Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

1.1 Мышление как психический познавательный процесс

1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

Заключение

Литература

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3



Введение

 

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.

На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др. Однако ещё недостаточно изучены основные особенности формирования и функционирования наглядно-образного мышления.

В настоящее время бесспорно, что в умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях существенное место занимает изучение основных функций этих более элементарных форм, определение их роли в общем процессе умственного развития ребёнка. В ряде исследований показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью.

С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников, усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемой.

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Проблема образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.)

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская и др.).

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Следует отметить, что способность к оперированию представлениями не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Анализ ряда психологических исследований дает основание полагать, что данная способность возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развития предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.

Анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс, всесторонне и полное изучение которого требует проведения цикла экспериментальных и теоретических работ.

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу.

Рассмотреть развитие мышления в дошкольном возрасте.

Изучить развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.

В исследовании мы использовали теоретические и экспериментальные методы: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение.



Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

 

На основе полученных результатов мы составили рекомендации для воспитателей и родителей, которые представляют собой комплекс игр и упражнений направленных на развитие наглядно-образного мышления.

Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате специальной тренировки дети могут овладеть многими возможностями, связанными с этим видом мышления. Например, они могут научиться мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели (типа схем), отображающие существенные свойства объектов или явлений, планировать свои действия в уме.

В связи с этим тренировка образного мышления направлена на развитие следующих способностей.

Осуществлять мысленное преобразование образа. Оперирование образами предполагает умение делать с ними различные мысленные преобразования, например, такие как: вращение, перегруппировку исходных элементов, расчленение на части и соединение их в целое и многие другие.

Ориентироваться в пространстве с помощью простой план-схемы, а также самостоятельно ее создавать.

Одной из важных функций образного мышления, а точнее его разновидности - пространственного мышления - является обеспечение ребенка возможностью ориентации в пространстве. Таким образом, в дошкольном возрасте все более актуальным становится формирование у ребенка пространственных представлений.

Формирование таких представлений предполагает прежде всего развитие умения строить схематизированные образы пространства и применять их в реальной ситуации. В связи с этим тренировка образного мышления обязательно включает и тренировку этого умения.

«Читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов.

Действия образного мышления часто характеризуются как действия по построению и применению схематизированных образов, отображающих связи и отношения реальных объектов. И тренировка образного мышления старших дошкольников может и должна включать упражнения для развития таких действий.

Планировать свои действия в уме.

Эта способность дает возможность заранее представить то, что получится в результате его усилий, возможность иметь образ будущего результата, образ того, что еще реально не существует, что нельзя воспринять.

Предлагаемые нами игры направлены на развитие наглядно-образного мышления. Игры даются в порядке возрастания их сложности и в ряде случаев тематически связаны друг с другом. Все игры и упражнения систематизированы нами в комплекс занятий (см. Приложение №3).

Длительность одного занятия 25 минут. Периодичность проведения занятий 1-2 раза в неделю. Систематическое участие в решении умственных задач стимулирует познавательные интересы детей, изменяет их отношение к занятиям и особенно к заданиям, предлагавшимся вне занятий, во время игр.

Каждая игра на занятии проигрывается по несколько раз на различном материале в течение нескольких занятий.

На 1-ом занятии дети знакомятся с первыми двумя играми, дается каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На каждом последующем занятии отрабатываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Основная задача руководителя игрой (воспитатель или родитель) - стимулировать мыслительную активность детей, вовлекать в игру тех, кто предпочитает отмалчиваться.

Каждое из предложенных занятий имеет следующую структуру:

Приветствие.

Разминка

Основное содержание

Рефлексия занятия.

Эти игры и упражнения (см. приложение) направлены на то, чтобы обучить детей действиям замещения и наглядного моделирования.

У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.) появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.

Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться воспитателями на занятиях по ознакомлению с окружающим, математике, развитию речи, конструированию и вне занятий; родителями - в повседневной жизни ребенка.

Подобранные нами игры и упражнения могут проводиться по подгруппам, состоящим из 2-7 детей. Взрослый должен объяснить условия и правила игры, раздать материал. Во время детской игры взрослому необходимо наблюдать за действиями детей и при необходимости вмешиваться в ход игры, оказывая помощь.

Рекомендованные задания имеют игровую форму или предлагаются в виде интересных упражнений. Они могут быть предъявлены без предварительного обучения.

Эти задания группируются следующим образом:

Задания на замещение предметов.

Задания на анализ строения предметов

Задания на выделение пространственных отношений.

Одним из заданий на развитие у детей способности мысленно перегруппировывать элементы объекта и планировать свои действия в уме является игра «Головоломка с палочками». В этой игре детям предлагается в сложенном схематически из спичек домике переместить одну спичку так, чтобы «повернуть» дом в другую сторону. Затем детям можно предложить усложнение головоломки, при котором они должны будут совершать все действия в уме, преобразовывать предмет мысленно. В старшем дошкольном возрасте взрослому все реже придется вмешиваться в выполнение ребенком задания, так как при систематической работе у детей совершенствуется наглядно-образное мышление.

Для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей в занятия может быть включена игра «Шахматная доска». Для начала используется поле размером 3x3. Детям предлагается собрать целое поле из частей, но так, чтобы черные и белые клетки чередовались между собой, как на шахматной доске. Поле для начала разрезается на 3 части. В среднем дошкольном возрасте дети смогут достаточно быстро и безошибочно собрать поля. А используя эту игру в работе со старшими дошкольниками можно устроить состязания - кто быстрее и правильно сложит поле. Постепенно можно увеличить размер поля, разрезать его на большее количество частей.

Среди игр на развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства предлагается игра «Где сидит попугай?». При первом знакомстве детей с этой игрой на ограниченной части пространства (столе) размещается игрушечная комната (мебель можно сделать из конструктора). Перед началом игры детям предлагается представить, что в этой комнате живёт мишка и попугайчик, которого они должны найти (на схеме это место отмечено крестиком). На первом этапе требуется объяснить им, что означают те или иные изображения и фигурки, где в комнате находятся соответствующие им предметы. Для ориентации в план-схеме важно определить место, где стоит сам ребёнок. Усложняя игру, можно предложить детям и другие ее варианты (например, найти зайчика и т.д.). Для разнообразия игры детям можно предложить детскую площадку, на которой они играют, групповую комнату, музыкальный зал.

На развитие способности «читать» и создавать схемы объектов может быть использована игра «Прогноз погоды». Существует 2 ее варианта.

1-й. Взрослый, как ведущий, сообщает детям по «рации», какая будет погода (ветреная, дождливая, пасмурная), а они по очереди находят соответствующие карточки и вывешивают их на стенде «Информация для лётчиков и моряков».

Усложняя игру детям предлагается 2-й вариант игры, позволяющий самостоятельно рассказывать о погоде по схематичным изображениям. Для этого диктором телевидения становится один из детей, а другой ребенок - метеорологом, который показывает диктору карточки.

Игра «Найди все тропинки» направлена на развитие комбинаторных способностей и внутреннего плана действий. Для этой игры заранее готовится игровое поле, каждая клеточка которого имеет свой номер. Детям в игровой форме предлагается найти все возможные тропинки к домику ёжика. Чтобы детям было легче понять условия игры, одна тропинка показывается.

Развивает умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию игра «Собери по схеме». Материалом для игры служит строительный конструктор. Детям показывают схематическое изображение конструкции, а они собирают её из конструктора.

Перед работой детям предлагается описать форму предмета. А после того, как конструкция собрана, вместе с ребёнком анализируют, всё ли он сделал верно.

В старшем дошкольном возрасте предлагается усложненный вариант этой игры:

детям показывается схематическое изображение на короткое время, после чего просят собрать конструкцию по памяти.

Используют большее количество деталей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте также можно использовать игру «Созвездие», направленную на формирование умения соотносить схематическое изображение предмета с художественным. Детям предлагается внимательно рассмотреть схемы созвездий и их художественное изображение и определить, на какой рисунок похоже то или иное созвездие.

После того, как дети достаточно хорошо справляются с данными играми, можно перейти заданиям, связанным с формированием у детей умения создавать план-карту знакомого им пространства, например своей площадки, где они играют.

При составлении план-карты у ребенка могут возникнуть следующие ошибки: упускается из виду важные детали планировки, не отображаются некоторые предметы, искажаются размеры отображаемых предметов. (Например, меньшие по размеру предметы обозначаются большими фигурками, а большие предметы - меньшими). Но такого рода ошибки вполне естественны в этом возрасте. Главное, чтобы взрослые обращали внимание на эти ошибки и объясняли детям, почему это является ошибкой. Необходимо также стараться, чтобы дети самостоятельно или с помощью взрослого исправляли эти ошибки.

Необходимо также помнить о том, что развитие наглядно-образного мышления происходит и в обычных видах детской деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из строительного материала домик - объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей) отношения между его основными частями. Что касается детского рисования, то одной из его отличительных особенностей является схематизм. Рисуя по собственному замыслу, ребенок передает не столько общий внешний вид предметов, сколько то, что он знает об их строении, отношениях между основными частями.

Использование заместителей и моделирование в игре, конструировании, рисовании (а также в лепке, аппликации и т.п.) и служит источником развития внутренних форм замещения и наглядно моделирования.



Заключение

 

В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемой развития наглядно-образного мышления дошкольников занимались А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.И. Минская, И.С. Якиманская, Л.Л. Гурова, Б.Г. Ананьев, Ж. Пиаже, Д. Хэбб, Д. Браун, Р. Хольт и др.

Как отечественные так и зарубежные исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Анализируя взгляды представителей различных подходов и школ в отношении динамики мышления в дошкольном возрасте, отметим существенные возрастные изменения этой важнейшей системной функции, обеспечивающей адаптацию ребенка к условиям жизнедеятельности в предметной и социальной среде. Главным изменением процесса мышления в дошкольном возрасте является переход от внешнего действия во внутренний план, что обеспечивает к концу дошкольного детства способность действовать в уме.

Многие авторы рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядно-образного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Исследования ученых и полученные результаты опытно-экспериментального изучения наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста позволили выделить нам следующие особенности развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте:

наглядно-образное мышление - основной вид мышления ребенка дошкольника. Уже в среднем дошкольном возрасте дети могут овладеть многими возможностями связанными с этим видом мышления, (мысленно преобразовывать образы реальных предметов, строить наглядные модели, планировать свои действия в уме);

возникновение наглядно-образного мышления - узловой момент в умственном развитии ребенка;

способность к оперированию представлениями возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развитие предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.

начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия;

задания, в которых связи существенные для достижения цели можно обнаружить без проб, дети старшего дошкольного возраста обычно решают в уме, а затем уже выполняют безошибочно практическое действие;

успешность перехода от внешнего к внутреннему плану действий у детей дошкольного возраста определяется уровнем ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на выявление существенных связей ситуации.

На основе полученных результатов мы разработали рекомендации для родителей и воспитателей по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления.

Рекомендации направлены на развитие у детей способности мысленно перегруппировать элементы объекта; ориентироваться в простой план-схеме пространства; умения ориентироваться в схематическом изображении предмета и способности к конструированию; умению мысленно преобразовывать предмет, «читать» и создавать простые схематические изображения различных объектов; планировать свои действия в уме.



Литература

 

1. Барташников И.А., Барташникова А.А. Учись играя. - Харьков, 1999

2. Безруких М.М. Ступеньки к школе - М., 2001

3. Венгер Л. А, Мухина B. C. Психология - М., 1988

4. Венгер Л. А, Мухина B. C. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание - 2002, №7

5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста - М., 1999

6. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. - 1989, №20.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо, М.В. Матюхиной - М., 2001

8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2004

9. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем мышление - М., 2000

10. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей ее особенности // Дошкольное воспитание - 2003 - №11

11. Гурова Л.Л. Функция наглядно-образных компонентов в решении задач. // Вопросы психологии. - 1998, №5

12. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2004.

13. Детская психология / Под ред. Я.Л. Копошинского, Е.А. Панько - Минск, 1998

14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под редакцией Венгера Л.А. - М., 1989

15. Колесникова Е. В.500 игр для коррекционно-развивающего обучения - Ярославль, 2000.

16. Колесникова Е.В. Слушай, смотри, делай. - М., 2000

17. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка - М., 1999

18. Люблинская А.А. Детская психология - М., 1971

19. Мухина B. C. Возрастная психология - М., 2003

20. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1999

21. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М., 1999

22. Поддьков Н.Н. Мышление дошкольника - М., 1999

23. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология - М., 1982

24. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие - М., 1957

25. Практикум по возрастной психологии. / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002

26. Проскура Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника - Киев, 2001

27. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина-М., 1998

28. Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. П Ярошевского - М., 1990

29. Развитие мышления и умственное внимание дошкольника / Под ред.Н. Н. Поддьякова, А.Ф. Гавриловой-М., 2004

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 2004

31. Синельников В. Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач // Дошкольное воспитание - 1996 - №8

32. Тихомиров O.K. Психология мышления - М, 1984 ЗО. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М., 1999

33. Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание - 1996, №3

34. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер - М., 2004

35. Чиркова Т.И. Психологическая служба в д/саду - М., 2000

36. Эльконин Д.Б. Детская психология - М., 1960



Приложение № 1

 

Методика № 1. «Нелепицы»

Цель: Изучение наглядно-образного мышления, элементарных образных представлений об окружающем мире.

Оборудование: картинки с изображением животных в нелепых ситуациях.

Процедура проведения. Ребенку показывают картинку, в которой имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Объясняют, что требуется от него при выполнении данного задания. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

Инструкция:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»

Обработка результатов:

10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все у имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, по 3-4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

Выводы об уровне развития:

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

0-1 баллов - низкий

 



Приложение № 2

 

Методика № 2 «Время года»

Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.

Проведение исследования: Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4 - 5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий



Приложение № 3

 

Цель занятий - развитие наглядно-образного мышления.

Занятие №1. Формировать умение испытывать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот.

«Головоломка с палочками» (мысленное преобразование образа)

Придумай сам (учить видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры.

Занятия №2

Головоломка с палочками

Придумай сам.

«Разные дома» (учить сравнивать рисунок и чертеж предмета).

Занятие №3

Как пройти к зайке? (учить ориентироваться в пространстве по схеме).

Разные дома.

Замри (учить понимать схематическое изображение позы человека).

Занятие №4

Замри.

Как пройти к зайке?

3. Игра в перестановки (развивать способности планировать свои действия в уме).

Занятие №5

1. Помоги белочке найти бельчонка (учить детей пользоваться схе мой).

Дорисуй, что забыл нарисовать художник.

Игра в перестановки

Занятие №6

Помоги ежихе найти своего ежонка (учить пользоваться схемой)

Стройка (учить выполнять действия заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу).

Что перепутал художник? (развивать элементарные образные представления об окружающем мире).

Занятие №7

Стройка.

Что забыл нарисовать художник?

3. Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

Занятие №8

1. Головоломка с палочками

2. Где сидит попугай? (развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства).

Найди дорогу к домик

Занятие №9

Где сидит попугай?

Найди животных? (предложить зрительно найти по изображенным частям животных) способность к комбинированию.

«Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию).

Занятие №10

«Собери по схеме».

Определи недостающую часть (развитие наглядно-образного мышления, способность к комбинированию) (определить недостающую часть круга и треугольника).

3. Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

Занятие №11

Шахматная доска (для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей).

Найди все тропинки.

«Где спрятался жучок?» (учить свободно пользоваться планом).

Занятие №12

1. «Созвездия» - (умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным чтением схемы объекта).

«Шахматная доска»

«Где мишка?»

Занятие №13

«Созвездия».

«Игра в перестановки».

«Геометрические фигуры» (умение действовать по образцу и анализировать пространство).

Занятие №14

«Прогноз погоды» (чтение и создание схемы объекта).

«Шахматная доска».

«Найди дорогу к домику» (учить пользоваться схемой).

Занятие №15

«Прогноз погоды».

«Геометрические фигуры».

«Где сидит попугай?».

Занятие №16

1. «Начерти плен-карту» (учить создавать план-карту знакомого ему пространства).

«Замри».

«Перевертыши» (учить создавать образы на основе схематического изображения).

Занятие №17

«Перевертыши».

«Найди игрушку» (учить ориентироваться по плану в групповой комнате)

«Прогноз погоды».

Занятие №18

«Начерти план-карту».

«Головоломка с палочками».

«созвездия».

Занятие №19

«Кукла Маша купила пианино» (учить пользоваться планом в конкретной ситуации).

«Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематичном изображении предмета и способность к конструированию)

«Геометрические фигуры».

Занятие №20

«Замри».

«Зашифруй сказку» (развитие умения создавать простейшую графическую план-схему логически связанного текста).

«Игра в перестановки» (развивать способности планировать свои действия в уме).

Занятие№21

«Помоги ежихе найти своего ежонка».

«Нарисуй схему» (развивать умение создавать схематические изображения конструкции).

Найди все тропинки. (развитие комбинаторских способностей и внутреннего плана действий).

Занятие №22

Головоломка с палочками.

Зашифруй сказку

«Где сидит попугай»

Занятие №23

«Нарисуй схему».

«Кукла Маша купила пианино»

«Определи недостающую часть».

Занятие №24

«Начерти план-карту».

«Разные дома».

«Прогноз погоды».

Занятие №25

«Как пройти к зайке».

«Зашифруй сказку»

«Замри».

Занятие №26

1. Помоги белочке найти бельчонка (учить детей пользоваться схе мой).

Дорисуй, что забыл нарисовать художник.

Игра в перестановки.

Занятие №27

Помоги ежихе найти своего ежонка (учить пользоваться схемой)

Стройка (учить выполнять действия заданные схемой, и конструировать по схематическому образцу).

Что перепутал художник? (развивать элементарные образные представления об окружающем мире).

Занятие №28

Стройка.

Что забыл нарисовать художник?

Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

Занятие №29

1. Головоломка с палочками

2. Где сидит попутай? (развитие способности ориентироваться в простой план-схеме пространства).

3. Найди дорогу к домику.

Занятие №30

Где сидит попугай?

Найди животных? (предложить зрительно найти по изображенным частям животных) способность к комбинированию.

«Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематическом изображении предмета и способность к конструированию).

Занятие №31

«Собери по схеме».

Определи недостающую часть (развитие наглядно-образного мышления, способности к комбинированию; определение недостающей части круга и треугольника).

3. Найди все тропинки (развивать комбинаторные способности и внутреннего плана действий).

Занятие №32

Шахматная доска (для развития внутреннего плана действий и комбинаторных способностей).

Найди все тропинки.

«Где спрятался жучок?» (учить свободно пользоваться планом).

Занятие №33

1. «Созвездия» - (умение соотносить схематическое изображение предмета с художественным чтением схемы объекта).

«Шахматная доска»

«Где мишка?»

Занятие №34

«Созвездия».

«Игра в перестановки».

«Геометрические фигуры» (умение действовать по образцу и анализировать пространство).

Занятие №35

«Прогноз погоды» (чтение и создание схемы объекта).

«Шахматная доска».

«Найди дорогу к домику» (учить пользоваться схемой).

Занятие №36

«Прогноз погоды».

«Геометрические фигуры».

«Где сидит попугай?».

Занятие №37

1 «Начерти плен-карту» (учить создавать план-карту знакомого ему пространства).

«Замри».

«Перевертыши» (учить создавать образы на основе схематического

изображения).

Занятие №38

«Перевертыши».

«Найди игрушку» (учить ориентироваться по плану в групповой ком нате)

«Прогноз погоды».

Занятие №39

«Начерти план-карту».

«Головоломка с палочками».

«созвездия».

Занятие №40

1. «Кукла Маша купила пианино» (учить пользоваться планом в конкретной ситуации).

2. «Собери по схеме» (развивать умение ориентироваться в схематичном изображении предмета и способность к конструированию)

3. «Геометрические фигуры».

Дети, у которых по всем четырем методикам преобладает низкий уровень развития наглядно-образного мышления, были определены в к развивающую группу.

На втором этапе формирования наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет для проведения к/развивающей работы была составлена программа, которая включает в себя три направления:

 

1                                        2                               3

родители-ребенок   воспитатель-ребенок        психолог-ребенок

 

Работа по первому направлению заключалась в следующем:

1) Выступление на родительском собрании Тема «Развитие мышление дошкольника 5-6 лет»

Проведение консультации для родителей детей к/развивающей группы по результатам диагностики.

Оформление родительского уголка. Подготовка статьи на тему «Особенности наглядно-образного мышления детей 5-6 лет».

Оформление книжной выставке для родителей. Предлагались вниманию родителей книги о развитии мышления дошкольников.

оформление родительского уголка. Статья на тему «Развиваем наглядно-образное мышление детей». Здесь же предлагались игры для детей и рекомендации к их проведению.

Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями по волнующим их вопросам.

Планируя работу в сфере «воспитатель-ребенок» мы наметили и провели следующие мероприятия:

Консультация с воспитателями по результатам диагностики.

Выступление на пед. совете с сообщением на тему: «Мышление как познавательный процесс»

Проведение консультации с воспитателями «Тренировка наглядно-образного мышления».

Консультация для воспитателей на тему «Наглядно-образное мышление детей старшего дошкольного возраста».

Консультация для воспитателей на тему «Развитие различных видов детской деятельности - важная основа, определяющая успешность формирования и развития наглядно-образного мышления».

Консультация на тему «Этапы развития мышления дошкольников.

Обсуждение с воспитателями возникающих проблем, вопросов при проведении игр с детьми.

В сфере «психолог-ребенок» мы разработали систему занятий для к/развивающей группы.

Содержание

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

1.1 Мышление как психический познавательный процесс

1.2 Развитие мышления в дошкольном возрасте

1.3 Развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

2.1 Изучение уровня развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте

2.2 Рекомендации родителям и воспитателям по развитию у дошкольников наглядно-образного мышления

Заключение

Литература

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3



Введение

 

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста.

На протяжении ряда лет основные усилия советских учёных, исследовавших познавательные процессы детей дошкольного возраста, были сосредоточены на изучение двух проблем. Одна из них - это проблема развития процессов восприятия. Вторая проблема - это проблема формирования понятийного мышления. Вместе с тем значительно меньше разработана проблема развития наглядно-образного мышления дошкольников. Важные материалы по этому вопросу содержатся в работах А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, Г.И. Минской и др. Однако ещё недостаточно изучены основные особенности формирования и функционирования наглядно-образного мышления.

В настоящее время бесспорно, что в умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие этих форм мышления в значительной мере определяет успешность перехода к более сложным, понятийным формам мышления. В связи с этим в современных психологических исследованиях существенное место занимает изучение основных функций этих более элементарных форм, определение их роли в общем процессе умственного развития ребёнка. В ряде исследований показано, что возможности этих форм мышления чрезвычайно велики и пока используются далеко не полностью.

С возрастом существенно изменяется содержание мышления дошкольников, усложняются их отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной деятельности, осуществление которых требует познания новых сторон и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемой.

В ряде исследований (Б.Г. Ананьев, О.И. Галкина, Л.Л. Гурова, А.А. Люблинская, И.С. Якиманская и др.) убедительно показана важная роль образного мышления при выполнении разного рода деятельности, решении как практических, так и познавательных задач. Были выделены различные типы образов и исследована их функция в осуществлении мыслительных процессов.

Проблема образного мышления интенсивно разрабатывалась рядом зарубежных учёных (Р. Арнхейм, Д. Браун, Д. Хебб, Г. Хейн, Р. Хольд и др.)

В ряде отечественных исследований раскрывается структура наглядно-образного мышления и даётся характеристика некоторых особенностей его функционирования (Б.Г. Ананьев, Л.Л. Гурова, В.П. Зинченко, Т.В. Кудрявцев, Ф.Н. Лимякин, И.С. Якиманская и др.).

Многие авторы (А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Ж. Пиаже и др.) рассматривают возникновение наглядно-образного мышления как узловой момент в умственном развитии ребенка. Однако условия формирования наглядного мышления у дошкольников, механизмы его осуществления изучены далеко не полностью.

Следует отметить, что способность к оперированию представлениями не является непосредственным результатом усвоения ребенком знаний и умений. Анализ ряда психологических исследований дает основание полагать, что данная способность возникает в процессе взаимодействия различных линий психологического развития ребенка - развития предметных и орудийных действий, речи, подражания, игровой деятельности и т.д.

Анализ как отечественных, так и зарубежных исследований показывает, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс, всесторонне и полное изучение которого требует проведения цикла экспериментальных и теоретических работ.

Цель исследования - изучить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Объект исследования - дети дошкольного возраста.

Предмет исследования - развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

На основе анализа психолого-педагогической литературы дать характеристику мышлению как психическому познавательному процессу.

Рассмотреть развитие мышления в дошкольном возрасте.

Изучить развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте.

В исследовании мы использовали теоретические и экспериментальные методы: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение.



Глава 1. Теоретическое обоснование развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.