Все поликлиники сети похожи и функционируют по одинаковому принципу, поэтому проектировать ИС можно для одной поликлиники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка состоит из 40 стр., включает в себя 13 рис. и 1 табл. При написании работы было использовано 5 источников.

Информационная система, концептуальная модель, логическая модель, поликлиника регистратура, пациент.

Проектирование информационной системы сети поликлиник.

 



Содержание

Введение

1 Описание предметной области

1.1 Организационная структура предприятия

1.2 Установленные формы нормативных документов

1.3 Описание процессов по подразделениям

2 Концептуальная модель предметной области

3 Описание проблем и формирование концепции информационной системы

3.1 Проблемы предметной области

3.2 Концепция информационной системы

4 Концептуальная модель информационной системы

5 Логическая модель информационной системы

5.1 Модель поведения

5.1 Модель структуры

6 Реализация модели в среде CASE-средства

6.1 Начало работы над проектом

6.2 Разработка диаграммы вариантов использования

6.3 Разработка диаграммы действий

6.4 Разработка диаграммы классов

6.5 Разработка модели поведения

Заключение



Введение

Сеть поликлиник "Семейный доктор" – это сеть универсальных общедоступных медицинских учреждений по оказанию комплексной амбулаторно-поликлинической помощи, использующих в своей работе современные медицинские технологии и высокие профессиональные стандарты диагностики и лечения всех наиболее распространенных заболеваний.

Компания основана в 1995 году и за 13 лет успешной работы претерпела множество изменений. В последнее время уровень конкуренции для компании возрос, так как на рынке увеличился уровень спроса, что связано с открытием новых частных поликлиник, повышением уровня качества лечения и обслуживания в государственных поликлинических учреждениях.

Требуется создание полнофункциональной информационной системы, использование которой будет способствовать повышению эффективности работы предприятия в целом, переходу сети поликлиник на качественно новый уровень обслуживания и лечения пациентов.

Прохождение лечения пациента в поликлиники подразумевает:

− оформление личной карточки пациента;

− хранение личной карточки пациента, историй всех болезней, поставленных диагнозов, результатов проведения исследований / анализов;

− направление пациента к врачу, на проведение исследования, сдачу анализов;

− оформление справок / больничных листов.

В связи с этим необходимо создание информационной системы, использование которой позволит решить задачу оперативной постановки пациента на учет:

− упрощение доступа к персональным данным пациента;

− быстрое доведение результатов проведения исследований / анализов пациента до лечащего врача;

− сокращение штатной численности отдела регистратуры, расходов на зарплату и сокращение людских и временных затрат на обработку информации;

− централизованное хранение всех данных о пациенте;

− уменьшение количества противоречивых данных;

− упрощение постановки диагноза пациенту.

 



Описание предметной области

Описание процессов по подразделениям

 

Успех любого медицинского учреждения во многом зависит от уровня управления.

Особое значение имеет четкое определение функциональных обязанностей всех должностных лиц, работающих в поликлинике, от санитарки до главного врача. Практическая деятельность главного врача и всех должностных лиц регламентируется приказами, распоряжениями и инструкциями Министерства здравоохранения РФ. Функциональные обязанности врачей, среднего и младшего медицинского персонала могут корректироваться на местах с учетом специфики работы медицинского учреждения.

Главный врач

Поликлиникой на правах единоначалия руководит главный врач. На должность главного врача назначаются наиболее квалифицированные врачи, имеющие организаторские способности и навыки.

Главный врач организует и контролирует:

− лечебно-диагностическую и профилактическую деятельность поликлиники;

− диспансеризацию населения;

− соблюдение врачебным персоналом установленного порядка выдачи больничных листов;

− повышение квалификации медицинского персонала;

− вовлечение врачей в научно-исследовательскую работу;

− правильность ведения документации;

− учет и хранение сильнодействующих средств и ядовитых веществ, рецептурных бланков на них в соответствии с действующими инструкциями;

− обеспечение поликлиники медицинским оборудованием, инструментами, хозяйственным и мягким инвентарем;

− регулярный анализ деятельности всех подразделений поликлиники, состояния инфекционной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

Главный врач утверждает планы повышения квалификации врачебного и среднего медицинского персонала, врачебных конференций, семинарских занятий устанавливает распорядок работы поликлиники, утверждает графики работы персонала. В обязанности главного врача входят поощрение хорошо работающих, инициативных сотрудников и привлечение к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих трудовую дисциплину, не выполняющих свои обязанности.

Регистратура

Первое знакомство посетителей с поликлиникой начинается в регистратуре. Она является основным ее структурным подразделением по организации приема больных в поликлинике и на дому.

При обращении пациента, регистратор направляет его к нужному врачу или на консультацию к терапевту.

В задачи регистратуры входит:

− организация предварительной и неотложной записи больных на прием к врачу как при непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону;

− обеспечение четкого регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи;

− проведение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки поликлиники.

Рациональная организация приема призвана сократить время ожидания больных на прием к врачам.

Среднее время, затраченное на посещение поликлиники, в зависимости от цели посещения и ряда других объективных причин, связанных с особенностями обслуживания тех или иных больных, варьируется от 31,9 мин до 125,2 мин.

Управление сложным потоком больных в поликлинике обеспечивается внедрением прогрессивных форм организации труда врачебного и среднего медицинского персонала, а также путем совершенствования существующих форм работы регистратуры с учетом установленных норм нагрузок.

Работа регистратуры должна строиться по централизованной системе и исходить из участково-территориального принципа обслуживания населения и бригадного метода работы врачей поликлиники.

Работой регистратуры руководит заведующий, назначаемый на эту должность приказом главного врача поликлиники.

Медицинскому регистратору отводится большая роль в деле правильной организации приема больных. Он первым встречает больного, беседует с ним, в необходимых случаях помогает больному разобраться в организации приема.

Медицинский регистратор должен разбираться в вопросах сортировки больных по медицинским показаниям, что дает возможность правильно решать вопросы регулирования потока больных.

Врач-терапевт

Основными задачами терапевта являются:

− оказание квалифицированной терапевтической помощи пациентам на приеме в поликлинике и на дому;

− организация и непосредственное проведение профилактических мероприятий среди пациентов поликлиники путем пропаганды санитарно-гигиенических знаний, проведения профилактических прививок, организации профилактических осмотров пациентов;

− снижение заболеваемости и смертности пациентов.

В соответствии врач-терапевт обязан обеспечить:

− своевременную терапевтическую помощь в поликлинике (амбулатории) и на дому;

− экстренную медицинскую помощь больным в случае их непосредственного обращения при возникновении острых состояний, травм, отравлений;

− своевременную госпитализацию терапевтических больных с обязательным предварительным обследованием при плановой госпитализации;

− экспертизу временной нетрудоспособности больных;

− консультацию больных в необходимых случаях в поликлинике;

− использование в своей работе современных методов профилактики, диагностики и лечения больных, в том числе комплексной терапии и восстановительного лечения (медикаментозные средства, диетотерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия и др.);

− выдачу заключений пациентам, проходящим медицинские осмотры и отъезжающим за рубеж;

− систематическое повышение своей квалификации и уровня медицинских знаний участковой медицинской сестры.

Старшая медицинская сестра

Прямым помощником заместителя главного врача по медицинской части является старшая медицинская сестра, которая организует и контролирует работу среднего медицинского персонала поликлиники, выполнение им своих функциональных обязанностей.

Старшая медицинская сестра поликлиники:

− осуществляет рациональную расстановку и использование среднего и младшего медицинского персонала, а также составление графиков работы и отпусков;

− обеспечивает четкую работу регистратуры, справочно-информационной службы, процедурного и других лечебных кабинетов, работающих без врачей;

− осуществляет контроль над соблюдением дисциплины и направляет работу младшего и среднего медицинского персонала на создание надлежащей культуры в обслуживании больных и выполнением врачебных назначений

− контролирует учет, распределение, расходование и использование медицинского инструментария, медикаментов, бактериальных препаратов, перевязочного материала, а также хранение и учет сильнодействующих ядовитых медикаментов, ведение медицинской документации;

− всемерно содействует внедрению мероприятий по научной организации труда;

− составляет планы повышения квалификации средних и младших медицинских работников, организует и контролирует их выполнение.

Медицинская сестра

Важным помощником участкового врача-терапевта является участковая медицинская сестра. Целесообразно, чтобы с терапевтом работала постоянно одна и та же медицинская сестра. Прежде всего, она помогает врачу при амбулаторном приеме, ей отводится большая роль в организации наблюдения за больными на дому и выполнения назначений врача.

Медицинская сестра должна приходить на работу на 20–30 мин раньше врача. За это время ей необходимо подготовить рабочее место, проверить поступление медицинских карт из регистратуры, наличие всей необходимой документации, выявить нуждающихся в первоочередном приеме, измерить у больных температуру, артериальное давление (АД) (если это не было сделано в кабинете доврачебного приема и т. д.).

Это все необходимо провести для того, чтобы врач сразу же начал прием.

Работая под непосредственным руководством и контролем врача и старшей сестры поликлиники, участковая медицинская сестра осуществляет следующую работу:

− оказывает лечебную помощь населению, выполняет назначения врача как в поликлинике, так и на дому;

− по указанию врача измеряет больным артериальное давление, проводит термометрию и другие медицинские манипуляции;

− заполняет статистические талоны, карты экстренного извещения, бланки направлений на лечебно-диагностические исследования, вносит в медицинскую карту данные флюорографического и других исследований, помогает заполнять посыльные листы во ВТЭК, санаторно-курортные карты, выписки из медицинских карт и др., при соответствующих условиях под диктовку врача пишет рецепты и заполняет соответствующие графы листка нетрудоспособности, медицинские карты амбулаторного больного и др.;

− выдает очередные талоны для повторных посетителей;

− объясняет больному способы подготовки к лабораторным, инструментальным и другим исследованиям, методы подготовки и сдачи материала для лабораторных исследований;

− принимает активное участие в организации и проведении диспансерной работы на участке: под контролем и руководством врача заполняет диспансерную карту на вновь выявленных больных ведет картотеку диспансеризуемых в поликлинике больных в соответствии со сроками динамического наблюдения изучает условия жизни диспансерных больных и о результатах наблюдения докладывает участковому врачу подготавливает предварительные материалы для составления отчета по диспансеризации населения участка;

− помогает в осуществлении госпитализации больных;

− комплектует необходимым инструментарием и медикаментами сумку врача для оказания неотложной медицинской помощи при амбулаторном приеме и на дому.

При оказании медицинской помощи на дому участковая сестра проводит следующую работу:

− посещает больных на дому и выполняет манипуляции в соответствии с назначением;

− комплектует соответствующим набором медикаментов, перевязочного материала и медицинского инструментария специальную сумку, предназначенную для посещения больных на участке;

− информирует врача о своевременности выполнения больным диагностических и лечебных процедур;

− при необходимости привлекает общественный актив к уходу за больными на дому;

− проводит профилактические прививки.

Кроме того, медицинская сестра отчитывается об израсходованных медикаментах перед старшей сестрой отделения.



Проблемы предметной области

 

После проведения исследования предметной области были выявлены следующие проблемы:

− с увеличением количества пациентов сети поликлиник, увеличивается количество информационных потоков, что приводит к снижению управляемости из-за несвоевременного получения информации, ошибочной информации или вовсе из-за отсутствия таковой. Это является недопустимым, так как может затянуть процесс лечения, привести к неверной и (или) несвоевременной постановки диагноза;

− затраты большого количества временных и человеческих ресурсов на обработку документов и необходимость увеличивать эти ресурсы с ростом количества клиентов;

− тратится много времени на подготовку и поиск необходимых историй болезней, личных карточек, результатов обследований;

− в связи с большим бумажным документооборотом возрастает нагрузка на персонал, в связи с чем возрастает количество ошибок;

− при обращении пациента в различные поликлиники сети могут произойти ошибки при передаче сведений;

− из-за необходимости получать документы и данные из других подразделений возникают временные задержки, связанные с их доставкой.

 

Модель поведения

 

Рисунок 7 – Диаграмма последовательности, моделирующая функцию создания новой записи

Рисунок 8 – Диаграмма последовательности, моделирующая функцию редактирования записи

Рисунок 9– Диаграмма последовательности, моделирующая функцию поиска записи

Рисунок 10 – Диаграмма последовательности, моделирующая функцию
аутентификации оператора

Рисунок 11– Диаграмма последовательности, моделирующая функцию удаления

Рисунок 12 – Диаграмма последовательности, моделирующая функцию создания отчета

 


Модель структуры

 

На рисунке 13представлена диаграмма классов ПО ИС, на которой отражены все классы, составляющие ПО ИС постановки пациента на учет в поликлинике. Данная диаграмма представляет всю модель структуры ПО ИС и получена в результате решения задач первой итерации проектирования. При необходимости проектант, получив целевую модель структуры, может вернуться к уточнению требований, сформулированных в концепции и выполнить вторую итерацию проектирования, результатом которой может быть уточненные модели поведения и структуры, как на концептуальном, так и на логическом уровне.

Рисунок 13 – Диаграмма классов, моделирующая структуру ПО ИС на логическом уровне

Начало работы над проектом

 

Запустить программу Rational Rose Enterprise Edition. Создать новый проект: FiIe→New.

После того, как проект будет создан и работа с ним будет завершена, необходимо сохранить полученные диаграммы. Для этого в меню File выбрать пункт Save или Save As, дать имя проекту и сохранить его в файл с расширением *.mdl.

6.2 Разработка диаграммы вариантов использования

 

Для создания главной диаграммы вариантов использования в программе Rational Rose необходимо выполнить следующие действия:

Дважды щелкнуть по пункту Main (Главная диаграмма) в разделе Use Case View (Представление прецедентов) в списке браузера, чтобы открыть диаграмму.

В списке браузера выбрать актера или требуемый прецедент и перетащить его на диаграмму с помощью мыши.

Актеры и прецеденты могут быть получены прямо на диаграмме с использованием панели инструментов.

Чтобы создать коммуникативные ассоциации в программе Rational Rose необходимо:

1. На панели инструментов щелкнуть по кнопке Association (Ассоциативная связь) или по кнопке Unidirectional Association (Однонаправленная ассоциативная связь). Если нужная кнопка отсутствует нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на панели инструментов, в появившемся контекстно-зависимом меню выбрать команду Customize (Настройка), чтобы добавить кнопку.

2. Щелкнуть по актеру – инициатору связи – и перетащить возникшую линию связи на нужный прецедент.

 

Разработка модели поведения

 

Для создания диаграммы последовательности действий в программе Rational Rose необходимо добавить в список браузера новую диаграмму. Для этого нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по папке Logical View (Логическое представление) и в появившемся контекстно-зависимом меню выбрать команду New → Sequence Diagram (Создать → Диаграмма последовательности действий).

Для создания объектов и сообщений на диаграмме последовательности действий, прежде всего, нужно ее открыть, затем выбрать на панели инструментов сообщение или объект и перетащить его на диаграмму.

 



Заключение

 

В результате курсового проектирования была разработана информационная система сети поликлиник "Семейный доктор". Основой для создания информационной системы послужили проблемы предметной области. В качестве среды разработки было выбрано CASE-средство фирмы Rational Software Corporation – Rational Rose 2000, предназначенное для автоматизации этапов анализа и проектирования предметной области.

После изучения универсального языка моделирования UML и принципов использования среды Rational Rose, была построена концептуальная и логическая модели информационной системы.

Использование данной ИС упрощает доступ к персональным данным пациента, централизует хранение всех данных о пациенте и уменьшает количество противоречивых данных. Благодаря этому представляется возможность сократить численности административно-управляющего персонала и расходов на зарплату, избежать снижение пропускной способности сети поликлиник при увеличении количества пациентов, повысить уровень качества обслуживания и лечения. Все это приводит к повышению управляемости компанией в целом и, как следствие, к увеличению прибыли.

Результаты проектирования могут являться основой для разработки конечного продукта информационной системы сети поликлиник.

РЕФЕРАТ

Пояснительная записка состоит из 40 стр., включает в себя 13 рис. и 1 табл. При написании работы было использовано 5 источников.

Информационная система, концептуальная модель, логическая модель, поликлиника регистратура, пациент.

Проектирование информационной системы сети поликлиник.

 



Содержание

Введение

1 Описание предметной области

1.1 Организационная структура предприятия

1.2 Установленные формы нормативных документов

1.3 Описание процессов по подразделениям

2 Концептуальная модель предметной области

3 Описание проблем и формирование концепции информационной системы

3.1 Проблемы предметной области

3.2 Концепция информационной системы

4 Концептуальная модель информационной системы

5 Логическая модель информационной системы

5.1 Модель поведения

5.1 Модель структуры

6 Реализация модели в среде CASE-средства

6.1 Начало работы над проектом

6.2 Разработка диаграммы вариантов использования

6.3 Разработка диаграммы действий

6.4 Разработка диаграммы классов

6.5 Разработка модели поведения

Заключение



Введение

Сеть поликлиник "Семейный доктор" – это сеть универсальных общедоступных медицинских учреждений по оказанию комплексной амбулаторно-поликлинической помощи, использующих в своей работе современные медицинские технологии и высокие профессиональные стандарты диагностики и лечения всех наиболее распространенных заболеваний.

Компания основана в 1995 году и за 13 лет успешной работы претерпела множество изменений. В последнее время уровень конкуренции для компании возрос, так как на рынке увеличился уровень спроса, что связано с открытием новых частных поликлиник, повышением уровня качества лечения и обслуживания в государственных поликлинических учреждениях.

Требуется создание полнофункциональной информационной системы, использование которой будет способствовать повышению эффективности работы предприятия в целом, переходу сети поликлиник на качественно новый уровень обслуживания и лечения пациентов.

Прохождение лечения пациента в поликлиники подразумевает:

− оформление личной карточки пациента;

− хранение личной карточки пациента, историй всех болезней, поставленных диагнозов, результатов проведения исследований / анализов;

− направление пациента к врачу, на проведение исследования, сдачу анализов;

− оформление справок / больничных листов.

В связи с этим необходимо создание информационной системы, использование которой позволит решить задачу оперативной постановки пациента на учет:

− упрощение доступа к персональным данным пациента;

− быстрое доведение результатов проведения исследований / анализов пациента до лечащего врача;

− сокращение штатной численности отдела регистратуры, расходов на зарплату и сокращение людских и временных затрат на обработку информации;

− централизованное хранение всех данных о пациенте;

− уменьшение количества противоречивых данных;

− упрощение постановки диагноза пациенту.

 



Описание предметной области

Все поликлиники сети похожи и функционируют по одинаковому принципу, поэтому проектировать ИС можно для одной поликлиники.

Современная поликлиника является крупным многопрофильным, специализированным лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным оказывать медицинскую помощь и осуществлять комплекс профилактических мероприятий по оздоровлению населения и предупреждению заболеваний.

В ее функции входят:

− оказание первой медицинской помощи при острых и внезапных заболеваниях, травмах;

− лечение больных при обращении в поликлинику и на дому;

− организация и проведение диспансеризации;

− экспертиза временной нетрудоспособности;

− освобождение больных от работы;

− направление на врачебно-трудовую экспертную комиссию лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

− направление больных на санаторно-курортное лечение;

− своевременная госпитализация нуждающихся в стационарном лечении.

Поликлиника проводит большую профилактическую работу, противоэпидемические мероприятия, санитарно-просветительную работу среди обратившихся пациентов, изучает здоровье населения, выявляет раннюю заболеваемость, организует статистический учет и анализ показателей состояния здоровья населения.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 234.