Интерьвю с И.А.Каримовым после визита в США
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Сегодня, еще раз окинув мысленным взором состоявшиеся во время визита делегации Узбекистана в США встречи, переговоры, в ходе которых были подписаны важные документы, в целом касающиеся официального визита, можно дать объективную оценку достигнутым результатам.

Хочу подчеркнуть, что, конечно, каждый визит преследует свои особые, всегда конкретные цели. Четкие цели, которые признаются политическими лидерами этого сильнейшего государства мира, имел и мой визит в Соединенные Штаты Америки. Я думаю, общественность хорошо понимает, что подготовка к визиту велась в соответствии с этими конкретными задачами.

Она продолжалась на протяжении почти трех месяцев. За это время мы составили серьезные планы по достижению намеченных целей.

Возникает естественный вопрос: добились ли мы поставленных целей или нет? Я попробую оценить итоги визита именно с политической точки зрения.

Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то у нас есть все основания быть удовлетворенными итогами визита. На чем основана такая оценка?

Во-первых, это ярко проявилось в уважении и теплоте, в той дружественной обстановке, в какой принимали представителей Узбекистана. Я считаю, что мы должны обратить особое внимание на такое отношение, дать ему высокую оценку.

Если говорить об итогах визита, мне как руководителю делегации нужно, прежде всего, ответить на вопросы: как прошли намеченные встречи и будут ли выгодны Узбекистану их итоги? прибавит ли это авторитет нашей Родине? Мне хотелось бы довести до народа свое мнение по данному вопросу.

Президент Соединенных Штатов Америки господин Буш принял делегацию Узбекистана необычайно тепло, церемония приема была проведена на очень высоком уровне, нам оказали должное почтение и уважение. Я приезжаю в Соединенные Штаты Америки не в первый раз. Встречался и с предыдущим Президентом господином Клинтоном, и с отцом нынешнего Президента господином Бушем. Во время своих поездок в Соединенные Штаты Америки беседовал со многими политическими и государственными деятелями. Следовательно, у меня есть все основания для сравнения итогов нынешнего визита с предыдущими.

Чтобы получить более полное представление о нашем новом визите, хочу привести некоторые факты. Когда мы готовились к приему у Президента Джорджа Буша, нам стало известно, что он никогда на церемонии такого рода не приглашает своих помощников, государственных деятелей, политиков, или, скажем, министров. С чувством глубокого удовлетворения довожу до нашего народа, что церемония приема узбекской делегации была организована на высочайшем уровне, и к нам было проявлено особое отношение.

Вот как объяснил причину такого уважения и почтения к нам сам господин Буш: “Обратите внимание на лиц, которые сегодня участвуют в этой встрече со стороны Соединенных Штатов Америки. Когда я принимаю какого-либо высокого гостя, то присутствуют лишь мои близкие помощники, некоторые сотрудники аппарата и министры. Но в сегодняшней нашей встрече участвует более широкий круг политических деятелей — это Государственный секретарь господин Колин Пауэлл, министр обороны Рамсфельд, секретарь Совета безопасности госпожа Райс, другие политики. На приеме присутствуют также высокопоставленные руководители и специалисты по вопросам финансов, экономики. Работников такого ранга мы приглашаем в редчайших случаях. Только по одному этому факту можно судить о том, что мы провели особую подготовку к вашему приему. Примите это как подтверждение нашего большого уважения к Вам, к Узбекистану, свидетельство доброго отношения к вашей стране”.

Что касается беседы с Президентом Соединенных Штатов Америки, то, сравнивая ее с другими встречами, могу сказать, что благодаря тщательной подготовке мы не заметили, как прошли отведенные на нее пятьдесят минут. Исходя из своего опыта, знаю, что на таких встречах человек волнуется, порой затрудняется в ответах на неожиданные вопросы, думает — что еще нужно сказать, как достойно осветить проблемы. А в некоторых случаях просто ждешь, когда же закончится встреча. Бывает, что встречи проходят на высоком уровне, но возникают непредвиденные ситуации, например, при обсуждении сложных проблем, когда нужно давать подробные ответы. Подчеркну, что во время встречи с господином Бушем речь тоже шла о серьезных проблемах. Во встрече с нашей стороны участвовали министр обороны Кадыр Гулямов и другие официальные лица. Общение было столь содержательным и плодотворным, что мы не заметили, как пролетело время. Сама обстановка доброжелательности, быстрое и четкое решение возникающих вопросов и ответов — все это свидетельствует об искренности и сердечности нашей встречи.

Теперь несколько слов о том, какие вопросы рассматривались на встрече с Президентом США господином Дж. Бушем.

Во-первых, еще в самом начале беседы господин Буш высказал такое мнение: “Мы очень высоко ценим, что Узбекистан четко выразил свое отношение к трагическим событиям, произошедшим 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, без колебаний поддержав Соединенные Штаты Америки в столь напряженный, сложный момент. Знайте и обязательно передайте вашему народу: как Президент США я этого никогда не забуду и от имени Соединенных Штатов Америки еще раз выражаю благодарность Вам, господин Каримов, и всему узбекскому народу”.

Господин Буш очень высоко оценил нашу твердую позицию, наше сопереживание семьям погибших и отметил, что за искреннюю поддержку Соединенных Штатов Америки в такое тяжелое время общественность страны выражает не только свою благодарность, но и проявляет искреннюю готовность к усилению сотрудничества с Узбекистаном в будущем.

Хочу продолжить эту мысль. Есть большой смысл в словах Президента США: “Знайте, мы намерены сотрудничать на долговременной основе, если нужно, доведите мои слова до вашего народа”. Это означает, что он считает Узбекистан стратегическим партнером, Соединенные Штаты Америки будут всегда с нами.

Это очень высокая оценка нашей позиции. Значит, нам можно опираться на Соединенные Штаты Америки как на стратегического партнера, и мы удовлетворены этим. Вот почему я считаю, что у нас есть все основания с уверенностью смотреть в будущее.

Еще один момент. Президент США особо интересовался проводимой нами политикой, сегодняшней ситуацией в Узбекистане, его связями с государствами, расположенными в Средней Азии, их взаимоотношениями, проблемами в экономическом развитии. Этот интерес американского Президента, его стремление узнать о положении нашей экономики, думаю, свидетельствует о внимательном отношении к нашей стране.

Пользуясь моментом, я попытался многое разъяснить. Я сказал, что помощь, предоставляемая Узбекистану Соединенными Штатами Америки, будет способствовать развитию страны на протяжении двух лет, и выразил благодарность за то, что в 2002 году нам была оказана помощь в размере 160 млн долларов.

Господин Буш правильно понял мое пожелание и подчеркнул, что было бы хорошо, если бы помощь на таком уровне сохранилась и в последующие годы. Он сказал, что в Правительстве США рассматриваются планы на 2003 год, и американская сторона постарается учесть поднятый мной вопрос о бюджетных расходах.

Еще один вопрос, который обсуждался во время беседы, касается наших отношений с соседними государствами. Мы обменялись мнениями и по этому поводу. Президент США подчеркнул: "...пусть теперь и другие государства примут во внимание то обстоятельство, что Узбекистан стал стратегическим партнером США, и уже с учетом новых реалий строят свою политику". Меня очень порадовали эти слова. Ибо получение такой гарантии в отношении безопасности, неприкосновенности наших границ, сохранения мира и спокойствия для нашего народа в сложных геополитических условиях Центральной Азии, оказание нам полного доверия — это, безусловно, очень важная поддержка.

Большое значение имеет и твердое заявление господина Буша о том, что сколько бы он ни пробыл на посту Президента, сколько бы времени его администрация ни возглавляла страну, отношение Америки к Узбекистану не изменится.

Высказывание таких мнений, такие гарантии, я думаю, — прекрасное основание для того, чтобы наш народ спокойно жил и трудился.

Такое ясное толкование руководителем США взаимоотношений, проблем военно-политического, экономического и культурного сотрудничества с мощной сверхдержавой — Америкой — вселяет уверенность и воодушевляет.

Я много раз повторял: Узбекистану нужен мир. Считаю своим долгом предупредить некоторые политические силы, которые пытаются помешать нашему развитию, завидуют нам: знайте — мы не одиноки. Есть такое мощное государство, как США, ставшее нашим стратегическим партнером, оно будет оказывать помощь в случае грозящей нам опасности, не подпустит беду к нашему порогу.

Что касается других встреч во время этой поездки, то впечатляющими были беседы с министром сельского хозяйства, министром финансов, работниками банков. Министр финансов США господин Пол О’Нил — это очень уважаемая личность, пользующаяся большим авторитетом во всем финансовом мире. Он хорошо понимает нашу обстановку. Его уважение к Узбекистану проявляется в поддержке идей всестороннего сотрудничества с нашей страной.

Во взаимоотношениях с Международным валютным фондом, Японским банком, Всемирным банком влияние Министерства финансов США весьма велико, потому что США вносят основные средства и в Международный валютный фонд, и во Всемирный банк. Меня как руководителя страны вдохновляет сотрудничество на таком высоком уровне, с такими крупными деловыми партнерами.

Весьма серьезной будет роль Министерства финансов Соединенных Штатов Америки в финансовой политике Узбекистана, в дальнейшем развитии наших реформ, в деле выполнения меморандума, подписанного с Международным валютным фондом. Если понадобится, Министерство финансов США готово оказать помощь в укреплении нашей национальной валюты — сума — и обеспечении ее свободного обмена. Мы можем рассчитывать на такую серьезную помощь. Правильно оценив такую ситуацию, мы договорились об укреплении экономических связей.

В Государственном департаменте нас очень тепло принял Государственный секретарь США Колин Пауэлл. Было подписано шесть документов. Самый важный из них — Декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества между Соединенными Штатами Америки и Узбекистаном. Этот документ будет способствовать укреплению международных связей, росту авторитета нашей страны в мировом сообществе. Ибо Декларация определяет не только связи между двумя государствами, но и способствует повышению интереса международной общественности, других развитых государств к Узбекистану, росту авторитета нашей страны. Чтобы вы глубже поняли суть вопроса, я поясню свою мысль.

В сегодняшнем политическом мире не секрет: то, как поступают Соединенные Штаты Америки, как они оценивают те или иные события, находится в поле зрения многих политиков, и в соответствии с позицией США меняют свою политику даже развитые государства. Мы обсудили с господином Пауэллом немало вопросов и обменялись мнениями о поднятии наших связей на качественно новый, современный уровень.

С министром обороны США господином Дональдом Рамсфельдом мы обсудили вопросы дальнейшего усиления военного и военно-технического сотрудничества. Реформирование наших Вооруженных Сил, подъем их боевой мощи на новый уровень — очень сложное дело, которое нельзя завершить за один год. Я много раз говорил о реорганизации нашей армии, Вооруженных Сил. И сегодня, пользуясь моментом, снова хочу сказать, что нам нужны такие Вооруженные Силы, которые в любых условиях обеспечивали бы мир для нашего народа. Если же кто-то смотрит на нас, на наши границы другими глазами, пусть знает, какой мощью обладают наши Вооруженные Силы. Мы заранее предупреждаем: пусть они откажутся от своих коварных замыслов.

Реформы в армии мы ведем уже на протяжении трех лет, и американцы оказывают нам помощь в решении этих вопросов. Если будет нужно, Министерство обороны США может эту помощь усилить и ускорить. Соединенные Штаты Америки в 2002 году готовы оказать помощь в реформировании нашей армии, в повышении ее боеспособности, обеспечении современным оружием, в передаче нашим воинам современных знаний. Моя цель — сделать все возможное, чтобы наша армия была сильна не только с технической стороны, а воины крепки не только физически, но и духовно, разносторонне образованы, чтобы армия стала школой патриотизма, школой всестороннего воспитания юношей, чтобы наши дети служили в армии с удовольствием.

Если наша молодежь, стремясь к самоутверждению, изберет своей профессией военное дело, если будет относиться к ней, как к самой престижной и почетной профессии, если в армии будут воспитываться лучшие из парней, то исполнится моя самая большая мечта об Узбекистане как о стране с великим будущим.

Когда армия бывает сильной? Наряду с современным оснащением, армия сильна своими воинами, которые горячо любят свою страну, верят в свои силы и сознают, во имя чего они служат. Если каждый солдат и офицер задаст себе вопрос — для чего он служит, если будет проявлять патриотизм не на словах, а на деле, если все свои действия направит на это, если посвятит свою жизнь защите Родины, ее свободе и неприкосновенности, то такая армия и будет настоящей, современной армией. Она, бесспорно, станет настоящей школой закалки и мужества.

Мы придаем большое значение школе сержантов. Ведь когда мы говорим “сержант”, то подразумеваем не только младшего командира с тремя-четырьмя лычками на погонах, а личность, зрелую во всех отношениях. Сержант сегодня должен быть и наставником, и командиром, именно он проводит большую организаторскую работу среди солдат, которые являются личным составом армии. Сержант способствует всестороннему повышению современного воинского искусства. Его интеллектуальный уровень, знания должны быть настолько высокими, чтобы он мог стать надежной основой в становлении современной армии. Недавно мы организовали пять сержантских школ. Порадовало то, что в эти школы поступают молодые люди, прошедшие первичную военную подготовку, а также специалисты, закончившие вузы.

Теперь у нас открываются новые возможности. Скоро наша армия станет совершенно иной — профессиональной. Ведь если в сержантскую школу поступают выпускники вузов, значит, они уже выбрали свою будущую профессию кадрового военного.

Еще раз подчеркиваю: в нашей армии должна быть такая обстановка, чтобы юноши служили в ней с удовольствием. Мы должны создать необходимые условия для реализации их устремлений. Я не могу точно сказать, сколько потребуется для этого времени, но мы обязательно достигнем этих рубежей.

Хочу назвать одну цифру. Для реализации этих реформ в армии Узбекистана мы получили в 2002 году официальную финансовую помощь в размере 43 млн долларов США. Кроме того, нам оказывают помощь в подготовке наших юношей в учебных заведениях и повышении их мастерства. Очень важное значение имеет для нас и содействие в обучении новым предметам в Академии Вооруженных Сил США, внедрение современных методов воспитания наших курсантов. Вот какие вопросы рассматривались во время нашей встречи с господином Дональдом Рамсфельдом, и, думаю, мы избрали правильный путь. Нам нужна сильная армия, и мы ее создадим.

Вы были очевидцами и того, с каким уважением нас приняли в Американо-Узбекской Торговой Палате. Это особый разговор.

Когда мы посетили Конгресс США, нашу делегацию встретил председатель Палаты представителей Деннис Хастр. Здесь мы общались с членами Конгресса и сенаторами. И в нижней, и в верхней палатах парламента США мы провели переговоры по вопросам развития узбекско-американских отношений. Следует отметить, что представители обеих палат оказали нам большое внимание. Они проявили удивительную благожелательность во время обсуждения торгово-экономических вопросов, высказали важные мнения о том, какая конкретная помощь нужна Узбекистану.

Конечно, уже само такое отношение воодушевило нас. Хочу рассказать о добром отношении к Узбекистану, которое выразил принявший нас сенатор Сэм Браунбэк. Этот замечательный человек общался с нами два часа. Он неоднократно подчеркивал, что намерен способствовать дальнейшему укреплению связей с Узбекистаном, и, если возникнет необходимость, окажет нам еще большую помощь.

Я хочу рассказать еще об одном интересном событии. Так сложились обстоятельства, что во время нашей поездки в США работы у членов Сената оказалось очень много, а времени — мало, и поэтому они намеревались приходить к нам на беседу по одному, в свободное время. Это не понравилось господину Браунбэку. Он заявил: “Я должен рассказать о Вас, о Вашем прибытии в Сенат, познакомить Вас с сенаторами”, — с этими словами он повел меня наверх.

В Большом зале за большим столом сидели человек 60—70 и вели деловые переговоры даже во время обеда. Улучив момент, господин Браунбэк обратился к ним: “Простите, я отниму у вас немного времени. Я хочу представить вам прибывшего сегодня к нам в гости Президента Узбекистана”. Не успел он договорить, как все встали со своих мест, приветствуя нас аплодисментами. Мне не сразу позволили сказать даже пару слов. То есть возникла такая волнующая обстановка, что ее трудно описать.

Как мне хотелось, чтобы наш народ услышал раздавшиеся здесь аплодисменты авторитетных деятелей Америки в честь Узбекистана! Ведь такие моменты в истории бывают нечасто.

Еще раз повторяю: если бы живущие вдалеке отсюда узбекистанские труженики услышали эти приветствия, они бы возликовали. То, что все встали со своих мест, услышав, что приехал Президент Узбекистана, — одно это обстоятельство уже на многое указывает. Я думаю, это и есть прямое выражение чувства уважения к нашему народу.

Я испытывал чувство гордости от того, что исполнились наши мечты, что наши действия и старания не пропали зря. То, что узбекский народ, наш Узбекистан был удостоен почета и уважения в таком великом государстве, как Соединенные Штаты Америки, что нас стоя приветствовали сенаторы этой страны, было, я думаю, событием, не требующим долгих пояснений. Ведь они независимые люди, каждый из них — крупный политический лидер в своем штате. Поэтому нужно ценить то, что мы были удостоены такого уважения, и сделать объективные выводы из увиденного.

Бесспорно, как и у всякого развивающегося государства, у нас есть свои друзья и недруги — это естественно. Я бы хотел, чтобы оказанное нам большое уважение оценили и почувствовали и наши друзья, и те, кого я пока к друзьям отнести не могу. Ведь не всем выражают такое признание. Я был счастлив — ведь такой прием является ярким свидетельством глубокого уважения к Узбекистану и его народу.

Обратите внимание на такой момент. Известный во всем мире государственный и общественный деятель, бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер проделал огромный путь, чтобы встретиться с представителями Узбекистана, собственноручно вручить Президенту страны документ о присвоении награды ”Международный лидер”. Я думаю, не будет преувеличением сказать, что его участие в этой церемонии является еще одним дорогим штрихом оказанного нам уважения.

Хочу сказать, что перед Узбекистаном стоят такие глобальные цели и задачи, как достижение экономического уровня развитых стран, стремление к процветанию, к свободе и благополучию всех граждан, стремление к высокому уровню жизни, не уступающему другим странам. Для этого нам надо жить в мире, дружбе и партнерстве с государствами, идущими по пути развития.

Конечно, нельзя добиться этого за один год, трудно достичь таких вершин даже за несколько лет. Однако есть благородная цель, есть задачи, которые мы ставим перед собой. Десять лет назад мы встали на самостоятельный путь развития, и на сегодняшнем этапе мы удостоены большого признания и уважения. Я считаю, что это является признанием политики нашей страны Соединенными Штатами Америки, признанием со стороны всего цивилизованного мира.

Мы спокойно смотрим в будущее — оно светлое, и это не просто слова, а уверенность, основанная на примерах крепнущего сотрудничества с крупнейшими государствами мира. Наша цель — создать у себя в стране такой уровень жизни, которого достигли сегодня самые развитые страны мира. Примером для нас станут те страны, будь то просвещенная Европа или благополучная Америка, где хорошо живут люди, где царят мир и спокойствие. Посмотрите на дома и улицы крупных городов Америки — как там респектабельно и чисто, культурно, красиво и спокойно! Я уверен, что и мы добьемся такого уровня жизни.

По телевизору мы видели, что осталось от центра Манхеттена после варварского террористического акта, совершенного 11 сентября. Мы видели гибель около четырех тысяч безвинных людей. Справа и слева от развалин висела одежда погибших, были сложены их вещи. Человек, увидевший это, конечно, поймет многое, особенно непреходящую ценность мира и человеческой жизни.

Конечно, есть немало трудностей на пути, который ведет к поставленной нами цели. Мы можем столкнуться со многими противостоящими нам, противоборствующими злыми силами. Из всего сказанного и увиденного следует сделать вывод, что нам, конечно, нелегко будет добиться прогресса, к которому мы стремимся.

Но посмотрите, после каких потерь и жертв Нью-Йорк вновь восстановил свою былую славу, значит, строительство идет, жизнь продолжается. Во всех отношениях жизнь Нью-Йорка возвращается в свое прежнее русло. Во время встречи новый мэр Нью-Йорка господин Майкл Блумберг сказал, что деловой мир этого мегаполиса тоже намерен внести свой весомый вклад в экономическое сотрудничество с Узбекистаном. Когда жители Нью-Йорка, переживая черные дни, узнали о том, что мы скорбим вместе с ними и сочувствуем родственникам погибших, они говорили, что никогда не забудут поддержку узбекского народа в дни скорби и боли — это мы услышали во время нашей беседы с мэром Нью-Йорка. Он подчеркнул: “Мы душой и мыслями всегда с теми, кто проявляет к нам великодушие, кто в тяжелое время сопереживает, ведь мы — благодарный народ”.

Доверие американского руководства и граждан Америки к нам большое. Поэтому мы и представляем свое будущее светлым, процветающим, основанным на принципах сотрудничества с этой великой страной и другими государствами мира.

Рассказывая узбекистанцам о том, что мы видели во время официального визита в Соединенные Штаты Америки, обобщая выводы, которые мы сделали, исходя из отношения к нам во время поездки, хочу еще раз подчеркнуть, что мы живем в очень сложный период, но будущее у нас светлое. Все действия парламента и правительства страны направлены к одной цели — процветанию Узбекистана, достижению высокого уровня жизни всех граждан нашего государства.

Известные события 11-го сентября 2001 года в городах США – Вашингтоне и Нью-Йорке заставили замереть всё население планеты в ожидании глобальных потрясений. Действительно, мир находится сейчас в предверии возможной войны. В случае, если Соедененные Штаты начнут военную операцию по нанесению ударов по территории Афганистана, для Узбекистана, который является ближайшим соседом, существует угроза быть “втянутым” в боевые действия, а впоследствии, даже возможно - в полномасштабную войну со своим южным соседом. Во всяком случае, такое развитие событий исключать полностью никто не осмелится.

 

С чем же подходят к возможно-ожидаемым событиям Армия и Вооруженные Силы Узбекистана ?!…

 

…В 1991 году, после развала Советского Союза, Узбекистан, в военном отношении, оказался самым мощным государством в Средней Азии. В “наследство” от бывшего Советского Союза Узбекистану досталось: в первую очередь, огромная армия высококвалифицированных кадровых офицеров, мастеров своего дела, также большое количество современной военной и боевой техники, мощнейшая авиация, которую не имели ни одна из соседних республик. Однако, очень скоро, произошел сильнейший отток военных кадров в другие республики бывшего Союза, в основном в Россию; восполнить этот отток не помогло даже возвращение из других республик кадровых офицеров-узбеков на свою историческую родину для прохождения ими дальнейшей службы. Из-за сильней нехватки кадров, был объявлен призыв офицеров запаса. Большинство призванных - это лица сугубо гражданских профессий, прошедшие обучение военному делу лишь на военных кафедрах в ВУЗах. Естественно, данный фактор привел к снижению уровня подготовленности к боевым действиям офицерского корпуса Вооруженных Сил. Тем более, что в последние несколько лет наблюдается, что кадровые офицеры, прошедшие обучение и подготовку в военных училищах бывшего Советского Союза, все больше и больше увольняются из рядов Вооруженных Сил Узбекистана. А кто пока еще остался, те дожидаются пенсии, до которой осталось дослужить год, другой и набирают необходимую для минимальной пенсии выслугу лет.

В чем же причина такого “нежелания” служить у кадровых офицеров, имеющих за плечами огромный опыт службы? Самая первая и главная причина это: низкая заработная плата офицеров Армии Узбекистана. Месячная зарплата узбекского офицера в среднем составляет 35-45 долларов США. А призванные же из запаса, т.е. те, кто не являются кадровыми офицерами, пришли служить в Армию в большинстве своем, из-за отсутствия работы на “гражданке” или хотя бы из-за относительно “больших” окладов на военной службе. Во вторых, офицеры запаса из-за того, что приходят в Армию в более зрелом возрасте, не имеют достаточной выслуги лет, а потому не могут даже думать о пенсии. В результате, на сегодня они превращаются в “костяк” Вооруженных Сил страны. Что касается подготовки кадровых офицеров в самом Узбекистане, то в стране имеются 4 высших военных заведения и Военная Академия Вооруженных Сил Республики. Надо отметить, что два из них: это Джизакское высшее военно-авиационное училище и Академия Вооруженных Сил Респблики были созданы в годы независимости; а Ташкентское общевойсковое, Чирчикское танковое и Самаркандское автомобильное училища существуют еще со времен Советского Союза. Становление выпускников военных училищ во многом определяется уровнем профессиональной подготовки офицерского преподавательского состава, в особенности, на первых годах обучения. Однако, и здесь все складывается не так-то гладко. Среди выпускников училищ становится все больше и больше людей, не желающих продолжить службу в Армии. И главной причиной этого становится, как говорилось выше, низкий уровень оплаты труда данной категориии офицеров; т.е. их тяжелое материальное положение.

Тяжелое материальное положение военнослужащих способствует и росту преступности в рядах Вооруженных Сил Республики - воровству, взятничеству, служебному подлогу. Военнослужащие, чтобы как-то облегчить свое материальное положение, продают все, на что находится покупатель. К примеру, в сентябре месяце 2001 года, военнослужащий одной из воинских частей г. Ферганы своровал контейнер для наземного оборудования самолета (!!!), выполненный из алюминового сплава, и с целью его продажи перевез его к себе домой. О данной краже стало известно женщине, проживавшей по соседству с данным военнослужащим и она сообщила об этом командованию. Контейнер был возвращен в воинскую часть. Однако, как известно из сообщений данной женщины никакого расследования в отношении совершившего преступление военнослужащего, не ведется.

На базарах города Коканда продают веревки и канаты выполненные из высококачественных материалов. Поинтересовавшись данным вопросом мы выяснили, что это стропы парашютов из воинских частей. Офицерами тыла открыто, большими партиями продается вещевое имущество воинских частей гражданскому населению, в то врпемя как сами военнослужащие не всегда вовремя обеспечиваются этим имуществом.

Солдаты срочной службы выносят на продажу местному населению все, что удается выкрасть: начиная с хлеба, масла, картошки из солдатской столовой и кончая кремом для сапог.       В большинстве случаев, такого рода преступные деяния военнослужащие всех рангов совершают с молчаливого согласия, чаще даже и по указанию командиров. Несогласные с подобными безобразиями военнослужащие попадают под давление командиров и начальников. Те, кто хоть как-то старается бороться с негативными явлениями, в конце концов, уволняются “по собственному рапорту”, но с формулировкой “по служебному несоответствию”(?!). Если они и дальше продолжают бороться с несправедливостью и беззаконием, то в отношении их может быть возбуждено “уголовное дело” на самом высоком армейском уровне. Примером этого может послужить история с бывшим военным летчиком, командиром эскадрильи тяжелых самолетов майором Аминовым М.Г. (ныне активистом Общества прав человека Узбекистана). Напомним, что М Аминов . за попытку бороться с незаконной деятельностью командования и за неоднократные обращения к вышестоящему начальству, вначале был уволен из рядов Вооруженных Сил Республики Узбекистан по “служебному несоответствию” (хотя за весь период службы не имел ни одного взыскания, а имел одни только поощрения), а впоследствии, из-за его обращения в аппарат Президента Узбекистана, в отношении его было сфабриковано уголовное дело. Под давлением тогдашнего Министра Обороны генерала Турсунова М.Аминов был признан виновным…

Еще одной существенной причиной нежелания офицеров продолжать службу в рядах Армии Узбекистана является неопределенность их статуса, т.е. Узбекистан еще не имеет Закона “О статусе военно-служащего”. В большинстве случаев именно из-за неопределенности их статуса, ущемляются права не только военнослужащего, но и членов его семьи. В качестве примера можно привести вопрос получения гражданства военнослужащами и членами их семей, которрые родились вне Республики Узбекистан; либо они родились в Узбекистане, но в определенный период, по долгу службы, отсутствовали, а обратно вернулись    после принятия Указа Республики Узбекистан “О гражданстве”. Один из таких военнослужащих, в недавнем прошлом заместитель командира в/части 7256 Министерства внутренних дел Узбекистана майор Далимов Арибжан Касимжанович, который родился в Киргизии 01.11.1965 года. В Узбекистан он прибыл для прохождения службы из западной группы войск (Германия). Дослужился здесь он до должности заместителя командира военной части 7256 по технике и вооружению. На основании приказа Министра внутренных дел Узбекистана №102 л/с от 9.07.2001 года он был уволен в запас в соответствии со ст.26. п. ”по служебному несоответствию”. За все время офицерской службы он имел всего одно взыскание. Истинной же причиной его уволнения является то, что он не является гражданином Узбекистана. Возникает вопрос, куда же смотрело в 1993 году Командование внутренними войсками МВД, отправляя Далимова в распоряжение командира в/части ?

Таких офицеров, как А.К. Далимов в Узбекистане сотни. Как правило, члены их семей, пока глава семьи не уволен и проходит службу в ВС, вынуждены жить без гражданства, не имея при этом возможности выезжать с постоянного места жительства, не говоря уже об устройстве на работу или поступления в ВУЗы…

 

Резервисты

 

В нашей стране более половины населения составляет молодежь. К каждому призыву все больше парней достигает призывного возраста - от 18 до 27 лет. В таком количестве новобранцев Вооруженные силы не нуждаются. Узбекистану нужна компактная, мобильная, хорошо вооруженная и профессионально подготовленная армия. Поэтому не все, кому отделы по делам обороны разошлют повестки, будут призваны на действительную военную службу. Не попавших в эту категорию зачислят в мобилизационный призывной резерв. Где кому служить, призывная комиссия вынесет решение в соответствии с результатами медицинского освидетельствования призывника, изучения его моральных и профессиональных качеств, физической и общей подготовки, опыта, способностей, а также материального и социального положения членов его семьи.
Служба в мобилизационном призывном резерве проходит по территориальному признаку и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства обороны. Постановлением Кабинета Министров их сумма определена в 25 минимальных размеров заработной платы. Эти средства в целевом порядке направляются на увеличение размеров денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной службы, а также проведения военных сборов самих граждан, зачисленных в мобилизационный призывной резерв. Такие сборы могут проходить ежегодно. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против нашей родины эти граждане призываются на действительную военную службу. Достигнув 27-летнего возраста, в мирное время они зачисляются в резерв.
Служба в резерве установлена для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, уже прошедших действительную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве. При необходимости резервистами будут комплектоваться соединения, части и подразделения Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также при развертывании формирований военного времени.
Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому предназначению. Как в военное, так и в мирное время при возникновении угрозы вооруженной агрессии против нашего государства и его безопасности, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с Указом Президента.
Резервисты - это, как правило, люди, знающие и смысл ратного труда, и основы воинской специальности. Они сознательно поступают на действительную военную службу, заключая контракт с государством через министерства, госкомитеты и ведомства, где предусмотрены военные формирования. Они проходят службу на должностях рядового, сержантского и офицерского состава в течение времени, оговоренного соглашением. При этом первоначальный срок службы рядового и сержантского состава определяется в три года, для офицеров - пять лет.

При поступлении абитуриента в в высшие военно-образовательные учреждения с ним заключается контракт на срок обучения с условием последующего обязательного прохождения военной службы на офицерских должностях не менее пяти лет. По его истечении контракт может быть продлен.

Альтернативная служба - это исполнение всеобщей воинской обязанности вместо армейской службы по призыву. Оно связано с выполнением малоквалифицированных работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также участием в в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Такое право имеют юноши от 18 до 27 лет, только состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и и службу в Вооруженных Силах. Для исполнения такой воинской обязанности Законом определен срок в 24 месяца, а лицам с высшим образованием - восемнадцать.

Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается 80 процентов заработной платы. Они привлекаются на сборы по военной подготовке для приобретения военно-учетной специальности, не связанной с использованием оружия и принимают Военную присягу.

Лица, призванную на альтернативную службу, не могут занимать руководящие или выборные должности, участвовать в предпринимательской деятельности, поступать на учебу в образовательные учреждения. Зато, уволившись со службы, вправе вернуться на прежнюю или равноценную работу, восстановиться в учебном заведении, где занимались до призыва.

Досрочное увольнение с альтернативной службы может происходить в связи с изменением семейного положения, которое дает право на отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу или службу в мобилизационном призыве.

Решением районной призывной комиссии отсрочка может быть предоставлена по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, для продолжения образования до окончания средней школы, академического лицея или профессионального колледжа, а также вуза по очной форме обучения.

По семейным обстоятельствам отсрочка предоставляется сыну нетрудоспособных родителей, если у них нет другого несовершеннолетнего сына, обязанного их содержать; сыну одиноких трудоспособных матери и отца с двумя или более детьми в возрасте от 16 лет, если кроме нет несовершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Отсрочка предоставляется гражданину, если его родной брат проходит срочную армейскую службу, а также отцу двух или более детей или несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери, призывнику, имеющему жену-инвалида первой или второй групп.

В мирное время вовсе освобождают от службы всех, признанных негодными для ее прохождения по состоянию здоровья. Не призываются граждане, если их ближайший родственник (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы. Хотя по личной просьбе эта категория призывников может стать в армейский строй. От призыва освобождаются священнослужители, имеющие духовный сан зарегистрированной религиозной организации. Не подлежат призыву граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость.

 





Современная ситуация в Азии

Сегодня Узбекистан стоит перед реальной угрозой вторжения на свою территорию со стороны Афганистана вооруженных формирований движения Талибан . Как утверждает афганские источники, близкие к Северному альянсу, главную ударную силу талибов в случае проникновения в Узбекистан могут составить отряды антиправительственного Исламского движения Узбекистана (ИДУ) во главе с Джумой Намангани. По данным этих источников, на территории Афганистана ныне сосредоточено около 3 тыс. боевиков ИДУ, которые не только хорошо вооружены и вышколены, но и фанатично готовы бороться с властями Узбекистана.

Для талибов, не имеющих достаточно мощного оружия, способного остановить атаки американцев и их союзников, подрывная партизанская война против государств, оказавающих помощь коалиции, является не только логичной, но и единственно возможным ответом. Надеясь, что такие ассиметричные действия приведут к необходимости США оказать военную помощь таким государствам, талибы имеют своей целью не только запугать мировое сообщество. Но и втянуть в широкомасштабную сухопутную операцию, где бы они себя чувствовали весьма уверенно. С одной стороны, Узбекистан небезосновательно надеется на помощь американской военной машины ведь и его вклад в антитеррористическую кампанию сегодня наиболее весомый по сравнению с другими государствами бывшего СССР, согласившимися в лучшеми случае предоставить воздушный коридор для союзников. Кроме того, несмотря на развивающуюся дружбу Киева и Ташкента, а также присоединение последнего к ГУУАМ, военные и военно-технические интересы тут имеет и Москва. Стоит вспомнить, что США, согласно информации "Вашингтон пост", может начать следующую фазу военной операции против Афганистана с отправки значительного числа дополнительных наземных войск на Ближний Восток и в Среднюю Азию. Как предполагается, такие силі специального назначения могут укрепить границу Узбекистана и предотвратить вторжение талибов и боевиков ИДУ. Но могут и сделать територию Узбекистана плацдармом для совершения рейдов вглубь страны. Поэтому желание Киева поставить вооружения и военную технику могут и не совпасть с планами Ташкента. А кроме того, можно нарваться и на внимание к Украине со стороны талибов. Правда не все такого мнения. Например, замминистра по вопросам чрезвычайных ситуаций Александр Скипальский в интервью радио Свобода 8 октября не исключил, что Украина в будущем может принять участие и в защите Узбекистана. Генерал, в свое время руководивший украинской военной разведкой, считает, что это был бы конкретный вклад в дело борьбы з тероризмом.

Все же прямая военная помощь со стороны Киева представляется маловероятной. Напомним, именно Украина в 2000 г. пошла на попятную с созданием миротворческого батальона в составе ГУУАМ, хотя в конце 1999 г. об этом шаге заявлялось как уже о принятом решении. Что касается военно-технических проблем Ташкента, то их более чем достаточно. Военные эксперты считают, что частые ЧП и катастрофы в узбекской армии связаны не столько с просчетами генералов-руководителей, сколько обусловлены изношенностью боевой техники и невысоким уровнем подготовки военных специалистов. Нуждается в модернизации бронетехника, авиатехника, средства ПВО. Узбекистан высказывался за приобретение боеприпасов и стрелкового оружия. Эксперты указывают, что хотя доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10%, солдат-узбеков доходила в некоторых частях Советской армии до 60%. В результате военной реформы 1992-1995 гг., сопровождавшейся оттоком из ВС офицеров-славян уровень подготовки кадров резко снизился. И хотя в 1995 г. в Узбекистане появилась собственная Академия ВС и в 1997 г. - национальная доктрина подготовки кадров, вопросы подготовки кадров частично могла бы взять на себя и Украина. Что касается оружейных возможностей Украины, то на военно-технический рынок Узбекистана она пришла задолго до того, как Ташкент изъявил желание стать членом ГУУАМ. Еще в 1997 г. Киев завершил выполнение контракта на проведение капитального ремонта 40 узбекских танков на сумму $3,2 млн. Потом небольшие партии комплектующих к спецтехнике поставлялись в 1999 г.

Уже в октябре прошлого года госкомпания "Укрспецэкспорт" заключила три контракта с узбекской стороной на поставку различного военного имущества. Как сообщил тогда министр обороны Украины Александр Кузьмук, контракты касаются наземных родов войск и предусматривают поставки из Украины в Узбекистан стрелкового вооружения, малой артиллерии и боеприпасов. Хотя министр не уточнил сумму контракта, однако отметил, что она достаточно солидная . Причем, по словам министра, этим ВТС не закончилось - в стадии проработки с узбекской стороной находился еще один контракт, который может быть подписан в ближайшее время . В одном из интервью гендиректор Укрспецэкспорта Валерий Малев отмечал, что этот контаркт предусматривает поставку в Узбекистан боеприпасов для систем залпового огня . Готовился в 2000 г. и контракт по производству для Узбекистана на украинских предприятиях в Шостке (Сумская область) и Донецке взрывчатых веществ и боеприпасов на их основе .

То есть, мосты с Ташкентом были налажены своевременно. Теперь Киев сказал свое новое слово. Хотя Украина не готова менять свои экономические интересы на жизни солдат, и дружба цвета хаки с Узбекистаном, кстати, официально названным стратегическим партнером Украины, может развиться. Кстати, Л.Кучма 8 октября уже переговорил по телефону со своим визави Исламом Каримовым, и как сообщают в Администрации украинского Президента, договорился о сотрудничестве и консультациях. Не исключено, что этот вопрос главы держав также не пропустили...

 

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ

 

 

Создание объединенного штаба ВС РУ - конкретный шаг в деле повышения эффективности использования средств, выделяемых на оборону страны

Узбекистан первым из всех республик бывшего СССР возвратился к некоторым принципам советской модели управления Вооруженными силами. Это выражается в том, что, как и во времена Советского Союза, все силовые структуры страны объединены единым командованием. Президентским указом создан Объединенный штаб вооруженных сил республики. Что это дает?

Во-первых, все силовые структуры страны управляются теперь из одного центра. Значит эффективность их применения возрастает. Во-вторых, увеличивается качество боевой учебы и подготовки военных кадров, поскольку действуют единые и согласованные с другими силовыми ведомствами учебные планы. В-третьих, удешевляется тыловое, медицинское и другое обеспечение войск, поскольку исключается дублирование, создание параллельных снабженческих структур.

В России пока всего этого нет. Хотя Генштаб тоже предлагает,

чтобы в стране действовала единая система снабжения силовых структур государства и был унифицирован процесс подготовки военных кадров и медицинского обеспечения войск. На законодательном уровне пока это не решено, но в качестве эксперимента в Чечне действует именно единая система управления и обеспечения войск. Теперь дело за малым, чтобы на уровне президента утвердить такую схему на все Вооруженные Силы. Но лишь через месяц намечено очередное заседание Совбеза РФ. Будет ли СБ обсуждать вопросы интеграции силовых структур, неизвестно.

Узбекистан здесь действует более динамично. В 1995-1996 гг. узбекское руководство решило, что в особый период командующие округами становятся руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных на территории военного округа. Именно такие функции и выполняли летом и осенью этого года при организации противодействия боевикам-исламистам командующие Юго-западного особого и Восточного военных округов страны. Теперь же в Ташкенте принято решение, что и в мирное время всеми силовыми структурами страны также необходимо руководить из одного центра. Поэтому Генштаб в РУ преобразован сейчас в Объединенный штаб ВС РУ. Предполагается также более детально

разделить его функции и функции Минобороны. Оперативно-стратегическое планирование и боевое применение войск будет осуществлять Объединенный штаб Вооруженных Сил, созданный на базе Генерального штаба. Функция же административного руководства Вооруженными Силами отнесена к Министерству обороны.

По утверждению узбекских СМИ, "такое разграничение функций отвечает процессам демократизации и принципам построения сильного гражданского общества и призвано реализовать механизм гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве".

В том, что в Узбекистане разграничиваются функции Минобороны и Генштаба нет ничего антидемократического, крамольного, однако вряд ли можно согласиться с тем, что придание МО РУ статуса органа административного руководства армией связано с механизмом создания гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве. Военное строительство в демократическом обществе должны обеспечивать политические институты, а не само военное ведомство. Они же должны осуществлять гражданский контроль за

Минобороны и Генштабом.

Концентрация же в одних руках управления всеми силовыми структурами государства, как это сделано в Узбекистане - не очень-то демократическая процедура. В демократическом обществе все силовые структуры существуют независимо и не подчинены единому командованию, поскольку такое положение создает чрезмерную корпоративность военных, что в конце концов может стимулировать возможность военного переворота. По оценкам военных экспертов, именно это обстоятельство служит главным препятствием на пути интеграции силовых структур РФ, на которой настаивает Генштаб. Его специалисты не раз заявляли о необходимости придания ГШ ВС РФ статуса не только координатора всех силовых структур страны, но и главного управленца всеми силовыми министерствами.

"Такого никогда не будет" - заявил как-то президент Путин, однако, "игнорирование" роли Генштаба и придание самостоятельности другим силовым министерствам ведет к чрезмерному расходованию средств. Скажем, российская армия ликвидирует летные училища, однако, на их базе обучение своих авиаторов готовят погранвойска. Хотя авиаторы могли бы учиться в единых для всех силовых министерств училищах. Между тем Узбекистан, несмотря на определенные издержки, эту проблему для себя решил.

За годы постсоветского существования в стране созданы военные округа на важнейших операционных направлениях, произведена передислокация войск, налажена система координации и тесного взаимодействия всех воинских формирований и подразделений. Утверждена новая организационно-штатная структура вооруженных сил, которая, по утверждению узбекских специалистов, основана на принципах мобильности, оперативности и самодостаточности воинских подразделений. Все основные модели и механизмы новой организации, отмечают представители МО Узбекистана, были опробованы в ходе многочисленных учений, антитеррористических операций. Итоги первых двух этапов реформ позволили органично перейти к следующему - совершенствованию системы управления вооруженными силами.

Как отметил новый министр обороны ВС РУ полковник Кадыр Гуламов "цель этого этапа - создание единой системы управления всеми видами и родами войск, другими воинскими

формированиями, обеспечение их тесного взаимодействия и

максимально эффективного использования в укреплении

безопасности и территориальной целостности государства".

Гуламов назначен министром 29 сентября 2000 года по указу

Президента РУ Ислама Каримова. Несмотря на свое офицерское

звание, он по сути чисто гражданский человек. До своего назначения в 1999 году на военную должность (его назначили начальником Академии Вооруженных Сил РУ) Кадыр Гуламов был известен как ученый-физик, академик Академии наук Узбекистана, много лет руководивший уникальным научно-производственным объединением "Физика солнца".

В Узбекистане заявляют, что назначение Гуламова связано с тем, что МО РУ будет теперь во многом гражданским ведомством. Может это и правильно. Однако реформу системы управления военной организацией страной можно считать половинчатой мерой, поскольку, по мнению многих наблюдателей, руководство Узбекистана так и не смогло решить другие проблемы военного строительства - создать достаточно боеспособные войска в стране, что собственно и служит показателем эффективности

военных преобразований.

По данным "Независимого военного обозрения", "до распада СССР прослойка офицеров-узбеков в Советской армии была невысокой, хотя при этом доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10 %, а доля солдат-узбеков доходила в некоторых подразделений до 60-70 %. Проводя в 1992-1995 гг. военную реформу, руководство Узбекистана не препятствовало оттоку имеющих высокий уровень подготовки офицеров-славян из ВС страны. На их место принимались, как правило, национальные кадры - офицеры-запасники и двухгодичники, не имеющие достаточной военной культуры, а также знаний и умений". По данным "НВО", именно это обстоятельство стало главной причиной низкой дееспособности узбекских войск.

За последнее время в стране произошло несколько крупных военных авиакатастроф. Последняя из них произошла в

конце сентября близ населенного пункта Сарасия (Сурхандарьинская область). Здесь потерпел катастрофу вертолет Ми-8, перевозивший группу спецназа. 7 военнослужащих Минобороны и экипаж вертолета погибли. (По утверждению очевидцев, именно за это ЧП и были произведены кадровые перестановки в стране и на должность военного министра был назначен полковник Гуламов.) Отмечается, что слабая подготовленность войск стала главной

причиной гибели солдат и офицеров в боях с боевиками Исламского движения Узбекистана. (В августе 2000 года в Сурхандарьинской области погибло 12 военнослужащих и 6 милиционеров.)

Многие эксперты отсутствие подразделений ПВО ВС РУ на международных учениях на полигоне Ашулук (Ташкент заявил сначала, что примет в них участие) объясняют неподготовленностью узбекских специалистов.

По мнению экспертов, на которых ссылается "НВО", нынешний уровень учебного процесса в ВС РУ не позволяет в стране в должной мере готовить высококвалифицированных специалистов ПВО и ВВС. Это можно будет сделать только в вузах Украины или России. Соответствующие договора в республике готовятся. Ташкент хорошо понимает необходимость военной интеграции с Москвой. Однако надеется, что сможет своими силами, без помощи военных советников, поднять уровень боеспособности своих войск. Не исключено, что это является ошибкой руководства страны.

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 237.