Функционирование денежной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организация наличного денежного обращения регламентируется Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г. № 47[32]. Выделяются следующие принципы организации налично-денежного оборота:

· все юридические лица должны хранить свои деньги в коммерческих банках;

· банки устанавливают минимум остатка наличных денег для предприятий всех форм собственности;

· обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

· управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

· организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

· наличные деньги могут получать предприятия только в обслуживающих их учреждениях банков[33].

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Порядок ведения кассовых операций отражен в Положении № 56 «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации». Прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в РФ установлен в сумме 10 тысяч рублей по одному платежу за один кассовый день. Предприятие имеет право получать наличные деньги на оплату труда, хозяйственные нужды, командировочные расходы, выдавать наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные нужды. За нарушения порядка работы с денежной наличностью на предприятия могут быть наложены финансовые санкции[34]. Расчеты между коммерческими, кооперативными банками и другими кредитными учреждениями производятся расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) Центрального банка РФ, организованными в местах нахождения учреждений банков. Имеются и межрайонные РКЦ. Для осуществления расчетов каждому учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский счет на соответствующем балансовом счете.

Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов их организации, а также форм и способов расчета и связанного с ним документооборота. К основным принципам относятся:

1. Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 90-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.

2. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.

3. Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.

4. Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа — чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов — платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.

5. Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.

6. Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств[35].

Между банками также возникают обязательства, основанные на клиринге – зачете взаимных требований и обязательств друг перед другом. Эти обязательства возникают на основе того, что оба банка-корреспондента выступают в роли посредников по платежам, то есть одновременно перечисляют деньги покупателей и получают деньги для продавцов в безналичной форме. В результате перечисляется лишь сумма разницы между встречными денежными потоками – незачтенная сумма[36].

В России порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским кодексом РФ (ч. 2 ст.ст. 861-885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов. Согласно ГК РФ применяются следующие формы безналичных расчетов:

1) расчеты платежными поручениями – форма безналичных расчетов, при которой плательщик предоставляет в обслуживающий его банк специальный расчетный документ, содержащий безусловное поручение о перечислении определенной суммы со своего расчетного счета на расчетный счет получателя средств;

2) расчеты платежными требованиями-поручениями – требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов за выполненные работы, оказанные услуги или поставленные товары;

3) расчеты чеками – форма расчета, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в чеке суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку является кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций и производящая платеж по предъявительскому чеку;

4) расчеты аккредитивами – принимающий банк (банк-эмитент) может произвести поставщику товара платеж либо предоставить полномочия другому банку осуществить платежи при выполнении поставщиком всех условий аккредитива[37].

Для проведения расчетов и учета собственных и заемных средств хозяйствующим субъектам и населению открываются в банках различные счета:

· расчетный счет – открывается хозяйствующим субъектам, обладающим правами юридического лица и действующим на принципах коммерческого расчета;

· текущий счет – открывается предприятиям и организациям, строящим свою деятельность не на принципах коммерческого расчета (благотворительные, религиозные, общественные организации) и филиалам, представительствам, отделениям и другим обособленным подразделениям предприятий и организаций. Текущий счет позволяет производить лишь ограниченные операции, главным образом связанные с оплатой труда и административными расходами;

· бюджетный счет – открывается предприятиям и организациям, состоящим на бюджете для целевого использования бюджетных средств;

· депозитный счет – открывается предприятиям, организациям и населению для хранения временно свободных средств в течение определенного времени;

· валютный счет – открывается субъектам хозяйствования для хранения средств и проведения расчетов в иностранной валюте;

· ссудный счет – это счет, на котором банки учитывают предоставление и возврат кредитов[38].

Таким образом, можно отметить, что согласно законодательства России для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу. Безналичные расчеты между юридическими лицами происходят путем изменения остатков на счетах в обслуживающих банках.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.