Содержание
Введение
Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Понятие задержки психического развития
1.2 Классификации задержки психического развития
1.3 Диагностика задержки психического развития
1.4 Особенности личности детей с задержкой психического развития
Глава II Познавательная деятельность дошкольников
2.1 Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием
2.1.1 Предметная деятельность и игра
2.1.2 Восприятие, внимание и память дошкольника
2.1.3 Воображение, мышление и речь дошкольников
2.2 Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития
2.2.1 Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР
2.2.2 Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
Заключение
Список литературы
Введение
По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР» актуальной.
В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по - разному: «детьми с трудностями в обучении», «детьми с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «детьми со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.
Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности[1].
Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей[2].
Цель работы: Проанализировать особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Рассмотреть когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием.
3. Проанализировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития.
4. Сделать выводы.
Заключение
Таким образом, изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.
Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.
Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.
Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.
Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. – 344 с.
2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.— М.: Наука, 1981. – 458 с.
3. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. Дубровиной И.В. и Лисиной М.И. - М.: Просвещение, 1982 . – 362 с.
4. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. I.— М.: Наука, 1980. – 458 с.
5. Готовимся к школе. - М.: Педагогика,1998. – 274 с.
6. Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А. – М.: Просвещение, 1984. С. 47.
7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии.— 1988.— № 16.
Содержание
Введение
Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1 Понятие задержки психического развития
1.2 Классификации задержки психического развития
1.3 Диагностика задержки психического развития
1.4 Особенности личности детей с задержкой психического развития
Глава II Познавательная деятельность дошкольников
2.1 Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием
2.1.1 Предметная деятельность и игра
2.1.2 Восприятие, внимание и память дошкольника
2.1.3 Воображение, мышление и речь дошкольников
2.2 Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития
2.2.1 Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР
2.2.2 Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР
Заключение
Список литературы
Введение
По данным различных исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Это дети – в целом нормальные: с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире, поэтому проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. Исходя из этого, можно считать тему курсовой «Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР» актуальной.
В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах их называют по - разному: «детьми с трудностями в обучении», «детьми с пониженной обучаемостью», «отстающими в учении», «детьми со специфическими трудностями в обучении» и др. В США долгое время проблемами таких детей занимались медики, и они называли их «дети с минимальными повреждениями мозга». В Германии использовался термин «дети с нарушениями поведения», так как трудности в обучении у детей часто сопровождаются проблемами в поведении: невыполнением требований взрослых, эмоциональной неустойчивостью, срывами и др.
Как показывают исследования, большую часть детей, испытывающих трудности в обучении, составляют дети с задержкой психического развития, которые по степени сформированности некоторых психических функций не соответствуют своему возрасту, а как бы находятся на более ранних стадиях развития. Характерным признаком таких детей является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего они в 6 лет не способны в течение более или менее длительное время (30-35 минут) быть внимательными, сосредоточенными и сконцентрированными на какой-то деятельности[1].
Развитие психики ребёнка в отечественной и зарубежной психологии понимается как исключительно сложный, противоречивый процесс, подчиненный взаимодействию многих факторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательно, и темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетанием неблагоприятных биологических, социальных и психолого-педагогических факторов.
В рамках психолого-педагогических исследований накоплен значительный материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с ЗПР, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны, от умственно отсталых детей[2].
Цель работы: Проанализировать особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Рассмотреть когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием.
3. Проанализировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития.
4. Сделать выводы.
Глава I Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дата: 2019-05-29, просмотров: 213.