Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...........2

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4

1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4

1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7

1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13

1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16

1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21

1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22

1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27

Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29

2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29

2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33

2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37

Литература…………………………………………………………………….....42

Приложения



Введение

 

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.

Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.

Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.

Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;

- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;

- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;


Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии


Выводы по главе 1

 

В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана

структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о возрастных особенностях студентов.


Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы».

2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»

 

Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.

Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.

Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;

подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:

- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;

- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;

- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.

Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.

Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:

- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;

- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;

- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;

- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;

 

№ п/п № раздела дисциплины Наименование лабораторных работ
1 2 3
    Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии
1   Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах.
2   Изучение и анализ методической и учебной литературы.
3   Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских.
4   Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана.
5   Определение учебно-воспитательных задач и целей урока.
6   Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей.
7   Выбор оптимальных методов проведения занятий.
8   Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока.
9   Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий.
10   Методика анализа занятий и план-конспектов.
  Технический труд Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии
11   Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе.
12   Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии.
13   Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины.
14   Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву».
15 Культура дома Проведение занятий по разделу «Культура дома».
16 Элементы машиноведения Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса.
17   Методика изучения элементов материаловедения.
18   Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии.
19 Строительные ремонтно-отде-лочные работы Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы».
20   Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники».
21   Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции).
22   Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе.
23   Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий.
24   Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1).
25   Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2).
26 Обслуживающий труд Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса.
27   Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса.
28   Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса.
29   Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов.
30 Интерьер жилого дома Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов.
31 Элементы материало-ведения Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов.
32   Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов.
33   Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов.
34   Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов.
35 Уход за одеждой Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов.
36 Уход за ребенком Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов.
37 Проектирование и изготовление рабочей одежды Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов.
38 Технология обработки ткани Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов.
39   Разработка и проведение открытого урока.

 

 

2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»

 

Цель и задачи практикума.

Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования.

Задачи практикума.

1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения.

2. Освоить основные приемы установки и крепления инструмента и заготовки на металлорежущих станках.

3. Изучить влияние режима резания на шероховатость и квалитет при различных видах обработки.

Требования к уровню практического усвоения дисциплины.

В результате технологического практикума студент должен знать:

- технологический процесс изготовления обрабатываемой простой заготовки;

- марки используемых станков и материал обрабатываемой заготовки;

- применяемый режущий и СОЖ (СОВ);

- приемы удаления стружки с рабочего места и мастерской;

- безопасные приемы работы на закрепленных рабочих местах;

- влияние режима резания, геометрия режущего инструмента и его установка и крепление на качество обработки.

Студент должен уметь:

- проектировать технологический процесс механической обработки несложной детали;

- проводить все виды токарной обработки с использование резцедержателя и пеноля задней бабки;

- проводить все вида работ на сверлильных станках, включая разметку;

- проводить все виды работ с использованием насадных и концевых фрез;

- настроить делительную головку для простого, дифференциального деления и нарезания винтовой канавки;

- проводить все работ на строгальном станке;

- читать кинематические схемы станков. Определять по ним предельные обороты и число частот вращения шпинделя.

 Студент должен иметь представление о:

- работе протяжных станков;

- работе шлифовальных станков;

- станках с ЧПУ;

- станках физико-химических методов обработки.

Объем практикума – 180 час.

Вид итогового контроля – зачет.

Содержание дисциплины.

1. Конструкция и настройка токарных станков. Практическое освоение работ на этих станках.

2. Конструкция фрезерных станков (с применением УДГ). Практическое освоение работ на этих станках.

3. Конструкция и настройка сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.

4. Строгальные, долбежные станки. Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.

5. Шлифовальные и заточные станки. Их конструкция.

Практикум на станках.

 

Тип металлорежущего станка Наименование работ
1. Токарно-винторезные станки 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1К62. 5.1. Практическое освоение приемов обработки конических поверхностей на этом станке. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А616. 5.1. Практическое освоение работ с использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки. 5.1. Изучение конструкции рычагов управления и приемов наладки станка 1И611П. 5.1. Практическое освоение приемов обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А62. 5.1. Практическое освоение приемов настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых). 5.1. Изучение конструкции и рычагов управления станка 1616. Сравнивая конструкцию этого станка со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1Д62.
2. Фрезерные станки. 5.2. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г. 5.2. Практическое освоение приемов обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание канавок. 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81. 5.2. Практическое освоение наладки станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления (простое, дифференциальное). 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12. 5.2. Практическая настройка станка 6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах.
3. Сверлильные и расточные станки. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления радиально-сверлильного станка 2В56. 5.3. Практическое выполнение работ на этом станке с разметкой в соответствии с заданием. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263.
4. Строгальные и долбежные станки. 5.4. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на станке по индивидуальному заданию. 5.4. Изучение кинематической схемы долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке.
5. Плоскошлифовальные станки. 5.5. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки станков 371, 372. 5.5. Ознакомиться с гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510.
6. Круглошлифовальные и заточные станки 6.1. Изучение конструкции и режимов управления круглошлифовального станка 312Г. 6.2. Изучение конструкции и рычагов управления заточного станка 362и точил.
7. Основы Технологии машиностроения 7.1. основные понятия и определения. 7.2. выбор заготовки и припуска на обработку. 7.3. технологический процесс (маршрутная карта). 7.4. назначение режима резания при точении, сверления, шлифовании.

 

Материально-техническое обеспечение практикума.

Станочное оборудование.

 

Наименование оборудования Марка, обозначение Кол-во шт.
1. Токарно-винторезные станки 1К62 1А62 1Д62 1И611П 1А616 1616 2 3 1 1 1 1
2. Фрезерные станки, Вертикально-фрезерный станок Горизонтально-фрезерный станок Универсальный горизонтально-фрезерный станок   6Н12 6П80Г 6Н81   1 1 1
3. Сверлильные и расточные станки Радиально-сверлильный станок Горизонтально-расточной станок   2В56 263   1 1
4. Поперечно-строгальный станок 736 1
5. Плоскошлифовальный станок 371 372 1 1
6. Универсальные делительные головки УДГ-120 УДГ-130 1 1
7. Заточные станки (точила) 2
8. Круглошлифолвальные станок 362 1

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030600 «Технология и предпринимательство».

 

2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму

 

Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала (древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).

Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии (принципы).

Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.

Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка» является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.

Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами – определением композиции, тремя видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная), применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством).

Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.

Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.

Лабораторная работа.

Тема: «Принципы композиции».

Задание: проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.

Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.

Алгоритм выполнения работы:

1) повторить принципы композиции;

2) ответить на вопросы;

    3) провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу;

4) сделать выводы по композиционному решению.

Вопросы:

1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его определение.

2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в данном изделии.

    3) Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?

Форма оценивания композиционного решения.

Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения: 25 баллов – отлично, 20 баллов – хорошо, 15 баллов – удовлетворительно, 5 баллов – неудовлетворительно.

 

Принципы композиции Оценка студента Суммарная оценка студента Суммарная оценка преподавателя Разность оценок  
Целостность        
Соподчинение        
Соразмерность        
Равновесие        
единство        

 


Выводы:

 

Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции.[11]

Принцип целостности характеризуется следующими критериями: общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.

Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия.

Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест – свободному пространству, крупных форм – мелким, теплых цветов – холодным и т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]

Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.

Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения.

Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.





Литература

 

1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.

2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с. 23-38.

3. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.

4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.

5. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.

6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г., с. 28-45.

7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.

8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.

9. Некрасов С.С. Обработка материалов резанием. М, Агропромиздат, 2004г., с. 336.

10. Немов Р. С. Психология – М, 2002 г., с.32-36.

11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства студентов в процессе сбора и анализа технологической и патентной информации, С-Пб., 2005 г., с.28-32.

12. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с.98-104.

13. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.

14. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции.-Ульяновск: ИПКПРО, 2004г., с. 69-70

15. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,

с. 22-27.

16. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 2003 г.

17. Смирнов В. И. Общая педагогика. Н-Тагил, 2002 г., с.70-72.

18. Тамарова З.Б. Образовательная область «Технология» как средство технологической подготовки студентов//Технология 2000: Тезисы докладов IV Международной конференции.- Самара, 2005г., с.106.

19. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. – Москва: МИОО, 2004г., с. 27-30.

20. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.118.

21. Федотова Т.Е. Формирование технологической культуры в начальной школе// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с. 119.

22. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М. 2001г., с.122-127.



Приложения.

Приложение №1.

 

Последовательность операций

Эскиз

Оборудование и инструменты

Приложение №2.

 

Методика проведения деловой игры в рамках темы «Формы предпринимательской деятельности».

 

На первых занятиях следует изучить классификацию предпринимательской деятельности, научить студентов делать сравнительный анализ форм предпринимательства в России и развитых странах.

Следующие семинарские занятия посвящаются производственному предпринимательству. Необходимо актуализировать знания о факторах производства, о результатах производственной деятельности. Целесообразно обсудить со студентами задачи предпринимателя на каждом этапе производственного процесса. С целью ознакомления с процессом производства и рыночным механизмом купли – продажи, а также развития аналитического мышления и навыков предпринимательской деятельности проводится деловая игра «Прибыльное производство.

Следующие занятия отводятся на изучение коммерческого предпринимательства. В начале изучения темы определяется различие между производственным и коммерческим предпринимательством: определяются его цели и задачи, даётся характеристика коммерческой деятельности. Следует сделать акцент на маркетинговом анализе рынка при осуществлении операции на товарной бирже. В конце этой темы целесообразно провести деловую игру «Рыночная активность».

Цель игры:

· ознакомить участников с механизмом рыночной торговли;

· сформировать установку на принятие самостоятельных решений и активные действия.

Ход игры:

Введение в деловую игру

Участников знакомят с целью проведения и правилами игры.

Правила игры:

1) Каждый участник должен выбрать не более 4-х наименований товаров для реализации.

2) Задача каждого участника – реализовать свои товары по максимально возможным ценам.

3) Все участники выступают и в роли покупателей, т.к. им необходимо купить не менее 4-х товаров у других. Принцип игры «4=4».

4) Каждый участник располагает суммой в 5 тыс. монет на первичные покупки. Остальные производятся за счёт выручки от продажи товаров.

5) В игре запрещены бартерный обмен и организация фирм из нескольких участников.

Изучение ситуации

Каждому участнику выдаётся лист с наименованием товаров:

 

  Товары Количество в партии
1. Кроссовки 30
2. Туфли женские 20
3. Туфли мужские 20
4. Сапоги женские 20
5. Джинсы 20
6. Костюмы мужские 10
7. Деловые наборы 30
8. Куртки кожаные 10
9. Пальто 10
10. Плащи кожаные 10
11. Духи 20
12. Наборы косметики 30
13. Ювелирные украшения 5
14. Часы наручные 20
15. Калькуляторы 20

 

Студенты выбирают по 4 товара для дальнейшей реализации.

 

Оформление документации

1) На каждый товар участники заводят балансовую ведомость:

Наименование товара__________________________________________

 

Количество товаров Цена за единицу Общая выручка
     

 

2) Они также оформляют лист покупателя:

 

Вид товара Кол-во, шт. Цена, монеты Уплачено, монеты Подпись
         

 

3) Во время игры участник ведёт ещё лицевой счёт:

 

№№ Приход, в мон. Расход, в мон. Остаток, в мон.
       

 

Деловая игра

Все участники начинают активно предлагать свою продукцию, рекламируя её, вступая в переговоры, приобретая и продавая товары по максимально выгодным ценам.

Все свои сделки студенты фиксируют в балансовых ведомостях и листе покупателя, отслеживая движение денежных средств на лицевом счёте.

Итоги игры

Все участники в конце игры подсчитывают результаты:

1) Количество купленных товаров, шт.

За приобретение всех 11 видов недостающих товаров участник поощряется премиальным коэффициентом – 1,2 х количество товаров.

2) Сумму вырученных денег.

В игре выручка предпринимателя, продающего дефицитный товар, будет выше.

Обсуждение игры

Выбирается победитель (победители) игры. Они анализируют причины своего успеха. Обсуждаются особенности рыночной ситуации, возникшие в процессе игры.

Все участники получают отметки вместе с комментарием преподавателя.

На последующих семинарах изучается финансовое предпринимательство. При изучении темы необходимо определить роль финансового рынка и его субъектов в экономике. Актуализация знания о банковской системе и рынке ценных бумаг. Практические умения и навыки отрабатываются в деловой игре «Фондовая биржа».

Таким образом, при проведении деловых игр студент поставлен в условия выбора и должен самостоятельно принимать решения. Участие в игровом процессе развивает коммуникативные умения будущих специалистов, побуждает к взаимоконтролю и действию в рамках деловой этики, а именно те качества, которые необходимы цивилизованному предпринимателю.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...........2

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4

1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4

1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7

1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13

1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16

1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21

1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22

1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27

Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29

2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29

2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33

2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37

Литература…………………………………………………………………….....42

Приложения



Введение

 

Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.

Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.

Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.

Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.

В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;

- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;

- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;


Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии


Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»

В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принима­ясь за химические операции»[2]. Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.[6]

В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;

2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.

Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения – вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.

Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?

Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.

Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.

Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований – реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу»[2].

Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель вуза?

Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и профориентационные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора, накоплению знаний, желанию поделиться ими с студентами, разделить с ними радость творческого успеха.

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.