Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4
1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7
1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13
1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16
1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21
1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22
1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37
Литература…………………………………………………………………….....42
Приложения
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.
Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.
Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;
- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;
- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии
Выводы по главе 1
В первой главе данной курсовой работы были проанализированы теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии, раскрыта сущность понятия лабораторно-практической работы как основополагающей составной части технологического практикума. Выявлена методика организации лабораторно-практических работ на примере программы учебной педагогической практики по методике преподавания технологии. Широко показана
структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ по технологическому практикуму. Раскрыты и обработаны основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму с применением технолого-педагогических подходов к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ, а также приведены данные о возрастных особенностях студентов.
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы».
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»
Технология определяется как наука о преобразование и использование материи, энергии информации в интересах и по плану человека.
Средствами курса «Технология» предполагается, формирование у студентов качеств: творческой, думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности. Они необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей до реализации продукции; подготовка студентов к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности; развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Основной принцип реализации учебно-методического комплекса – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности студентов.
Целями обучения являются: формирование у студентов технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ее роли в общественном развитии ответственного отношения к труду и результатам труда;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Но сфера воздействия уроков технологии видится гораздо шире, чем техническое и естественно-научное просвещение. Именно преобразовательная суть предмета «Технология» делает приоритетными в работе учителя следующие задачи:
- сформировать у своих студентов социальную позицию полноправных и ответственных хозяев жизни;
- помочь им в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой;
- стать «авторами» формирующейся социально-экономической среды России.
Лабораторно-практические занятия – один из основных информационных компонентов учебного процесса подготовки учителей технологии.
Анализ проведения лабораторных практикумов показывает, что достижении хорошей подготовки учителей технологии и предпринимательства лабораторные работы призваны обеспечить реализацию целого комплекса целей и задач:
- развитие и воспитание у студентов навыков высокой культуры труда, умения пользоваться инструментами;
- понимание студентами теоретических основ, на которых базируется данная лабораторная работа, связи теории и практикой;
- умение анализировать и обобщать полученные результаты, делать из них логические выводы и находить им практическое применение;
- умение пользоваться учебной, научно-популярной и справочной литературой, графиками, таблицами и схемами;
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование лабораторных работ |
1 | 2 | 3 |
Лабораторно-практические занятия по организационно-методическим основам преподавания технологии | ||
1 | Изучение и анализ школьных программ по технологии в 5-7 классах. | |
2 | Изучение и анализ методической и учебной литературы. | |
3 | Ознакомление с организацией и оборудованием школьных мастерских. | |
4 | Перспективное планирование работы учителя. Составление перспективного календарного плана. | |
5 | Определение учебно-воспитательных задач и целей урока. | |
6 | Разработка содержания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей. | |
7 | Выбор оптимальных методов проведения занятий. | |
8 | Подготовка учителя к уроку. Текущее планирование занятий. Составление плана-конспекта урока. | |
9 | Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек-заданий. | |
10 | Методика анализа занятий и план-конспектов. | |
Технический труд | Лабораторно-практические занятия по ведению уроков технологии | |
11 | Проведение вводного занятия по теме «Технология обработки древесины» в 5 классе. | |
12 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьниками 5-7 классов на занятиях технологии. | |
13 | Технология изготовления деталей при ручной обработке древесины. | |
14 | Проведение занятий по теме «Работа на токарном станке по дереву». | |
15 | Культура дома | Проведение занятий по разделу «Культура дома». |
16 | Элементы машиноведения | Проведение занятий по разделу «Элементы машиноведения» с учащимися 5 класса. |
17 | Методика изучения элементов материаловедения. | |
18 | Методика изучения вопросов стандартизации, допусков и технических измерений на занятиях по технологии. | |
19 | Строительные ремонтно-отде-лочные работы | Проведение занятий по разделу «Строительные ремонтно-отделочные работы». |
20 | Методика проведения занятий по теме «Устройство и простейший ремонт сантехники». | |
21 | Проведение занятий по теме «Технология обработки металлов» (ручные операции). | |
22 | Проведение занятий по теме «Работа на металлорежущих станках» в 7 классе. | |
23 | Методика проведения занятий по формированию у студентов 5-7 классов электротехнических понятий. | |
24 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 1). | |
25 | Методика организации работы с учащимися над творческими проектами (часть 2). | |
26 | Обслуживающий труд | Методика проведения занятия по теме «Физиология питания» раздела кулинария с учащимися 5 класса. |
27 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 6 класса. | |
28 | Методика проведения занятий по разделу «Кулинария» с учащимися 7 класса. | |
29 | Методика проведения занятий по теме «Гигиена девушки. Косметика» с учащимися 5-7 классов. | |
30 | Интерьер жилого дома | Методика проведения занятий по разделам «Интерьер жилого дома» с учащимися 5-7 классов. |
31 | Элементы материало-ведения | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения» с учащимися 5-7 классов. |
32 | Методика изучения элементов графической грамотности со школьницами 5-7 классов. | |
33 | Методика проведения занятий по разделам «Элементы материаловедения. Работа на швейной машине» с учащимися 5-7 классов. | |
34 | Методика проведения занятий по разделам «Рукоделие» с учащимися 5-7 классов. | |
35 | Уход за одеждой | Методика проведения занятий по разделам «Уход за одеждой. Ремонт одежды» с учащимися 5-7 классов. |
36 | Уход за ребенком | Методика проведения занятий по разделам «Уход за ребенком» с учащимися 7 классов. |
37 | Проектирование и изготовление рабочей одежды | Методика проведения занятий по разделам «Проектирование и изготовление рабочей одежды (фартука)» с учащимися 7 классов. |
38 | Технология обработки ткани | Методика проведения занятий по разделам «Технология обработки ткани» с учащимися 7 классов. |
39 | Разработка и проведение открытого урока. |
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»
Цель и задачи практикума.
Цель практикума - привить студенту практические навыки по высокоэффективному использованию и технической эксплуатации станочного оборудования.
Задачи практикума.
1. Изучить устройство, рычаги управления, наладку и настройку металлорежущих станков общего назначения.
2. Освоить основные приемы установки и крепления инструмента и заготовки на металлорежущих станках.
3. Изучить влияние режима резания на шероховатость и квалитет при различных видах обработки.
Требования к уровню практического усвоения дисциплины.
В результате технологического практикума студент должен знать:
- технологический процесс изготовления обрабатываемой простой заготовки;
- марки используемых станков и материал обрабатываемой заготовки;
- применяемый режущий и СОЖ (СОВ);
- приемы удаления стружки с рабочего места и мастерской;
- безопасные приемы работы на закрепленных рабочих местах;
- влияние режима резания, геометрия режущего инструмента и его установка и крепление на качество обработки.
Студент должен уметь:
- проектировать технологический процесс механической обработки несложной детали;
- проводить все виды токарной обработки с использование резцедержателя и пеноля задней бабки;
- проводить все вида работ на сверлильных станках, включая разметку;
- проводить все виды работ с использованием насадных и концевых фрез;
- настроить делительную головку для простого, дифференциального деления и нарезания винтовой канавки;
- проводить все работ на строгальном станке;
- читать кинематические схемы станков. Определять по ним предельные обороты и число частот вращения шпинделя.
Студент должен иметь представление о:
- работе протяжных станков;
- работе шлифовальных станков;
- станках с ЧПУ;
- станках физико-химических методов обработки.
Объем практикума – 180 час.
Вид итогового контроля – зачет.
Содержание дисциплины.
1. Конструкция и настройка токарных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
2. Конструкция фрезерных станков (с применением УДГ). Практическое освоение работ на этих станках.
3. Конструкция и настройка сверлильных и расточных станков. Практическое освоение работ на этих станках.
4. Строгальные, долбежные станки. Конструкция и их настройка для выполнения возложенных работ.
5. Шлифовальные и заточные станки. Их конструкция.
Практикум на станках.
Тип металлорежущего станка | Наименование работ |
1. Токарно-винторезные станки | 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1К62. 5.1. Практическое освоение приемов обработки конических поверхностей на этом станке. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А616. 5.1. Практическое освоение работ с использованием инструмента, устанавливаемого в пеноль задней бабки. 5.1. Изучение конструкции рычагов управления и приемов наладки станка 1И611П. 5.1. Практическое освоение приемов обработки цилиндрических внешних и внутренних поверхностей. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1А62. 5.1. Практическое освоение приемов настройки станка для нарезания резьб (метрических, модульных, дюймовых). 5.1. Изучение конструкции и рычагов управления станка 1616. Сравнивая конструкцию этого станка со станком 1А616 оценить сущность модернизации станков. 5.1. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки станка 1Д62. |
2. Фрезерные станки. | 5.2. Изучение конструкции, рычагов управления и приемов наладки горизонтально-фрезерного станка 6П80Г. 5.2. Практическое освоение приемов обработки горизонтальных, наклонных и вертикальных поверхностей, прорезание канавок. 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального горизонтально-фрезерного станка 6Н81. 5.2. Практическое освоение наладки станка и настройка УДГ для нарезания винтовых канавок и методов деления (простое, дифференциальное). 5.2. Изучение конструкции и рычагов управления универсального вертикально-фрезерного станка 6Н12. 5.2. Практическая настройка станка 6Н12 для прорезания призматических и сегментных пазов на валах. |
3. Сверлильные и расточные станки. | 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления радиально-сверлильного станка 2В56. 5.3. Практическое выполнение работ на этом станке с разметкой в соответствии с заданием. 5.3. Изучение конструкции, рычагов управления и методов настройки горизонтально-расточного станка 263. |
4. Строгальные и долбежные станки. | 5.4. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки поперечно-строгального станка 736. Выполнить работу на станке по индивидуальному заданию. 5.4. Изучение кинематической схемы долбежного станка 743. Работы, выполняемые на этом станке. |
5. Плоскошлифовальные станки. | 5.5. Изучение конструкции, рычагов управления и настройки станков 371, 372. 5.5. Ознакомиться с гидрокинематической схемой горизонтально-протяжного станка 7510. |
6. Круглошлифовальные и заточные станки | 6.1. Изучение конструкции и режимов управления круглошлифовального станка 312Г. 6.2. Изучение конструкции и рычагов управления заточного станка 362и точил. |
7. Основы Технологии машиностроения | 7.1. основные понятия и определения. 7.2. выбор заготовки и припуска на обработку. 7.3. технологический процесс (маршрутная карта). 7.4. назначение режима резания при точении, сверления, шлифовании. |
Материально-техническое обеспечение практикума.
Станочное оборудование.
Наименование оборудования | Марка, обозначение | Кол-во шт. |
1. Токарно-винторезные станки | 1К62 1А62 1Д62 1И611П 1А616 1616 | 2 3 1 1 1 1 |
2. Фрезерные станки, Вертикально-фрезерный станок Горизонтально-фрезерный станок Универсальный горизонтально-фрезерный станок | 6Н12 6П80Г 6Н81 | 1 1 1 |
3. Сверлильные и расточные станки Радиально-сверлильный станок Горизонтально-расточной станок | 2В56 263 | 1 1 |
4. Поперечно-строгальный станок | 736 | 1 |
5. Плоскошлифовальный станок | 371 372 | 1 1 |
6. Универсальные делительные головки | УДГ-120 УДГ-130 | 1 1 |
7. Заточные станки (точила) | – | 2 |
8. Круглошлифолвальные станок | 362 | 1 |
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 030600 «Технология и предпринимательство».
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму
Для повторения и углубления знаний студентов, их самостоятельной исследовательской работы на занятиях по технологическому практикуму используются лабораторные и лабораторно-практические работы. В ходе изучения декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материалов таких работ пока мало. К ним, разве что, можно отнести лабораторно-практические работы по изучению свойств обрабатываемого материала (древесину, кожа, металл, береста, ткань и другие) и отдельных характеристик отделочных материалов (краски, лаки, морилка и т.д.).
Лабораторная работа «Принципы композиции» предназначена для получения более глубоких и осмысленных знаний по такому сложному вопросу теории искусства как композиция, закрепления принципов композиции, обучения умению оценивать предметы декоративно-прикладного искусства (и вообще художественного произведения) через определенные критерии, формирование умения высказывать учащимися своего личного мнения о какой-либо композиции, ориентируясь на существующие критерии (принципы).
Среди лабораторных и лабораторно-практических работ, используемых в технологических практикумах, можно выделить следующие: студенты изучают свойства различных материалов, измеряют и рассчитывают отдельные характеристики, анализируют структуру данного объекта и т.д. Работ, в которых присутствует оценочная деятельность, практически нет. Хотя сегодня в содержании образования отмечается «недостаточность историко-научных, оценочных и экологических знаний» (Л.Я. Зорина, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.). Поэтому разработка и внедрение в образовательную область «Технология» различных методов и форм обучения, связанных с оценкой каких-либо процессов, явлений или объектов, является необходимым и важным компонентом содержания нашего предмета.
Широко распространенная в когнитивной области таксономия Б. Блума рассматривает педагогические учебные цели как шесть основных категорий: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Категория «оценка» является самой высшей и обозначает умение оценивать значение того или иного материала для конкретных целей, причем суждения студента должны основываться на четких критериях.
Перед проведением данной работы студенты должны быть знакомы с общими теоретическими вопросами – определением композиции, тремя видами композиции (фронтальная, глубинно-пространственная и объемно-пространственная), применением различных видов композиции в действительности и особенностями данного направления декоративно-прикладного искусства, принципами композиции (целостностью, соподчинением, соразмерностью, равновесием и единством).
Для подготовки к лабораторной работе преподаватель должен выбрать изделия (желательно для каждого студента) данного направления декоративно-прикладного искусства, композицию которых будут изучать и оценивать студенты. Вместо изделий можно использовать другие наглядные образцы - схемы, чертежи, эскизы, фотографии - если это позволяет ваш вид декоративно-прикладного искусства. Например, для оценивания композиции, украшенной геометрической резьбой по дереву, можно выбрать чертеж, а для вязания или вышивки применить схемы вязания или эскизы вышивки крестом, сохраняющие общее композиционное расположение различных элементов и пропорциональные размеры изделия. При выборе изделий или заменяющих их наглядных образцов должно соблюдаться следующее правило: грамотно построенные композиций дополняются теми, у которых явно нарушен один из принципов и его можно четко оценить и выделить. Это правило поможет учителю проверить эффективность понимания всех принципов композиции по отдельности и вмести необходимые изменения в ход урока, если какой-либо из принципов понимается неправильно или неполно.
Перед выполнением лабораторной работы каждый студент должен получить изделие, которое он будет оценивать с точки зрения композиции, и схему выполнения лабораторной работы, которую можно раздать в виде отдельного листка каждому студенту или написать на доске сразу для всего класса. Данная схема имеет следующий вид.
Лабораторная работа.
Тема: «Принципы композиции».
Задание: проанализировать представленную композицию и дать ее оценку в соответствии с принципами композиции.
Оснащение: композиционно оформленное изделие, форма для оценивания композиционного решения.
Алгоритм выполнения работы:
1) повторить принципы композиции;
2) ответить на вопросы;
3) провести оценку композиции по ее принципам и занести результаты в таблицу;
4) сделать выводы по композиционному решению.
Вопросы:
1) Что подразумевается под термином «композиция»? Дайте его определение.
2) Охарактеризуйте принципы композиции: целостность, соподчинение, соразмерность, равновесие и единство. Насколько они выполняются в данном изделии.
3) Как вы думаете, какого принципа или условия не хватает для анализа и оценки данного композиционного решения?
Форма оценивания композиционного решения.
Каждый композиционный принцип оценивается одной из четырех оценок в зависимости от его выполнения: 25 баллов – отлично, 20 баллов – хорошо, 15 баллов – удовлетворительно, 5 баллов – неудовлетворительно.
Принципы композиции | Оценка студента | Суммарная оценка студента | Суммарная оценка преподавателя | Разность оценок |
Целостность | ||||
Соподчинение | ||||
Соразмерность | ||||
Равновесие | ||||
единство |
Выводы:
Так как композиция один из основных и самых сложных вопросов теории искусства, ее принципы различными авторами, работающими в разных областях, выделяются по-разному. В данной лабораторной работе оставлены только те, которые признаются всеми и на основе которых можно легко оценить композиционное решение изделия. Для того чтобы оценивание происходило по достаточно четким критериям, мною были выделены оценочные характеристики для каждого принципа композиции.[11]
Принцип целостности характеризуется следующими критериями: общее целостное представление композиции (когда в произведении нет ничего лишнего и не возникает желание что-либо добавить или убрать), соответствие формы и назначения изделия, соответствие стиля изделия.
Принцип соподчинение характеризуется в первую очередь наличием композиционного центра, который определяет стиль изделия и с которым должны взаимоувязываться все остальные части изделия.
Соразмерность связана с пропорцией, размерами, масштабностью и т.д. В ее оценочные характеристики входят размеры и форма изделия, соразмерность контрастных полей и поверхностей (насыщенных мест – свободному пространству, крупных форм – мелким, теплых цветов – холодным и т.д.), соразмерность геометрических элементов или фигурных форм. [11]
Равновесие достигается приемами симметрии и ритмики. В случае с асимметричными композициями рассматривается зрительное равновесие фигур, масс, цветовых и контрастных пятен.
Единство считается синтезирующим принципом композиции и в школе его можно рассматривать как комплексное выполнение всех предыдущих принципов. К тому же единство отражается субъективную личностную оценку к данному изделию, выражающее единение, согласие с автором по поводу конкретного композиционного решения.
Таким образом, выделенные оценочные характеристики помогут учителю не только познакомить студентов с принципами композиции, но и научить их применять данные критерии для выражения своего мнения и оценки изделий как декоративно-прикладного характера , так и произведений искусства. Более глубокое изучения композиции и ее принципов, на наш взгляд, нецелесообразно, так как это сложный вопрос, который должен изучаться в образовательных учреждениях с художественного профиля.
Литература
1. Адаменко А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков М., 2003г., с. 38-40.
2. Алексеев В.Е. Организация технического творчества студентов М. 2004 г., с. 23-38.
3. Волков И.П. Приобщение к творчеству М. Просвещение, 2002 г., с.59-64.
4. Вакуленко В.А. Опорный конспект по предмету Организации и методика производственного обучения, 2003 г.
5. Губенков. С. Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах М, 2002 г., с. 16-22.
6. Комский Д.М. Основы теории творчества. Екатеринбург, 2003 г., с. 28-45.
7. Крутецкий В.А. Психология - М., 2004 г., с. 11-28.
8. Лаврушина А.А. Обучение технологии через творческое проектирование// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.119-120.
9. Некрасов С.С. Обработка материалов резанием. М, Агропромиздат, 2004г., с. 336.
10. Немов Р. С. Психология – М, 2002 г., с.32-36.
11. Новоселов С.А. Технология развития изобретательства студентов в процессе сбора и анализа технологической и патентной информации, С-Пб., 2005 г., с.28-32.
12. Основы педагогического мастерства. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. - М. 2002г., с.98-104.
13. Полобинкин А. И. Основы инженерного творчества. - М. 2004г., с.76.
14. Рыбакова Т.В. Метод проектов как основа инновационного подхода к преподаванию технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы региональной научно-практической конференции.-Ульяновск: ИПКПРО, 2004г., с. 69-70
15. Скакун В.А. Методика производственного обучения. Ч. 1-2 - М. 2002г.,
с. 22-27.
16. Сухарев М.И. Материаловедение. - М. 2003 г.
17. Смирнов В. И. Общая педагогика. Н-Тагил, 2002 г., с.70-72.
18. Тамарова З.Б. Образовательная область «Технология» как средство технологической подготовки студентов//Технология 2000: Тезисы докладов IV Международной конференции.- Самара, 2005г., с.106.
19. Тамарова З.Б. От трудовой подготовки студентов к технологической// Преподавание технологии в школе. Подготовка учителей технологии и предпринимательства: Тезисы докладов VIII Международной конференции. – Москва: МИОО, 2004г., с. 27-30.
20. Фаизов А.А., Интегрированные уроки и спецкурсы при преподавании технологии// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с.118.
21. Федотова Т.Е. Формирование технологической культуры в начальной школе// Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции.- Ульяновск: ИПК ПРО, 2004г., с. 119.
22. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М. 2001г., с.122-127.
Приложения.
Приложение №1.
№ | Последовательность операций | Эскиз | Оборудование и инструменты | |
Приложение №2.
Методика проведения деловой игры в рамках темы «Формы предпринимательской деятельности».
На первых занятиях следует изучить классификацию предпринимательской деятельности, научить студентов делать сравнительный анализ форм предпринимательства в России и развитых странах.
Следующие семинарские занятия посвящаются производственному предпринимательству. Необходимо актуализировать знания о факторах производства, о результатах производственной деятельности. Целесообразно обсудить со студентами задачи предпринимателя на каждом этапе производственного процесса. С целью ознакомления с процессом производства и рыночным механизмом купли – продажи, а также развития аналитического мышления и навыков предпринимательской деятельности проводится деловая игра «Прибыльное производство.
Следующие занятия отводятся на изучение коммерческого предпринимательства. В начале изучения темы определяется различие между производственным и коммерческим предпринимательством: определяются его цели и задачи, даётся характеристика коммерческой деятельности. Следует сделать акцент на маркетинговом анализе рынка при осуществлении операции на товарной бирже. В конце этой темы целесообразно провести деловую игру «Рыночная активность».
Цель игры:
· ознакомить участников с механизмом рыночной торговли;
· сформировать установку на принятие самостоятельных решений и активные действия.
Ход игры:
Введение в деловую игру
Участников знакомят с целью проведения и правилами игры.
Правила игры:
1) Каждый участник должен выбрать не более 4-х наименований товаров для реализации.
2) Задача каждого участника – реализовать свои товары по максимально возможным ценам.
3) Все участники выступают и в роли покупателей, т.к. им необходимо купить не менее 4-х товаров у других. Принцип игры «4=4».
4) Каждый участник располагает суммой в 5 тыс. монет на первичные покупки. Остальные производятся за счёт выручки от продажи товаров.
5) В игре запрещены бартерный обмен и организация фирм из нескольких участников.
Изучение ситуации
Каждому участнику выдаётся лист с наименованием товаров:
Товары | Количество в партии | |
1. | Кроссовки | 30 |
2. | Туфли женские | 20 |
3. | Туфли мужские | 20 |
4. | Сапоги женские | 20 |
5. | Джинсы | 20 |
6. | Костюмы мужские | 10 |
7. | Деловые наборы | 30 |
8. | Куртки кожаные | 10 |
9. | Пальто | 10 |
10. | Плащи кожаные | 10 |
11. | Духи | 20 |
12. | Наборы косметики | 30 |
13. | Ювелирные украшения | 5 |
14. | Часы наручные | 20 |
15. | Калькуляторы | 20 |
Студенты выбирают по 4 товара для дальнейшей реализации.
Оформление документации
1) На каждый товар участники заводят балансовую ведомость:
Наименование товара__________________________________________
Количество товаров | Цена за единицу | Общая выручка |
2) Они также оформляют лист покупателя:
Вид товара | Кол-во, шт. | Цена, монеты | Уплачено, монеты | Подпись |
3) Во время игры участник ведёт ещё лицевой счёт:
№№ | Приход, в мон. | Расход, в мон. | Остаток, в мон. |
Деловая игра
Все участники начинают активно предлагать свою продукцию, рекламируя её, вступая в переговоры, приобретая и продавая товары по максимально выгодным ценам.
Все свои сделки студенты фиксируют в балансовых ведомостях и листе покупателя, отслеживая движение денежных средств на лицевом счёте.
Итоги игры
Все участники в конце игры подсчитывают результаты:
1) Количество купленных товаров, шт.
За приобретение всех 11 видов недостающих товаров участник поощряется премиальным коэффициентом – 1,2 х количество товаров.
2) Сумму вырученных денег.
В игре выручка предпринимателя, продающего дефицитный товар, будет выше.
Обсуждение игры
Выбирается победитель (победители) игры. Они анализируют причины своего успеха. Обсуждаются особенности рыночной ситуации, возникшие в процессе игры.
Все участники получают отметки вместе с комментарием преподавателя.
На последующих семинарах изучается финансовое предпринимательство. При изучении темы необходимо определить роль финансового рынка и его субъектов в экономике. Актуализация знания о банковской системе и рынке ценных бумаг. Практические умения и навыки отрабатываются в деловой игре «Фондовая биржа».
Таким образом, при проведении деловых игр студент поставлен в условия выбора и должен самостоятельно принимать решения. Участие в игровом процессе развивает коммуникативные умения будущих специалистов, побуждает к взаимоконтролю и действию в рамках деловой этики, а именно те качества, которые необходимы цивилизованному предпринимателю.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...........2
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методами лабораторно-практических работ по технологии………………………………………...........4
1.1. Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»…………….........4
1.2. Методика организации лабораторно-практической работы………..........7
1.3. Структура и этапы выполнения лабораторно-практических работ…………………………………………………………………………........13
1.4. Основные требования к лабораторно-практическим работам по технологическому практикуму……………………………………………........16
1.5. Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ..………........21
1.6. Возрастные особенности студентов………………………………….........22
1.7. Выводы по главе 1……………………………………………………..........27
Глава 2. Разработка методики обучения студентов при изучении раздела «Лабораторно-практические работы»……………………………………….....29
2.1. Роль и место лабораторно-практических работ в дисциплине «Технологический практикум»……………………………………………........29
2.2. Тематический план дисциплины «Технологический практикум»…………………………………………………………………….....33
2.3. Разработка плана-конспекта занятия по технологическому практикуму…………………………………………………………………….....37
Литература…………………………………………………………………….....42
Приложения
Введение
Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы курсовой работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.
Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий, в данном случае – технологического практикума с использованием лабораторно-практических работ. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.
Цель исследования – обоснование содержания лабораторно-практических работ по технологическому практикуму.
Объект исследования – учебный процесс на занятиях по технологическому практикуму.
Предмет исследования – практическое обучение студентов на уроках технологии, применение лабораторно-практических работ, развитие нового отношения студентов к выбранной профессии.
В соответствии с целью, объектом и предметом были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке и применению лабораторного практикума;
- определить роль и место сбора практической информации в структуре лабораторно-практических работ по технологическому практикуму;
- разработать тематический план и план-конспект занятия по технологическому практикуму с использованием лабораторно-практических работ;
Глава 1. Теоретические основы обучения студентов методом лабораторно-практических работ по технологии
Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции»[2]. Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.[6]
В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.
Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения – вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.
Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?
Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.
Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.
Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.
Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более сейчас, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований – реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу»[2].
Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель вуза?
Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и профориентационные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора, накоплению знаний, желанию поделиться ими с студентами, разделить с ними радость творческого успеха.
Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 257.