Отраслевой и конкурентный анализ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Характеристика отрасли и конкуренции

 

Пивоваренная отрасль в России является одной из наиболее перспективных и конкурентных среди других отраслей пищевой промышленности. Рост деловой активности предпринимательских структур и денежных доходов населения, обострение конкуренции обусловили высокую положительную динамику отрасли в последние годы.

Российская пивоваренная промышленность отличается довольно высоким уровнем концентрации производства и капитала. Всего в отрасли насчитывается чуть более 300 предприятий и это число постоянно уменьшается, но на семерку крупнейших производителей приходится около 75% рынка.

Рынок является олигополистическим, т.е. производство пива поделено между несколькими крупными производителями. В настоящее время новая фирма практически не имеет шансов выдержать конкуренцию на пивном рынке России.

Балтика уверенно занимает первое место.

Основная борьба происходит за второе-третье места между Sun Interbrew, Heineken и Efes.

Характеристики лидирующих компаний на рынке пива в России.

Голландская компания Heineken занимает второе место в мире по продажам пива. В России в состав Heineken входят заводы "Волга" в Нижнем Новгороде, Sobol-beer в Новосибирске, "Патра" в Екатеринбурге, комбинат им. Степана Разина в Санкт-Петербурге, Байкальская пивоваренная компания в Иркутске и "Пивоварни Ивана Таранова" (заводы в Калининграде, Новотроицке и Хабаровске).

В портфолио группы компаний Heineken в России входят 35 брендов ("Бочкарев", "Охота", Heineken, Loewenbrau, Guinness и другие). Компания занимает прочное третье место на российском рынке пива. Группа компаний Heineken в России является работодателем около 9 000 человек.

"SUN Interbrew" "САН Интербрю Лимитед". Заводы "САН ИнБев" расположены в Клину, Волжском, Омске, Перми, Саранске, Иваново, Курске, Новочебоксарскe, Санкт Петербурге и в Ангарске.

В портфолио компании входят следующие бренды: "Стелла Артуа", "Сибирская корона", "Клинское", "Толстяк", "Волжанин", Brahma, Beck’s® ("Бекс"), Hoegaarden®, Тинькофф, Staropramen® ("Старопрамен"), Lowenbrau® ("Ловенброй").

Efes Beverage Group

"На сегодняшний день Efes Beverage Group владеет тремя российскими заводами в Москве, Ростове-на-Дону и Уфе, которые выпускают пиво под марками "Старый Мельник", "Сокол", "Белый Медведь", Efes и Warsteiner.

Пивоваренный бизнес Efes Beverage Group - это 16 пивоваренных заводов, семь солодовен и завод по переработке хмеля, расположенные в семи странах. Общая производительность группы превышает 31 млн гектолитров, а ежегодное производство солода составляет 243 тыс. тонн. Холдинг Efes Breweries International управляет активами Efes Beverage Group за пределами Турции. Это 11 пивоваренных заводов в России, Казахстане, Молдавии, Румынии, Сербии и Черногории общей производительностью 21,8 млн гектолитров и четыре солодовни мощностью 139 тыс. тонн ежегодно. "Пивоварня Москва-Эфес", дочернее подразделение Efes Breweries International, является четвертой по размеру пивоваренной компанией на российском рынке. Россия - крупнейший международный рынок компании, приносящий ежегодно более двух третей совокупного оборота группы.

В 2005 год оборот Efes Breweries International составил $481 млн, а оборот "Пивоварни Москва-Эфес" - $366 млн.

После приобретения "Красного Востока" в феврале 2006 года "Пивоварня Москва-Эфес" увеличила свои производственные мощности до 18 млн гектолитров пива в год, доведя общую долю на пивоваренном рынке России до 10% и увеличив общую производительность солода с 50 тыс. тонн до 140 тыс. тонн в год. Компания управляет пятью заводами в России: в Москве, Ростове, Уфе, Казани и Новосибирске.

На российском рынке компания представлена марками: "Старый Мельник", "Сокол", "Белый Медведь", Efes и Warsteiner.

"SABMiller" (вторая по величине пивоваренная компания в мире после Inbev. Основные брэнды - Miller, Peroni Nastro Azzurro, Pilsner Urquell),

Компания ООО "САБМиллер РУС" - подразделение одной из крупнейших международных пивоваренных компаний SABMiller plc, продающее свою продукцию более, чем в шестидесяти странах на шести континентах.

Компания работает на российском рынке с 1998 года, когда был открыт завод в г. Калуге. Компания является одним из лидеров российского пивоваренного рынка, Доля компании на российском рынке в денежном выражении составляет 10%, в натуральном - 6% (по данным AC Nielsen, 2007 год).

За 10 лет работы в России инвестиции компании превысили 350 миллионов долларов США. Сейчас в компании работают более 1 600 сотрудников по всей стране. В 2007 году компания объявила о намерении инвестировать в строительство нового пивоваренного завода производительностью три миллиона гектолитров в год в Ульяновске. В июне 2008 года компания объявила о приобретении пивоваренного завода "Владпиво", расположенного во Владивостоке.

В портфеле компании на сегодняшний день такие известные международные бренды, как Miller Genuine Draft, Pilsner Urquell, Velkopopovicky Kozel, Peroni Nastro Azzurro, Grolsch, любимые локальные бренды "Золотая Бочка", "Три Богатыря" и "Моя Калуга", а также лицензионные Redd's и Holsten.

Ситуацию в отрасли и на рынке пива нельзя назвать стабильной уже в течение трех лет. После динамичного развития в 2006-2007 гг, в 2008 году производство и потребление пива в России фактически перешли к стагнации. Проблемы возникали одна за другой в течение всего прошлого года. В частности, постепенному переходу к умеренным темпам развития рынка помешали резкий рост отпускных цен производителей (у которого было несколько объективных причин), плохая погода и экономический кризис.

Сокращение пивного рынка усугублялось экономическими проблемами, в частности, дебиторской задолженностью.

Существенный рост инвестиций во многом связан с завершением крупных инвестпроектов - строительством предприятий "Балтики" в Новосибирской области, AB InBev в Иркутской области и SABMiller в Ульяновской области.

Тенденцией в экономике отрасли, очевидно, станет сокращение инвестиций в основной капитал. В условиях остановки роста рынка и кризиса пока не предвидится новых масштабных проектов.

Президент "Балтики" сообщил, что инвестиции 2009 года будут определяться потребностями удерживать лидирующие позиции на рынке, при этом средства будут направляться в продвижение продукции, включая дистрибуцию, закупку разливного, холодильного и другого торгового оборудования.

В 2008 году объем российского рынка пива практически не изменился. Основной причиной этому послужило относительно холодное лето. Экономический кризис, начавшийся в сентябре, не сильно затронул рынок в силу его сезонности (основные продажи пива приходятся на период май-сентябрь). В денежном выражении рынок вырос на скромные 15% (в 2007 году рост составил 20%), несмотря на стабильное увеличение в структуре продаж доли дорогих марок.

Но в 2009 году влияние экономического кризиса все-таки дало о себе знать.

В условиях сокращения доходов потребители вынуждены экономить. И, прежде всего, это относится к продуктам не первой необходимости, в частности, пиву. В 2009 году ожидается рост рынка пива не более чем на 1% в натуральном выражении, и это лишь при условии, что погода будет благоприятна для пивоваров. Не исключается возможность, что по итогам 2009 года впервые может произойти падение объемов пивного рынка, если в этом году лето будет прохладным. В денежном выражении ожидается также рекордно низкий прирост - порядка 7%. Здесь сыграет свою роль переключение потребителей на более дешевые сорта пива.

На рынке пока сохраняется тенденция к премиализации. Доля лицензионного сегмента (ключевые марки Tuborg, Heineken, Miller, Velkopopovicky Kozel, Lowenbraw) на декабрь 2008 года составила 11.9%**, увеличившись на 0.6 п. п. по сравнению с декабрем 2008 года. Доля экономичных продуктов (менее 30 рублей за литр) за то же время сократилась с 46.1% до 42.4%.

Вместе с тем, перспективы дальнейшего роста премиального сегмента находятся под угрозой. Как показало специальное исследование потребительских предпочтений, проведенное "Nielsen Россия" в ноябре 2008 года, пиво попало в список продуктов, на которых потребители планируют экономить в кризисные времена. Это значит, что в 2009 году могут сократиться как объемы продаж пива в целом, так и потребление дорогих сортов пива, в то время как экономичные продукты могут вновь стать привлекательными для потребителя

О перспективах.

Оценивая развитие пивного рынка в России на ближайшие годы, можно выделить такие тенденции:

Происходит изменение географии производства и потребления. Пивной рынок будет расти за счет увеличения в регионах России, а именно Поволжья, Урала и Сибири. В этих регионах многие игроки рынка уже приобрели пивоваренные предприятия либо строят их. Другая тенденция, это стабилизация пивного рынка, его насыщенность, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, что сдерживает динамику дальнейшего роста. Одним из ключевых факторов, который в 2008 году негативно повлиял на развитие рынка, был резкий рост акцизов, сразу на 32%.

Сценарий потребления на ближайшие годы - это дальнейший спад потребления пива в стандартном сегменте. Также в 2009 году можно будет наблюдать резкий спад потребления пива в экономичном сегменте с дальнейшим медленным восстановлением. Сегмент премиум продержится с самыми высокими показателями роста в будущем, хотя и в нем фиксируется спад роста продаж.

О привлекательности рынка.

Российский рынок пива остается привлекательным на фоне других развивающихся стран. В регионах России остается большой потенциал для дальнейшего увеличения продаж. Хотя если сравнивать прогнозные темпы развития рынка пива в период с 2008 по 2013 год с такими странами Восточной Европы, как Украина, Белоруссия и Грузия, то в них ожидаются более высокие средние темпы роста продаж.

 

Емкость рынка

 

Пивной рынок имеет ограниченную емкость.

Емкость рынка пива определяется двумя параметрами: уровнем потребления пива л/чел в год и численностью населения (если не учитывать миграцию и другие демографические показатели). Кроме того, объемы продаж пива в том или ином регионе определяются общим потребительским потенциалом (который учитывает розничный товарооборот и расходы населения по товарным категориям), традициями и стилем потребления и т.п.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 160.