Внесение поправок и пересмотр Конституции РФ
Оглавление
Введение
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра
2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время существует множество проблем, вызывающих дискуссии. В частности, многие ученые ведут споры относительно того, какие недостатки существуют в действующей Конституции Российской Федерации, каким образом их можно исправить, а также насколько полно в Конституции освещен вопрос внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и нужно ли изменять Конституцию, или же целесообразно будет принять новую. В итоге то, что на сегодняшний день существует множество проектов Конституции.
Степень разработанности темы. За весь период существования института конституционных поправок и пересмотра Конституции (Основного закона) в России возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Для ликвидации этих последствий в 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой были устранены некоторые недостатки. Однако после принятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин[1], Е.А. Лукьянова[2], Т.Я. Хабриева[3], В.И. Осейчук[4] и другие.
Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:
– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;
– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;
– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;
– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;
– определение путей развития исследуемого вопроса.
Объектом данного исследования является законодательство Российской Федерации в сфере внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности процесса становления и развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции в российском государстве.
Методологической основой данной работы составляет совокупность приемов, способов, методов проведенного исследования, таких как диалектический метод и историзм, историко-сравнительный метод правоведения, изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод и другие.
Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина[5], Е.А. Лукьяновой[6], Т.Я. Хабриевой[7], В.И. Осейчука[8] и других авторов.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
В Конституции (Основном законе) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальной редакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР[9].
Конституция Российской Федерации значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция – Основной закон РСФСР
1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней
Конституции было предоставлено высшим представительным органам – Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов.
В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу. Например, в Конституции Российской Федерации – России, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако в статье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.
Изменения и дополнения статей Конституции Российской Федерации – России, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов[10].
Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён[11].
Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция России создана с учетом современных идей конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Действующая российская Конституция – подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям.[12]
В 1994 году была предпринята первая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации».[13]
Большинство же имеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом были вызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалось подвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы, новый порядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава Российской Федерации и др. Сегодня дебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционным текстом все же осталась.[14]
Таким образом, принятие новой Конституции в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотра Конституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.
Заключение
Результатами исследования стали основные выводы, полученные в процессе работы. К ним можно отнести следующие положения:
1. Принятие новой Конституции в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотра Конституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.
2. Согласно статье 134 Конституции Российской Федерации, субъектами права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут быть:
– Президент Российской Федерации;
– Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
– Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
– Правительство Российской Федерации;
– законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
– группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Перечень этих органов государственной власти уже тех, которые, согласно статье 104 Конституции Российской Федерации, обладают правом законодательной инициативы. В частности, здесь нет высших судебных органов и индивидуального права на инициативу со стороны членов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
3. В статье 135 Конституции Российской Федерации закреплено, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием Российской Федерации. Но предложение о пересмотре может быть поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы. В этом случае в соответствии с федеральным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. Если в голосовании приняло участие более половины избирателей, более половины которых проголосовали за Конституцию, то она считается принятой.
4. В статье 136 Конституции Российской Федерации сказано, что поправки к главам 3 – 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
5. Статья 137 Конституции Российской Федерации в пункте 1 закрепляет, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Пунктом 2 предписывается в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
Что касается проблем, связанных с процессом внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции, то в данной работе была сделана попытка отразить одну из самых значимых и актуальных проблем, которая заключается в том, что изменение Конституции Российской Федерации достаточно сложно, что влечет за собой споры относительно того, нужно ли реформирование Конституции или необходимо сохранить ее как основу всего современного законодательства. По нашему мнению, реформировать Конституцию необходимо, поскольку современное общество развивается очень быстро и новое законодательство должно соответствовать и Конституции, и реалия жизни. Для этого необходимо принять Федеральный Конституционный закон, регламентирующий порядок формирования и деятельности Конституционного Собрания. Данный закон должен предусматривать следующее:
1) участники Конституционного Собрания должны избираться народом Российской Федерации;
2) лица, которые занимают должности в органах государственной власти и местного самоуправления, не вправе избираться в Конституционное Собрание;
3) В проект Конституции, разрабатываемый Конституционным Собранием в течение шести месяцев, включаются только положения, которые получили поддержку не менее двух третей участников Конституционного Собрания;
4) Разработанный проект Конституции выносится на референдум, который проводится через три месяца после официального опубликования проекта, и считается принятым, если за него проголосовало более половины россиян, участвующих в референдуме. Также каждый участник референдума за месяц до голосования должен получить проект Конституции, чтобы иметь возможность принять оптимальное решение.
Таковы, на наш взгляд, основные особенности исследуемого института конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации, актуальные проблемы в этой сфере и некоторые предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего исследуемый вопрос.
Библиографический список
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации [Текст]. – М.: ИНФРА‑М, 2007. – 128 с.
2. Конституция (Основной закон) РСФСР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) в первоначальной редакции // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – №15. – Ст. 407.
3. Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России 1978 г. (с изменениями и дополнениями) // Свод законов РСФСР. – 1988. – Т. 1. – С. 13.
4. Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный Конституционный Закон, 25.03.2004 г., №1‑ФКЗ // Российская газета. – 2004. – №62. – 26 марта.
5. О референдуме Российской Федерации [Текст]: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. // Российская газета. – 2004. – №137‑Д. – 30 июня.
6. О наименовании географических объектов [Текст]: Федеральный закон: [принят Государственной Думой 17 октября 1997 г.: одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997 г.] – Российская газета. – 1997 – №26. – 24 декабря.
7. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон // Российская газета. – 1998. – №46. – 10 марта.
8. Постановление Совета Федерации от 17 декабря 1994 г. №306–1 СФ // СЗ РФ. – 1994. – №35. – Ст. 3665.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст] / М.В. Баглай. – М.: НОРМА, 2005. – 802 с.
10. Белкин, А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) [Текст] / А.А. Белкин // Правоведение. – 1995. – №1. – 136 с.
11. Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.А. Лукьянова // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №15. – 40 с.
12. Осейчук, В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России [Текст] / В.И. Осейчук // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – №5. – 52 с.
13. Старилов, Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: реализация без изменений, преобразование или неизбежность пересмотра? [Текст] / Ю.Н. Старилов // Право и политика. – 2005. – №1. – С. 6 – 7.
14. Хабриева, Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость [Текст] / Т.Я. Хабриева // Журнал российского права. – 2003. – №11. – 180 с.
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – 2003. – №93. – 17 мая. – 16 с.
[1] Белкин А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. – 1995. – № 1. - С. 73 – 94.
[2] Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 15. – С. 4 – 9.
[3] Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 20 – 32.
[4] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. – С. 6 – 11.
[5] Белкин А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. – 1995. – № 1. - С. 73 – 94.
[6] Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 15. – С. 4 – 9.
[7] Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 20 – 32.
[8] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. – С. 6 – 11.
[9] Конституция (Основной закон) РСФСР (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г.) в первоначальной редакции // Ведомости ВС РСФСР. – 1978. – № 15. – Ст.407.
[10] Конституция (Основной закон) Российской Федерации – России 1978 г. (с изменениями и дополнениями) // Свод законов РСФСР. – 1988. – Т. 1. – С. 13.
[11] Хабриева, Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 20 – 32.
[12] Хабриева, Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 20 – 32.
[13] Постановление Совета Федерации от 17 декабря 1994 г. N 306-1 СФ // СЗ РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3665.
[14] Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 15. – С. 4 – 9.
[15] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 60.
[16] Там же. – С. 46.
[17] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 46.
[18] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 60 – 61.
[19] О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. // Российская газета. - № 137-Д. – 2004. – 30 июня.
[20] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 61.
[21] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 42.
[22] Там же. - С.60.
[23] Там же. - С. 49.
[24] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – С. 794 – 795.
[25] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 61.
[26] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – С. 796 – 798.
[27] О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федеральный закон // Российская газета. - № 46. – 1998. – 10 марта.
[28] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 61.
[29] Там же. - С. 6.
[30] Там же. - С. 26.
[31] Там же. - С. 27.
[32] Там же. - С. 61.
[33] О наименовании географических объектов: Федеральный закон: [принят Государственной Думой 17 октября 1997г. : одобрен Советом Федерации 3 декабря 1997г.] – Российская газета. - № 26. – 1997. – 24 декабря.
[34] Конституция (Основной закон) Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 30.
[35] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2005. – С. 799 – 801.
[36] Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа: Федеральный Конституционный Закон, 25.03.2004 г., № 1-ФКЗ // Российская газета. – 2004. – № 62. – 26 марта.
[37] Лукьянова, Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 15. – С. 4 – 9.
[38] Белкин, А.А. Пересмотр Конституции (теоретические аспекты) // Правоведение. – 1995. – № 1. - С. 73 – 94.
[39] Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – С-Пб. - 2003. – С. 7.
[40] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - № 93. – 2003. – 17 мая. – С. 4.
[41] Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // Журнал российского права. – 2003. – № 11. – С. 20 – 32.
[42] Старилов Ю.Н. Будущее Конституции Российской Федерации: реализация без изменений, преобразование или неизбежность пересмотра? // Право и политика. – 2005. – №1. – С. 6 – 7.
[43] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. – С. 6 – 11.
[44] Осейчук В.И. О необходимости нового этапа конституционной реформы в России // Конституционное и муниципальное право. – 2006. - № 5. – С. 6 – 11.
Внесение поправок и пересмотр Конституции РФ
Оглавление
Введение
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г.
2. Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции. Порядок пересмотра
2.1 Субъекты процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции (ст. 134)
2.2 Порядок пересмотра положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации (статья 135)
2.3 Порядок внесения поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации (статья 136)
2.4 Порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации (статья 137)
3. Проблемы процесса конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и возможные пути их решения
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что в настоящее время существует множество проблем, вызывающих дискуссии. В частности, многие ученые ведут споры относительно того, какие недостатки существуют в действующей Конституции Российской Федерации, каким образом их можно исправить, а также насколько полно в Конституции освещен вопрос внесения поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и нужно ли изменять Конституцию, или же целесообразно будет принять новую. В итоге то, что на сегодняшний день существует множество проектов Конституции.
Степень разработанности темы. За весь период существования института конституционных поправок и пересмотра Конституции (Основного закона) в России возникало множество споров по поводу конституционной реформы, возможности и необходимости совершенствования положений Конституции. В советский период из-за жесткой цензуры открыто критиковать Конституцию РСФСР не было возможности, однако после распада СССР и образования Российской Федерации Конституцию 1978 г. множество раз изменяли, что стало причиной пробелов и противоречий в праве. Для ликвидации этих последствий в 1993 г. была принята новая Конституция Российской Федерации, в которой были устранены некоторые недостатки. Однако после принятия Основного закона снова появились разногласия по поводу реформирования Конституции. В частности, по этому вопросу в своих статьях высказывали мнение такие юристы как А.А. Белкин[1], Е.А. Лукьянова[2], Т.Я. Хабриева[3], В.И. Осейчук[4] и другие.
Целью работы является определение наиболее актуальных проблем в процессе конституционных поправок и пересмотре Конституции Российской Федерации, а также обозначение возможных путей развития в этом вопросе.
Задачи исследования определяются поставленной целью и указывают, что предстоит сделать для ее достижения:
– исследовать развитие института конституционных поправок и пересмотра Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции Российской Федерации 1993 г. в контексте истории государства и права России;
– выделить как позитивные, так и негативные моменты процесса изменения Конституции;
– показать проблемы в сфере конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации;
– сформулировать предложения по совершенствованию процесса проведения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации и устранению выявленных проблем;
– определение путей развития исследуемого вопроса.
Объектом данного исследования является законодательство Российской Федерации в сфере внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации.
Предмет исследования – особенности процесса становления и развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции в российском государстве.
Методологической основой данной работы составляет совокупность приемов, способов, методов проведенного исследования, таких как диалектический метод и историзм, историко-сравнительный метод правоведения, изучение и анализ законодательной практики, сравнительно-правовой метод и другие.
Теоретико-правовой основой данной работы являются работы таких ученых-юристов, как А.А. Белкина[5], Е.А. Лукьяновой[6], Т.Я. Хабриевой[7], В.И. Осейчука[8] и других авторов.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
1. История развития института конституционных поправок и пересмотра Конституции на примере Конституции РСФСР 1978 года и Конституции РФ 1993 года
В Конституции (Основном законе) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в первоначальной редакции) в статье 185 главы XI закреплено, что изменение Конституции РСФСР производится решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Верховного Совета РСФСР[9].
Конституция Российской Федерации значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция – Основной закон РСФСР
1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней
Конституции было предоставлено высшим представительным органам – Верховному Совету, Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов.
В последние годы существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились многочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу. Например, в Конституции Российской Федерации – России, принятой на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г. (в редакции от 10 декабря 1992 г.) в статье 3 было закреплено разделение властей, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением. Однако в статье 185 Конституции оставалось положение о том, что изменение и дополнение Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России производит Съезд народных депутатов Российской Федерации законом, принятым большинством не менее двух третей от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации. В таком же порядке производится временное приостановление действия отдельных статей Конституции, а также делегирование полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации.
Изменения и дополнения статей Конституции Российской Федерации – России, касающиеся федеративного устройства Российской Федерации, не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами Москвой и Санкт-Петербургом в лице их Советов народных депутатов[10].
Таким образом, Конституция превратилась в юридический лабиринт. Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной «гибкости», явилась одной из причин конституционного кризиса 1992–1993 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён[11].
Конституция Российской Федерации принципиально отличается от прежних актов конституционного законодательства СССР и России. Она несет в себе новые ценности и ориентиры политического и социально-экономического развития, в центре которых стоят основные права и свободы человека. Конституция России создана с учетом современных идей конституционализма, таких, как свобода, гуманизм, права личности, разделение властей, представительная форма правления. Действующая российская Конституция – подлинный источник права и применяется непосредственно не только Конституционным Судом, но и всеми иными судами. На основе Конституции выстроена новая система организации публичной власти, конституционные механизмы, препятствующие возрождению тоталитарного общества и государства и способствующие защите прав граждан от произвола со стороны государства. Теперь Конституция служит одним из важнейших инструментов проведения политических и экономических реформ, создания гражданского общества, рыночной экономики. Более того, конституционная реформа 1993 г. открыла путь экономическим, политическим, социальным и иным преобразованиям.[12]
В 1994 году была предпринята первая попытка внесения изменений в новую Конституцию. Совет Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации».[13]
Большинство же имеющихся проектов поправок не преследовало цели добиться улучшения конституционного текста. Требования об изменении Конституции во многом были вызваны политическими причинами. В основном корректировке предлагалось подвергнуть главы об органах власти. Рассмотренные Государственной Думой поправки к Конституции предусматривали: усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля, расширение перечня членов Правительства Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности которых требует получения согласия Государственной Думы, новый порядок формирования Совета Федерации, изменения субъектного состава Российской Федерации и др. Сегодня дебаты по этим вопросам утихли, хотя неудовлетворенность конституционным текстом все же осталась.[14]
Таким образом, принятие новой Конституции в 1993 году было обусловлено необходимостью создать новую основу законодательства нового государства. В настоящее время институт конституционных поправок и пересмотра Конституции более развит, чем в предшествующей Конституции, в которой закреплялось полновластие Съезда народных депутатов, и направлен на защиту основных прав и свобод человека и развитие гражданского общества и правового государства.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 193.