Курсовая работа
По дисциплине:
Международные экономические отношения
Тема:
Международная экономическая интеграция: сущность, причины, виды, развитие
Выполнила студентка третьего курса.
группа международные отношения-53
Грачева.О.И.
Шифр
Проверила преподаватель
Кандидат экономических наук, доцент
Панченко Е.Л
Хабаровск-2008
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Сущность международной экономической интеграции…………………....6
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции…………………………………………………………………….….7
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции…………….10
1.3 Факторы развития международной экономической интеграции………..11
1.4 Признаки интеграции……………………………………………………...13
2. Объективные основы и этапы экономической интеграции……………….16
2.1 Этапы экономической интеграции………………………………………...18
2.2 Преференциальные торговые соглашения………………………………...19
2.3 Зона свободной торговли………………………………………………….. 20
2.4 Таможенный союз…………………………………………………………...21
2.5 Общий рынок………………………………………………………………..23
2.6 Экономический союз………………………………………………………..24
2.7 Политико-экономический союз…………………………………………….25
3. Теории международной экономической интеграции………………………27
4. Последствия международной экономической интеграции………………..31
5. Модели современных интеграционных процессов…………………………32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованной литературы…………………………………………..36
Приложение № 1…………………………………………………………………38
Приложение № 2…………………………………………………………………39
Приложение № 3…………………………………………………………………40
Введение
Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX и начале XXI вв. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства.
Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание закономерностей развития мирового хозяйства, меры успеха одних стран и кризисного состояния других, сегодня знать просто необходимо.
Актуальность темы предлагаемого исследования заключается, в том, что развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства и экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать сырьевые, топливные, трудовые ресурсы, улучшить территориальное разделение труда, от обыкновенного экономического сотрудничества, базирующегося, главным образом на торговле, экономическая интеграция отличается дальнейшим углублением всесторонних связей, сращиванием производственных процессов отдельных стран.
Предметом исследования данной работы является определение международной экономической интеграции, как процесса хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Объектом исследования данной работы является определение сущности понятия международной экономической интеграции и выделение ее этапов.
Целями исследования работы является:
1) Раскрыть анализ специфики экономической интеграции во всем ее разнообразии - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
2) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть существующие воззрения на процессы интеграции в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать воздействие интеграционных тенденций на эволюцию системы международных отношений в целом и ее региональных подсистем.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям.
4) Определить как теоретические экономические школы расценивают причины и движущие силы международной экономической интеграции.
Интеграционные объединения стали в последние годы неотъемлемым элементом отношений между многими государствами мира. При этом интеграционные процессы проявляются по-разному, в зависимости от социально-экономических условий развития тех или иных групп стран. Особенно актуальна эта проблема в настоящее время, когда большинство стран мира объединяются в различные экономические, политические и другие союзы с целью взаимоподдержки и взаиморазвития.
Вторая половина XX и начало XXI вв. характеризуется увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением научно–технического прогресса. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимости. В настоящее время весь мир – арена взаимосвязей хозяйственной деятельности людей. В экономической литературе и повседневной речи широко используется понятие «мирового хозяйства». Мировое хозяйство – это система взаимосвязанных национальных хозяйств, в основе которой лежит международное разделение труда, различные экономические и политические отношения.
Мировая экономика является сложной, подвижной системой, находящейся в постоянном изменении. На сегодняшний день нового уровня достиг процесс интернационализации, глобализации производительных сил, в основе которого переплетение предпринимательского капитала.
Расширение международного разделения труда теснее связывают национальные хозяйства отдельных стран мира. Происходит постепенное усиление взаимозависимости и взаимодействия отдельных стран. Развитие внешнеэкономической сферы идёт быстрее национальных хозяйств. На региональном уровне интернационализации мирового хозяйства способствуют процессы интеграции. Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений. Изучением теории международной экономической интеграции занималось множество ученых, которые формировали различные направления, среди которых наиболее известными являются: неолиберализм, неокейсианство, дирижизм и т.д. Немаловажный вклад в развитие этих направлений внесли: В. Репке, С. Рольф, О. Ростоу, Г. Мюрдаль, Р. Купер и отечественные экономисты Н.П. Шмелёв и Ю.В. Шишков.
Зона свободной торговли
Зона свободной торговли (Free trade area) – тип международной интеграции, при котором страны-участники отменяют таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
Основные зоны свободной торговли:
Соглашение о свободе торговли стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН — Association of South East Asion Nations) — одна из крупнейших региональных организаций, объединяющая все страны Юго-Восточной Азии (1967 г.). Провозгласила своей целью содействие экономическому, социальному и культурному развитию стран-участниц, обеспечение безопасности от вмешательства извне. Высший орган – собирающаяся один раз в три года Конференция глав государств и правительств. Центральный руководящий орган – ежегодная встреча министров иностранных дел. Имеется постоянный секретариат, территориально расположенный в Джакарте (Индонезия);
Североамериканская зона свободной торговли — НАФТА (North American Free Trade Agreement — NAFTA) – соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г. Соглашение предусматривает поэтапную ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных барьеров как для промышленных, так и для сельскохозяйственных товаров, защиту прав интеллектуальной собственности, выработку общих правил для инвестиций, либерализацию торговли слугами и создание эффективного механизма для разрешения торговых споров между странами-участницами;
Европейская ассоциация свободной торговли – в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;
Балтийская зона свободной торговли – соглашение между Латвией, Литвой и Эстонией, подписанное в 1993 г.;
Центрально-европейское соглашение о свободной торговле - соглашение между Венгрией, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией и Чехией, подписанное в 1992 г.;
Австралийско-Новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей, подписанное этими двумя странами в 1983 г.;
Зона свободной торговли между Колумбией, Эквадором и Венесуэлой, - соглашение было подписано перечисленными странами в 1992 г.;
Бангкокское соглашение – соглашение между Бангладешем, Индией, Республикой Корея, Лаосом, Шри-Ланка, подписанное в 1993 г.
Таможенный союз
Таможенный союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории. Таким образом, таможенный союз - это более глубокий тип интеграции, чем зона свободной торговли .
В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
1) Снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
2) Перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
3) Устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
4) Унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
5) Согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
6) Введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
7) Создание общей системы преференций.
Страны договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Обычно они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.
Примеры таможенных союзов:
Ассоциация ЕС с Турцией – таможенный союз между Европейским экономическим сообществом (сейчас - Европейским союзом) и Турцией, созданный в 1963 г.
Арабский общий рынок – таможенный союз, объединяющий Египет, Ирак, Иорданию, Йемен, Ливию, Мавританию, Сирию. Соглашение о его создании было подписано в 1964 г.
Центральноамериканский общий рынок – участницами таможенного союза с 1961 г. являются Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;
Организация восточно-карибских государств – таможенный союз, созданный в 1991 г. Странами-членами этой организации являются Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины.
Общий рынок
Общий рынок (Common market) – тип международной интеграции, когда страны-участницы договариваются о свободном движении через национальные границы не только товаров и услуг, но и факторов производства – капитала и рабочей силы. Таким образом, формируется общее рыночное пространство. Это более глубокий вид интеграции, чем таможенный союз.
Свобода межгосударственного перемещения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства (общий рынок) требует организационно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Соответствующая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат.
Примеры группировок стран, создавших общий рынок:
Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;
Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;
Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.
Карибское сообщество – образовано в 1973 г. следующими странами: Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тринидат и Тобаго. Карибский общий рынок заменил существовавшую с 1968 г. Карибскую ассоциацию свободной торговли.
Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г.
Экономический союз
Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает как потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
Примеры экономических союзов:
Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;
Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;
Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;
Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне
Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, в настоящий момент в Европейском союзе, преобразованном из Европейского сообщества на основании Маастрихтского договора 1992 г., состоят 25 государств. Таким образом, Евросоюз объединяет 25 стран.
Политико-экономический союз
Полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.
Заключение
В ходе курсовой работы я раскрыла сущность понятия международной экономической интеграции, определила объективные предпосылки, уровни, цели, задачи и преимущества интеграции. В данной курсовой работе были определены взгляды различных теоретических, экономических школ, расценивающих причины и движущие силы международной экономической интеграции. В работе была отражена эволюция типов интеграционных объединений, была дана подробная характеристика каждому из них: преференциальным торговым соглашениям, зонам свободной торговли, таможенным союзам, общему рынку, экономическим и политическим союзам.
В ходе курсовой работы я исследовала последствия международной экономической интеграции, а также проанализировала современные направления международной экономической интеграции и уделила внимание проблемам интеграционного развития.
В целом международная экономическая интеграция – это характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных группировок.
Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Классические формы международной экономической интеграции: зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным объединением.
Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления.
По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных процессов, которая привела к созданию Европейского Союза (ЕС).
Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.
Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».
Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено.
Отнюдь не случайно интеграционные процессы обретают в начале XXI в. столь стремительный темп. Небывалый технологический прогресс, коренные изменения политической карты мира, нарастание все новых и сложных противоречий социально-культурного бытия народов разных континентов, нерешенность многих задач, оставшихся в наследие от прошлого, поставили мировое сообщество перед решением целого комплекса проблем, касающихся выживания человека и природы. Одним из ответов на подобные "вызовы истории" и является рост интеграционных процессов в мире, хотя не нужно забывать, что и на этом пути человечество ожидают серьёзные испытания. Интеграционные процессы - одно из главных направлений формирования нового миропорядка. Ряд стран уже давно прошли первоначальный путь экономической интеграции, хотя многие регионы еще не подошли к нему.
На рубеже XXI в. эти процессы постепенно перерастают в суперинтеграцию, которая откроет немало нового и неожиданного как для национального, так интернационального развития. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. От простого обмена товарами - к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств - к тесной производственной и научно-технической кооперации - к совместному ведению производства и управлению. В результате национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.
Экономическая взаимозависимость стран и народов становится ощутимой реальностью. Постепенно складываются и становятся особенно тесными всесторонние мирохозяйственные региональные связи, охватывающие многие страны. Международная экономическая интеграция обретает практическое воплощение, определяя и перспективы дальнейшего хозяйственного прогресса.
Список использованной литературы
1. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения// М.:Юристъ,2001.-368 с.
2. Булатова.A.C Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-734 с.
3. Глинкин. А.Н. Интеграция в Западном полушарии /Отв. ред. А.Н. Глинкин. М.: ИЛА РАН. 2000.с-80.
4. Журавлева Г. П. Экономика. – М.: Юристъ, 2004.-254с.
5. Ю.А. Щербанин, К.Л. Рожков, В.Е .Рыбалкин, Г. Фишер.-М.: Международные экономические отношения. Интеграция: Учебн. Пособие для вузов/ Банки и Биржи.-М, ЮНИТИ, 1997.-128 с.
6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.-М.: Международные отношения.-М, 1996.-89с.
7. Киреев А.Н. Международная экономика. – М.: Международная экономика, 1999.-34с.
8. Кудров.В.М. Мировая экономика.-М.: Бек, 2002.-112с.
9. Лесняков.Г.Л. Стратегия Западно-Европейской интеграции и отношение к России.//Экономика. 1998, № 1.
10. Мовсесян А. Г., Огнивцев С. Б. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2001.
11. Мосей Г. Процессы глобализации и регионализации в мировой экономике // Экономист, 2006, № 9.
12.Николаева.И.П. Мировая экономика / Под ред. Николаевой И. П. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-78с.
13.Овчаренко. Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. -М.: Проспект, 2003.-451 с.
14. Пебро М.Л., Международные экономические, валютные и финансовые отношения.-М.Папирус, 1994.-56с.
15. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, № 3.
16. Хейфец. В.Л, Овденко. А.А. Международная интеграция -Спб.: ГУАП, 2003.-68с.
17. Журнал "Мировая экономика и международные отношения", 2006 № 7.
Приложение № 1
Рис. Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются.
Приложение № 2
Формы и этапы интеграционных процессов
Тип интеграции | Признаки | |
1 | Зона свободной торговли | Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом к третьим странам - у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС. |
2 | Таможенный союз | Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС. |
3 | Общий рынок | Полное устранение препятствий для перемещений всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как: полное согласование экономической политики и т.д., выравнивание экономических показателей. |
4.1 | Экономический союз | Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах. |
4.2 | Валютный союз | Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются: 1. согласованное (совместное) плавание национальных валют; 2. установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц; 3. создание единой региональной валюты; 4. формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы. В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. |
5 | Полная экономическая интеграция | Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы. Условия: · общая налоговая система; · наличие единых стандартов; · единое трудовое законодательство; и т.д. |
Приложение № 3
Курсовая работа
По дисциплине:
Международные экономические отношения
Тема:
Дата: 2019-05-29, просмотров: 198.