Подходы к развитию речи у детей с тяжелыми формами аутизма различны. Отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. За рубежом поведение формируют с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления. Часть западных специалистов считает, что формирование звучащей речи у детей с тяжелыми вариантами аутизма вообще нецелесообразно, и предлагает развивать другие, неречевые формы общения.
Первый подход, если и позволяет сформировать речь, то достигается это очень редко и не скоро, становление речи происходит с большой задержкой в сравнении с возрастными этапами развития в норме, и эта задержка в дальнейшем не компенсируется. В случае западных подходов речь формируется, но она механическая, не гибкая, состоит из набора речевых штампов.
Наиболее оптимальным представляется сочетание обоих подходов(методика, которая разрабатывается М.Ю.Ведениной):на основе подкрепления создаются стереотип готовности к взаимодействию и выполнению инструкций, что помогает ребенку сосредоточиться и вести себя относительно адекватно и организованно. Это создает не обходимые условия для обучения. Одновременно усилия направляются на развитие эмоционального взаимодействия, внесения аффективного смысла в происходящее вокруг, на стимуляцию речевой активности.
Коррекционные занятия строятся по принципу чередования различных заданий и игры в строгом соответствии с расписанием на фоне четко дозированного эмоционального тонизирования. Входе занятий отрабатывается целенаправленное поведение, понимание речи, развивается практическая предметная деятельность, целенаправленная двигательная активность. Проводится и собственно речевая работа: вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания, имитация речи других. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые хотя бы минимально привлекают ребенка.
Библиография:
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: ПЕР СЕ, 2001
2. Гиндикин В.Я. Ранняя диагностика психических заболеваний. Киев, 1989
3. Гурьева В.А., Семке В.Я, Гиндикин В.Я. Психопатология детского возраста
4. Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1996
5. Детская и подростковая психиатрия/ Пер. с нем. Т.Н. Дмитриевой. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Детская патопсихология: Хрестоматия/ Сост. Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2000
7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2001
8. Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991
9. Жмуров В.А. Психопатология. – Иркутск, 1994 – С. 165 -203. – Т. 2
10. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: “Издательство союз”, “Лениздат”. – 2000
11. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: “Издательство союз”, 2000
12. Игумнов С.А. Основы психотерапии детей и подростков: Справ.пособие/ Под ред. В.Т. Кондрашенко. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001
13. Изард К. Эмоции человека. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001
15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986
16. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1987
17. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ”, 1998.
18. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления// Диагностическая и коррекционная работа шкльного психолога. – М.:, 1987
19. Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. М., 1990
20. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный интситут; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2000
21. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и Общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2002
22. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ./Общ.ред. А.С. Спиваковской. – М.:Прогресс, 1987
23. Романова Е.С. Графическиметоды в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001
24. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001
25. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т.2, М., 1959
26. Тревога и тревожность/ Сост. и общая редакция В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001
27. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции.- М.: Наука, 1989
28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: пер. с англ.. – М., Изд. группа “Прогресс” -- “Универс”, 1993
Дата: 2019-05-29, просмотров: 207.