Структура и механизм организации общественного сектора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образуют общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики – это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственный внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных инструментов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организации, получивших большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляют в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор _ это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфические условия:

1. рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации объема деятельностью;

2. производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

3. экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называются некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики. Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора: государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой - существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и доброволшьно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора характеризуются как размерами государственной собственности.

Носителями налогов являются лица, конечные налогоплательщики, на которых падает фактическое налоговое бремя./18, стр. 11/

Исходя из определения налога, его основными признаками являются:

1) Обязательность платежа;

2) Индивидуальная безвозмездность налога;

3) Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

4) Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательность платежа. В соответствии со статьёй 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отношения, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

Индивидуальная безвозмездность налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллективных потребностей общества путём предоставления общественных благ. Общество в целом получает общественные блага за уплаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком не порождает у государства встречной обязанности представлять ему какую – либо услугу.

Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путём отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

Источник финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Цель взимания налога – финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Этот признак налога является основным и напрямую связан с его фискальной функцией. /18, стр.7,8/

А вот по мнению Майбурова М. А. основными признаками налога являются:

1) императивность (обязательность);

2) индивидуальная безвозмездность;

3) законность;

4) уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства;

5) относительная регулярность (периодичность) уплаты.

Императивность, безвозмездность и уплату в целях финансового обеспечения деятельности государства мы уже рассмотрели. Ознакомимся с двумя оставшимися. Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог определённой периодичностью его уплаты в строго отведённые законом сроки, т.е. налог – это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств, при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения. /10, стр.12, 13/

Как утверждает Майбуров И. А., налоговое законодательство на сегодняшний день знает две трактовки категории «налог»: «Первое определение, просуществовавшее семь лет, было приведено в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г.: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Второе определение звучит следующим образом, согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». /10, стр. 14/

Движение налогов связано с движением всего общественного капитала. Посредством налогов изымается значительная часть необходимой и часть прибавочной стоимости. В процессе движения денежного капитала его часть в форме налогов периодически изымается из кругооборота и принимает самостоятельную форму и движение….таким образом, функционирование налогов одновременно приводит к сокращению производственного потребления и к формированию государственного денежного фонда, повышающего государственный спрос и потребление»./18, стр. 9/

 

Классификация налогов

 

По утверждению Майбурова И. А. «классификация налогов – это обоснованное распределение налогов и сборов по определённым группам, обусловленное целями и задачами систематизации и сопоставлений. В основе каждой классификации лежит совершенно определённый классифицирующий признак: способ взимания, принадлежность к определённому уровню управления, субъект налогообложения, способ или источник обложения, характер применяемой ставки, назначение налоговых платежей, какой – либо другой признак». /10, стр. 37/

1. Классификация, в зависимости от уровня установления. В настоящее время налоги как важнейшая составляющая налоговой системы весьма разнообразны по видам. Все налоги, действующие на территории Российской Федерации, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

· федеральные;

· региональные;

· местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов РФ наделено правом вводить или отменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законом.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы»./2, стр. 46/

2. Классификация, в зависимости от метода взимания. Как утверждает Е. Н. Евстигнеев по способу взимания различают: «прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на: реальные прямые налоги, которые уплачивают с учётом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика; личные прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платёжеспособность налогоплательщика./5, стр. 56/

К прямым налогам относятся:

· налог на доход физических лиц;

· налог на прибыль организации;

· налоги на имущество как юридических, так и физических лиц»./2, стр. 47/

Далее, следуя точке зрения Е. Н. Евстигнеева, рассмотрим косвенные налоги: «они включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на: косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определённые группы товаров; косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги; фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах; таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно – импортных операций». /5, стр. 57/

К косвенным налогам относятся:

· НДС;

· Акцизы;

· Таможенные пошлины и др./2, стр. 48/

3. Классификация налогов по объекту обложения. Майбуров И. А. ввёл разграничение этих налогов: с имущества (имущественные), с доходов (фактические и вменённые), с потребления (индивидуальные, универсальные и монопольные), с использования ресурсов (рентные). /10, стр. 41/

4. Классификация, в зависимости от субъекта – налогоплательщика. Выделяют следующие виды: налоги, взимаемые с физических лиц; налоги, взимаемые с предприятий и организаций; смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица. /5, стр. 57/

5. Классификация по бухгалтерским источникам уплаты разграничивает налоги по конкретным источникам их уплаты в составе выручки предприятия и её структурных элементов. В качестве таких источников может выступать: выручка от реализации, себестоимость продукции, финансовые результаты деятельности до налогообложения прибыли, оплата труда и предпринимательский доход, валовая налогооблагаемая прибыль и другие доходы предприятия. Эта классификация имеет значительную востребованность в первую очередь со стороны налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и проверяющих их налоговых органов. Для налогов, уплачиваемых физическими лицами, не осуществляющими этой деятельности, данная классификация не применима. Источником уплаты налогов для них является исключительно доход в той или иной форме. Иногда в качестве отдельного источника уплаты налогов выделяют также чистую прибыль, из которой уплачиваются платежи штрафного характера, например, за сверхнормативное загрязнение окружающей среды. /10, стр. 45 – 46/

6. Классификация, в зависимости от принадлежности к уровню бюджета. «Налоги подразделяются на закреплённые, которые непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд и на регулирующие, которые поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции согласно бюджетному законодательству». /2, стр. 49 – 50/

7. Классификация налогов по срокам уплаты. Эту классификацию выделяет Е. Н. Евстигнеев. Он подразделяет налоги на срочные, которые уплачиваются к сроку, определённому нормативными актами; и на периодично – календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

8. Классификация налогов по назначению, расписанная Майбуровым И. А., разграничивает их на абстрактные и целевые. «Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определённые приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источником разноуровневых бюджетов….В отличии от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определённое целевое назначение и строго закреплены за определёнными видами расходов». /10, стр. 45/

Вывод: из представленной совокупности следует выделить безусловную значимость четырёх классификаций. Наибольшее теоретико – методологическое значение имеет разделение налогов на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение налогов по уровню правления. Для целей ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в основу построения европейской системы экономических интегрированных счетов. Все остальные классификации имеют в большей мере локальную теоретическую или практическую востребованность.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 178.