Культ эмоций, однако, также опасен, как и культ рацио (как любой культ или крайность вообще). Психическое здоровье – это прежде всего баланс различных психических свойств и процессов (баланс между умением отдать и взять от другого, быть одному и быть среди людей, любви к себе и любви к другим и др.). В случае проблемы эмоций речь идет о балансе аффекта и интеллекта, т.е. свободы и права на выражение чувств со способностью осознавать их и управлять ими.
Напомним исследование двух эскимосских этносов (Eaton, Weil, 1955). В сообществе эскимосов, где чувства выражались более свободно, детей в большей степени баловали и воспитывали без особых требований с установкой на немедленное удовлетворение потребностей, депрессии почти не встречались, зато можно было наблюдать истерические реакции и конверсионные симптомы, которые возникали чаще всего в случае отказа и невозможности удовлетворить какое-либо желание. Современная западная культура, напротив, требует от человека слишком многого в смысле внешнего благополучия и достижений.
Процитируем одного из современных писателей философско-психологической ориентации, пытающегося вскрыть конфликты современного человека: "Чрезмерные требования к себе губят большинство человеческих жизней... За последнее десятилетие сознание человека изменилось очень сильно, мир его чувств – значительно меньше. Отсюда разрыв между интеллектуальным и эмоциональным уровнем. У большинства из нас имеются чувства, которых мы предпочли бы не иметь. Существуют два выхода, и оба никуда не ведут: либо мы, насколько возможно, подавляем наши примитивные эмоции, рискуя при этом и вовсе убить мир своих чувств, либо называем недостойные чувства другими именами – налепляем на них фальшивый ярлык, угодный нашему сознанию. Чем утонченнее и изощреннее наше сознание, тем многочисленнее, тем благороднее лазейки, которые мы изыскиваем, тем остроумнее самообман. Завышенные требования к себе обязательно приводят к необоснованным угрызениям совести: один ставит себе в укор, что он не гений, другой, что, несмотря на все старания, не стал святым. Сознавая свои поражения, мы, однако, не понимаем их как сигналы, как симптомы неправильного устремления, уводящего нас прочь от себя, странным образом наше тщеславие направлено не на сближение с собой, а на дальнейший разрыв" (М.Фриш).
Парадокс заключается в том, что запрет на эмоции делает бессмысленной и неэффективной рефлексию – главное средство человеческого самопознания и саморегуляции, имеющее интеллектуальную природу (Зейгарник, Холмогорова, Мазур, 1989). Ведь по настоящему эффективный самоанализ возможен только при условии понимания своих реальных чувств. Иначе человек все дальше уходит от самого себя, от своих проблем и противоречий, которые презентируются нам в наших чувствах. Его выборы и решения оказываются ложными, и он проживает чужую жизнь, подобно герою выше процитированного произведения М.Фриша. В этом, на наш взгляд, ярче всего проявляется единство аффекта и интеллекта, о котором писал Л.С.Выготский (Выготский,1984).
И все же за человеком всегда остается выбор: казаться сильным и благополучным или принять "мирской удел" и быть – быть человеком со всеми слабостями и проблемами, предполагаемыми человеческой природой. Как писал великий психоаналитик К.Г.Юнг:
Утаивание своей неполноценности является таким же первородным грехом, что и жизнь, реализующаяся исключительно через эту неполноценность. То, что каждый, кто никогда и нигде не перестает гордиться своим самообладанием и не признает свою богатую на ошибки человеческую сущность, ощутимо наказывается, – это похоже на, своего рода, проявление человеческой совести. Без этого от живительного чувства быть человеком среди других людей его отделяет непреодолимая стена (Юнг, 1993, с. 17).
Список литературы
Васко А., Гарсиа-Маркес Л., Арайден У. "Психотерапевт, познай самого себя": диссонанс между метатеоретическими и личностными ценностями психотерапевтов разных теоретических ориентации. МПЖ, 1996, N3.
Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Собрание сочинений, 1984, т.5, с.231-256.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений, 1984, т.2, с.5-295.
Вертоградова О.П., Довженко Т.В., Васюк Ю.А. Кардиофобический синдром (клиника, динамика, терапия) В сб.: Психические расстройства и сердечно-сосудистая патология" (под ред. Смулевича А.Б.), М., 1994, с.19-28.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть I: Теоретические основания подхода. МПЖ, N 2, 1994, с.29-50.
Гаранян Н.Г..Холмогорова А.Б. Групповая психотерапия неврозов с соматическими масками. Часть II: Практическая реализация подхода, МПЖ, 1996, N1, с.59-71.
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с.112-140. Голсуорси Дж. Всегда быть первым.
Зейгарник Б.В., Холмогорова А.Б., Мазур Е.С. Саморегуляция в норме и патологии. // Психологический журнал, 1989, 2, с. 12-24.
Ким А.В. Кросскультуральное исследование среди подростков – этнических корейцев – жителей Узбекистана и республики Корея. Автореф. канд. дисс., Москва, 1997.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, Политиздат.
Международная классификация болезней (10-ый пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств, Россия, Санкт-Петербург. Оверлайд, 1994. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. Москва, Наука, 1946.
Смулевич А.Б., Дубницкая Э.Б., А.О.Фильц., И.В.Морковкина. Соматофрмные расстройства (современные методологические подходы к построению модели). В сб.: "Ипохондрия и соматоформные расстройства", под ред. А.Б.Смулевича. М., 1992, с. 8-17.
Томэ X., Кэхеле X.. Современный психоанализ; том 1, Москва, Прогресс, 1996.
Фриш М. Штиллер.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоции и психическое здоровье. Вестник реабилитационной и коррекционной работы, 1996, 1, стр.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Интеграция когнитивного и психродинамического подходов на примере психотерапии соматоформных расстройств. МПЖ, 1996, N3, с. 141-163.
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Способы саморегуляции при расстройствах аффективного спектра. Методические рекомендации (сданы в печать).
Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Москва, Прогресс, 1993.
Хорни К. Наши внутренние конфликты. Москва, Юрист, 1995
Шиньон Ж.М. Эпидемиология и основные принципы психотерапии тревожных расстройств. Синапс, 1991, N1, с.
Шульц Д., Шульц.С. История современной типологии. С.Петербург, Евразия, 1998.
Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс, 1993.
Asper К. The abandoned Child within. On losing and regaining selfworth. NY, 1993.
Arieti S., Bemporad J. Depression. Krankheitsbud, Entsteheung, Dynamik un psychotherapeutische Behandlung. Stuttgart, Klett-Cotta, 1983.
Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. 1976, American book, New-York, 1976.
Brown G., Rutter М. The measurement of family activities and relationships. Human Relations, 1966, 241-63.
Brown G.W., Harris Т.О. Social origins of depression. London;Tawistock. Bowen M. The Use of Family Theory in clinical practice. In: Changing Families., N.Y., 1971, p.p.73-91. Eaton J.W., Weil R.J. Culture and mental disorders. Glencoe (free Press), 1955a.
Eaton J.W., Weil R.L. The mental health of the Hutterites. In: A.M. Rose (Hrsg.): Mental health and mental disorders. Neva-York (Norton), 1955б.
Faroog M.S., Cahir E., Oky J., Sheith, Ogebode F. "Somatisation" – a transkultural study. J. Of Psychosomatic Research, 1995, v. 39, N7, p.p.883-888
Gordon S.L. The socialization of children's emotions: emotional culture, competence, and exposure. In:: Saami (Ed.) Children's understanding of emotion. Cambridge. University Press, 1989, p.p.. 319-349.
Keitner G.I., Miller I.W. Family Functioning and Major depression: An overview. Am. J. of Psychiatry, 147:9, Sept. 1990, p. 1128-1138.
Leff J., The International J. of Social Psychiatry, 1989, Vol.35, N2, 133-145.
Levy R.. The emotions in comparative perspective. In: Scherer K.R., Ekman P. (Hrsg.) Approaches to emotion, Eribaum, Hulsdale, 1985, p.p.397-412.
Lidz. R., Lidz, T. The Family Environment of Schizophrenic Patients. Amer. J. of Psychiatry., Wash. 1949. – Vol.l06, N5, p.p.332-345.
Lipowsky J. Somatisation: its definition and Concept. American Journal of Psychiatry, 1989, 147:7 p.521-527.
Parker S. Eskimo psychopathology in the context of eskimo personality and culture. American anthropologist, 1962, 64, p.76-96.
Ulich R.I. Kinder, Jugendliche, Gefuhle, Umwelt-Sozialisation und Entwicklung von Emotionen. In H. Petzold (Hrsg.) Die Wiederentdeckung des Gefuhles. Junfermann Verlag, 1995, s.119-135.
Vaughnn C.E., Leff J.P. The influence of family and social factors on the course of psychiatric illness: a comparison of schizophrenic and depressed neurotic patients. British Journal of Psychiatry, 155, 157-165.
А.Холмогорова, Н.Гаранян. Эмоциональные расстройства и современная культура
Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.