НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.. 3

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ.. 4

1.1. Понятие нормативно-правового акта. 4

1.2. Признаки нормативно-правового акта. 5

2. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.. 1

2.1. Понятие закона и его признаков. 1

2.2. Виды законов. 4

2.3. Структура закона. 8

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 11

3.1. Действие нормативно-правового акта во времени. 11

3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. 15

3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц. 17

Заключение.. 19

Список использованной литературы... 20

 

 



Введение

 

На всех этапах развития российской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране.

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой-бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять. Особенно это важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование массива нормативно-правовых актов.

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

 



НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

 

Понятие нормативно-правового акта

 

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

Следовательно, формы права – это способ выражения государственной воли, юридических правил поведения.

Из числа известных истории права и юридической практике современных государственных источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложилась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке референдума либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативно-правовых актов в Российской Федерации имеют определенное значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также межгосударственные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Однако главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовой – это изданный в установленном порядке государственными органами юридический документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

Виды законов

 

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

– их юридической силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации);

– субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

– предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

– сроку действия (постоянные законы и временные);

– характеру (текущие и чрезвычайные);

– сферам действия (общефедеральные и региональные);

– содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);

– степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.);

– значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

– объему регулирования (общие и специальные) и т.д.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:

– федеральные законы

– законы субъектов федерации

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:

– федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов);

– федеральные законы.

Федеральный конституционный закон – закон, непосредственно регулирующий важнейшие конституционные институты государства, принимаемый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:

– о военном положении;

– о чрезвычайном положении;

– о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;

– об изменении статуса субъекта РФ;

– о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;

– о референдуме;

– о судебной системе;

– о судах основного звена;

– о Конституционном Суде РФ;

– о Верховном Суде РФ;

– о Высшем арбитражном суде РФ;

– о Конституционном собрании РФ.

"Точно определено "иерархическое" место федерального конституционного закона – ему не могут противоречить федеральные законы (п.3 ст.76 Конституции Российской Федерации).

Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию" [6, с.38].

Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами.

Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения.

"Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон. " [6, с.38].

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют:

– Государственной Думой – не ограничены;

– Советом Федерации – 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации);

– Президентом РФ – 14 дней.

Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и

денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) – преодоление вето Совета Федерации – и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

"Президент РФ рассматривает в течение 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральным закон в течение 7 дней" [6, с.39].

Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.

 

Структура закона

 

Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами):

– наименование органа, принявшего закон;

– название закона;

– номер и дата принятия;

– преамбула;

– нормативно-правовое содержание закона;

– последствия несоблюдения закона;

– отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм);

– опубликование закона и вступление его в силу;

– подписание закона.

Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила.

Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно.

Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы.

"Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются" [3, с.98].

Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи).

После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. "Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст.15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания" (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г)" [6, с.47].

Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ).

 

 



Заключение

 

Делая выводы можно сказать, что главную роль в системе источников российского права играют именно нормативно-правовые акты.

Этим система российского права отличается от правовых систем общего, религиозного или обычного права. Ведущее значение нормативно-правовых актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII – XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативно-правовых актов Российской Федерации существенно отличается от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.

Всякое общество требует упорядочения своей жизнедеятельности и развития. Иначе оно рискует быть раздробленным и хаотично развивающимся. Среди средств организации и упорядочения видимое место занимает право. Отличаясь от других видов социальных норм, оно выступает в качестве публично-официального, общеобязательного регулятора общественных отношений. Право опирается на государство, которое непосредственно создает правовые нормы и различными способами гарантирует их соблюдение и реализацию.

 



Список использованной литературы

 

1. Алексеев, С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. – М.: Статут, 1999. – 172 с.

2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998. – 624 с.

3. Закон: создание и толкование / под ред.А.С. Пиголкина. – М.: Спартак, 1998. – 283 с.

4. Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько: учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

5. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3 т. Т.2 / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. – изд.2-е. перераб. и доп. – М.: Зерцало-М, 2002. – 528 с.

6. Тихомиров, Ю.А. Правовые акты / Ю.А. Тихомиров, И.В. Комелевская: учебно-практическое пособие. – М.: Юридический колледж МГУ, 1995. – 162 с.

7. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Юрайт-М, 2001. – 432 с.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.. 3

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ.. 4

1.1. Понятие нормативно-правового акта. 4

1.2. Признаки нормативно-правового акта. 5

2. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.. 1

2.1. Понятие закона и его признаков. 1

2.2. Виды законов. 4

2.3. Структура закона. 8

3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.. 11

3.1. Действие нормативно-правового акта во времени. 11

3.2. Действие нормативно-правового акта в пространстве. 15

3.3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц. 17

Заключение.. 19

Список использованной литературы... 20

 

 



Введение

 

На всех этапах развития российской государственности право было важным и эффективным инструментом руководства обществом. И в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране.

Для каждого гражданина, где бы он ни работал и какой-бы деятельностью ни занимался, право всегда воспринимается как те или иные акты. Правовые акты – наглядное структурное выражение права. И их нужно хорошо знать, умело готовить и правильно применять. Особенно это важно для юристов, поскольку от них зависит непосредственное формирование массива нормативно-правовых актов.

Целью данной курсовой работы явилось стремление более подробно изучить нормативно-правовые акты, их влияние на общество. Материалы, использованные при написании работы разнообразны. Они включают в себя монографии, таких авторов как А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров; учебники для юридических вузов по Теории государства и права, а также Общую теории государства и права под редакцией профессора М.Н. Марченко.

 



НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 162.