Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе. В первые года социалистического строительства финансовая система была основана на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства.
НЭП и реформация 30-х годов. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку Ф.А. Менькова, заключавшийся в том, что «ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места. Наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы». [4,с9].
Реформа 1930г. закрепила права на существование наряду с общегосударственными финансами и финансов предприятий, что являлось причиной дуалистичности финансовых концепций. Само по себе появление финансов предприятий как самостоятельной науки вызвано признанием и развитием хозрасчета. В дальнейшем финансы предприятий исследовались в рамках хозрасчетной деятельности предприятий. Уже в этот период содержание финансовой науки значительно расширилось. В курс «Финансы СССР» включаются: 1)учение о роли финансов в социалистическом воспроизводстве; 2)учение о государственных расходах, включая учение о государственном социальном страховании и социальном обеспечении; 3)учение о государственных доходах; 4)учение о государственном кредите; 5)учение о государственном и личном страховании; 6)учение о государственном бюджете СССР; 7)учение о государственном финансовом управлении и финансовом контроле. [4,с10].
Основоположник учения о социалистических финансах В.П. Дьяченко отмечал, что «советские финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фондов денежных ресурсов для нужд расширенного социалистического воспроизводства и удовлетворения других общественных потребностей. Назначение советских финансов состоит в том, чтобы через своевременное и правильное образование, распределение, расходование денежных доходов и накоплений, а также посредством действенного контроля рублем способствовать наиболее рациональному, эффективному использованию всех ресурсов народного хозяйства и более полному удовлетворению материальных их культурных потребностей народа».
Реформа 60-х годов. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х гг., направленная на дальнейшее развитие хозрасчета, которое включало реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного воспроизводства и экономического стимулирования. Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения прибыли, который был основан на жесткой системе финансового планирования. Планирование рассматривалось как основа управления социалистической экономикой, неразрывно связанная с системой стимулирования.
Реформа 70-80-х годов. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектом и объектов путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства. В области финансово-кредитного механизма осуществлялось совершенствование финансового планирования путем усиления роли перспективных финансовых планов, совершенствование платежей в бюджет, стимулирование внедрения достижений НТП, концентрация финансовых ресурсов на приоритетных объектах с целью осуществления структурных сдвигов в экономике в пользу отраслей промышленности, производящих товары народного потребления.
Значительным этапом в развитии управления предприятием стало принятие Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)» 30 июня 1987г. Этот закон определил правовой статус государственных предприятий и объединений, порядок и формы управления их деятельностью. в практику прочно вошли две модели хозрасчета: основанная на нормативном распределении прибыли и на нормативном распределении дохода.
Порядок определения нормативов в 80-х годах характеризовался тем, что весь расчет производился на базе утвержденного пятилетнего финансового плана, т.е. нормирование осуществлялось от достигнутого уровня. Это приводило к тому, что нормативы не способствовали более полному использованию внутренних резервов, принятию напряженных плановых заданий.
Введение в действие с 1 января 1991г. Закона СССр «О налогах с предприятий, объединений и организаций» по сути ликвидировало финансовую базу полного хозрасчета отрасли. Введение налоговой системы потребовало децентрализацию расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием расчетных счетов.
Рассмотренный исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой в области регулирования финансов предприятий, обеспечивающей контроль за бюджетным дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости между результатом работы и объемом средств, направляемых на оплату труда, производственное и социальное развитие. Налоговая система позволила предприятиям накапливать финансовые ресурсы, но имущество предприятий по-прежнему принадлежало государству. Относительная экономическая обособленность денежного оборота не устраняла обезличивания финансовых ресурсов.
На этом завершился важный этап финансов предприятий, основанный на общегосударственной собственности. Следующий этап базируется на новом экономическом фундаменте- альтернативных формах собственности. Он знаменует собой переход к экономике рыночного типа.[4,c17].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 241.