Удельный вес поступлений налога на прибыль
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При формировании налоговой политики правительства важно обеспечить сочетание интересов налогоплательщиков и государства, не допуская снижения стимулов организаций к ведению активной предпринимательской деятельности и поступления налогов в бюджет. Налоговые реформы, в том числе в сфере налогообложения прибыли, способны либо создать условия для экономического роста, либо стать одним из факторов кризиса в экономике. Именно налог на прибыль является тем налогом, с помощью которого государство может активно воздействовать на экономическую деятельность организаций. Не случайно одним из основных направлений налоговой реформы в Российской Федерации стало реформирование налога на прибыль организаций. Приоритетным направлением на современном этапе является определение наиболее рационального соотношения фискальной и регулирующей функций налога на прибыль, поскольку регулирующая функция данного налога реализуется значительно в меньшей степени в отличие от фискальной. Влияние налога на прибыль на процессы регулирования деятельности организаций в экономике во многом зависит от его основных элементов - ставки, льгот, налоговой базы. Более полное использование таких элементов, как ставка и льготы, способно достаточно серьезно повлиять на налоговое регулирование в экономике, темп экономического роста, инвестиционную привлекательность для потенциальных инвесторов и увеличение ВВП.

В налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 г. поступления налога на прибыль составили 28,8%. Налог на прибыль организаций занимает первое место в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ. Высока его роль и в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он также занимает первое место в их доходных источниках.

Рассматривая место налога на прибыль в доходах бюджетной системы РФ, можно увидеть, что динамика изменений была следующей. Если в 1997г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составляла 17,7%, федерального бюджета – 13,6%, в бюджетах субъектов – 20,9%, то в 2002 г. эта доля составляла 14,8%; 8,5% и 26,4% соответственно. В 2005 г. доля налога на прибыль в налоговых доходах консолидированного бюджета составила 28,8%, федерального - 15,7%, в бюджетах субъектов - 42,9%. Данное изменение показывает, как в период бурных экономических преобразований в нашей стране происходили изменения и в области налогообложения, выразившиеся в переходе от превалирования чисто фискальной функции налога на прибыль в середине 90-х гг. к усилению регулирующей функции этого налога к 2002 г. Тем не менее данные 2005 г. свидетельствуют об усилении фискальной функции налога на прибыль, несмотря на то что Правительством РФ взят курс на снижение налоговой нагрузки на экономику.

Налоги в экономике выполняют три основные функции: фискальную, регулирующую и контрольную. Прочие функции, выделяемые различными авторами, являются производными от вышеназванных.

В настоящее время наиболее полно реализована фискальная функция налога на прибыль. Он является важным источником доходов федерального бюджета, занимая в них третье место, уступая лишь НДС и налогу на добычу полезных ископаемых.

Регулирующая функция налога на прибыль реализуется через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.

Оценить влияние налога на прибыль на развитие экономики страны можно лишь путем проведения комплексного анализа изменений, внесенных в законодательство по налогу на прибыль на протяжении всего времени его функционирования оценки макроэкономических показателей функционирования экономики (индекс инфляции, объемы инвестиций в основной капитал, показатели роста промышленного производства и т.д.) в целом и финансового состояния самих хозяйствующих субъектов.

До 2000 г. существовала выраженная тенденция роста прибыли (за исключением 1996 г.) и сокращения убытка в экономике. В 2001 и 2002 гг. наблюдалось снижение прибыли в экономике (на 0,2 и 6,2% соответственно) и рост убытка (на 27 и 61% соответственно). В 2003 г. рост прибыли составил 42%, в 2004 г. - 30%. Также в 2004 г. наблюдалось снижение суммы убытка на 23%. Рост прибыли в 2005 г. составил 39,4%, снижение суммы убытка на 2,8%, в I кв. 2006 г. - 33,2 и 2,4% соответственно.

Однако в 2001 г. доля убыточных организаций в экономике не увеличилась, произошел рост лишь общей величины убытка. При этом в 2002 г. рост числа убыточных организаций составил почти 15% от общего числа организаций в экономике. Этим объясняются и тенденции в поступлении налога на прибыль в бюджеты разных уровней. 2003 г. оказался по финансовым показателям успешным: рост прибыли и сальдированного финансового результата составил 42% и 57% соответственно по сравнению с предыдущим годом. В 2004 г. рост сальдированной прибыли составил 43%, в 2005 г. - 44%, в I кв. 2006 г. - 35,7% к соответствующему периоду 2005 г.

Анализ экономических данных показал, что в 2002 г. финансовое состояние организаций-налогоплательщиков ухудшилось, показатели бухгалтерской прибыли имели тенденцию к снижению. Для 2003 г. характерен рост прибыли в экономике и снижение удельного веса убыточных организаций. В 2004 г. число убыточных организаций составило 38,1%, что на 4,9% меньше, чем в 2003 г. В 2005 г. число убыточных организаций сократилось на 4,6% и составило 33,5%. По данным I кв. 2006 г., наблюдается рост убыточных организаций на 5% до уровня 38,5%.

Данные о доходах консолидированного бюджета РФ за период с 1993 г. по 1 квартал 2006 года свидетельствуют о том, что на протяжении 13 исследуемых лет динамика налога на прибыль была неоднозначной.


Таблица 3.1[15]

Удельный вес налоговых поступлений в 1999 – 1 кв. 2006 года. (млрд. руб.)

Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 I кв. 2006
ВВП 4757,2 7063,4 9039,4 10863,4 13304,7 16778,8 21598,0 6095,2
Налоговые доходы консолидированного бюджета 1007,5 1707,6 2345,0 3136,8  3357,7  4942,1 5703,48 1247,28
в том числе:налог на прибыль  221,0 398,8 513,80 463,3 526,50 867,6 1334 332,14
Удельный вес в ВВП, %: налоговых доходов консолидированного бюджета 21,18 24,18 25,94 28,87 25,24 29,45 26,41 20,46
Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы 2050,3 3033,2 3782,9 4371,2 5362 6765,5 8592,19 2274
Сальдированный финансовый результат (прибыль – убыток) 723,2 1190,6 1141,3 923,3 1342,8 2083,9 3004,4 903,5
Отношение налога на прибыль,% к:                
Валовой прибыли экономики и валовым смешанным доходам 10,78 13,15 13,58 10,60 9,82 12,82 15,52 14,6
сальдированному финансовому результату (прибыль - убыток) 30,56 33,50 45,02 50,18 39,21 41,63 44,40 36,76
валовому внутреннему продукту 4,6 5,6 5,7 4,2 4,0 5,2 6,2 5,5

 

В 2002 г. отношение налога на прибыль к ВВП составило 4,2%, что на 1,5 пункта меньше уровня 2001 г. (табл. 1). Такое снижение при общем росте ВВП, скорее всего, можно объяснить тем, что действительно из-за снижения финансового результата деятельности организаций произошло снижение поступлений налога на прибыль, а задолженность по налогу в бюджетную систему составила значительную величину. В 2003 г. данный показатель составил 3,96%. Однако в 2004 г. отношение налога на прибыль к ВВП выросло и составило 5,2%, что говорит об увеличении доли налога на прибыль в налоговой нагрузке на организации. В 2005 г. тенденция сохранилась и данный показатель составил 6,2%, в I кв. 2006 г. - 5,5%.

Отношение налога на прибыль к валовой прибыли экономики в последние годы в целом стало меньше, чем ранее. Так, в 2001 г. этот показатель составил 13,58%, в 2002 г. - 10,60%, в 2003 г. - 9,82%. Однако в 2004 г. этот показатель вырос до 12,8%. Кроме того, наблюдалось снижение показателя отношения налога на прибыль к сальдированному финансовому результату. До вступления в силу гл. 25 НК РФ этот показатель был равен в 2001 г. 45,02%. В 2002 г. этот показатель увеличился до уровня 50,18%. Данное увеличение могло произойти, на наш взгляд, за счет отмены льгот и перехода определения выручки методом начислений. Однако уменьшение в 2003 г. отношения поступлений налога на прибыль к сальдированному финансовому результату до уровня 39,21% свидетельствует о возможности масштабного уклонения от уплаты налога на прибыль, стимулируемой мягкими условиями отнесения на расходы ряда затрат. В то же время в 2004 г. этот показатель вырос до уровня 41,63%. В 2005 г. он составил 44,40%, в I кв. 2006 г. - 36,76%.

Еще одним из факторов, потенциально влияющих на поступления по налогу на прибыль, являются льготы. Отмена значительной части льгот, особенно льготы по капитальным вложениям, позволила избежать резкого сокращения налоговой базы по налогу на прибыль. В 2002 г. замедлились темпы инвестиций по сравнению с 2001 г. Об этом свидетельствует показатель отношения инвестиций в основной капитал к ВВП. В 2002 г. он составил 16,2% по сравнению с 16,6% в 2001 г.

Внесение изменений в законодательство по налогу на прибыль в части амортизационной политики повлияло на изменения в структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования. В 2002 - 2005 гг. наблюдалось заметное снижение доли прибыли в составе источников финансирования по сравнению с 2001 г. (24%) и было равно 19,1% - в 2002 г., 17,8% - в 2003 г., 19,2% - в 2004 г. и 19,3% - в 2005 г. В то же время за счет получения возможности списывать на затраты амортизацию в более значительных размерах доля амортизации в составе источников финансирования увеличилась за этот период до 21,9; 24,2; 22,8 и 23,1% соответственно. В целом данная ситуация привела к снижению доли собственных средств в составе источников финансирования инвестиций, что может свидетельствовать об усилении инвестиционной нагрузки на экономику. Данный факт также мог быть следствием отмены инвестиционной льготы, послужившей снижением стимулов и возможностей к инвестированию. В результате организации были вынуждены заимствовать средства для осуществления инвестиций. Так, в 2002 г. доля привлеченных средств организаций увеличилась на 4,4%, в 2003 г. на 4,2%, 2004 г. на 4%, в 2005 г. на 3,9% по сравнению с 2001 г.

В естественных условиях получение прибыли в различных отраслях экономики происходит неравномерно. Поэтому реформирование ставки налога на прибыль необходимо, во-первых, для выравнивания возможностей налогоплательщиков функционировать в рыночных условиях в рамках принципа справедливости налогообложения, а во-вторых, для выполнения функции пополнения доходов бюджета.

По данным отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Иркутской области от 22 декабря 2008 г.

За одиннадцать месяцев 2008 года общая сумма налогов и сборов, мобилизованных на территории Иркутской области (с учетом поступлений от предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, но без учета расходов на нужны социального страхования), составила 95,1 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 116,6%).

В федеральный бюджет с начала года поступило 21,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 102,1%); в территориальный бюджет – 50,7 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,3%), из них 14,5 млрд рублей направлено в местные бюджеты (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 120,2%).

Сумма единого социального налога, зачисляемого во внебюджетные фонды (без учета расходов на нужды социального страхования), и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 23,2 млрд рублей (темп роста к аналогичному периоду 2007 г. – 124,4%).

Налогоплательщики с начала года уплатили в казну области 21,6 млрд рублей налога на доходы физических лиц; 15,8 млрд рублей - налога на прибыль. Налоги со специальными режимами составили 2,5 млрд рублей, в том числе единый налог на совокупный доход – 1 402 млн рублей; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – 1 040 млн рублей; единый сельскохозяйственный налог – 19 млн рублей.

Налоги на имущество составили 6,6 млрд рублей (в том числе 4,6 млрд рублей - налоги на имущество физических и юридических лиц, 1,4 млрд рублей - земельный налог, 583 млн рублей - транспортный налог).

Сумма акцизов на спирт, алкогольную продукцию, пиво и ГСМ, собранная на территории Иркутской области (с учетом данных межрегиональных инспекций), составила 3,9 млрд рублей.

В федеральный бюджет, без учета платежей предприятий, состоящих на учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, за 11 месяцев направлено 6 млрд рублей налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из республики Беларусь). При этом возмещено из бюджета – 9 млрд рублей НДС. Поступило 3,3 млрд рублей - налога на прибыль. Платежи за пользование природными ресурсами составили 730 млн рублей, из них водный налог – 404 млн рублей, налог на добычу полезных ископаемых – 326 млн рублей. Акцизы на нефтепродукты – 4 млн рублей, на спирт и спиртосодержащую продукцию – 1,4 млн рублей.

Сумма единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с начала года составила 7 млрд рублей.

Прочие налоги и сборы принесли федеральной казне 131 млн рублей.

Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации составили 18 млрд рублей. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поступило 1,249 млрд рублей; в Фонд социального страхования Российской Федерации – 696 млн рублей. Кроме того, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования поступило 2,2 млрд рублей.

В целом по России поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в январе-ноябре 2008 года составили 708,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-ноябрем 2007 года поступления выросли на 119,0 млрд. рублей, или на 20,2%. Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2007 году составили 641,3 млрд. рублей. По сравнению с 2006 годом поступления выросли на 131,4 млрд. рублей, или на 25,8%.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Очевидно, что вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации, он выполняет регулирующую функцию, реализующуюся через систему налоговых ставок, которые могут отличаться для различных категорий налогоплательщиков, а также через систему льгот, направленных на поддержку отдельных сфер социальной деятельности общества (благотворительность, образование и фундаментальная наука) и стимулирование инвестиционной политики организаций.

Его ставка достаточно высока даже после снижения с 35 до 24%, что предполагает крупные суммы выплат. Но не смотря на это, поступления в бюджет от этого налога постоянно снижаются. Как уже упоминалось ранее с 1 января 2009 г. ставка по налогу на прибыль составляет 20 процентов (Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ). Одной из причин является кризис российских предприятий, для многих из которых в последнее время нулевая прибыль – уже хороший результат. Другая причина заключается в том, что даже успешно функционирующие фирмы стараются любыми путями занизить свою прибыль в целях снижения сумм выплат в бюджет. И все это при том, что существует большое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности применения льгот является одним из наиболее спорных.

Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена.

Основным аргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с их применением. Они считают, что после отмены льгот поступающие суммы налога на прибыль увеличатся примерно вдвое. Но при этом они не учитывают, что и налоговая нагрузка сильно возрастет, причем не только по налогу на прибыль, но и по совокупности всех налогов, так доля налога на прибыль велика и составляет около 20 %. И, так как коренная причина неплатежей в бюджет состоит в отсутствии источников средств на предприятии, устранение льгот по налогу на прибыль собираемости налогов не увеличит.

Проектом Налогового кодекса предусмотрена замена налога на прибыль налогом на доход предприятий, который будет отличаться порядком исчисления и значительным сокращением льгот. Планируется также снижение налоговой нагрузки на предприятия, но осуществиться ли это на практике можно будет узнать лишь после введения кодекса в действие.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

2. Акчурина Е.В. Оптимизация налогообложения (учеб. пособие для ВУЗов) / Е.В. Акчурина. – М: Финансы и статистика, 2005. – 496 с.

3. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налогообложение предпринимателей и организаций / А.В. Брызгалина. – Екб.: Налоги и финансовое право, 2002. – 192 с.

4. Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

5. Забелина Г.Н. Налог на прибыль: правовая и экономическая сущность / Г.Н. Забелина // Налоговая политика и практика. 2005. № 4. С.39-46.

6. Касьянов М.М. Налоги должны обогащать страну, гарантируя благополучие граждан / М.М. Касьянов // Российская газета. 2007. № 12. С.18-25.

7. Козырин А.Н., Рыжков К.В. Правовое регулирование налогов / А.Н. Козырин, К.В. Рыжков // Финансы. 2005. № 4. С. 95.

8. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России (учеб. для ВУЗов) / Л.Н. Лыкова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 548 с.

9. Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

10. Никитин С.М. Налогообложение в России / С.М. Никитин, Е.С. Глазова // Финансовый менеджмент. 2006. № 3. С. 45-57.

11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

12. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.

13. Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги. 2006. № 2. С.48-55.

14. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие (3-е изд) / Д.Г. Черник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 688 с.

15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 429 с.

16. http://base.consultant.ru

17. http://www.goverment.ru

18. http://www.minfin.ru

19. http://www.rg.ru

20. http://www.nalog.ru


[1] Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

[2] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[3] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[4] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[5] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 254 с.

[6]Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006.№ 6. С.38

1 Алексашенко А.И. Исчисления налога на прибыль / А.И. Алексашенко // Экономические науки. 2006. № 6. С.38

[8] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[9] http://base.consultant.ru

[10] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[11] Галанов В.А., Басов А.И. Рынок ценных бумаг / В.А. Галанов. – М: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.

[12] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 156 с.

[13] Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги. 2006. № 2. С.48-55.

[14] Налоговый кодекс РФ (часть 2). – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. – 156 с.

[15] Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации / А.А. Титов // Налоги.2006.№2.С.48-55


Дата: 2019-05-29, просмотров: 169.