ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Современное состояние детей-сирот в России

1.2 Проблемы сиротства в современной России

ГЛАВА II. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

2.1 Семейные формы устройства

2.2 Опека и попечительство (сходство и различия)

2.3 Перечень документов необходимых для установления опеки и попечительства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Дети, по разным причинам, оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью. Усыновление является одной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей. При усыновлении ребенок полностью приравнивается к кровным детям усыновителя, таким образом, приобретая в лице усыновителей родную семью. Распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). Цель опеки – воспитание, помощь и защита детей. Опекун (попечитель) выполняет родительские обязанности, заботясь о ребенке и не называясь при этом официально его мамой или папой. Законодательством РФ закреплен институт приемной семьи. Граждане, которые желают взять на воспитание ребенка, называются приемными родителями. Они заключают договор о передаче ребенка на воспитание с органами пеки и попечительства. Ребенок в этом случае называется приемным ребенком, а семья - приемной семьей. Приемные семьи призваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая добрый дом. За ними большое будущее.

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство – правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях предусмотренных законом. В перечень должностных обязанностей специалиста по социальной работе входит выявление и оказывание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, предоставление в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления, опеки, попечительства, участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки.

Тема настоящей курсовой «Опека и попечительство, как форма семейного устройства детей-сирот». Эта тема выбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер.

Опека и попечительство - правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека и попечительство – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Исходя из этого, необходимость изучения данной проблематики возрастает, так как детей-сирот с каждым годом становится в два, три и даже четыре раза больше. И единственный фактор, который может хоть как-то притормозить рост числа сирот – это органы опеки и попечительства, их деятельность. Ведь каждый человек нуждается поддержки, внимания, тем более ребенок. Благодаря созданию института опеки и попечительства уменьшается малолетняя преступность, что играет не мало важным фактором процветания такого большого государства, как Россия.

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. Раскрыть проблему сиротства в современной России, привести статистические данные по детям-сиротам в России;

2. Полно и всесторонне раскрыть и понять формы семейного устройства, определить статус органов опеки и попечительства и их роль в усыновлении/удочерении;

3. Определить сходства и различия органов опеки и попечительства;

4. А так же определить законное оформление усыновления / удочерения.

Объектом исследования данной курсовой работы является опека и попечительство, как формы семейного устройства детей-сирот.

Предметом исследования являются дети-сироты в современной России, органы опеки и попечительства при семейном устройстве детей-сирот и иные формы семейного устройства детей сирот.

При написании курсовой были применены такие методы исследования как исторический, т. е. описана небольшая предыстория изучения этой тематики; сравнительно-правовой, т. е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посвятили свои труды этой тематике. В курсовой так же приведена наиболее распространенная судебная практика, что еще раз доказывает актуальность данной темы и работы. А так же статистический метод, т. е. приведена статистика министерств в отношении детей-сирот в России, и подкреплено это Семейным и Гражданским кодексом и иными нормативными актами Российской Федерации.

При написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: Мустаева Ф. А, М. А. Галагузовой, Климанова Г. И. , Мухетдинова Н. М. , Римашевская Н. М, Шатилов И. Н, Павлова Н. и многие другие.

 



Семейные формы устройства

Отличие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Усыновление Опека Приемная семья Патронат
Выделение средств на содержание ребенка - + + +
Выплата зарплаты - - + +
Количество детей Не ограничено Не ограничено Не более 8-ми детей Не более 3-х детей
Правовые отношения Приобретает права кровного ребенка Принимается в семью на правах воспитуемого Принимается в семью на правах воспитуемого Остается воспитанником учреждения
Государственные гарантии ребенку (жилье, образование, медицинское обеспечение и др. ) - + + +

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ). Усыновление/удочерение – приоритетная форма устройства ребенка в семью; для родителей это наивысшая форма ответственности за ребенка, его здоровье, развитие, воспитание и образование; по закону разницы между кровным ребенком и усыновленным нет. Процедура усыновления. Усыновленный ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Процедура усыновления довольно сложная и длительная, сопряженная с получением множества бумаг и требующая от потенциальных родителей немалого времени и упорства. Необходимым условием является согласие ребенка, достигшего 10-летнего возраста. Статус ребенка и его возраст: Не все дети, находящиеся в детских домах, интернатах и домах ребенка, могут быть усыновлены. Усыновить можно только сироту (родители которого умерли) либо ребенка, родители которого лишены родительских прав (в этом случае необходимо получить их согласие на усыновление). На практике подавляющее большинство детей усыновляются в возрасте до трех-пяти лет. Требования к родителям: Существует ряд жестких ограничений для потенциальных усыновителей, в том числе по состоянию здоровья и по возрасту. Также при рассмотрении вопроса об усыновлении суд учитывает материальное положение родителей, наличие достаточной жилплощади. Для иностранных граждан процедура усыновления – единственная возможность принять в семью ребенка из России. Права и обязанности родителей: С правовой точки зрения ребенок после усыновления приравнивается к кровному, и родители несут за него полную ответственность. У них есть возможность дать ребенку свою фамилию, поменять имя, отчество, а в некоторых случаях и дату рождения. Интересы ребенка и его новой семьи призвана защищать тайна усыновления, закон устанавливает наказание за ее разглашение против воли усыновителей. Органы опеки обязаны осуществлять ежегодный контроль за семьей в течение, как минимум, трех лет после усыновления. Денежное пособие для родителей и льготы для ребенка: Государство не оказывает семье дополнительной помощи, за исключением предоставления матери послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка, если усыновляется младенец до трех месяцев. Денежное пособие на усыновленного ребенка равно установленному законом пособию на кровного ребенка. После усыновления ребенок получает все права родного, включая имущественные, но при этом лишается льгот, которые он имел как сирота (например, права на получение после достижения 18 лет жилья от государства, льгот при поступлении в учебные заведения и т. д. ). Дальнейшее устройство ребенка: Усыновленный ребенок уравнивается в правах с кровными детьми, изъять его из семьи возможно только при лишении родителей родительских прав[10].

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек. На содержание ребенка выплачиваются ежемесячные денежные средства, установленные законодательством РФ, приемным родителям - заработная плата. Размер оплаты труда приемных родителей, в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливается законами субъектов РФ. Приемные родители ведут учет расходов денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются в орган опеки и попечительства. (Статьи 151-155 Семейного кодекса; Положение о приемной семье, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01. 02. 2005 № 49) Приёмная семья - форма семейного устройства детей совмещает черты детского учреждения, опеки и усыновления; приемная семья может стать решением проблемы трудовой занятости родителей. Процедура создания приемной семьи: Она образуется на основе договора о передаче ребенка на воспитание, который заключается органом опеки и попечительства с приемными родителями. Передача ребенка в семью происходит с учетом его мнения и с согласия администрации детского учреждения, в котором он находится. Передача ребенка, достигшего 10-летнего возраста, осуществляется с его согласия. На практике нередко возникают сложности при оформлении в семью ребенка, проживающую в другом районе или городе, так как выплаты на его содержание осуществляются из бюджета района, где был зарегистрирован ребенок. Статус ребенка и его возраст: Ограничений для помещения ребенка в семью нет. Возможно устройство в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии, инвалида. Дети, имеющие братьев и сестер, как правило, передаются в одну семью. Требования к приемным родителям: Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенных родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; имеющих заболевания, при наличии которых взять ребенка на воспитание нельзя. Права и обязанности приемных родителей: Это законные представители ребенка, которые обязаны его воспитывать, заботиться о его здоровье, развитии, создавать условия для получения им образования, готовить к самостоятельной жизни. В такой семье могут находиться до восьми детей, включая биологических. Ребенок в приемной семье имеет право на поддержание контактов с биологическими родителями, родственниками. Денежные выплаты приемным родителям и льготы для ребенка: Взрослые получают заработную плату. На содержание каждого ребенка им выплачиваются средства на питание, одежду, обувь и другие нужды. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие выплаты и льготы в соответствии с законодательством, в том числе на получение жилья при достижении 18-летнего возраста. Приемная семья пользуется преимущественным правом на получение путевок для детей (в том числе бесплатных) в санатории, оздоровительные лагеря, дома отдыха. Дальнейшее устройство ребенка: Ребенок, помещенный в приемную семью, при наличии у него соответствующего статуса и при появлении кандидата, желающего его усыновить, может быть передан усыновителю по решению суда. Приемная семья образуется на основании договора между приемными родителями и органом опеки и попечительства о передаче несовершеннолетнего ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор содержит в себе условия содержания детей, права и обязанности родителей по отношению к приемным детям и органу опеки и попечительства. Разумеется, труд родителей по воспитанию и содержанию ребенка компенсируется денежной оплатой и льготами, которые устанавливаются законами субъектов РФ для приемных семей. Требования, предъявляемые к приемным родителям, аналогичны тем, которые установлены для усыновителей и опекунов (попечителей) - дееспособность, родительские права, состояние здоровья и др. По отношению к ребенку приемные родители обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя), а личные права ребенка аналогичны тем, которые имеют дети в нормальных полноценных семьях (право на общение, защиту интересов, выражение мнения)[11].

ПАТРОНАТ - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Данное ограничение не применяется в случае передачи на патронат воспитанников, находящихся в родственных отношениях. Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками интернатного учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах. Патронат - семейная форма устройства, предусматривающая временную передачу ребенка в специально подготовленную семью; основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье; патронат может стать решением проблемы трудовой занятости родителей. Процедура помещения ребенка в семью: Устанавливается на основании заключения договора между патронатными воспитателями, органами опеки и попечительства и детским учреждением (или уполномоченной службой) о разделении полномочий и ответственности за ребенка. Статус ребенка и его возраст: На патронат передается ребенок, независимо от его возраста, статуса и состояния, которому временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия его поддержки и сопровождения. Требования к патронатным воспитателям: Патронатное воспитание – это профессиональная работа, поэтому требования к воспитателю сходны с требованиями к воспитателю детского дома. Патронатный воспитатель – фактически сотрудник сиротского учреждения - должен пройти специальную подготовку, а также быть готовым к сотрудничеству со специалистами, обсуждению возникающих проблем, а в случае необходимости и к изменению своего жизненного уклада в интересах ребенка. Права и обязанности патронатных воспитателей: Патронат может быть краткосрочным (от одного дня до шести месяцев) и долгосрочным (от шести месяцев и более). Патронатный воспитатель обязан выполнять разработанный специалистами план по защите прав ребенка. При этом специалисты детского дома или уполномоченной службы осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи. Ребенок поддерживает контакты с кровными родителями и родственниками. Денежные выплаты патронатным воспитателям и льготы для ребенка: Взрослые получают зарплату, им засчитывается трудовой стаж, предоставляется отпуск согласно трудовому законодательству. Также им выплачивается пособие на содержание ребенка, целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т. п. За детьми сохраняются все положенные им по статусу льготы. Дальнейшее устройство ребенка: Он может быть изъят из патронатной семьи по решению сторон. Краткосрочный патронат обычно переходит в долгосрочный, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. Нередко он остается в той же семье, то есть патронат используется как переходная форма к опеке или усыновлению после получения ребенком соответствующего статуса. При передаче на усыновление преимущественное право предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого он воспитывается.

НАСТАВНИЧЕСТВО – его еще называют семьей выходного дня, каникулярной семьей: ребенка берут в семью на время, а потом возвращают в детский дом; основная цель данной формы – социализация ребенка, получение опыта жизни в семье. Процедура помещения в семью: Устанавливается с помощью заключения договора между семьей и детским учреждением о разделении полномочий и ответственности за ребенка. Желание ребенка при помещении в семью обязательно учитывается. Статус ребенка и его возраст: Такая форма, по мнению специалистов, может быть полезна только для детей старшего возраста, которые способны осознанно воспринимать ситуацию – она дает бесценный опыт жизни в семье, общение и поддержку доброжелательных взрослых. Но для ребенка до 11-12 лет, мечтающего о семье, папе и маме, возвращение в детский дом может стать тяжелой травмой. Требования к наставникам: Требования к ним менее жесткие, чем к патронатным воспитателям. Тем не менее, они должны пройти специальную подготовку, а также быть готовыми к сотрудничеству со специалистами, к обсуждению возникающих проблем. Права и обязанности наставников : Взрослые на время нахождения у них ребенка обязаны выполнять разработанный специалистами план по защите его прав. Дальнейшее устройство ребенка: Наставничество для ребенка может стать ступенькой к другой форме устройства, например, долгосрочному патронату или усыновлению, если статус ребенка это позволяет. Даже если этого не происходит, пребывание в семье, как правило, положительно сказывается на ребенке, ведь для него это возможность некоторое время побыть вне стен детского учреждения, расширить круг общения, приобрести друзей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004, ISBN 5 – 9296 – 0199– 2

2. Верзуб Б. М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок отчуждения недвижимого имущества // Нотариус. - М. ; Юрист, 2000. - 5. - с. 69-71

3. Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная защита. - 2000. - № 2.

4. Галагузова М. А. Социальная педагогика – М. : ВЛАДОС, 2000.

5. Иванникова В. А. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическое пособие.  М. , 1995г.

6. Климанова Г. И. , Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы.

7. Кузнецова И. М. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. - М.: Палеотин, 2002 // Государство и право. - М.; Наука, 2003. - 4.

8. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. – М. , 2001.

9. Павлова Н. Проблемы домов ребенка // Соц. обеспечение. - 2001. - № 1

10. Римашевская Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук. - Т. 74. - 2004. - № 3.

11. Шатилов И.Н. Социальные проблемы сиротства в России. - Балашов, 2002.


[1]Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная защита. - 2000. - № 2. - С. 2-8. Павлова Н. Проблемы домов ребенка // Соц. обеспечение. — 2001. - № 1. - С. 32.

[2] Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная защита. - 2000. - № 2. - С. 2-8.

[3] Шатилов И. Н. Социальные проблемы сиротства в России. - Балашов, 2002. - С. 7.

[4] Римашевская Н. М. Социально-экономические и демографические проблемы современной России // Вестник Российской академии наук. - Т. 74. - 2004. - № 3. - С. 209-218.

[5] Климанова Г. И. , Мухетдинова Н. М. Политика доходов и уровень жизни населения России в 1990-е годы. - М, 2001.

[6] Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004, ISBN 5 – 9296 – 0199– 2

[7] Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. – М. : ВЛАДОС, 2000. С. 192.

[8] Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. – М. , 2001. С. 245 – 246.

[9] Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическое пособие (1995) / Под ред. В. А. Иванникова М. , 1995г. с. 48

[10] Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическое пособие (1995) / Под ред. В. А. Иванникова М. , 1995г. с. 48

[11] Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическое пособие (1995) / Под ред. В. А. Иванникова М. , 1995г. с. 48

[12] Кузнецова И. М. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. - М. : Палеотин, 2002 // Государство и право. - М. ; Наука, 2003. - 4. - с. 124-125

[13] Кузнецова И. М. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. - М. : Палеотин, 2002 // Государство и право. - М. ; Наука, 2003. - 4. - с. 124-125

[14] Кузнецова И. М. Михеева Л. Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование. Учебно-практическое пособие. - М. : Палеотин, 2002 // Государство и право. - М. ; Наука, 2003. - 4. - с. 124-125

[15] Верзуб Б. М. Некоторые вопросы взаимодействия органов опеки и попечительства и нотариата по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при совершении сделок отчуждения недвижимого имущества // Нотариус. - М. ; Юрист, 2000. - 5. - с. 69-71

[16] Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Научно-методическое пособие (1995) / Под ред. В. А. Иванникова М. , 1995г. с. 48


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1.1 Современное состояние детей-сирот в России

1.2 Проблемы сиротства в современной России

ГЛАВА II. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО, КАК ФОРМА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ

2.1 Семейные формы устройства

2.2 Опека и попечительство (сходство и различия)

2.3 Перечень документов необходимых для установления опеки и попечительства

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Вопросы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях радикальных реформ чрезвычайно актуальны, отличаются новизной и достаточной сложностью, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей социологии, социальной психологии и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т. п. От того, насколько успешно дети-сироты будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

Дети, по разным причинам, оставшиеся без родительской опеки, подлежат передаче на воспитание в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или в приемную семью. Усыновление является одной из основных и достаточно распространенных форм устройства детей. При усыновлении ребенок полностью приравнивается к кровным детям усыновителя, таким образом, приобретая в лице усыновителей родную семью. Распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). Цель опеки – воспитание, помощь и защита детей. Опекун (попечитель) выполняет родительские обязанности, заботясь о ребенке и не называясь при этом официально его мамой или папой. Законодательством РФ закреплен институт приемной семьи. Граждане, которые желают взять на воспитание ребенка, называются приемными родителями. Они заключают договор о передаче ребенка на воспитание с органами пеки и попечительства. Ребенок в этом случае называется приемным ребенком, а семья - приемной семьей. Приемные семьи призваны заменить детские дома, в них создается атмосфера, напоминающая добрый дом. За ними большое будущее.

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Опека и попечительство – правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях предусмотренных законом. В перечень должностных обязанностей специалиста по социальной работе входит выявление и оказывание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, предоставление в соответствующие органы материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформление усыновления, опеки, попечительства, участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки.

Тема настоящей курсовой «Опека и попечительство, как форма семейного устройства детей-сирот». Эта тема выбрана не случайно, так как сиротство как социальное явление является актуальным, прежде всего для России. Истоки социального сиротства берут свое начало в семье. При внимательном знакомстве с семьями, в которых ребенок стал сиротой или лишился попечения родителей, выявляется общая закономерность: сиротству либо предшествовали нарушения привязанности между родителями и детьми, либо привязанность не была сформирована. Государство пытается решить проблемы сиротства, но те мероприятия, которые оно проводит, не улучшают ситуацию, а, наоборот, тормозит, что говорит о неэффективности существующих на данный момент мер.

Опека и попечительство - правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности. Опека и попечительство – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта РФ, исходя из натуральных норм и цен, сложившихся в регионе. Опека устанавливается главой местного самоуправления. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновление. (Статьи 145-150 Семейного кодекса РФ).

Исходя из этого, необходимость изучения данной проблематики возрастает, так как детей-сирот с каждым годом становится в два, три и даже четыре раза больше. И единственный фактор, который может хоть как-то притормозить рост числа сирот – это органы опеки и попечительства, их деятельность. Ведь каждый человек нуждается поддержки, внимания, тем более ребенок. Благодаря созданию института опеки и попечительства уменьшается малолетняя преступность, что играет не мало важным фактором процветания такого большого государства, как Россия.

Цель настоящей работы дать по возможности наиболее точную характеристику органам опеки и попечительства, привести наиболее точную статистику детей-сирот в Российской Федерации, понять и провести анализ эффективности органов опеки и попечительства, как формы семейного устройства детей-сирот. И для того, чтобы достичь поставленной цели представляется необходимым в рамках данной работы решение следующих задач:

1. Раскрыть проблему сиротства в современной России, привести статистические данные по детям-сиротам в России;

2. Полно и всесторонне раскрыть и понять формы семейного устройства, определить статус органов опеки и попечительства и их роль в усыновлении/удочерении;

3. Определить сходства и различия органов опеки и попечительства;

4. А так же определить законное оформление усыновления / удочерения.

Объектом исследования данной курсовой работы является опека и попечительство, как формы семейного устройства детей-сирот.

Предметом исследования являются дети-сироты в современной России, органы опеки и попечительства при семейном устройстве детей-сирот и иные формы семейного устройства детей сирот.

При написании курсовой были применены такие методы исследования как исторический, т. е. описана небольшая предыстория изучения этой тематики; сравнительно-правовой, т. е. на протяжении всей курсовой ведется сравнение работ ученых, которые посвятили свои труды этой тематике. В курсовой так же приведена наиболее распространенная судебная практика, что еще раз доказывает актуальность данной темы и работы. А так же статистический метод, т. е. приведена статистика министерств в отношении детей-сирот в России, и подкреплено это Семейным и Гражданским кодексом и иными нормативными актами Российской Федерации.

При написании курсовой были использованы труды великих ученых, таких как: Мустаева Ф. А, М. А. Галагузовой, Климанова Г. И. , Мухетдинова Н. М. , Римашевская Н. М, Шатилов И. Н, Павлова Н. и многие другие.

 



ГЛАВА I ПРОБЛЕМЫ СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.