МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СТРАНАНАХ СРАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Мотивация труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой

1.1. Сущность и основные понятия мотивации труда

1.2 Зарубежный опыт мотивации труда в странах с развитой рыночной экономикой

2. Мотивация труда на предприятиях автомобильного транспорта в Республике Беларусь

2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия

2.2. Оценка системы мотивации труда на предприятии

3. Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь

3.1. Экономическая эффективность и условия применения бестарифной системы оплаты труда на предприятиях автомобильного транспорта

3.2. Расчет показателей по улучшению мотивирования труда на УП «Белинтертранс»

3.3. Оценка контрактной системы оплаты труда и условия ее использования на УП «Белинтертранс

Заключение

Список использованных источников

Приложения



ВВЕДЕНИЕ

В большинстве стран, в том числе и в Республике Беларусь, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями автомобильного транспорта встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности деятельности предприятия.

Все вышеизложенное говорит об актуальности данной темы.

Цель работы – анализ мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта и внесения предложений по ее совершенствованию.

При выполнении работы использованы табличный и графический методы.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой;

2. Рассмотреть и проанализировать мотивацию труда и ее значение на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

3. Выработать предложения по совершенствованию мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

В процессе работы были использованы различные методы исследования: обобщения, сравнительного анализа, систематизации, приемы логической увязки данных.

При написании курсовой работы использованы монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, основные показатели развития народного хозяйства Республики Беларусь, данные Унитарного предприятия «Белинтертранс».



Таблица 2.3. Сильные и слабые стороны УП «Белинтертранс»

Потенциал организации Сильные стороны Слабые стороны
Менеджмент предприятия Система мотивации сотрудников  
Хозяйственная деятельность Качество планирования и управления Высокая изношенность транспортных средств
Научные исследования и развития Использование новых информационных технологий; Интенсивность и результаты  
Кадры Квалификация руководства; Рациональность в распределении прав и ответственности; Отсуствие в оргструктуре организации службы маркетинга
Финансы Возможности получения кредита Уровень прибыльности

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, для успешной и эффективной деятельности предприятия УП «Белинтертранс», необходимо анализировать факторы управления, возможности маркетинговой деятельности, возможности увеличения инвестиций в инновационную деятельность, пути снижения издержек предприятия, возможности увеличения инвестиций в проведение комплексного исследования рынка, а также проведение мероприятий по повышению мотивации труда персонала.

 

На некоторых предприятиях квалификационный уровень определяется как частное от деления фактической заработной платы работника за прошлый период на сложившийся на предприятии минимальный уровень зарплаты

На основе квалификационных уровней, а также с учетом квалификационных требований к работникам различных профессий (должностей) все работники предприятия распределяются по определенным квалификационным группам. Со временем квалификационные уровни отдельных работников могут изменяться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящей курсовой работе рассмотрены теоретические и практические вопросы касающиеся мотивации труда работников автотранспортных предприятий. В условиях рыночной экономики значение грамотной мотивации труда на предприятии огромно.

Развитие экономики и рост народного благосостояния предопределяются достижениями в труде, повышение его производительности, эффективности в единицу рабочего времени. Чем выше результаты труда, тем больше национальный доход и, соответственно, тем лучшие возможности создаются для систематического увеличения основного источника роста доходов – заработной платы. Вместе с тем, очевидно, значение усиления материальной и моральной заинтересованности в достижении более высоких показателей работы, конечных результатов производственной деятельности. В этих целях в свою очередь необходимо систематически улучшать основные элементы заработной платы и источники средств на оплату труда. Действенность мер по совершенствованию организации заработной платы и усилению ее стимулирующей роли непосредственно предопределяется результатами труда, показателями эффективности и качества, экономией живого и овеществленного труда, рациональном использовании труда и материальных ресурсов на всех уровнях. Необходимо обеспечивать усиление зависимости оплаты труда от конечных результатов работы коллектива и каждого работника, повышение ее стимулирующей роли в подъеме производительности труда, в улучшении качества продукции и экономии всех видов ресурсов.

В этих целях имеется ввиду последовательно улучшать тарифную систему и нормирование труда. Обеспечивать более тесную взаимосвязь премий от трудового вклада отдельных работников и коллективов, развивать прогрессивные формы организации и стимулирования труда. Наряду с мерами по увеличению доходов по труду направленных на проведение активной демографической политики, улучшение социального обеспечения – предусматривается увеличение размеров всех видов пенсий и вместе с тем осуществление постепенного повышения ранее назначенных в небольших размерах пенсий.

Разносторонние меры по повышению и совершенствованию заработной платы должны всемерно способствовать последовательному выполнению ее экономической роли в области стимулирования, расширения и повышения эффективности производства.

Грамотная политика в области оплаты труда – в контексте государственного регулирования экономики – может сыграть важнейшую роль в стабилизации социально – трудовых отношений, что позволит оздоровить макроэкономическую ситуацию в стране.

Автором рассмотрена и проанализирована мотивация труда на конкретном предприятии автомобильного транспорта УП «Белинтертранс».

В 2006 году предприятие работало стабильно, убыточных филиалов нет.

По данным бухгалтерского учета выручка от реализации услуг выросла на 44 % в текущих ценах, себестоимость (затраты) на 21,8 % по сравнению с 2005 годом, т.е. темп роста затрат ниже темпа роста выручки.

Прибыль от реализации увеличилась на 77,8 %.

перевыполнены некоторые плановые задания.

При плане доходов (без НДС) 2 830 млн. руб. выполнение составило 4710 млн. руб. или 166,4 %.

При плане расходов 1 920 млн. руб. выполнение составило 2 303 млн. руб. или 119,9 %. План прибыли выполнен на 287,5 % и составил 2214 млн.руб.

Общая рентабельность увеличилась с 65,8 % до 96,13 %. Высокий процент рентабельности установился за счет Гродненского филиала - 904,8 %. Самый низкий процент рентабельности в Бресте 5,69 %. В Минске и Могилеве рентабельность уменьшилась с 63,3 и 44,5 до 58,3 и 20,9 соответственно. В Гомеле - выросла с 20,1 % до 86,9 %.

Возросло на 25 % количество заключенных в 2006 году договоров.

Проэкспедировано 12234 тыс. тонн грузов на сумму свыше 82 млн. долларов США, что на 42,9 % больше прошлого года.

На предприятии УП «Белинтертранс» применяется повременно- премиальная плата труда, по способу начисления применяется почасовая и помесячная.

Заработная плата начисляется исходя из тарифной ставки за час и фактически отработанного времени, которое отмечается в табелях учета рабочего времени. Для рабочих данные за отработанное время берутся из путевых листов, в которых ежедневно отмечается количество отработанных часов.

В табеле рабочего времени в отдельных графах ставится общее число отработанных часов, часы простоя, отмечаются сверхурочные и ночные, а также часы, отработанные в выходные дни.

Затем на основе тарифной ставки рассчитывается повременная заработная плата.

При помесячной оплате заработная плата работникам начисляется согласно окладам, утвержденным в штатном расписании приказом по предприятию, и количеству дней фактической явки на работу. Такая разновидность повременной оплаты труда называется окладной системой. Таким образом, на предприятии оплачивается труда инженерно-технических работников и служащих.

Должностные оклады руководящих работников УП «Белинтертранс» начальников отделов - дифференцированы в зависимости от годового объема работ, выполняемых организацией.

В целях усиления стимулирующей роли тарифных ставок и должностных окладов работников УП «Белинтертранс»и улучшения результатов хозяйственной деятельности организации в целом, решением первого руководителя размеры тарифных ставок и окладов для руководителей, специалистов и служащих могут увеличиваться.

Отдельным высококвалифицированным работникам, постоянно занятым выполнением особо важных и ответственных работ, в пределах имеющихся средств можно устанавливать месячные оклады взамен тарифных ставок исходя из коэффициента 2,48.

На УП «Белинтертранс» эффективным было бы применение бестарифной системы оплаты труда работников.

Бестарифная система формирует заработки работников в прямой зависимости от фактических экономических результатов деятельности предприятия. Само начисление индивидуальной заработной платы менее трудоемко. Но здесь возможна субъективная оценка зависимости заработков от квалификации, условий труда. Современные варианты бестарифной оплаты направлены на повышение ее объективности.

Важнейшим требованием организации заработной платы является обеспечение стимулирования высокоэффективного труда, сдерживания роста инфляционных процессов, сокращения издержек и рост производительности труда как через ее составляющие элементы, так и всю систему в целом.

Контракт - коммерческий договор по поводу купли-продажи рабочей силы и ее использования. Контракт позволяет индивидуализировать трудовые условия с учетом особенностей квалификации работника, его деловых качеств, специфики выполнения работы. В нем характеризуются все этапы выполнения работы, деятельности, права и обязанности работника и работодателя.

Надбавки к должностному окладу на предприятии УП «Белинтертранс» устанавливаются за обязательства долговременного характера: оказание конкурентоспособных на рынке услуг, повышенную сложность управления и др.

Премии и вознаграждения на предприятии УП «Белинтертранс» выплачиваются за выполнение конкретных показателей и обязательств по эффективному хозяйствованию и их размер оговорен в контракте.

Также дополнительными стимулами к труду на предприятии УП «Белинтертранс» являются оговоренные в контракте вопросы страхования и пенсионного обеспечения и перечисленные выше социальные гарантии.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Системы премиальных выплат (бонусов)
Системы участия в доходах в зависимости от производительности
Системы стимулирования конкретных объёмов работ, объёмов продаж и др.
Системы участия в доходах

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Структура УП «Белинтертранс».



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Экономические (прямые)

 

Методы мотивации результативной деятельности
Сдельная оплата

Повременная оплата

Премии за рационализацию

Участие в доходах

Оплата обучения

Выплаты за отсутствие невыходов (в отличие от выплат по болезни)

 

Экономические (косвенные)

Льготное питание

Доплаты за стаж

Льготное пользование жильем, транспортом и т.п.

  Нематериальные     Обогащение труда Гибкие рабочие графики Охрана труда Программы повышения качества трудовой жизни Продвижение по службе Участие в принятии решений на более высоком уровне        

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Мотивация труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой

1.1. Сущность и основные понятия мотивации труда

1.2 Зарубежный опыт мотивации труда в странах с развитой рыночной экономикой

2. Мотивация труда на предприятиях автомобильного транспорта в Республике Беларусь

2.1. Организационно экономическая характеристика предприятия

2.2. Оценка системы мотивации труда на предприятии

3. Основные направления совершенствования мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь

3.1. Экономическая эффективность и условия применения бестарифной системы оплаты труда на предприятиях автомобильного транспорта

3.2. Расчет показателей по улучшению мотивирования труда на УП «Белинтертранс»

3.3. Оценка контрактной системы оплаты труда и условия ее использования на УП «Белинтертранс

Заключение

Список использованных источников

Приложения



ВВЕДЕНИЕ

В большинстве стран, в том числе и в Республике Беларусь, автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов и пассажиров.

В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед предприятиями автомобильного транспорта встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения. В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.

Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

Мотивационные аспекты управления трудом получили широкое применение в странах с развитой рыночной экономикой. В нашей стране понятие мотивации труда в экономическом смысле появилось сравнительно недавно в связи с демократизацией производства. Ранее оно употреблялось, в основном, в промышленной экономической социологии, педагогике, психологии. Это объяснялось рядом причин. Во-первых, экономические науки не стремились проанализировать взаимосвязь своих предметов с названными науками, и, во-вторых, в чисто экономическом смысле до недавнего времени понятие «мотивация» заменялось понятием «стимулирования». Такая усеченность понимания мотивационного процесса приводила к ориентации на краткосрочные экономические цели, на достижение сиюминутной прибыли. Это разрушительно действовало на потребностно-мотивационную личности работника, не вызывало заинтересованности в собственном развитии, самосовершенствовании, а ведь именно эта система сегодня наиважнейший резерв повышения эффективности деятельности предприятия.

Все вышеизложенное говорит об актуальности данной темы.

Цель работы – анализ мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта и внесения предложений по ее совершенствованию.

При выполнении работы использованы табличный и графический методы.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Раскрыть сущность мотивации труда на предприятиях в странах с развитой рыночной экономикой;

2. Рассмотреть и проанализировать мотивацию труда и ее значение на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

3. Выработать предложения по совершенствованию мотивации труда на предприятиях автомобильного транспорта Республики Беларусь;

В процессе работы были использованы различные методы исследования: обобщения, сравнительного анализа, систематизации, приемы логической увязки данных.

При написании курсовой работы использованы монографии отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, основные показатели развития народного хозяйства Республики Беларусь, данные Унитарного предприятия «Белинтертранс».



МОТИВАЦИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В СТРАНАНАХ СРАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

1.1 Сущность и основные понятия мотивации труда

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни. Ряд этапов трудовой жизни человека захватывает более ранние и поздние периоды его жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, т. е. желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная мотивация тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности. [1, 15c.]

Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.

Это определение показывает тесную взаимосвязь управленческого и индивидуально-психологического содержания мотивации, основанную на том обстоятельстве, что управление социальной системой и человеком, в отличии от управления техническими системами, содержит в себе, как необходимый элемент согласование цепей объекта и субъекта управления. Результатом его будет трудовое поведение объектом управления и в конечном итоге определенных результат трудовой деятельности.

Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором. Согласно их трактовке, люди - чисто экономические существа, которые работают только для получения средств, необходимых для приобретения пищи, одежды, жилища и так далее.

Современные теории мотивации, основанные на результатах психологических исследований, доказывают, что истинные причины, побуждающие человека отдавать работе все силы, чрезвычайно сложны и многообразны. По мнению одних учёных, действие человека определяется его потребностями. Придерживающиеся другой позиции исходят из того, что поведение человека является также и функцией его восприятия и ожиданий.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них: потребности, интересы, мотивы и стимулы.

Потребности нельзя непосредственно наблюдать или измерить, о них можно судить лишь по поведению людей. Выделяют первичные и вторичные потребности. Первичные по природе своей являются физиологическими: человек не может обойтись без еды, воды, одежды, жилища, отдыха и тому подобное. Вторичные вырабатываются в ходе познания и приобретения жизненного опыта, то есть являются психологическими потребность в привязанности, уважении, успехе. [2, 47c.]

Потребности можно удовлетворить вознаграждением, дав человеку, что он считает для себя ценным. Но в понятии «ценность» разные люди вкладывают неодинаковый смысл, а, следовательно, различаются и их оценки вознаграждения. Например, состоятельный человек, возможно, сочтет несколько часов отдыха в кругу семьи более значительными для себя, чем деньги, которые он получит за сверхурочную работу на благо организации. Для работающего в научном учреждении более ценными могут оказаться уважение коллег и интересная работа, а не материальные выгоды, которые он получил бы, выполняя обязанности, скажем, продавца в престижном супермаркете.

«Внутреннее» вознаграждение человек получает от работы, ощущая значимость своего труда, испытывая чувство к определенному коллективу, удовлетворение от общения дружеских отношений с коллегами.

«Внешнее» вознаграждение - это зарплата, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа.

Мотивационный процесс может быть представлен в виде следующих одна за другой стадий: осознание работником своих потребностей как системы предпочтения, выбор наилучшего способа получения определенного вида вознаграждения, принятие решения о его реализации; осуществление действия; получение вознаграждения; удовлетворение потребности. Стержнем управления на основе мотивации будет воздействие определенным образом на интересы участников трудового процесса для достижения наилучших результатов деятельности. [4, 98c.]

Для управления трудом на основе мотивации необходимы такие предпосылки, как выявление склонностей и интересов работника с учетом его персональных и профессиональных способностей, определение мотивационных возможностей и альтернатив в коллективе и для конкретного лица.

Никакие установленные извне цели не вызывают заинтересованности человека в активизации своих усилий до тех пор, пока они не превратятся в его «внутреннюю» цель и далее в его «внутренний» план действия. Поэтому для конечного успеха большое значение имеет совпадение целей работника и предприятия.

Для решения этой задачи необходимо создание механизма мотивации повышения эффективности труда. Под этим подразумевается совокупность методов и приёмов воздействия на работников со стороны системы управления предприятия, побуждающие их к определенному поведению в процессе труда для достижения целей организации, основанной на необходимости удовлетворения личных потребностей.

В таблице 1.1. представим мотивационную модель.


Таблица 1.1 Мотивационная модель

Претворение в жизнь потребностей своей личности Реализация своего потенциала, увеличение количества знаний
Уважение к себе и признание со стороны других. Компетентность в своей профессии. Право самостоятельно принимать решения.
Социальные контакты Быть признанным в родственной по духу группе. Контакты с людьми. Быть приятным.
Уверенность в завтрашнем дне Долгосрочное обеспечение денежным доходом, с целью удовлетворения физиологических потребностей. Гарантия рабочего места на длительный срок.
Физиологические потребности Питание. Квартира. Одежда.

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Таким образом, удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности на рынке труда.

По мнению автора, для Республики Беларусь наиболее приемлемой будет европейская модель трудового законодательства, отличающаяся гораздо большей степенью вмешательства государства в трудовые отношения, поскольку слабость частных предпринимательских структур в правовом плане не позволяет передать регулирование большинства вопросов, связанных с трудовыми отношениями, на уровень фирмы. Немаловажным является и психология самих работников, обращающих все свои требования по привычке государству, считая, что именно им должны решаться все вопросы регулирования трудовых отношений.

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 260.