Цель, задачи, гипотеза и методики исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель и задачи исследования: цель данного исследования заключается в определении эффективности применения средств кататимно-имагинативной терапии как метода коррекции самоотношения лиц юношеского возраста. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;

2. выявить особенности методов психотерапии, использующие образы и активное воображение;

3. установить специфику работы с образами в кататимно-имагинативной терапии;

4. определить самоотношение с помощью разработанных методик;

5. изучить изменения самоотношения произошедшие в результате проведения психокоррекционной работы по методу кататимно-имагинативной терапии;

6. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

Объектом исследования: личностное самоотношение в юношеском возрасте.

Предметом исследования: изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

1. беседа, проводилась на начальном этапе и в ходе всего исследования;

2. тест-опросник самоотношения В.В. Столина – (ОСО) построен в соответствии с разработанной В.В.Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

ü глобальное самоотношение;

ü самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

ü уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".

В качестве исходного принимается различие содержания "Я-образа" (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующее шкалы.

· Шкала S – глобальное самоотношение; измеряет интегральное чувство "за" или "против" собственно "Я" испытуемого.

· Шкала I – самоуважение – шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся "внутренней последовательности", "самопонимания", "самоуверенности". Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

· Шкала II – аутосимпатия – шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному "Я". В шкалу вошли пункты, касающиеся "самопринятия", "самообвинения". В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе – видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров ("и поделом тебе").

· Шкала III – ожидаемое отношение от других – шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

· Шкала IV – самоинтерес – шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой "на равных", уверенность в своей интересности для других.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес "Я" испытуемого.

· Шкала 1 – самоуверенность;

· Шкала 2 – отношение других;

· Шкала 3 – самопринятие;

· Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

· Шкала 5 – самообвинение;

· Шкала 6 – самоинтерес;

· Шкала 7 – самопонимание.

3. мотивы, используемые в кататимно-имагинативной терапии, рекомендуемые для юношеского возраста – мы использовали мотив "представления себя на 10 лет старше"

4. и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 8 учеников из 11 "А" и "Б" класса средней образовательной школы №22.

 

Исследование

 

Школьным психологом в начале учебного года проводилось изучение уровня самоотношения, с помощью теста-опросника Столина, в одиннадцатых классах. В результате проведенной работы выявлена "Группа риска" состоящая из лиц юношеского возраста, у которых после двукратного обследования было выявлено изменения в аутосимпатии, в сторону враждебности и изменения по шкале "самоинтереса". В группу попало 8 учеников из них 5 девочек и 3 мальчиков, в возрасте от 16 до 17 лет.

На основе всего этого мы перешли к собственному исследованию, в котором основной целью ставилось изменение самоотношения лиц юношеского возраста средствами кататимно-имагинативной терапии.

После ознакомительной беседы с испытуемыми и установления положительно-эмоционального доверительного контакта им было предложено пройти "психологическую игру", в которой необходимым условием было представить себя через 10 лет – "Мотив представить себя на 10 лет старше". Все занятия происходили индивидуально.

Данный мотив дает представление о внутренних установках и ожиданиях подростка относительно своего будущего. В связи с этим этому мотиву отводится также и важная роль в воспитательном аспекте психотерапии.

Цель мотива: заключается в диагностике и коррекции негативного эмоционального самоотношения. Состоит в осознании реального эмоционального самоотношения и осознании защитных механизмов, позволяющих не переживать негативную самооценку. Интеграция негативных переживаний и представлений о самом себе.

Ход занятия: каждому участнику предлагается представить себя через 10 лет. Как он себя видит, и чем занимается. Кто его окружает через 10 лет, те же знакомые или появятся новые. Как его видят родные, товарищи, враги, незнакомые люди.

Возможны следующие вопросы ведущего:

· Какая проблема актуальна для этого человека?

· Что вы видите?

· Какое чувство возникает, когда вы смотрите на себя?

· Что нравится (не нравится) в себе?

· Какое чувство в собственном самоотношении преобладает?

В ходе работы после 3 сеансов наметилась положительная динамика в эмоциональном состоянии, в коммуникативной сфере, которая начала закрепляться после 5 сеанса – общее количество сеансов составило 5, по 45 минут каждый. Нужно заметить, что всем испытуемым понравились внеклассные занятия, хотя поначалу было проявлено некое сопротивление.

После проведения занятий по кататимно-имагинативной терапии было проведено тестирование с помощью "теста-опросника самоотношения Столина" (см. приложение №1), для оценки изменения самоотношения у испытуемых. В ходе тестирования были получены следующие данные, которые представлены в таблице (сырые баллы были переведены по таблицы теста приложение №1):

 

 Испытуемые № n/n №1 (муж., 16 лет) №2 (жен., 16 лет) №3 (жен., 16 лет) №4 (жен., 17 лет) №5 (муж., 16 лет) №6 (жен., 16 лет) №7 (муж., 17 лет) №8 (жен., 16 лет)
шкала S 96.00 90.67 96.67 98.67 96.00 88.00 90.67 93.33
Фактор I 86.67 80.00 91.33 71.33 86.67 91.33 91.33 80.00
Фактор II 77.33 69.67 86.00 77.33 96.67 90.67 77.33 69.67
Фактор III 100.00 53.00 72.33 39.67 100.00 39.67 91.33 53.00
Фактор IV 92.33 71.33 92.33 49.67 92.33 71.33 49.67 100.00
Фактор 1 81.33 65.67 81.33 65.67 100.00 81.33 65.67 92.33
Фактор 2 100.00 32.00 51.33 100.00 80.00 51.33 100.00 80.00
Фактор 3 100.00 89.67 89.67 100.00 100.00 70.67 100.00 89.67
Фактор 4 79.67 60.33 79.67 60.33 92.00 60.33 60.33 92.00
Фактор 5 60.67 43.33 96.67 43.33 81.67 81.67 60.67 96.67
Фактор 6 80.00 54.67 80.00 34.33 34.33 80.00 54.67 80.00
Фактор 7 83.67 43.33 83.67 43.33 68.67 83.67 68.67 83.67

 

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

¾ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

¾ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

 



Заключение

Данная работа была посвящена изучению возможностей метода глубинной психотерапии – кататимно-имагинативной терапии и изменению самоотношения лиц юношеского возраста средствами этой терапии. Была предпринята попытка, выявить взаимосвязь между проведением сеансов психотерапии и изменением личностных характеристик испытуемых.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода кататимно-имагинативной терапии лежат концепции классического психоанализа, а также эго-психология А. Фрейд. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения. С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане кататимно-имагинативной терапии близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

При оказании коррекционного воздействия методом Символдрамы, произошла положительная динамика в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Результаты тестирования (по Опроснику самоотношения – Столина В.В.) показали высокий уровень Глобального самоотношения (шкала S) – средние значение = 93,75. Также повысились показатели самоинтереса (шкала IV) – среднее значение = 83,58 – данная шкала показывает функциональную позицию (уровень внутренних действий в адрес самого себя).

Доминирующую позицию в системе глобального самоотношения играет шкала – Ожидаемое отношение от других – здесь средним значением является = 68,62.

Таким образом, поддержание высокого уровня Глобального самоотношения наших исследуемых опирается на высокий уровень уверенности в своей интересности для самого себя и для других, и на ожидании положительного отношения от других в адрес самого себя.

В целом поведение подростков стало более конструктивным и адекватным. Проведенная нами психокоррекционная работа в целом вызвала положительную динамику в изменении самоотношения у лиц юношеского возраста.

Итак, в результате наших исследований выяснено:

¾ Кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством при работе с лицами юношеского возраста;

¾ Кататимно-имагинативная терапия является краткосрочной терапией (5-6 сеансов достаточно для стойкого улучшения состояния подростков).

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для коррекции изменения самоотношения;

¾ Символдрама является эффективным методом терапии для регуляции коммуникативности.

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, так как мы предполагали, что кататимно-имагинативная терапия является эффективным средством для изменения самоотношения лиц юношеского возраста.

 



Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. О терапии творческим самовыражением // М.Е. Бурно, электронная статья: [http://afield.org.ua/force/b5_1.html]

2. Винов И.Е. От техне к гнозису или символдрама в горизонте философии. // И.Е. Винов, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000.- С. 92 – 111

3. Кузьминых Н.В. Телесное выражение переживаний в работе с образом по методу символдрамы // Доклад на Международном конгрессе "Психотерапия и консультирование больших городов", Москва, 16 мая 2003 г.

4. Маркова М.В. Автостоп, семейная психология и семейная терапия. // М.В. Маркова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №2, - 2000. – С. 62 – 74

5. Метод кататимного переживания образов (символдрама) Х.Лейнера // электронная статья: [http://www.psi.lib.ru/statyi/nazar/katatim.htm]

6. Обухов Я.Л. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков / Я.Л. Обухов, - М.: Эйдос, 1997. – 105 стр.

7. Обухов Я.Л. Психотерапия по методу символдрамы: работа с мотивом "Змея" // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", № 3 – 4, - 2000. С. 56 -57

8. Обухов Я.Л. Символика цвета // Я.Л. Обухов, "Журнал практического психолога", №4, - 1996. С. 44 – 54

9. Петухова Е.А. Психокоррекционная работа с подростками с использованием метода символдрамы. // Е.А. Петухова, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1, - 2000.- С. 43 – 48

10. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2002. – 1024 стр.

11. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании / В. Стюарт, - М.: Класс, 2005. – 384 стр.

12. Ханскарл Л. Основы глубинно-психологической символики // Лейнер Ханскарл, "Журнал практического психолога", № 3 – 4, - 1996.

13. Ханскарл Л. Кататимное переживание образов: Основная ступень. Введение в психотерапию с использованием техники сновидений наяву / Лейнер Ханскарл, - М.: Эйдос, 1996. – 253 стр.

14. Хайнц Х. "Бравый солдат Швейк, Дон Кхот Ламанчский и слон". История кататимно-имагинативной психотерапии в Восточной Германии // электронная статья: [http://www.symboldrama.ru/lyb/new/Shweik.htm]

15. Фридрих Е. Триангуляция // Ева Фридрих, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №1 - 2000.- С. 21 – 28

16. Хорн Г. Как проводить беседу с родителями детей, которые должны проходить психотерапию. Особенности беседы с врачом, учителем, воспитателем, социальным работником // Гюнтер Хорн, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. С. 99 – 103

17. Хорн Г. Шесть этапов развития ребенка в зеркале символдрамы // Выступление на Международном симпозиуме по проблемам психотерапии и профилактики психических нарушений у подростков, г. Калуга, октябрь 1997 г.

18. Эберхард В. Символдрама – это творчество // Вильке Эберхард, "Журнал Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства" - Харьков, - №3, - 2002. – С. 41 – 44

19. Юнг К.Г. Человек и его символы / Карл Густав Юнг, - М.: "Серебряные нити", 2006. – 236 стр.

 


Приложение №1

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 173.