ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ (СПЕЦИАЛЬНАЯ) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В перечне оснований для прекращения прав на землю законодательство предусматривает возможность принудительного изъятия земельных участков у собственников земли и землепользователей в связи с нарушением ими земельного законодательства. Поскольку прекращение права на землю в этих случаях имеет характер санкций за неисполнение соответствующими субъектами требований законодательства, правомерно говорить о нем как об особом виде юридической ответственности. В земельно-правовой сфере, ее называют специальной земельно-правовой ответственностью. Она представляет собой принудительное изъятие земельных участков у собственников земли и землепользователей за совершение ими определенных неправомерных действий или за бездействие, влекущее негативные последствия.

Порядок и содержание этого вида ответственности установлена ст. ст. 44-48,50, 51, 54 ЗК РФ, а также ст. 235 ГК РФ.

Законодательство разграничивает основания и порядок принудительного изъятия земли у собственников земельных участков и землепользователей поскольку они существенно различаются как по содержанию, так и по процедуре. Общим является только то, что принудительное изъятие земельных участков возможно только по решению суда. Изъятие земельных участков у собственников за земельные правонарушения регулируется нормами ст. 235 ГК РФ. Установлено, что принудительное изъятие земельного участка у собственника возможно в следующих случаях:

• обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (ст. 237);

• отчуждение участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу на праве собственности (ст. 238);

• конфискация земельного участка;

• изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Обращение взыскания на земельный участок может иметь место как санкция за невыполнение обязательств по договору залога земельного участка. В этом случае право собственности на участок переходит к залогодержателю в той части, в какой его стоимость достаточна для погашения долга. Земельным законодательством установлен ряд запретов на право частной собственности на землю. В частности, не могут быть объектом частной собственности участки лесного фонда, особо охраняемые территории, земли общего пользования в населенных пунктах и др. Несоблюдение этого требования закона влечет принудительное изъятие земельного участка.[10]

Конфискация земельного участка представляет собой безвозмездное изъятие его у собственника в виде санкции за совершение преступления и предусмотрена ст. 58 ЗК РФ. Она может быть произведена только по решению суда.

Изъятие земельного участка, находящегося на праве частной собственности, в связи с нарушением собственником земельного законодательства, может осуществляться в следующих, предусмотренных законодательством (ст. 285 ГК РФ) случаях:

· нерациональное использование земель, т. е. когда использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования;

· использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

· использование земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности.

Принудительное изъятие земельного участка, находящегося на праве бессрочного (постоянного) пользования осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 45 и 54 ЗК РФ. Предусмотрены следующие случаи изъятия земельных участков:

1) в случае использования земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием;

2) при использовании земельного участка методами, приводящими к существенному снижению почвенного плодородия, либо к значительному ухудшению экологической обстановки в данной местности;

3) в случае неустранения следующих умышленно совершенных правонарушений:

• отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с минеральными удобрениями, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, повлекшие за собой причинение вреда здоровью людей или окружающей среде;

• нарушение установленного законодательством режима использования особо охраняемых природных территорий, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному заражению;

• систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;

• систематическая неуплата земельного налога[11].

В случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. Из этого срока могут быть исключены периоды, связанные со стихийными бедствиями или иными обстоятельствами, исключающими возможность такого использования.

Во всех случаях решение о прекращении прав на земельный участок принимается судом.

Условия и порядок принудительного изъятия земельного участка у лиц, не являющихся его собственниками, в связи с нарушением ими земельного законодательства, установлены ст. 54 ЗК РФ.

При обнаружении правонарушения, достаточного для возбуждения дела об изъятии земельного участка, орган (или лицо), осуществляющий государственный земельный контроль, налагает на правонарушителя административное взыскание в виде штрафа в установленном порядке. Одновременно с наложением взыскания выносится предупреждение правонарушителю о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока, в течение которого земельного правонарушение должно быть устранено. Правонарушитель должен быть предупрежден о возможном принудительном изъятии земельного участка в случае неустранения земельного правонарушения.

О предупреждении правонарушителя и содержании правонарушения должен быть уведомлен орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земель.

Лицо, виновное в правонарушении, должно получить необходимые разъяснения относительно своих прав в случае возбуждения процедуры прекращения прав на земельный участок.

В случае неустранения правонарушения в указанный в предупреждении срок, орган, вынесший предупреждение, оформляет и направляет материалы о прекращении права на земельный участок в орган, обладающий компетенцией по предоставлению и изъятию земельных участков, который принимает решение о направлении материалов в суд.

Решение суда о прекращении права на земельный участок может быть обжаловано в вышестоящие судебные инстанции в десятидневный срок, по истечении которого исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется без возмещения правонарушителю стоимости земли и убытков, связанных с изъятием. В то же время, прекращение права на земельный участок не освобождает лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, от возмещения в установленном порядке стоимости причиненного правонарушителем вреда.


ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ( НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

 

3.1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

Государственный контроль за использованием и охраной земель (далее – госземконтроль) является важнейшим механизмом управления земельными ресурсами, который обеспечивает соблюдение требований земельного, гражданского, природоохранного, градостроительного и иного законодательства в сфере земельных отношений.

Главной задачей госземконтроля является обеспечение соблюдения требований земельного законодательства в целях рационального использования и охраны земельных ресурсов, защиты государственных и общественных интересов, а также прав граждан и юридических лиц в сфере земельных отношений.

Госземконтроль в 2007 г. осуществляли 98 государственных инспекторов, являющихся штатными сотрудниками Управления Роснедвижимости по Пермскому краю.

Во исполнение совместного приказа Роснедвижимости и Росприроднадзора от 17.01.2005 г. № П/0001/1 «Об организации проведения совместных проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых территорий», соглашения о сотрудничестве между Росприроднадзором и Роснедвижимостью, был разработан, согласован и утвержден план совместных проверок, в ходе выполнения которого проверены водоохранные зоны Воткинского водохранилища, 2 лесхозов, по одному материалы проверки направлены в районную прокуратуру для проверки законности переоформления земель 9 предприятий - природопользователей, среди которых: ОАО «Соликамскбумпром», ООО «Сильвинит», ООО «Энергетическая компания «РИФ», ЗАО «ПермТОТИнефть», ООО «Пермтрансгаз», ООО «Единые нефтепромысловые энергетические системы» и др. В ходе проверок выявлено 2 нарушения земельного законодательства, выдано 2 предписания. Также совместно с представителями Росприроднадзора по требованию природоохранного прокурора проведена 1 внеплановая проверка ООО «Пермнефтепродукт», в ходе которой нарушений земельного законодательства не выявлено. [12]

В соответствии с приказом Росземкадастра от 13.02.2003 г. № П/24 «О проверках земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции приказа Роснедвижимости от 26.11.2004 г. № П/89), совместного приказа Управления Роснедвижимости по Пермскому краю от 1.02.2007 г. № 11/21/8 «О проведении совместных проверок земель сельскохозяйственного назначения» на территории Пермского края в 2007 г. были проведены проверки использования земель сельскохозяйственного назначения (земли сельхозорганизаций, подсобных сельских хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств и других пользователей). Особое внимание было уделено выявлению случаев неиспользования земель, особенно пашни, или использования земель не по целевому назначению.

Проверено 895,17 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 23,4 % от наличия, в том числе 65,3 % пашни. В ходе проверок установлено 96 нарушений земельного законодательства. Основными нарушениями явились неиспользование земель, самовольное занятие земель, захламление. По 38 нарушениям возбуждены административные делопроизводства, нарушители понесли наказания в виде штрафа на общую сумму 97,564 тыс. рублей. Выявлено неиспользование сельхозугодий на площади 50,8 тыс. га, из них 43,16 тыс. га пашни.

В течение 2007 г. инспекторским составом края проведено 3815 проверок соблюдения требований земельного законодательства гражданами и юридическими лицами, проверено около 1422 тыс. га земель, выявлено 1698 нарушений. Привлечено к административной ответственности 894 нарушителя, наложены штрафы на сумму 2132,4 тыс. руб., взыскано 1702,25 тыс. руб. (80 %). Выдано 1224 предписания об устранении нарушений земельного законодательства, устранено 778 нарушений (64 %).
 Основные показатели деятельности Управления Роснедвижимости по Пермскому краю по государственному земельному контролю за 2007 г. представлены в табл. 1. Приложения.

Основными видами нарушений остаются: самовольное занятие земельных участков или использование их без правоустанавливающих документов – выявлено нарушений ст. 7.1 КоАП РФ – 898 или 53 %; другие нарушения земельного законодательства (ст. 26, 42 ЗК РФ) – 418 или 25 %; ст. 8.8 КоАП РФ «использование земельных участков не по целевому назначению, неиспользование земельных участков» – 93 нарушения (5,5 %) от общего количества выявленных нарушений; невыполнение в установленный срок законных предписаний госземинспектора об устранении нарушений земельного законодательства ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ – 263 шт. или 15,5 % от общего числа.

Основные виды нарушений земельного законодательства, выявленные в 2007 г., представлены в табл. 2. Приложения.

Таким образом, более 70 % нарушений связаны с оформлением прав на землю. Трудность устранения таких нарушений заключается в длительном оформлении документов на землю органами, которым предоставлено право распоряжения землями (от нескольких месяцев до года и более).

 

3.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

 

На территории Пермского края в 2007 году также проверялось использование земель сельхозназначения сельскохозяйственными организациями, подсобными сельскими хозяйствами, крестьянско-фермерскими хозяйствами и другими пользователями. Особое внимание было уделено установлению случаев неиспользования земель, особенно пашни, или использования земель не по целевому назначению.

Проверено 895,17 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет 23,4 % от их наличия, в том числе 31,5 % пашни.
В ходе проверки установлено 96 нарушений земельного законодательства. По 38 нарушениям возбуждены административные делопроизводства, нарушители понесли наказание в виде штрафа на сумму 97,6 тыс. рублей. Основными нарушениями явились неиспользование земель, самовольное занятие земель, использование не по целевому назначению, захламление.

Выявлено неиспользование сельхозугодий на площади 50,8 тыс. га, из них 43,16 тыс.га пашни по причине ликвидации хозяйств и их состояния на стадии банкротства. Из-за отсутствия средств на запчасти, ГСМ, удобрения производители сельхозпродукции отказываются от использования сельхозугодий, что отрицательно сказывается на рациональном использовании закрепленных за ними земель. Другой причиной неиспользования пашни является недостаточное государственное финансирование сельского хозяйства (особенно в части обновления техники и внедрения новых технологий), значительный диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, который приводит к убыточности сельскохозяйственного производства.

Правительством Пермского края разработаны механизмы стимулирования вовлечения в производство неиспользуемых земельных участков и земельных долей, осуществляемого путем предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на компенсацию части затрат, произведенных с 01.01.2006 г.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы ответственности за нарушения правового режима земельных участков приобретают в настоящее время чрезвычайно важное значение. Это касается как постоянного ухудшения качества почв, связанного с опустыниванием, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, зарастанием и сельскохозяйственных угодий, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами, так и возросшего в последние годы числа примеров криминального характера обращения с землей (самозахват приглянувшегося надела, незаконные сделки с землей, искажение учетных данных государственного кадастра и т.п.).

Земельный кодекс РФ предусматривает возможность применения к нарушителям земельного законодательства всех видов юридической ответственности: административной, уголовной, дисциплинарной, материальной и специальной (земельно-правовой).

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов права на землю. Принудительные меры могут иметь характер предупреждения и пресечения неправомерного поведения субъектов или наказания их за совершение таких действий. Основанием для привлечения к ответственности в каждом случае является правонарушение, т. е. конкретное действие или бездействие, которое противоречит требованиям земельного законодательства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Конституция Российской Федерации.

2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (в ред. от 10.05.2007)

3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая, вторая, третья от 26.11. 2001 года N 146-ФЗ (в ред. от 29.12.2006)

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 N 169-ФЗ).

5. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов № 162 ФЗ от 8.12.2003; №66 ФЗ от 22.07.2008.)

7. Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле».

ЛИТЕРАТУРА

8. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М., 2006.

9. Нарышева Н.Г. Некоторые проблемы принудительного изъятия у собственника земельного участка за нарушение земельного законодательства. // Экологическое право России. Сб. материалов науч.-практич. конф. Вып. 3. М.: Тиссо, 2007.

10. Сидоренко А.Ю. Ответственность за нарушения земельного правопорядка: история развития земельного законодательства // Государство и право – 2007 - №10.

11. Шуплецова Ю.И. Экологические правонарушения: дисциплинарная и материальная ответственность. // Журнал российского права – 2008 - № 3.

12. Земельное право: Учебник / под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2007.

13. Земельное право: Учебник / отв. ред. Г.Е. Быстров и Р.К. Гусев. М.: Проспект, 2007.

14. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под ред. С.А.

15. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / под ред. проф.

16. В.В. Петрова. М., 2007.

17. Земельное право / под ред. проф. В.Х. Улюкаева. – М., 2006.

18. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ Части первая – третья / под ред. Е.Л. Забарчука – М.: Издательство «Экзамен». 2007 г

 


ПРИЛОЖЕНИЕ







Таблица 1

Дата: 2019-05-29, просмотров: 155.