Внутренние органы ЦБ РФ по банковскому регулирования и надзору
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Главной функцией ЦБР выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет установленные законом регулирующие и надзорные функции, является Комитет банковского надзора Банка России.

Данный комитет действует согласно Положению о Комитете банковского надзора Банка России (утв. решением Совета директоров ЦБР от 10 августа 2004 г., протокол N 21) (с изменениями от 21 января, 14 июня 2005 г., 27 марта 2006 г.)[3]

Комитетом руководит председатель Комитета, назначаемый Председателем Банка России из числа членов Совета директоров Банка России. Председатель Банка России по представлению председателя Комитета назначает заместителей председателя Комитета, в том числе из числа руководителей структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета.

В целом структура Комитета банковского надзора представляет собой следующий состав (согласно Приложению к Положению о Комитете банковского надзора):

1. Председатель Комитета.

2. Заместители председателя Комитета.

3. Департамент банковского регулирования и надзора.

4. Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

5. Департамент валютного регулирования и валютного контроля.

6. Юридический департамент.

7. Главная инспекция кредитных организаций.

8. Главное управление безопасности и защиты информации.

9. Московское главное территориальное управление Банка России.

Итак, Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Он принимает, в частности, решения по вопросам введения и изменения пруденциальных норм деятельности кредитных организаций в тех случаях, когда для этого не требуется решения Совета директоров Банка России. Помимо прочего, он рассматривает проекты нормативных актов Банка России, введение которых может повлиять на достижение целей банковского регулирования и банковского надзора, установленных законодательством РФ, и/или на выполнение Банком России функций органа банковского регулирования и банковского надзора.

К компетенции Комитета относятся также вопросы, связанные с осуществлением:

· регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;

· отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Конечно, конкретные полномочия Комитета банковского надзора регулируются самим Банком России.

Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции:

· проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;

· подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;

· готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;

· принимает решения по вопросам:

государственной регистрации кредитных организаций при их создании;

выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права и т.д.

Не так давно Банком России был предпринят оригинальный шаг на пути укрепления практики банковского надзора – проведен эксперимент по внедрению нового надзорного института кураторства кредитной организации. Будучи широко распространенным в банковской практике зарубежных стран (особенно Западной Европы, и в частности Великобритании), данный инструмент контроля лишь начинает свое существование в России. Правовой основой его функционирования выступает письмо ЦБ РФ от 31 января 2003 г. № 04-15-3/371 «Об эксперименте по внедрению в надзорную практику института кураторов кредитных организаций»[4].

Эксперимент проводился на территориях нескольких субъектов РФ. При организации эксперимента исходили из следующего:

Куратор кредитной организации - служащий Банка России, в компетенцию которого входит осуществление надзора (построение процесса надзора) в территориальном учреждении Банка России за одной или несколькими кредитными организациями. Куратор (руководитель сектора, отдела) может возглавлять группу специалистов (сектор, отдел), обеспечивающих осуществление надзора за курируемой кредитной организацией. Куратор кредитной организации назначается из числа служащих Банка России, имеющих опыт работы, знания и практические навыки в области лучшей международной практики банковского надзора, банковского менеджмента, в вопросах определения параметров рисков и процедур по их минимизации, обладающих безупречной деловой репутацией, умением организовать работу на порученном участке, навыками командной (коллективной) работы и достаточной коммуникабельностью.

Куратор в целях осуществления надзора за деятельностью курируемой кредитной организации осуществляет ее контакты как непосредственно, так и в соответствующих случаях через служащих Банка России, входящих в состав возглавляемой им группы. Такое взаимодействие осуществляется посредством консультаций, телефонных переговоров, участия в обсуждении на совещаниях, деловых встречах с сотрудниками кредитной организации, включая ее органы управления, линейный менеджмент (руководители структурных подразделений кредитной организации), сотрудников подразделений внутреннего контроля, внутренних аудиторов, а также на различных этапах инспекционных проверок (п. 4). Куратор:

1) анализирует собранную информацию в целях оценки:

- финансового состояния (устойчивости) и выявления проблем на ранней стадии их возникновения путем определения областей (сфер) повышенного риска, угрожающих, в том числе потенциально, финансовой устойчивости кредитной организации и областей, в которых ее деятельность наиболее подвержена рискам в силу дефектов систем управления и внутреннего контроля;

- качества общего состояния систем управления и внутреннего контроля, а также качества состояния систем управления и внутреннего контроля по каждому направлению деятельности кредитной организации;

- качества стратегического управления и бизнес-планирования (управленческого процесса поддержания соответствия между целями кредитной организации и имеющимися у нее ресурсами с учетом рыночной обстановки и системы государственного регулирования);

2) своевременно с учетом ситуации в кредитной организации готовит предложения по инспекционной проверке курируемой кредитной организации и направляет их руководству территориального учреждения Банка России для принятия решений;

3) участвует в подготовке к инспекционной проверке, включая определение характера и масштабов проверки, задания на проверку. При необходимости дает пояснения служащим Банка России, проверяющим деятельность кредитной организации. Обсуждает с ними, в том числе по собственной инициативе, вопросы деятельности кредитной организации, возникающие как на этапе предпроверочной подготовки, так и в ходе проверки и т.д.

Эксперимент по созданию групп кураторов, осуществляющих надзорные функции по всем направлениям деятельности кредитных организаций, был начат в августе 2002 года на базе Отделения №4 Московского ГТУ Банка России, а начиная с сентября 2003-го получил распространение во всех отделениях и Операционном управлении МГТУ Банка России, а также в ряде других регионов страны.

В 2005 году система кураторства должна была распространиться на все территориальные учреждения Банка России. Однако из-за начатой процедуры внедрения системы страхования вкладов планы пришлось отложить.

Вместе с тем наработанные в ходе эксперимента формы и приемы надзора, позволяющие оперативно, детально и комплексно оценить деятельность кредитных организаций, позволили уже на первом этапе принять в систему страхования вкладов семь из одиннадцати банков - участников эксперимента.

Участие в программе Банка России по кураторству позволило банкам-участникам эксперимента приобрести большой положительный опыт в решении ряда насущных для них вопросов в свете новых требований к банковской системе РФ.

Идея создания института кураторов не забыта, но пока развивается в режиме эксперимента, одна из существенных особенностей которого - добровольное участие в нем.

Интересный факт. Сложилось так, что в российской банковской действительности никогда не стоял вопрос о том, чтобы передать функции банковского надзора и регулирования некоему третьему органу либо комитету, стоящему вне существующей банковской системы – т.е. не включенному в органы ЦБ России. Тем не менее, согласно исследованию, проведенному Консалтинговой группой «БФИ» совместно с Ассоциацией региональных банков России накануне проводимой VII банковской конференции «Банковский надзор и финансовая стабильность: Россия в контексте общемировых стандартов», около 10% российских банков считают, что надзором должен заниматься отдельный орган, однако не уточняется какой именно, и с каким объемом полномочий[5].

На наш взгляд, рациональнее сохранить надзорные функции за ЦБ РФ, поскольку при обособленном, неподотчетном ЦБ органе надзора неминуемо возникнет проблема выделения необходимых и достаточных полномочий данному органу, возникнет конкуренция непосредственно с ЦБ РФ, что повлечет долговременную борьбу за полномочия, а не эффективный надзор.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 188.