Психологическая характеристика потерпевшего (что изучает?)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психология потерпевшего

Курсовая работа по юридической психологии

Введение

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование вопросов требует психологического анализа личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности) и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере.

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования[1].

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект – это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет – это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта, в данном случае это потерпевший, а точнее его внутренний психологический мир.

Объектом психологической науки выступает психика как способность высокоорганизованной материи к особой форме отражения субъектом объективной реальности, построению неотчуждаемой картины мира и саморегуляции поведения и деятельности на этой основе. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.

Исходя из единства, взаимосвязи объекта и предмета, можно выделить следующие задачи юридической психологии:

Исследование структурных элементов предмета данной науки: личности юриста, его деятельности, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологических особенностей юридической процедуры;

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработки методики и методов теоретических и прикладных исследований;

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной и правоохранительной функции, стимулированию совместной деятельности, профессиограммы и психограммы юридических профессий и др.;

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и др.

Юридическая психология неразрывно связана с такими системами как «человек – право» и «человек – право - общество», а также с различными отраслями права: уголовным правом, уголовно-процессуальным законодательством, гражданским правом и многими другими.

Заключение

В данной курсовой работе мною была рассмотрена проблема психологии потерпевшего, а именно его характеристика с точки зрения юридической психологии. Во время написания работы я попытался исследовать эту проблему как с психологической точки зрения, а именно внутренний психологический мир особы потерпевшего, так и с точки зрения уголовного процесса, раскрыв некоторые вопросы, касающиеся анализа показаний потерпевшего, особенности допроса и некоторые другие аспекты.

Таким образом можно сделать вывод что исследование личности потерпевшего является очень важной, если не одной из важнейших задач современной юридической психологии. Очень большую роль потерпевший играет и в уголовном процессе, так как многое для раскрытия того или иного дела зависит именно от него, от того как потерпевший сотрудничает с правоохранительными органами, как дает показания. Как правило, показания потерпевшего являются одним из источников доказательств и занимают самостоятельное место в системе доказательств.

Подводя итоги вышеизложенного, можно сказать, что несмотря на всю многогранность и сложность вопросов, касающихся психологической характеристики потерпевшего, исследования в этой области довольно успешны, что говорит о наличии высококвалифицированных специалистов в нашей стране.

Список литературы

Васильев В. Л. «Юридическая психология», 5-е издание, М., 2003 г.

«Энциклопедия юридической психологии» А. М. Столяренко. Закон и право. –М., 2003 г.

Глазырин Ф. В. «Психология следственных действий». Волгоград, 1983 г.

Закатов А. А. «Тактика допроса потерпевшего». Волгоград, 1976 г.

Доспулов Г. Г. «Психология допроса на предварительном следствии». М., 1976.

Франк Л. В. «Нужна ли советская виктимология? //Вопросы уголовного права, уголовного процесса и криминологии». – Душанбе, 1996 г.

Центров Е. Е. «Криминалистические учения о потерпевшем». М., 1988 г.

Левитов Н. Д. «О психических состояниях человека». М., 1964 г.

Симонов П. В. «Теория отражения и психофизических эмоций». М., 1970 г.

Алексеев А. М. «Психологические особенности показаний очевидцев». М., 1972 г.

Селиванов Н. А. «Советская криминалистика: система понятий». М., 1982 г.

 

Психология потерпевшего

Курсовая работа по юридической психологии

Введение

Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственного и культурного строительства, а также вопросов совершенствования работы правоохранительных органов и должностных лиц. Глубокое исследование вопросов требует психологического анализа личности (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности) и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психических явлений, их особенностей в правовой сфере.

Психологическая культура юриста предполагает наличие у всех работников юридических органов определенной системы психологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокую культуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной дисциплиной и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования[1].

Предмет науки неразрывно связан с объектом, они имеют схожие черты. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные свойства и признаки. Объект – это выделенная часть объективной реальности, которую можно осознать как существующую материально или идеально. Предмет – это познаваемая, исследованная и исследуемая часть объекта, в данном случае это потерпевший, а точнее его внутренний психологический мир.

Объектом психологической науки выступает психика как способность высокоорганизованной материи к особой форме отражения субъектом объективной реальности, построению неотчуждаемой картины мира и саморегуляции поведения и деятельности на этой основе. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производственные от предметно-практической деятельности. Объект не тождествен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.

Исходя из единства, взаимосвязи объекта и предмета, можно выделить следующие задачи юридической психологии:

Исследование структурных элементов предмета данной науки: личности юриста, его деятельности, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологических особенностей юридической процедуры;

Изучение методологических и теоретических ее основ, разработки методики и методов теоретических и прикладных исследований;

Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной и правоохранительной функции, стимулированию совместной деятельности, профессиограммы и психограммы юридических профессий и др.;

Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработка теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и др.

Юридическая психология неразрывно связана с такими системами как «человек – право» и «человек – право - общество», а также с различными отраслями права: уголовным правом, уголовно-процессуальным законодательством, гражданским правом и многими другими.

Психологическая характеристика потерпевшего (что изучает?)

Психология потерпевшего, как направление исследований, изучает факторы формирования его личности, поведения до, в момент совершения и после совершения преступления, а также разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые явились бы достаточной защитой от преступного посягательства. Правовой формой психологии потерпевшего является его процессуальное положение как участника уголовного процесса.

Психология потерпевшего характеризуется следующими особенностями.

Его психические состояния могут определяться «обвинительной доминантой», негативно-эмоциональным состоянием, возникшим в результате преступления и его последствий. Эти конфликтные состояния нередко бывают связаны и с общей конфликтностью личности потерпевшего.

Показания потерпевших часто перенасыщены оценочными элементами, тогда как доказательственное значение имеют только фактические сведения. Различно и отношение потерпевших к установлению истины. Показания потерпевшего – это средство защиты его интересов, но наряду со стремлением содействовать установлению истины могут быть и другие мотивы – от безразличия до прямого противодействия следствию.

Психическое состояние потерпевшего (особенно при совершении над ним насильственных действий) следует отнести к экстремальным психическим состояниям (стресс, аффект, фрустация), вызывающим существенные сдвиги в его отражательно-регуляционной сфере. В таких ситуациях сужается сознание, ограничиваются адаптивные возможности. Иррадиация возбуждения приводит к генерализованным (чрезмерно расширенным) обобщениям, сдвигам во взаимодействии сигнальных систем высшей нервной деятельности (например, приводит к преувеличению потерпевшими временных интервалов (иногда в 2-3 раза).

Потерпевшим приходится участвовать в допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления, что может привести к непроизвольному формированию механизма психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий.

Потерпевший – важнейший участник криминального события, в памяти которого имеется ценная для следствия информация, которую надо использовать полностью, и в этом ему надо помочь.

Важное значение имеет поведение потерпевшего до совершения преступления в контексте его виктимности.

Процессы восприятия, запоминания и воспроизведения информации потерпевшего далеко не всегда безупречны, а информация, получаемая от него, может содержать добросовестные заблуждения, что надо иметь в виду при ее оценке[2 стр. 190].

Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.