Психологические параметры школьного статуса ребенка | Психолого – педагогические требования к содержанию и уровню развитии данных характеристик |
1. Познавательная сфера 1.1. Произвольности психических процессов | Высокий уровень учебной активности, самостоятельности § Принятие целей, заданных учителем. § Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем § Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации § Поддержание внимания на учебной задаче |
1.2. Уровень развития мышления | Владение приемами установления причинно – следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | § Ориентация на всю систему требований задачи § Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. § Систематизация знаний, перенос учебных навыков |
1.4. Уровень развития речи | § Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику § Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связанное изложение своих идей, использование доказательств) § Грамотность и богатый словарный запас устной речи |
1.5. Уровень развития тонкой моторики | § Понятность письма § Аккуратность оформления письменных работ § Способность к различным видам ручного труда |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | § Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока § Адаптация к учебной нагрузке § Способность работать в едином темпе со всем классом |
2. Особенности общения и поведения 2.1. Во взаимодействии со сверстниками | § Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем § Способность к эмоциональным привязанностям (дружбе) |
2.2. Взаимодействие с педагогами | § Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков § Проявление уважения к учителю § Способность к установлению межличностных отношений с педагогом |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | § Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и обобщения |
2.4. Поведенческая саморегуляция | § Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия § Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний § Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) § Моральная регуляция поведения |
2.5. Активность и автономность | Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности |
3. Особенности мотивационно – личностной сферы 3.1. Наличие и характер учебной мотивации | § Ориентация на освоение способов получения знания § Проявление интереса к закономерностям, принципам § Предпочтение трудных заданий § Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний |
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе | § Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей - требованиями взрослых и возможностями ребенка |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и к самому себе 4.1. Отношения со сверстниками | § Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками § Ориентация на мнение товарищей |
4.2. Отношение с педагогами | § Эмоционально – положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3. Отношение к значимой деятельности | § Эмоционально – положительное восприятие школы и учение § Понимание смысла учения «для себя» |
4.4. Отношение к себе | § Устойчивая положительная самооценка |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 194.