СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….. 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
1.1. Основные функции и социальный статус семьи ……………………..…..5
1.2. Современная модель семьи и ее особенности ……………………………12
1.3. Сущность социальных проблем современной семьи ……………………15
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
2.1. Деятельность социального педагога по работе с семьей …………….….18
2.2. Формы социально-педагогической деятельности помощи семье ………20
2.3. Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей…………………………………………………………………………… 23
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ …………………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Но семья – это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.
Стремление к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной и достоверной социологической информации, необходимой для формирования новых принципов государственной семейной политики, поскольку семья должна рассматриваться в качестве той сферы, где, главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом возможно осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных.
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и других. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.
Семья имеет свои специфические особенности и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья – система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для успешного решения.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Для эффективного решения проблем семьи необходима постоянная целенаправленная деятельность по их поддержке со стороны различных государственных структур и, в первую очередь, органов исполнительной власти и управления всех уровней. Вместе с тем государство призвано оказывать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, прямым или косвенным образом занимающихся проблемами семьи. На уровне региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления важно обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением вопросов семьи.
Учитывая тот факт, что проблемы семьи имеют комплексный, а потому и межведомственный характер, следовательно, нужно повысить статус исполнительных органов управления семейной политикой, обеспечив их деятельность необходимыми ресурсами, а также укрепить структурные подразделения, занимающиеся вопросами реализации социальной политики в отношении семьи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- Москва. 1989 г., с.58.
2. Антонов А.М. Социология семьи: Учебное пособие / А.М.Антонов, В.М.Медков – Москва.1996 г., с.265.
3. Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья.- Москва. Вып.2. 2004г., с.169.
4. Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. – Москва., ИФРА-М 1998 г., с.69.
5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательский центр «Академия», 2002 г., с.93.
6. Назарова Н.М. Специальная педагогика. – Москва. 2002 г. Никитин В.А. Социальная педагогика. – Москва. 2002 г., с.128.
7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004 г., с.48.
8. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г., с.74.
9. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галазуновой. – Москва: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г., с. 174-175.
10. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». – г.Ростов на Дону: «Феникс», 2000 г., с.428.
11. Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: ДВАГС, 2006 г., с.70.
12. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.И.Антонов, М.С. Мацковский, Дж. Мэддок, М. Хоган. – Москва. 1995 г., с.64.
13. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И.Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001 г., с.326-327.
14. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – Москва. 2005 г.
15. Черняк Е.М. Социология семьи. – Москва. 2005 г., с.216.
16. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – Москва. 2004 г., с.83.
[1] Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /
Под общ. ред. М.А.Галазуновой.- М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001г. – с.166.
[2] Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений /
Под общ. ред. М.А.Галазуновой. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001г.- с.167.
[3] Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1989г., с.58.
[4] Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с.93.
[5] Социальная работа / Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». –
г.Ростов на /Д: «Феникс», 2000. – с.428.
[6] Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А.Галазуновой. – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001 г. с.174-175.
[7] Сидорова Н.П. Семьеведение: Учебное пособие для вузов. – Хабаровск: ДВАГС, 2006 г. с.70.
[8] Голод С.И. Историко-социологический анализ семьи. – М., ИФРА-М, 1998г. с.69.
[9] Ревенко Н.В., Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине
«Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В.Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ,
2006г.,с.60.
[10] Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине
«Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В.Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006г.
с.74.
[11] Никитин В.А. Социальная педагогика.- Москва. 2002г. с.128.
[12] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004г. с.48.
[13] Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М., 2004 г., с.83.
[14] Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф.Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 2001 г., с.326-327.
[15] Бабочкин П.И., Бочкарева И.И. Молодая семья. – М., 2004 г., с.169.
[16] Черняк Е.М. Социология семьи. – М.: 2005 г., с.216.
[17]Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В.Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006г., с.83.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….. 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
1.1. Основные функции и социальный статус семьи ……………………..…..5
1.2. Современная модель семьи и ее особенности ……………………………12
1.3. Сущность социальных проблем современной семьи ……………………15
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ
2.1. Деятельность социального педагога по работе с семьей …………….….18
2.2. Формы социально-педагогической деятельности помощи семье ………20
2.3. Квалификационная характеристика социального педагога по работе с семьей…………………………………………………………………………… 23
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ …………………………………………………………………….…26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.
Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Это следующие параметры:
Демографический – структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, мало- или многодетная).
Социально-культурный – образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества.
Социально-экономический – имущественные характеристики и занятость родителей на работе.
Технико-гигиенический – условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.
Но семья – это не только супружеские отношения; при анализе семьи необходимо рассматривать и вертикальные связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, то есть отношения между братьями, сестрами, зятьями, невестками, деверями, золовками, шуринами, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого обихода, что в принципе отражает реальность – обеднение семейных и разрушение родственных связей.
Стремление к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной и достоверной социологической информации, необходимой для формирования новых принципов государственной семейной политики, поскольку семья должна рассматриваться в качестве той сферы, где, главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом возможно осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных.
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
Дата: 2019-05-29, просмотров: 217.