Обоснование к проекту Налогового кодекса Кыргызской Республики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На протяжении почти 12 лет существования Налогового кодекса Кыргызской Республики в налоговом законодательстве накопилось огромное количество вопросов, которые невозможно решить без принципиального пересмотра структуры и содержания основного налогового документа. Неоднократные попытки установить налоговые стимулы для инвестиций и легализации доходов, а также работа по устранению «белых пятен» и противоречий с помощью инструментов, заложенных в действующем налоговом законодательстве, не приводили к ожидаемым результатам.

При разработке проекта Налогового кодекса Кыргызской Республики были приняты ряд принципиальных направлений развития налоговой системы, такие как:

1) создание стимулов для роста бизнеса;

2) улучшение инвестиционного климата;

3) совершенствование налогового администрирования.

4) устранение противоречий и «белых пятен» в налоговом законодательстве;

5) гармонизация Налогового кодекса с другими отраслями права;

6) прогнозируемость налоговых платежей;

7) расширение налоговой базы за счет снижения налогового бремени, увеличения числа добросовестных налогоплательщиков и сокращения налоговых льгот.

Известно, что в настоящее время кроме Налогового кодекса существует большое количество других нормативных документов, которые так или иначе, обязывают уплачивать различные налоги и сборы, такие как налог за пользование автомобильными дорогами, отчисления в чрезвычайный фонд, отчисления по восстановлению минерально-сырьевой базы и др. Разнообразие таких платежей, а также отсутствие систематизации в порядке их взимания вызывают большое количество нареканий со стороны плательщиков. Для устранения указанного недостатка предложено разработать единый документ, который бы включал все налоги, взимаемые в республике.

Впервые в Налоговый кодекс республики введены принципы налогового законодательства (принципы законности, обязательности, справедливости, определенности налогообложения, единства налоговой системы, гласности налогового законодательства, презумпции добросовестности и правомерности).

Введено понятие «электронная подпись» и «электронный документ». Предусмотрена возможность предоставления налоговой отчетности в электронной форме без непосредственного контакта налогоплательщиков и представителей налоговых органов с использованием сети Интернет.

Количество налогов с 16 действующих (8-общегосударственных и 8 местных) сокращены до 9 (7 общегосударственных и 2 - местных).

Определены элементы налогообложения, при наличии которых налоги могут рассматриваться установленными в Кыргызской Республике, что позволяет налогоплательщику лучше понимать содержание каждого налогового обязательства.

Введены отдельные статьи, устанавливающие права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, проектом предусмотрено, что права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц органов налоговой службы.

Налоговые органы обязаны не только контролировать исполнение налогового законодательства, но и оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении ими налоговых обязательств. Это позволяет принципиально по новому сформировать взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговыми органами, устранить противостояние и обеспечить сотрудничество между ними.

Ограничены права налоговых органов по передаче дел в правоохранительные органы.

Установлены сроки давности для налоговых целей.

Согласно проекту Налогового кодекса Кыргызской Республики возврат и зачет переплаченных сумм налога может быть произведен в течение 6 лет после окончания налогового периода, тогда как в соответствии с действующим Налогового кодекса Кыргызской Республики этот срок составляет только 3 года.

По сравнению с действующим Кодексом проект предоставляет налогоплательщикам усовершенствованный механизм предоставления отсрочки и рассрочки по исполнению налоговых обязательств.Если налогоплательщик не погашает признанную им задолженность, налоговые органы взыскивают долг без согласия налогоплательщика.

В проекте предусмотрено представление единой налоговой декларации, целью которой является предоставление финансовой и иной информации об экономической деятельностью субъекта.

Кардинальным образом изменен порядок проведения налоговых проверок. Установлены виды налоговых проверок, которые делятся на выездные проверки (плановые, внеплановые, встречные и перепроверки) и камеральные проверки. При этом особо следует отметить, что налогоплательщик включается в план выездных проверок (плановые проверки) только на основе результатов анализа оценки факторов риска неуплаты налога.

Рейдовый налоговый контроль будет осуществляться не чаще 12 раз в год в отношении отдельного налогоплательщика. Такого ограничения в действующем Кодексе нет.

Предложено ограничить периодичность и продолжительность проведения хронометражных обследований. Так, хронометражное обследование должно проводиться не чаще одного раза в квартал и не может превышать 15 календарных дней и оно может применяться только для определения размеров патента.

Предусмотрен механизм помощи налогоплательщикам по соблюдению требований налогового законодательства при заполнении налоговой отчетности. Механизм реализуется с помощью камеральных проверок, которые направлены на выявление ошибок, допущенных налогоплательщиками при составлении налоговых отчетов с целью предупреждения доначисления штрафных санкций при проведении налоговых проверок.

Введена глава по взаимодействию налоговых органов с другими государственными органами при осуществлении налогового администрирования.

Введено понятие налогового правонарушения, что отсутствует в действующем Кодексе. Установлены общие принципы привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обложение физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, производится в соответствии с порядком, предусмотренным для плательщиков налога на прибыль

Введен минимальный расчетный доход, облагаемый подоходным налогом независимо от факта его получения физическими лицами. Размер этого дохода будет определяться ежегодно на основании данных статоргана по региональной среднемесячной зарплате работников по состоянию на 1 октября предыдущего года с учетом стандартных вычетов.

Установлены вычеты по расходам на образование, по ипотечному кредиту и по суммам, направляемым в негосударственный пенсионный фонд.

По многочисленным пожеланиям налогоплательщиков, при расчете налога на прибыль предлагается, чтобы налоговая база определялась по правилам, установленным законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете, с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом, что позволяет максимально сократить разницу между финансовым и налоговым учетом.

Разрешено относить на вычеты расходы на подготовку и переподготовку кадров. При этом такие суммы не облагаются подоходным налогом в составе совокупного годового дохода работников, которые проходят подготовку или переподготовку. Это по сути двойное освобождение направлено прежде всего на увеличение в республике квалифицированных кадров.

Упрощена процедура расчета размера процентов за полученные кредиты, подлежащих вычету для расчета размера дохода, облагаемого налогом на прибыль. Так, подлежат вычету в размере начисленных или уплаченных процентов, в зависимости от метода бухгалтерского учета применяемого налогоплательщиком, в том случае, если сумма долга была использована для осуществления экономической деятельности.

Учитывая специфику использования основных средств при недропользовании, предлагается дополнить группы основных средств шестой группой, в которую включаются расходы налогоплательщика на геологическую подготовку месторождения, проектные и инженерно-изыскательские работы и получение прав пользования недрами, а также на горно-капитальные и горно-подготовительные работы с целью последующей добычи полезных ископаемых, а также основные средства горнодобывающих и (или) горно-перерабатывающих предприятий, введенные в эксплуатацию и фактически используемые при недопользовании и амортизируются по ставке 50 процентов. При этом допускается использование пониженной нормы амортизации.

Освобождается от налога прибыль товарно-сервисных кооперативов и прибыль налогоплательщика, полученная от реализации товаров промышленной переработки ягод, плодов и овощей, в части направленной на приобретение, реконструкцию, модернизацию основных фондов(на 7 лет).

Предложено снизить ставку налога на доходы нерезидентов Кыргызской Республики, не связанных с постоянным учреждением в Кыргызской Республике.

Ставка НДС снижена с 20 до 12 процентов. Введена процедура принудительного аннулирования субъектов как плательщиков НДС с последующим их уведомлением в случае не представления ими налоговой отчетности по НДС в течение двух месяцев. Эта норма введена в связи с тем, что за 2007 год из зарегистрированных как плательщики НДС 16571 субъектов, только 9300 представляют отчеты по НДС. Эта норма также в определенной мере связана с исключением нарушений по использованию бланков счет-фактур по НДС.

Освобождены от НДС поставки товаров работ и услуг субъектов, осуществляющих переработку ягод, плодов и овощей (на 7 лет) и товарно-сервисных кооперативов.

Установлена норма, согласно которой сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет облагаемым субъектом – переработчиком сельскохозяйственной продукции уменьшается на 35 процентов в случае реализации продуктов переработки, изготовленных из сельскохозяйственной продукции.

В связи с тем, что основные средства при импорте освобождены от НДС, а товарно- материальные ресурсы приобретаются в конечном счете для продажи, превышение суммы НДС по приобретенным товарно-материальным ресурсам, подлежащим зачету, над суммой НДС по облагаемым по ставке 20% поставкам, будут использоваться только для уплаты пени и налоговых санкций по НДС, НДС следующего налогового периода и задолженности по НДС на импорт товаров.

Уточнены плательщики акцизного налога, а перечень подакцизных товаров уменьшен на 8 видов. Предусмотрено право изменять базовые ставки налога Правительством Кыргызской Республики.

Уточнен механизм уплаты акцизного налога при переработке давальческого сырья. Предусмотрены скидки на истощение недр и стабилизация режима налогообложения для недропользователей.

Налог с продаж вводится взамен налога за пользование автодорогами, отчислений средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и налога с розничных продаж и за оказание услуг населению.

В целях исключения коррупционных механизмов по налогу на имущество введен новый принцип оценки имущества. В зависимости от материалов стен и сроков эксплуатации имущества в кодексе определена налогооблагаемая стоимость одного квадратного метра площади объекта имущества, введены региональные, зональные и отраслевые коэффициенты. Налог с владельцев транспортных средств включен в налог на имущество с действующим принципом его взимания.

Плательщиками земельного налога с 2010 года по землям Государственного фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, присельных пастбищ будут являться исполнительные органы местного самоуправления независимо от использования или не использования этих земель.

Предложено снизить максимальную ставку, применяемую при упрощенной системе обложения с 10 % до 6%.

Предложено ввести в новый налоговый режим «Налоговый контракт», порядок применения которого будет устанавливаться Правительством Кыргызской Республики.

Предложено обложить налогом специальные средства бюджетных организаций.

Прямые расчеты на базе данных бюджета 2008 года без учета роста экономики и легализации теневой экономики показала, что в первый год введения Налогового кодекса в действие может привести к потерям бюджета максимально в размере 2438,4 млн. сомов. При этом дополнительные поступления по налогам составят 8445,3 млн. сомов, потери - 11018,7 млн. сомов, расходная часть бюджета сократится на 135 млн. сомов.

Разработанный проект отражает интересы граждан и субъектов предпринимательства Кыргызской Республики, стимулирует развитие бизнеса и выход их из «теневого» сектора, способствует привлечению прямых инвестиций в экономику республики, соответствует современным требованиям, предъявляемым к нормативным актам, а также позволит сформировать доходную часть бюджета, необходимую для финансирования расходов государства.

Учитывая вышеизложенное, принятие проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики в текущем году, позволит добиться резкого роста деловой активности в стране, как было указано в Послании Президента Кыргызской Республики К. Бакиева к народу Кыргызстана.



Заключение

 

Налог на добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой в расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее трудных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов.

Анализ достижений стран, лидирующих на мировом рынке, показывает, что большинство из них путем налоговой конкурентоспособности решает успешно следующие основные задачи:

· Установление налоговых ставок на уровне ниже среднемировых ;

· Отказ от прогрессивных систем налогообложения для основной массы получателей доходов;

· Установление определенных правил расчета налогооблагаемой базы, при которых инвестиции полностью освобождаются от налогообложения.

В этом плане Россия отстает от ряда стран, Доказательством тому является значительный отток национальных капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но и использовать ценный и полезный опыт других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.

Как показывает анализ практики взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но и сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению.

Налоговая политика в 2008-2010 годах должна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий для расширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационный путь развития, а также на дальнейшее снижение масштабов уклонения от налогообложения.

Целесообразно рассмотреть возможность дальнейшего снижения налогового бремени, а также исключения чрезмерно обременительных процедур зачета (возврата) соответствующих платежей по налогу на добавленную стоимость.

Изучив данный налог можно заключить, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками. К преимуществам относятся:

1. НДС выступает фактором, регулирующим размер цены.

2. Налог является постоянно поступающим и стабильным доходом государства.

3. НДС отличается простотой взимания.

4. НДС выступает фактором, который заставляет ликвидировать лишние звенья хозяйствования.

5. Налог обладает механизмом взаимной проверки плательщиками налоговых обязательств.

Недостатки:

1. Налог является фактором, сдерживающим развитие производства, что уменьшает гибкость и адаптивность производства. Это является особенно опасным для переходных экономик, которые требуют значительных структурных изменений. НДС в большей мере, чем оборотные налоги, уменьшает количество собственных оборотных средств предприятия.

2. НДС является фактором, стимулирующим инфляцию. Это существенно увеличивает цену товара, что особенно ощутимо влияет на товары первой необходимости. Следовательно НДС ухудшает положение социально незащищенных слоев населения.

3. НДС - социально несправедливый налог, т. к. он не зависит от платежеспособности плательщика. НДС перекладывает налоговое бремя на потребителя.

4. НДС, который применяется в соединении с налогом на прибыль предприятий, вынуждает производственников скрывать свою прибыльность, искусственно завышая себестоимость. Это, в частности, является причиной неконкурентноспособности отечественной продукции на внешних рынках.

В заключении хотелось бы сказать, что, на наш взгляд, налог на добавленную стоимость является наиболее интересным налогом в сравнении с остальными.

Интересна как сама схема исчисления налога, так и система зачета и возмещения. В процессе моей работы мы пришли к выводу о том, что НДС может помогать предприятиям в конкурентной борьбе, а может стать основным ценообразующим фактором, что очень неблагоприятно для фирм. Так же уравновешивая косвенное и прямое налогообложение государство может получать и стабильный доход и дать возможность развиваться бизнесу, что важно для российской экономики.

 


Список использованной литературы.

 

1. Бухгалтерский учёт. : . Ю.А.Бабаев и д.р.; под ред. Ю.А.Бабаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

2. Налоги и налогообложение. / под ред. Русаковой И. Г., Кашина В. А. - М.: 2000г.

3. Черник Д. Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы. - М.: 2000г.

4. Закон КР «О внесении изменений в Налоговый кодекс»

5. Лобачева Е.С. О налоге на добавленную стоимость // Налоговый вестник, 2005


Дата: 2019-05-29, просмотров: 163.