Приватизация памятников архитектуры и истории частными лицами - практически решенный вопрос, за который ратуют деятели культуры. По их мнению, только это может спасти культурное наследие России.
Надо отметить, что за рубежом передача памятников истории и культуры в частную собственность - вполне обычное явление. Например, в Чехии тот, кто владел собственностью (предположим, замком) до 1945 года, может получить его обратно, а затем продать или отдать в ренту. Те же, что остаются у государства, выставляются на специальные аукционы. Во Франции владельцы памятников должны содержать их в соответствии с исторической эпохой и платят довольно большие налоги, если не используют его для проведения экскурсий. Соответственно, и в России идея продажи памятников культуры будоражит умы наших чиновников уже не первый год. Главным ее двигателем долгое время был прежний министр культуры Михаил Швыдкой, который подчеркивал необходимость таких перемен на прошлогоднем Госсовете по культуре. Тогда же, кстати, его поддержал и Юрий Лужков, заявивший, что памятники надо отдавать тем, кто может их восстановить. Однако только сейчас их идея стала реальностью. Деятели культуры считают, что приватизация памятников культуры была бы вполне своевременной: пока еще есть, что продавать.
"Петербургская стратегия сохранения культурного наследия" разработана Комитетом по государственному использованию и охране памятников. Стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой “сохранение через развитие, развитие через сохранение”[32].
"Стратегия сохранения наследия" носит универсальный характер. Она раскрывает проблемы охраны реставрации и использования памятников, ансамблей, городской среды, а также реконструкцию и новое строительство в исторических районах города. Она строится на основе сбалансированных интересов между требованиями общественности по охране исторической среды и необходимостью экономической деятельности в центре города. Сегодня в Санкт-Петербурге под государственной охраной находятся около восьми тысяч памятников. Более семи тысяч из них нуждаются в срочных ремонтно-реставрационных работах. В границах объединенных охранных зон действуют особые режимы градостроительной и хозяйственной деятельности. Особенно строгие ограничения, включая полный запрет нового строительства, действуют на территории исторического центра. "Считаю, что охранные режимы должны войти в "Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга, обеспечивая сохранение исторической застройки и меру допустимых преобразований", - подчеркивает губернатор.
"Петербургская стратегия сохранения культурного наследия" также включает в себя Угрозы и риски физической утраты (разрушения) архитектурного наследия Санкт-Петербурга, меры и методы противодействия разрушительным явлениям, меры по реставрации, консервации и воссозданию памятников архитектуры, практические меры по сохранению объектов культурного наследия и Основные положения городской реставрационной программы “Фасады Петербурга” (2005-2006 гг.). В ходе обсуждения документа В.И. Матвиенко также останавливалась на противоречиях с федеральным центром по вопросу сохранения памятников. Многие из них находятся в федеральной собственности. Однако федеральное Правительство не всегда на должном уровне решает вопросы их реставрации и сохранения. В то же время по существующему законодательству из бюджета Санкт-Петербурга нельзя финансировать их реставрацию. Губернатор заявляет, что на федеральном уровне нужно решить этот вопрос. Многие государственные деятели одобряют подобную инициативу. Так как многие памятники истории и культуры находятся в плачевном состоянии, поэтому желающим хоть как-то продлить их существование нужно идти навстречу. Однако специалисты говорят о том, что необходим жесткий контроль над процедурой приватизации. Выходом из этой ситуации могут также стать торги, на которые можно выставлять здания. Это поможет соблюсти и коммерческие интересы, и государственные.
Остается, правда, один "небольшой" вопрос. Дело в том, что сама по себе приватизация памятников разрешена еще в 1994 году. И сейчас все упирается в давнишнее противостояние федеральных властей с региональными, которые никак не могут разделить памятники. Между тем, если в столице и Петербурге найти желающих будет довольно легко, с поиском покупателей на культурное наследие регионов будет тяжелее. "Сегодня значительная часть памятников в малых городах, на периферии может вообще не привлечь внимания собственников, - сказал директор Государственного исторического музея Александр Шкурко. - И окончательная выгода этой инициативы будет ограничена коммерчески привлекательными зданиями". И чем дольше будет длиться этот "раздел", тем меньше будет желающих купить приходящий в полную негодность особняк, находящийся к тому же в глуши. Тем временем, 22 апреля администрация Санкт-Петербурга и НК "ЛУКОЙЛ" подписали соглашение, в рамках которого нефтяная компания вложит 30 миллионов долларов в реконструкцию дворца на Английской набережной и получит его в аренду сроком на 49 лет. При этом само здание будет передано на "общественные нужды". Правда, реставрацию начнут только после внесения соответствующих поправок, которые, несомненно, заинтересуют крупные компании и российских олигархов. Например, предполагается, что приватизация будет проходить на льготных для потенциальных покупателей условиях - вполцены. За это владелец должен будет за счет собственных средств провести ремонт здания и поддерживать его состояние, а также регулярно открывать его для посетителей. Сфера охраны памятников испытала на себе все "плюсы" и "минусы" рыночной экономики последних десятилетий. В связи с отсутствием у государства денег на финансирование сохранения памятников истории и культуры, весьма актуальным становится вопрос о приватизации объектов культурного наследия, наиболее активно эту проблему пытаются решить в Санкт-Петербурге.
Заключение
История охраны культурного наследия России насчитывает более трех веков - в этот период формировалось охранное законодательство, создавалась государственная охранительная система, вырабатывались основные методические принципы охраны памятников, складывалась отечественная реставрационная школа.
Последние десятилетия с его новыми экономическими и социально-политическими реалиями обострило ряд проблем в области охраны объектов старины, решение которых невозможно без учета опыта прошлых лет. Одна из этих проблем - приватизация памятников и формирование различных форм собственности на них. В связи с этим регламентация прав собственников со стороны государства, выработка оптимальных отношений сторон - один из важнейших вопросов сегодняшней памятникоохранительной политики.
Современные российские города меняют свой облик - строятся новые дома, оформляются площади, воздвигаются монументы, воссоздаются когда-то утраченными памятники. При этом нередко игнорируются особенности архитектурно-исторический среды: строятся дома новой архитектуры, никак не связанные с российскими традициями, искажаются и разрушаются подлинные уникальные объекты и возводятся бесчисленные новоделы.
Культурное и природное наследие России активно вовлекаются в мировое культурное пространство. Наша страна является полноправным членом таких авторитетных международных организаций, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный Совет музеев (ИКОМ), Международный Совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Многие уникальные памятники России находятся под покровительством этих организаций.
Современные отечественные исследования разрабатывают новые методические подходы к охране культурного и природного наследия, которые соответствуют международному уровню. В перспективе российской практики охраны наследия - сохранение уникальных территорий с комплексной регенерацией памятников истории и культуры, традиционных форм хозяйствования и природопользования.
Российское культурное наследие только тогда станет полноправной частью наследия мирового, когда российское общество осознает необходимость сохранения своего национального достояния и в стране будет создано действенное охранное законодательство.
Список используемой литературы
1. Беда А.М. Охрана культурного наследия. М., 1999.
2. Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. М., 1995.
3. Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. СПб., 2001.
4. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М., 1990.
5. Всемирное культурное и природное наследие в образовании. Учебное пособие. СПб., 2001.
6. Защита и сохранность культурных ценностей. СПб., 1994.
7. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М., 1994.
8. Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. Томск, 1999.
9. Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России во второй половине XX века. М., 2001.
10. Михайлова Н.В. Историко-культурное наследие России: проблемы охраны. М., 1999.
11. Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных актов и положений. М., 2004.
12. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. М., 2005.
13. Углева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. М., 1987.
14. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов. М., 1994.
15. Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. М., 1990.
Приложение
Распределение по Федеральным округам объектов культурного наследия федерального значения | |
Доля объектов культурного наследия федерального значения от общего количества памятников истории и культуры по Федеральным округам (%): Центральный 37 Северо-Западный 43 Южный 7 Приволжский 8 Уральский 2 Сибирский 2 Дальневосточный 1 |
Распределение по федеральным округам объектов культурного наследия: * - федерального значения * - регионального и местного значения | ||
Центральный федеральный округ | Cеверо-Западный федеральный округ | Приволжский федеральный округ |
Южный федеральный округ | Уральский федеральный округ | Сибирский федеральный округ |
[1] Беда А.М. Охрана культурного наследия. С. 18.
[2] Там же. С. 24.
[3] Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. С. 36-37.
[4] Михайлова Н.В. историко-культурное наследие России: проблемы охраны. С. 21.
[5] Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. С. 13.
[6] Там же. С. 22.
[7] Защита и сохранение культурных ценностей. С. 59.
[8] Там же. С. 67.
[9] Углева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. С. 81.
[10] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 44.
[11] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 78.
[12] Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. С. 35.
[13] Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. С. 52.
[14] Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных актов и положений. С. 60.
[15] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 37.
[16] Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. С. 90.
[17] Там же. С. 95.
[18] Там же. С. 100.
[19] Беда А.М. Охрана культурного наследия. С. 53.
[20] Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. С. 72.
[21] Веденин Ю.А. Культурное и природное наследие России. С. 81.
[22] Там же. С. 82.
[23] Беда А.М. Охрана культурного наследия. С. 47.
[24] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 30.
[25] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 118.
[26] Там же. С. 124.
[27] Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. С. 138.
[28] Великанов Ю.С. Сохранение наследия России. С. 142.
[29] Кулемзин А.Н. Охрана памятников в России. С. 81.
[30] Михайлова Н.В. Государственно-правовая охрана историко-культурного наследия России. С. 106.
[31] Там же. С. 109.
[32] Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. С. 115.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 242.