Обработка и сравнительный анализ результатов исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Обработка результатов.

После поведения первого теста результаты обрабатываются следующим образом:

Итак, любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.

 

0 _______________¦______________ 44

экстернальный     интернальный

 

Полученный в процессе обработки результатов показатель локуса контроля (Ио) расшифровывается следующим образом:

 

Величина Ио Локус контроля
0 - 21 22 - 44 экстернальный интернальный

 

В целом, чем больше величина интернальности, тем меньше экстернальность.

Подсчет результатов теста ДМО.

Результаты теста ДМО подсчитываем следующим образом.

Количественные показатели по каждому из октантов варьируются от 0 до 16. Те октанты, по которым баллы оказались высокими, соответствуют преобладающему стилю поведения данного индивида в межличностных отношениях. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям.

Показатели, превышающие 8 баллов (до 12), свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о выраженных трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам (0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в нет октантов выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

Первые четыре типа межличностных отношений - I, II, III и IV - характеризуются преобладанием неконформных тенденций, склонностью к дизъюнктивным (конфликтным) проявлениям, большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта - V, VI, VII и VIII - дают противоположную картину: подчиняемость, неуверенность в себе и конформность, склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с окружающими.

Преобладание показателей по первым четырем октантам (I, II, III и IV) говорит о наличии неконформных тенденций. Преобладающие показатели в следующих четырех октантах (V, VI, VII и VIII) характеризуют личность, как конформную.

Интерпретация данных ДМО в основном должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими, и в меньшей степени - на абсолютные величины.

Поэтому вычислим сумму первых четырех и последующих четырех октантов. Получим показатели НК (неконформные тенденции) и К (конформные тенденции) соответственно. Для наглядности отображения результатов вычтем из второго показателя первый, обозначив данную разность как СК (степень конформности). Положительное значение СК будет говорить о преобладании конформных тенденций, отрицательное - наоборот, о низкой степени конформности испытуемого. Расчеты и значения вышеназванных показателей представлены в таблице 1.


Таблица 1.

Результаты исследования уровня конформности у испытуемых.

Сокращения: НК - сумма баллов в I - IV октантах; К - сумма баллов в V - VIII октантах; СК - разность первой и второй суммы (К-НК).

Имя  НК К СК
С. 8+14+5+7=34 1+6+3+3=13 13-34= - 21
Л. 8+3+6+15=32 12+11+8+10=41 41-32= 9
Н. 5+8+4+3=20 12+4+5+6=26 26-20= 6
А. 11+14+6+9=40 5+3+8+12=28 28-40= - 12
М. 6+10+4+2=22 11+4+9+7=31 31-22= 9
А. 1+3+2+9=15 14+10+10+7=41 41-15= 26
И. 4+8+2+3=17 15+12+11+8=46 46-17= 29
С. 12+16+9+5=42 6+7+3+6=22 22-42= - 20
В. 5+4+0+3=12 5+10+11+4=30 30-12= 18
Н. 12+16+13+10=51 5+1+1+3=10 10-51= - 41
Д. 3+5+7+7=22 13+9+9+12=43 43-22= 21
К. 3+3+13+7=26 5+8+12+12=37 37-26= 11
Е. 6+9+6+7=28 5+4+5+2=16 16-28= - 12
О. 6+15+4+10=35 4+2+4+0=10 10-35= - 25
А. 7+0+3+2=12 4+9+9+5=27 27-12= 15
Н. 6+9+6+2=23 7+9+11+4=31 31-23= 8
Л. 2+9+14+7=32 8+8+8+4=28 28-32= - 4
Т. 7+2+6+6=21 15+6+10+5=36 36-21= 15
А. 2+4+3+4=13 3+8+8+13=32 32-13= 19
П. 7+4+8+5=24 4+2+1+4=11 11-24= - 13

 

В нашем случае отрицательный показатель СК получился у 8 участников, положительный - у 12.

Сравнение результатов.

 

Таблица 2.

Результаты исследования взаимосвязи степени конформности и локуса контроля.

Имя испытуемого НК К СК (К-НК) Ио Локус контроля
С. 34 13 -21 36 Интернальный
Л. 32 41 9 16 Экстернальный
Н. 20 26 6 13 Экстернальный
А. 40 28 -12 26 Интернальный
М. 22 31 9 17 Экстернальный
А. 15 41 26 20 Экстернальный
И. 17 46 29 11 Экстернальный
С. 42 22 -20 30 Интернальный
В. 12 30 18 19 Экстернальный
Н. 51 10 -41 34 Интернальный
Д. 22 43 21 14 Экстернальный
К. 26 37 11 19 Экстернальный
Е. 28 16 -12 32 Интернальный
О. 35 10 -25 41 Интернальный
А. 12 27 15 9 Экстернальный
Н. 23 31 8 13 Экстернальный
Л. 32 28 -4 22 Интернальный
Т. 21 36 15 21 Экстернальный
А. 13 32 19 16 Экстернальный
П. 24 11 -13 33 Интернальный

 

Таким образом, по результатам исследования (см. таб.2)




Заключение

 

Таким образом, концепция локуса контроля является перспективным направлением психологии личности. Несмотря на то, что дихотомия "экстернальность-интернальность" интерпретируются по-разному, подчас в рамках взаимоисключающих теорий, ясно, что локус контроля личности является ее важной интегральной характеристикой, показателем взаимосвязи между отношением человека к самому себе и к окружающему миру.

Он удовлетворяет основным психометрическим требованиям, что подтверждается достигнутыми показателями надежности и валидности, а результаты применения данного опросника на различных выборках испытуемых свидетельствует о том, что его можно с успехом применять в психодиагностической практике.

Исследования Эша наглядно показали, насколько мощным является фактор давления группы. Даже в этих простых экспериментах, когда испытуемые четко осознавали ошибочность ответов своих соседей, они все равно хотели подстроиться под общее мнение. Каким же сильным должно быть это влияние в реальной жизни, где давление группы намного сильнее, а спорные вопросы гораздо неопределеннее? Конформность широко и всесторонне изучается уже много лет, и в настоящее время психологами установлено, что она является важнейшим фактором поведения человека.

Cубъективный локус контроля связан с ощущением человека своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Поэтому, составляя рекомендации для самосовершенствования, следует учесть, что:

конформное, уступчивое поведение в большой степени присуще людям с экстернальным локусом контроля; интерналы менее склонны подчиняться давлению (мнению, эмоции и др.) других людей;

человек с интернальным локусом контроля лучше работает в одиночестве;

интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы;

у интерналов более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью.



Список использованной литературы

 

1. Агеев В.С. - Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. N 6. с.101-106.

2. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. - Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. N 3. с.152-162.

3. Быков С.В., Алашеев С.Ю. - Статья: "Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах". Проект "Социологический журнал" [http: // sj. obliq. ru/article/533]. №1, 2003 г.

4. Елисеев О.П. - Локус контроля / Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.413-417.

5. Карпенко Л.А. - История психологии в лицах. Персоналии. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 784 с.

6. Карпенко Л.А. - Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Под общ. ред. Петровского А.В. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

7. Кондратьев М. Ю - Социальная психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

8. Корнилов А.П. - "Деятельностная психология личности" в концепции Г. Крампена // Вопросы психологии. 1990, N 2, с.159-164.

9. Милорадова Н.Г. - Психология: шаг к себе - другим навстречу. Учебное пособие. - М.: АСВ, 2003. С.334 - 337)

10. Муздыбаев К. - Влияние форм организации труда на ответственность личности на производстве // Психол. журн. 1983. N 3. с.61-69.

11. Немов Р.С. - "Психология. В 3 книгах. Книга 3. " - 3-е изд. - М.: Владос-пресс, 2004. - С.394-402.

12. Пантилеев С.Р. - Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. с.18, 23, 278-285.

13. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. - ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для студентов педагогических вузов.

14. Петровский А.В. - Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. - сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

15. Реан А.А. - Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. - СПб; Изд-во СПб ун-та 2001г., 224с)

16. Собчик Л.Н. - Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб., 2002. С.47 - 58.

17. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. - М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.

18. Столин В.В. - Самосознание личности. М.: Изд. МГУ, 1983. с.247.

19. Хекхаузен Х. - Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т.2.

20. Ялом И. - Экзистенциальная психотерапия, Перевод Т.С. Драбкиной. (Irvin D. Yalom. Existential Psychotherapy. N. Y.: "Basic Books", 1980, М.: "Класс", 1999)

21. Яницкий М.С. - "Ценностные ориентации личности как динамическая система".


[1] Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.факторами.

[2] Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд. МГУ, 1983. с. 247.

[3] Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 2, с. 66.

[4] Пантилеев С.Р. Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. с. 18, 23.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.