Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств. Из этой цели вытекают основные задачи учета денежных средств:
- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
- контроль за сохранностью денежных средств в кассе предприятия;
- использованием денежных средств по их целевому назначению;
- своевременность расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, органами социального страхования, рабочими и служащими и др.;
- своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности; своевременное выявление результатов инвентаризации денежных средств, документов и расчетов.
Основные нормативные документы:
1. «О бухгалтерском учете». Федеральный закон от 21.11.96 г № 129-ФЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
3. «О валютном регулировании и валютном контроле». Федеральный закон от 10.12.03 г. № 173-ФЗ.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (вред, приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31н).
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» - ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10.01.2000 г. №2н.
8. «О безналичных расчетах в РФ». Положение ЦБ РФ от 03.10.02 г. № 2-П.
9. Инструкция о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 30.10.86 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).
10. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Инструкция Центрального банка РФ от 04.10.93 г. № 18.
11. Инструкция об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. Утверждена Центральным банком РФ 30.03.04 г. № 111 - и.
12. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Приказ ЦБ РФ от 05.01.98 г. № 14-11.
13. «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами». Указание ЦБ РФ от 07.10.98 г. № 375-У.
14. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» — ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №43н.
Учет операций по расчетному счету предприятия ведется на активном счете 51 «Расчетный счет».
Дебет счета 51 «Расчетный счет» отражает остаток денежных средств на начало месяца и поступление средств в течение месяца, а по кредиту - расходование денежных средств с расчетного счета.
Для учета операций со счетом 51 «Расчетный счет» предназначен журнал-ордер 02 «Расчетный счет», отражающий обороты по кредиту счета 51 за месяц. Для более точного контроля операций по расчетному счету ведутся также и записи по дебету счета 51 – ведомость №2. Все записи в журнале-ордере 02 ведутся на основании выписок с расчетного счета, которые предприятие периодически получает из банка.
Поступление денежных средств на расчетный счет отражается следующими проводками:
- Внесены на расчетный счет суммы превышения лимита кассы:
Дебет 51 «Расчетный счет» - Кредит 50 «Касса»;
- Получены денежные средства, поступившие от покупателей и заказчиков, а также авансы:
Дебет 51 - Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- Сумма возврата излишне перечисленных налогов:
Дебет 51 - Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- Зачислены страховые возмещения социального страхования и обеспечения:
Дебет 51 - Кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (69-1 «Расчеты по социальному страхованию», 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению», 69-3 «расчеты по обязательному медицинскому страхованию»);
- От отдельных лиц в погашении задолженности: по беспроцентным ссудам, за причиненный ущерб, за форменную одежду:
Дебет 51 - Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (73-1 «Расчеты по предоставленным займам», 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»);
- От учредителей взносы в уставный капитал:
Дебет 51 - Кредит 75 «Расчеты с учредителями»;
- Зачислены краткосрочные и долгосрочные ссуды банка:
Дебет 51 - Кредит 66 «Краткосрочные кредиты и займы банков», 67«Долгосрочные кредиты и займы банков»;
Выбытие денежных средств с расчетного счета отражается следующими бухгалтерскими проводками:
- Получены наличные деньги в кассу:
Дебет 50 «Касса» - Кредит 51 «Расчетный счет»;
- Перечислены наличные деньги с расчетного счета на валютный счет:
Дебет 52 «Валютный счет» - Кредит 51 «Расчетный счет»;
- Оплата счетов поставщиков, перечисление аванса и перечисления другим организациям и физическим лицам:
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» - Кредит 51;
- На сумму перечисленных платежей во внебюджетные фонды и в бюджет:
Дебет 68 «Расчеты с бюджетом», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - Кредит 51;
- На сумму заработной платы, перечисленной работникам:
Дебет 70 - Кредит 51;
- На суммы, перечисленные в погашение кредитов банков:
Дебет 66, 67 - Кредит 51.
Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55, субсчет 1, и кредиту счетов 51, 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других счетов. По мере использования аккредитивов их списывают с кредита счета 55, субсчет 1, в дебет счета 60 или других подобных счетов. Неиспользованные средства в аккредитивах возвращают в организацию на восстановление того счета, с которого они были ранее перечислены, и списывают с кредита счета 55 в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 1 счета 55 ведут по каждому выставленному аккредитиву [10 с. 166-175].
На субсчете 2 «Чековые книжки» учитывают движение средств, находящихся в чековых книжках. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется банком. Выданные чековые книжки отражают по дебету счета 55, субсчет 2, и кредиту счетов 51, 52, 66 и других подобных счетов. При использовании чековых книжек соответствующие суммы списывают со счета 55 в дебет счета 76 или других подобных счетов (согласно выпискам банка). Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным банком (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55-2. Суммы оставшихся неиспользованных чеков и возвращенных в банк списывают с кредита счета 55, субсчет 2, в дебет счетов 51, 52, 66 или других счетов. Аналитический учет по субсчету 2 ведут по каждой полученной чековой книжке [3 с. 82-90].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 246.