались попытки восстановить их в первоначальных формах.

Последние полвека Золотые ворота находятся в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В надвратной церкви располагается военно-историческая экспозиция. Центральное место в экспозиции занимает диорама, передающая драматические события февраля 1238 г.: защиту Владимира во время штурма войсками хана Батыя (1972 г., автор — народный художник РСФСР Е. И. Дешалыт).

В экспозиции представлено оружие и воинское снаряжение разного времени: боевые болты метательной машины, наконечники стрел и копий XIII в., кольчуга бердыш, трофейный польский арбалет начала XVII в., кремневые ружья екатерининской эпохи, стальная кираса и мушкетон периода Отечественной войны 1812 г., винтовка, мундир, знамены и награды конца XIX в., трофейное турецкое оружие.

Экспозиция продолжается на бывшей боевой площадке, превращенной в начале XIX в. в закрытую галерею-паперть. Здесь расположена «Галерея героев-владимирцев»: портреты, мемориальные вещи, документы, фотографии 160 Героев Советского Союза — участников Великой Отечественной войны и героев мирного времени. В экспозиции представлены образцы лучшего стрелкового оружия, созданного выдающимися конструкторами-оружейниками из г. Коврова: В. А. Дегтяревым, С. Г. Симоновым, Г. С. Шпагиным и другими. Необычную витрину составили вещи космонавта В. Н. Кубасова.

Успенский собор

Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С. В. Заграевского.

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные "капители 1158—1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 метра, длина без учета апсид — 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

Успенский собор включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Старинные фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с использованием собора не только в качестве музея, но и в качестве действующего храма[2].

Дмитриевский собор

Храм (XII в.) во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо, в крещении Дмитрий. Строительство собора связывают с рождением одного из сыновей князя, также крещеного Дмитрием. Постави церковь камену на своём дворе, в своё имя , - сообщает летопись.

Уникально декоративное убранство Дмитриевского собора - более тысячи резных камней.

Центральный, самый крупный рельеф с надписью - сидящий на троне библейский Давид - пастух, псалмопевец, царь и пророк. К трону Давида, как бы славя Творца, собирается вся тварь земная и небесная: львы и барсы, птицы и грифоны. Есть и другие персонажи - Александр Македонский, Самсон, побеждающий льва, Соломон, совершающий свои знаменитые подвиги Геракл. На рельефе северного фасада изображен сам князь Всеволод с сыновьями. В сложной системе средневековых образов все имело свой символический смысл, и пластическое убранство Дмитриевского собора языком иносказаний говорило об идеальных человеческих качествах, о самом главном - о смысле жизни. Фрески, современные зданию, уцелели только под хорами - сидящие апостолы и ангелы из композиции Страшный суд на центральном своде, Шествие в рай и Лоно Авраамово на южном своде.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастыри и церкви

Рождественский монастырь. Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1191 г. на территории городского кремля князем Всеволодом Большое Гнездо. В тот же год здесь был возведён белокаменный Рождественский собор. Только в середине 16 в. уступил первенство Троице-Сергиевой лавре. В 1263 г. здесь был похоронен великий владимирский князь Александр Невский, принявший перед кончиной монашеский постриг. В сер. 18 в. волею дочери Петра I Елизаветы Петровны монастырь был обращён в архиерейский дом.

В настоящее время на территории монастыря, который был вновь освящён в 1991 г. сохранились постройки 17-18 веков: святые врата с церковью Александра Невского, Христо - Рождественский храм, архиерейские палаты, братский корпус. На месте разрушенного в 1930 г. белокаменного Рождественского собора возведён новый храм, вновь построена шатровая колокольня.

Богородицкая церковь. Единственный сохранившийся в городе памятник культовой архитектуры 17в.

Церковь построена в 1649г. на средства владимирских купцов. Долгое время при ней был женский монастырь, после упразднения которого храм стал домовой церковью находившейся рядом семинарии. В начале 90-х годов прошлого века церковь была передана общине старообрядцев.

Вознесенская церковь. Украшенная кокошниками и фигурными наличниками церковь возведена на высоком городском холме в 1764г. В древности на этом стратегически важном месте располагался деревянный Вознесенский монастырь, сожжённый татаро-монголами во время нашествия 1238г.

Храм действующий.

Георгиевская церковь. В 1157г. Юрий Долгорукий поставил на княжеском дворе белокаменный собор в честь своего небесного покровителя святого великомученика Георгия Победоносца. Собор сгорел и на его фундаменте в 1784г. был построен новый храм.

Князь-Владимирская церковь. Построена в 1785г. на территории загородного кладбища. Храм принадлежит к типу трапезных церквей (с западной стороны позднее была пристроена придельная трапезная церковь). В конце 19 в. по проекту епархиального архитектора Н.Д.Корицкого была возведена колокольня. У южной стены храма похоронены уроженцы Владимира братья Столетовы - генерал от инфантерии Н.Г. Столетов и выдающийся русский физик А.Г.Столетов.

Константино-Еленинская церковь. Церковь построена во второй половине 18 в. на территории основанного в 14 в. московским митрополитом Алексием одноимённого монастыря. После того, как из-за ветхости зданий и скудности средств содержания в 1775 г. обитель была закрыта, храм был передан общине села Доброе. Сто лет спустя на средства крестьянина М.Д. Куликова рядом с церковью была выстроена колокольня.

Михайло-Архангельская церковь. Церковь и шатровая колокольня построены в 1788 г. на средства прихожан села Красное. Храм освящён в память Архангела Михаила - предводителя небесного ангельского воинства. Церковь была закрыта в 30-е годы и вновь открыта в начале 90-х годов прошлого века. При церкви сохранилось старое сельское кладбище.

Никитская церковь. Построена во 2-ой половине18 в. на средства владимирского купца С. Лазарева на месте Козьмо-Демьяновского монастыря и освящена в память святого мученика Никиты. Храм в первоначальной своей фигуре был в три света, двухэтажный с двумя престолами: во имя Козьмы и Демиана - внизу, в честь усекновения главы Иоанна Крестителя - вверху , - писали Владимирские ведомости в 1872 г. Церковь была закрыта в 1938 г. Сейчас в ней располагаются реставрационные мастерские.

Николо-Кремлёвская церковь. Памятник архитектуры середины 18 в., церковь названа в честь святителя Николая Чудотворца. Её месторасположение - территория бывшего городского кремля.

В 20-е годы прошлого столетия храм был закрыт. С 1962 г. здесь размещается городской планетарий.

Спасо-Преображенская и Никольская церкви .Храмы расположены на месте княжеского двора Андрея Боголюбского, который некогда украшала белокаменная церковь Спаса. Позднее здесь образовался Спасский Златовратский монастырь, просуществовавший до 1764 г. Существующие в настоящее время Спасо-Преображенская и Никольская церкви построены в 17- 18 веках по типу парных церквей (большой холодный летний и маленький тёплый зимний храмы).

Николо-Галейская церковь. Каменная церковь на берегу р. Клязьмы построена на средства посадского человека Ивана Павлыгина на месте некогда существовавшей деревянной и освещена в честь Николая Чудотворца - покровителя путешествующих. Своё название в Галеях получила в связи с тем, что напротив церкви издавна находилась пристань, куда причаливали суда - галеи, а за близость к воде в народе именовалась как церковь Николы Мокрого.

Троицкая церковь. Церковь построена в 1740 г. Её декоративное оформление выполнено в стиле, характерном для посадских церквей конца 17 - начала 18 в.

Действующий храм.

Церковь Архистратига Михаила Церковь была построена в 1893 г. по завещанию и на средства отставного капитана Ф.Г. Архангельского и на частные благотворительные пожертвования. Вновь построенный храм в византийском стиле имеет весьма красивый наружный вид и весьма изящный внутри, но очень небольших размеров - может вмещать не более 300 или 400 человек , - писала губернская газета. Закрытая в 1929 г. церковь вновь освящена в 1997 г.

Троицкая (Красная) церковь Троицкая церковь, построенная в 1916 г. из красного кирпича (отсюда название Красная) в псевдорусском стиле, является последней культовой постройкой дореволюционного Владимира. Храм, сооружённый на средства купцов-старообрядцев для старообрядческой общины, использовался по назначению до 1928 г., затем служил складом и женским общежитием. С 1974 г. в церкви размещается экспозиция Владимиро-Суздальского музея - заповедника Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка.

Костёл св. Розария Пречистой Девы Марии Построен в 1891 г. по решению городской Думы для солдат польско-литовского полка, сосланных во Владимир царским правительством, на их собственные средства. Закрыт в 30-е годы. В настоящее время - приход Римской католической церкви.

Музеи города

Дата: 2019-05-29, просмотров: 191.