Понятие ИС и ее жизненного цикла, этапы проектирования ИС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Информационные системы (ИС) управления предприятиями присутствуют на Российском рынке относительно недавно, эксперименты с внедрением данных систем на отечественных предприятиях стали проводиться в основном с начала 90-х годов. Количество внедрений изменяется десятками, качество внедрения зачастую является предметом споров, слухов, домыслов и разочарований. В то же время, интерес к ИС не угасает, и руководители предприятий "отваживаются" на рискованные шаги.

Реорганизация деятельности предприятия, особенно если такая реорганизация связана с внедрением корпоративных информационных систем, связана с серьезным риском. Можно привести множество примеров, когда проекты по внедрению готовых или разработанных под заказ информационных систем оканчивались неудачей. Между тем существующие и опробованные в течение многих лет методики и инструментальные средства позволяют минимизировать риски и решать ключевые вопросы, возникающие на различных этапах реорганизации бизнес-процессов предприятия, в том числе реорганизации, сопровождающейся внедрением информационных систем. [1]

В связи с большим документооборотом, есть насущная необходимость в автоматизации процесса их формирования. Используя имеющиеся СУБД можно решить эту проблему. В данной работе поставлена цель: рассмотрение возможностей формирования отчетов; задача: автоматизация формирования отчетов по отгрузке товаров в разрезе клиентов. Для решения задачи выбраны две методологии: IDEF0 и DFD. Решение основной части проходит с помощью методологии DFD. Инструментальным средством выбрана СУБД.



Теоретическая часть

 

Подход к проектированию информационной системы, реализованный в проекте

 

Можно выделить два основных подхода к проектированию современных информационных систем - структурный и процессный. Первый основан на использовании организационной структуры предприятия, когда проектирование информационной системы идет по подразделениям. Технологии деятельности всего предприятия в этом случае описываются через технологии работы его подразделений. Главным недостатком структурного подхода является привязка к организационной структуре, которая довольно часто меняется, поэтому в проект информационной системы постоянно приходится вносить изменения.

Несколько по-иному обстоит дело при процессном подходе. Этот подход ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. При процессном подходе предприятие рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых бизнес-процессов. В отличие от организационной структуры они меняются достаточно редко. Основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти. А вот число обеспечивающих бизнес-процессов может достигать нескольких десятков.

Процессный подход подводит к необходимости перехода на так называемое тонкое производство, или тонкую ресурсосберегающую структуру (Lean production).

Основными чертами такой реорганизации являются:

широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;

сокращение количества уровней принятия решений;

сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;

повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг.

Процессный подход к анализу и моделированию бизнес-процессов и последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно изменять и дорабатывать технологии, безболезненно (без остановки производства) модернизировать информационную систему предприятия. [4]

В проекте реализован процессный подход, ввиду удобства его использования.



Постановка задачи

2.2.1 Цель проектирования ИС:

Потребность в создании ИС обусловлена необходимостью автоматизации деятельности фирмы.

2.2.2 Основные функции, требующие автоматизации:

учет клиентов и заказов;

учет договоров.

2.2.3 Используемые документы и их описание:

Товар - внутренний документ, содержащий информацию о наличии товара, о его цене. Функция: учет товара.

Клиент - внутренний документ, содержащий информацию о клиенте. Функция: учет клиентов.

Заказ - внутренний документ, содержит информацию о всех заказах, сделанных клиентами. Функция: учет заказов.

Договор - исходящий документ. Функция: юридическое обоснование.

Отчет - внутренний документ, составляется на основе запроса по клиентам и товару.

 

Построение модели потоков данных (IDF0, DFD) в BPwin

 

Анализ предметной области организации отгрузки товара и получения отчетов по данному процессу проведем с помощью CASE-средства BPwin с использованием двух методов IDF0 и DFD. Выбор данных методов обусловлен следующими факторами:

IDF0 - необходимостью определения соответствующих областей в исследуемой системе, на которых необходимо сфокусировать внимание в первую очередь (моделирование деятельности фирмы с целью построения некоторой информационной системы);

DFD - данные диаграммы используются для описания документооборота и обработки информации. Они являются дополнением к модели IDEF0 для более наглядного отображения текущих операций с документами в системах обработки информации.

На контекстной диаграмме А-0 отображена система управления процессом.

Report for Diagram: A-0, Организация процесса отгрузки товара

Activity Name: Организация процесса отгрузки товара

Link Name: Канцелярские принадлежности

Link Name: Материалы

Link Name: Услуги организации

Link Name: Стандарты

Link Name: Мнение эксперта

Link Name: Персонал

Link Name: Оборудование

Link Name: Сведения о клиенте

Организация работы фирмы - совокупность технологических процессов. Основным результатом этого технологического процесса является оказание различных услуг. Процесс работы подразделяется на 2 непрерывных потока, Один ориентирован на товар, второй - на клиента. (А0)

Report for Diagram: A0, Организация процесса отгрузки товара

Activity Name: Комплектование набора товаров

Activity Name: Обслуживание клиентов

Link Name: Канцелярские принадлежности

Link Name: Материалы

Link Name: Услуги организации

Link Name: Стандарты

Link Name: Мнение эксперта

Link Name: Персонал

Link Name: Оборудование

Link Name: Отгружаемый товар

Link Name: Сведения о клиенте

Следующие две диаграммы - это частные случаи декомпозиции подсистем рассматриваемого процесса. В них выделяются основные процессы. Ниже приведены отчеты по каждой из диаграмм. (А2, А23)

Report for Diagram: A2, Обслуживание клиентов

Подсистемы:

Activity Name: Оформление "карточки" клиента

Activity Name: Оформление пакета документов

Activity Name: Предоставление услуги

Потоки данных:

Link Name: Услуги организации

Link Name: Стандарты

Link Name: Мнение эксперта

Link Name: Персонал

Link Name: Оборудование

Link Name: Отгружаемый товар

Link Name: Пакет документов клиента

Link Name: Готовый пакет документов

Link Name: Карточка клиента

Link Name: Документация

Link Name: Сведения о клиенте

Link Name: Карточка документов клиента

Хранилища:

Data Store Name: База клиентов

Data Store Name: Хранилище оформленных документов

Report for Diagram: A23, Предоставление услуги

Подсистемы:

Activity Name: Прием заявки

Activity Name: Поиск заказанного товара

Activity Name: Заполнение первичной документации

Activity Name: Отгрузка товара

Потоки данных:

Link Name: Услуги организации

Link Name: Стандарты

Link Name: Мнение эксперта

Link Name: Персонал

Link Name: Оборудование

Link Name: Готовый пакет документов

Link Name: Сведения о клиенте

Link Name: Отложенные заявки

Link Name: Заявка на товар

Link Name: Первичная документация

Link Name: Отчет об отгрузке

Link Name: Заявка на склад

Link Name: Документы на отгрузку

Link Name: Отчет о наличии

Link Name: Выполненная заявка

Link Name: Отказ

Хранилища:

Data Store Name: БД выполненных заявок

Data Store Name: БД отложенных заказов

Data Store Name: БД отчетов

Внешние сущности:

External Name: Клиент

 

Создание базы данных

 

Создадим базу данных "Отгрузка товаров в разрезе клиентов" в СУБД MS Access. Основным назначением базы данных "Отгрузка товаров в разрезе клиентов" будет автоматизация функции по учету клиентов и заказов.

 

Рис.1 Схема данных БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов"

 

2.5.1 Таблицы для хранения данных

В соответствии со схемой данных БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов" имеет следующие таблицы:

 

Рис.2 Таблицы БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов"

 

Созданные таблицы в конструкторе имеют следующий вид. В верхней части окна Конструктора каждому полю соответствует название, тип данных, описание, а в нижней части окна задаются свойства поля, такие как длина, маска ввода, условие на значение, значение по умолчанию, подпись, индекс и др.

 

Рис.3 Пример структуры таблицы "Договоры" в конструкторе

 

2.5.2 Формы для ввода информации

Создадим формы для ввода информации. Например, для заполнения формы - Заказы, необходимо заполнение форм-справочников: формы - Товар и формы - Клиенты; а для формы Договоры, необходима форма-справочник: Справочник договоров.

 

Рис.4 Пример форм-справочников: товар и клиенты

 

Рис.5 Форма для оформления заявки на товар

 

Рис.6 Форма для оформления договора

 

Создадим так же главную кнопочную форму приложения с помощью диспетчера кнопочных форм и зададим параметры запуска, чтобы БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов" запускалась с главной кнопочной формы.

 

Рис.7 Главная кнопочная форма БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов"

 

2.5.3 Запросы для создания отчетов

 

Рис.8 Вкладка "Запросы" в окне БД "Отгрузка товаров в разрезе клиентов"

 

Для формирования отчета в разрезе клиента создадим запрос "Клиент запрос". Данный запрос предназначен для выбора клиентов, заказов и стоимости заказов за определенный промежуток времени (месяц).

 

Рис.9 Запрос "Клиент запрос" в Конструкторе

 

2.5.4 Отчет

Для формирования отчета в разрезе клиентов, создадим "Отчет_Клиенты" на основании запроса "Клиент Запрос".

 

Рис.10 "Отчет_Клиенты", сформированный по запросу "Клиенты Запрос"

 

Созданная база данных позволяет вести учет клиентов, товара и заказов, а так же внутренней документации.



Заключение

 

В начале работы была поставлена цель: рассмотрение возможностей формирования отчетов. В ходе работы была создана база данных, с помощью которой осуществляется возможность формирования отчета по отгрузке товара в разрезе клиентов.

В заключении работы, отметим, что создание ИС, обеспечивающей возможность управления предприятием на основе оперативных, аналитических и достоверных данных не дань моде, а объективная необходимость.

Существует возможность автоматизации, создании, работы других документов, что может послужить основой для совершенствования проекта для данного элемента Электронной ИС.



Список использованной литературы

 

1. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / Под ред. проф. Г.А. Титоренко, - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2004.

2. Вендров А.М. CASE - технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Вендров А.М. Практикум по проектированию программного обеспечения экономических информационных систем: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.

4. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. - М.: ДИАЛОГМИФИ, 2004.

5. Список сетевых ресурсов

6. http://do. bti. secna.ru/lib/book_it/inf_sistem.html

7. http://www.abn.ru/inf/setevoi/cycle. shtml

8. http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-02/06. shtml

9.

 

Приложения

 

Рис. А-0 Контекстная диаграмма отгрузки товара

 

Рис. А0 Диаграмма декомпозиции отгрузки товара

 

Рис.2А Диаграмма декомпозиции по работе с клиентами

 

Рис. А23 Диаграмма декомпозиции системы предоставления услуг

 

Рис. Диаграмма дерева узлов


[1] Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0 М.: «ДИАЛОГМИФИ», 2002

[2] http://do.bti.secna.ru/lib/book_it/inf_sistem.html

[3] http://www.abn.ru/inf/setevoi/cycle.shtml

[4] http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-02/06.shtml

[5] http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-02/06.shtml

[6] http://www.cfin.ru/press/loginfo/2001-02/06.shtml


Введение

 

Информационные системы (ИС) управления предприятиями присутствуют на Российском рынке относительно недавно, эксперименты с внедрением данных систем на отечественных предприятиях стали проводиться в основном с начала 90-х годов. Количество внедрений изменяется десятками, качество внедрения зачастую является предметом споров, слухов, домыслов и разочарований. В то же время, интерес к ИС не угасает, и руководители предприятий "отваживаются" на рискованные шаги.

Реорганизация деятельности предприятия, особенно если такая реорганизация связана с внедрением корпоративных информационных систем, связана с серьезным риском. Можно привести множество примеров, когда проекты по внедрению готовых или разработанных под заказ информационных систем оканчивались неудачей. Между тем существующие и опробованные в течение многих лет методики и инструментальные средства позволяют минимизировать риски и решать ключевые вопросы, возникающие на различных этапах реорганизации бизнес-процессов предприятия, в том числе реорганизации, сопровождающейся внедрением информационных систем. [1]

В связи с большим документооборотом, есть насущная необходимость в автоматизации процесса их формирования. Используя имеющиеся СУБД можно решить эту проблему. В данной работе поставлена цель: рассмотрение возможностей формирования отчетов; задача: автоматизация формирования отчетов по отгрузке товаров в разрезе клиентов. Для решения задачи выбраны две методологии: IDEF0 и DFD. Решение основной части проходит с помощью методологии DFD. Инструментальным средством выбрана СУБД.



Теоретическая часть

 

Понятие ИС и ее жизненного цикла, этапы проектирования ИС

 

Информационная система (ИС) в целом - автоматизированная система, предназначенная для организации, хранения, пополнения, поддержки и представления пользователям информации в соответствии с их запросами. [2]

Под жизненным циклом системы обычно понимается непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации. Современные сети разрабатываются на основе стандартов, что позволяет обеспечить, во-первых, их высокую эффективность и, во-вторых, возможность их взаимодействия между собой. Вообще говоря, все стандарты на информационные системы (как и на любые системы, вообще) можно разбить на следующие два основных класса:

Функциональные стандарты, определяющие порядок функционирования системы в интересах достижения цели, поставленной перед нею ее создателями.

Стандарты жизненного цикла, определяющие то, как создается, развертывается, применяется и ликвидируется система.

Модели, определяемые стандартами этих двух классов, конечно же взаимосвязаны, однако решают совершенно разные задачи и характеризуются принципиально различными подходами к их построению.

Например: наиболее полной функциональной моделью системы является сама система, однако "биография" самой системы ни в коем случае не может рассматриваться в качестве модели ее жизненного цикла. Куда ближе к модели жизненного цикла информационной системы является описание жизни живого существа, начиная с момента зачатия.

Таким образом, жизненный цикл информационной системы охватывает все стадии и этапы ее проектирования:

предпроектный анализ (включая формирование функциональной и информационной моделей объекта, для которого предназначена информационная система);

проектирование системы (включая разработку технического задания, эскизного и технического проектов);

разработку системы (в том числе программирование и тестирование прикладных программ на основании проектных спецификаций подсистем, выделенных на стадии проектирования);

интеграцию и сборку системы, проведение ее испытаний;

эксплуатацию системы и ее сопровождение;

развитие системы. [3]

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.