Организация работы на занятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несет информационный материал по каждой теме («одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.

    Работа на занятиях в первую неделю планируется следующим образом:

1. Познавательное развитие – вносится:

- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);

- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки (например      и     ) – здесь будет проведена активная работа по обучению детей операции сравнения.

(Используются стихи с описанием свойств предмета)

2. На развитии речи идет процесс синтеза – составления короткого рассказа об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используются опорные схемы для облегчения рассказывания.

3. На занятии по изодеятельности знания закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно целое.

    То же происходит на занятии по конструированию. Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берется перед самостоятельным выполнением задания (Воспитатель: «Что мы будем делать сначала? Что потом?...» Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий).

    На второй неделе для закрепления материала берутся:

· Загадки;

· Использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;

· Словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ)

    В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал.

    Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.

    Занятия делятся на: - познавательные;

                                      - занятия – наблюдения;

                                 - исследовательские;

                                 - закрепляющие.

    Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.

    На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки ДЬЕНЕША, палочки Кюизенера, танграмы, счетные палочки.

    На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. Вносятся простейшие схемы – чертежи построек. Ведется работа с конструктором.

    Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду и песок и ленточку, но только с помощью подходящей мерки – стаканчика, палочки и др. так же могут исследоваться свойства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков – на рисовании.  

    В ходе занятий используются следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Пример: В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает» со своими друзьями игру в прядки, то дети охотно помогают ему:

         Хрюша: Ребята, где же спрятался Филя?

         Дети: Он в шкафу!

         (Хрюша забирается на шкаф)

         Дети: Да не на шкафу, а в шкафу!

         (Хрюша исправляется)

         Хрюша: Вот Каркушу мне точно не найти…

         Дети (наперебой): Она под кроватью! А Степашка за шкафом     

                                         стоит.

Итог: Хрюша – доволен. Дети – тоже. Воспитатель же выполнил поставленную задачу – провел работу по ориентации в пространстве и активизировал детский словарь (предлоги на, за, под,…)

    Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».

    Если ребенок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить все снова. Ребенок не обижается, а с радостью исправляет свою ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).

4. Метод предварительной ошибки – так же эффективен, особенно при закреплении материала.

Пример: Хрюше дается задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с треугольником).

           Хрюша настаивает на том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4; не 3 угла, а 4.» На вопрос Хрюши «Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми еще одну палочку!». (Одному – двум детям предлагается помочь Хрюше). Воспитатель (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла».

3. Организация совместной и самостоятельной деятельности.

    Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план – схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

 

  СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
понедельник · Настольно/печатные дидактические игры; · Загадки (на закрепление изученной ранее темы)   Игры на развитие мелкой моторики: · Мозаика; · Шнуровка; · Игры с пересыпным материалом.
Вторник   Блоки ДЬЕНЕША Настольно/печатные - дидактические игры    
среда Палочки Кюизенера - Блоки ДЬЕНЕША; - Игры в эксперементальном уголке
четверг - работа со строительным материалом (по схеме и без); - работа со счетными палочками. - палочки Кюизенера; - кубики «Сложи узор», «Уникуб».
пятница - игры на развитие творческого воображения (элементы методики ТРИЗ); - внесение новой дидактической игры (развивающей) - работа со строительным материалом (со схемой и без); - работа со счетными палочками.

 

    Здесь я предусмотрела следующие пункты:

· Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в самостоятельную;

· Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

· Учитывание временных рамок (т.е., планируя небольшой по объему материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребенка деятельность – сюжетно – ролевую игру).

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще – по группам (3 – 5 человек) и в парах.

Используется состязательный характер игр.

    Таким образом, знания, полученные ребенком на занятии, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность.

Пример:

1. занятие: знакомство с объектом – Игрушки (ранее – Посуда);

2. совместная деятельность (игра «Что лишнее?», игры на классификацию и др.);

3. самостоятельная деятельность:

- собери из частей картинку (чашка, чайник, мячик, пирамидка)

- лото (игрушки, посуда);

4. использование знаний в бытовой деятельности (ребенок в с/ролевой игре: «Сейчас я вымою всю посуду, а потом – все игрушки…). «Сюда нельзя ставить пирамидку, здесь же стоит посуда! Пирамидку нужно поставить вот сюда, к игрушкам».

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

Пример: а) Работа в живом уголке:

· исследование (какие цветы политы, а какие нет?)- логическая операция «сравнение»;

· наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков – логические операции «сравнение», «синтез», «обобщение».

           б) Знакомство с березой и рябиной (на прогулке) – логические   

                операции «сравнение», «обобщение».

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.