Меры государственной поддержки рынка труда в борьбе с экономическим кризисом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Констатировав возможный рост безработицы в 2009 году, правительство впервые признало социальные последствия финансового кризиса. Поддержке рынка труда и социальной поддержке населения в ходе кризиса посвящено четыре пункта плана правительства из 55 и отдельная глава проекта (табл. 3.1).

 

Таблица 3.1Поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан

Содержание мероприятия Вид документа (действий) Сроки Ответственные исполнители
Проведение еженедельного мониторинга по субъектам Российской Федерации увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников организации ведомственные акты Минздравсоцразвития России   ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России
Организация работы консультационных пунктов, "горячих линий" и предувольнительных консультаций для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр ведомственные акты Минздравсоцразвития России ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России
Увеличение объемов финансирования мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации ноябрь 2008 г. Минздравсоцразвития России Минфин России Минрегион России
Увеличение размера максимальной величины пособия по безработице проект федерального закона, проект постановления Правительства Российской Федерации I квартал 2009 г. Минздравсоцразвития России Минфин России

 

С ноября 2008 года Минздрав и Роструд перешли на еженедельный мониторинг состояния рынка труда, организовали сеть консультаций для информационной поддержки сокращаемого персонала. Минрегиону и Минфину поручено подготовить проекты документов по увеличению финансирования пособий по безработице и мероприятий по росту занятости в регионах.

Минздрав намерен реализовывать «план Путина» в два этапа. Первый этап будет содержать превентивные меры по борьбе с безработицей - еженедельный мониторинг ситуации на региональных рынках труда и консультационно-разъяснительные работы, что настроит «систему обратной связи» с населением.

Реализация этих мер возложена на органы службы занятости субъектов федерации. И поскольку это прямая обязанность службы занятости, эти направления никоим образом не потребуют выделения дополнительного финансирования. Органы службы занятости в регионах, непосредственно на местах, будут оперативно отслеживать ситуацию с возможными сокращениями численности работников, а также неполной занятости в организациях. Работодатели, в соответствии с законом, обязаны предоставлять информацию о сроках и объемах возможного высвобождения персонала. Результаты антикризисного мониторинга будут аккумулироваться в Минздраве и Роструде. Тогда будет системное понимание ситуации, и эти ведомства смогут оперативно реагировать на изменения и максимально быстро принимать требующиеся оперативные меры по нивелированию рисков для населения.

Кроме того, Минздрав совместно с негосударственными агентствами занятости и трудоустройства будет отслеживать тренды по вакансиям и требуемому персоналу почти во всех сферах экономики, в том числе и на рынках финансовых услуг и потребительском рынке. Таким образом, финансовый кризис может подтолкнуть реализацию обсуждаемой с 2007 года программы взаимодействия кадровых компаний и Роструда. Открытие в регионах консультационных пунктов, запуск телефонных «горячих линий» для работников организаций, издание информационных буклетов и брошюр позволит настроить систему обратной связи. Любой, кто оказался в сложной ситуации в связи с возможными изменениями условий труда, сможет обратиться к специалистам в своем регионе и получить исчерпывающуюся информацию по своим правам и обязанностям, получить сведения о наличии подходящих вакансий.

Второй этап, предусматривающий увеличение финансирования программ активной политики занятости, будет направлен на повышение качества переподготовки и повышение квалификации безработных граждан. Будет увеличен срок, существенно повышено качество переподготовки, а также сумма, затраченная на каждого безработного.

Также увеличивается с 1 января 2009 года максимальный размер пособия по безработице на 1,5 тыс. руб. — до 4,9 тыс. руб. В настоящее время оно составляет 3,124 тыс. руб. Отметим, что на днях правительство утвердило запланированный минимальный размер пособия на 2009 год в 850 руб., максимальный — в 3,4 тыс. руб. По словам главы Минфина Алексея Кудрина, выплаты по пособиям по безработице в России в 2009 году составят около 30 млрд. руб. Министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова заявила, что «цифра повышения выбрана неслучайно», поскольку «окончательный размер пособия составит примерно 30% от средней зарплаты, сложившейся в высокотехнологичных отраслях».

Помимо предложенных мероприятий, я считаю, что для улучшения ситуации на рынке труда необходимо вернуться к страховой системе выплат пособия по безработице, которая существовала до 2002 года. В рамках новых ставок социальных платежей страхового характера, которые правительство планирует ввести с 2010 года, соответствующий элемент страхования на случай безработицы должен появиться. До 2002 года существовал фонд занятости, в который работодатели и государство выплачивало взносы. Размер взноса в воссозданный фонд может быть 1-1,5% от фонда оплаты труда. Работодатели не готовы повышать налоговую нагрузку для выплат в фонд, но готовы рассматривать вопрос перераспределения страховых взносов.

Эти мероприятия направлены на краткосрочное решение проблем занятости. Я считаю, что в сфере занятости необходимо долгосрочная стратегия государства.

Существующие подходы к регулированию занятости и безработицы могут быть сведены к нескольким отличным друг от друга моделям, таким как:

модель внегосударственного обеспечения избыточных работников;

модель смягчения последствий безработицы;

модель создания рабочих мест.

Но все эти модели, по моему мнению, не могут служить основой государственной политики занятости на ближайшее десятилетие.

Альтернативой вышеописанным и изрядно устаревшим подходам к урегулированию рынка труда является комплексное регулирование обществом всех процессов, происходящих в сфере занятости, - подготовки кадров, создания рабочих мест, помощи в трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграции и т.д. Назовем такой подход моделью занятости. Ее реализация затрагивает интересы всего населения, а потому должна обеспечиваться и контролироваться обществом в целом. Государству нельзя оттеснять население, предприятия, учебные заведения от саморегулирования сферы занятости. Но только государство может осуществлять координацию действий населения, органов госуправления, негосударственных предприятий и общественных организаций для решения общих задач. Только государство может выработать институциональную политику - создание системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в целом.

Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы обеспечить формирование экономически эффективной занятости при минимальных социальных издержках. Список последних, как известно, весьма разнообразен и так или иначе всегда связан с ограничениями права личности на свободную самореализацию - безработицей, работой не по специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и т.д. Следует стремиться к тому, чтобы безработица не выходила за рамки фрикционной, иными словами, чтобы каждый гражданин, обладающий нормальной трудоспособностью, в случае потери работы мог в короткий срок подыскать себе подходящее рабочее место. При этом, разумеется, государство не должно самоустраняться от помощи в трудоустройстве инвалидов и других социально незащищенных групп населения.

Участие государства должно проявляться в регулировании занятости конкретно в следующем. Прежде всего, именно государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости. Федеральные приоритеты должны исходить из необходимости перехода страны к постиндустриальной экономике, главную роль в которой должны играть высокотехнологичные отрасли промышленности, сферы телекоммуникаций и услуг. Региональные приоритеты - учитывать уровень экономического развития региона, отраслевую структуру его экономики, демографические особенности и т.д.

Ясное понимание стратегических целей в сфере занятости станет основой для разработки федеральных и региональных программ создания и обновления системы рабочих мест. Такие программы должны быть тесно увязаны с приоритетами в области миграционной политики, поскольку нехватка или избыток работников определенных профессий всегда порождает миграционные потоки. Если региональные власти не создают условия для появления именно тех рабочих мест, на которых хочет и может работать местное население, им следует готовиться к приему эмигрантов. Альтернативой нежелательным миграциям должна стать продуманная политика в сфере создания рабочих мест и профессиональной подготовки местного населения и только в последнюю очередь - запретительные меры, которые, как показывает практика, часто балансируют на грани прямого нарушения конституционных прав граждан.

Одним из важнейших элементов государственной политики занятости должно стать развитие законодательных и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие между системой профессионального образования и предприятиям.

Важной целью является создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством. При этом объединениям работодателей и работников должна принадлежать решающая роль в формировании профессионально-квалификационных стандартов, тогда как учебным заведениям - в переводе их на язык образовательных стандартов и учебных планов. Участие же государства в таких контактах позволит ему, помимо прочего, получать необходимую информацию о потребностях работодателей в рабочей силе различных профессий и квалификаций, а также о том, насколько полно удовлетворяются эти потребности.

Государство должно наладить эффективную обратную связь между работодателями и институтами профессионального образования работников.

Сегодня многие предприятия столкнулись с основательно подзабытой проблемой - дефицитом рабочих кадров. «Новый» дефицит существенно отличается от «старого». Полтора десятилетия назад при формальной нехватке рабочей силы в стране насчитывался многочисленный контингент квалифицированных промышленных рабочих. Сегодня же найти за воротами предприятия готовых квалифицированных рабочих стало трудно. Многие из них перешли в торговлю, бытовое обслуживание, сферу бизнеса и отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду. Другие утратили квалификацию или, что еще хуже, потеряли себя, выпали из общества. И хотя в стране, по прежнему, немало официально зарегистрированных безработных, далеко не все они могут и хотят занимать вакансии квалифицированных промышленных рабочих. В условиях экономического роста основной проблемой становится структурный дисбаланс рынка труда, при котором соискатели рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям. Общество в этой ситуации вполне может болеть одновременно двумя, казалось бы, несовместимыми недугами - дефицитом кадров и безработицей.

В создавшейся ситуации многое зависит от того, как поведут себя профессиональные училища, колледжи, вузы, другие учреждения профессионального образования. Но далеко не факт, что они легко найдут общий язык с предприятиями. Связи между предприятиями и учреждениями профессионального образования, изрядно ослабленные в начале реформ, сейчас понемногу восстанавливаются, но по-прежнему не имеют достаточно прочной институциональной основы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из вышеизложенного, автор пришел к следующим обобщениям и выводам.

1. По теоретической части.

Безработица — это неполное использование трудовых ресурсов (и капитала), в результате чего фактический объем национального производства оказывается ниже его потенциального уровня.

Безработица возникает по разным причинам, в зависимости от которых ее можно разделить на несколько групп:

а) вызванную избытком народонаселения (мальтузианство);

б) обусловленную ростом органического строения капитала (марксизм);

в) связанную с нежеланием работать за низкую заработную плату (нео- классики);

г) обусловленную недостаточностью совокупного спроса (кейнсианцы).

Безработица принимает разные формы в зависимости от причин, вызывающих ее. Фрикционная безработица возникает вследствие того, что определенная часть рабочей силы находится в состоянии смены работы, места жительства, поиска работы после окончания учебы, незанятости по причине рождения ребенка, ухода за больными родственниками и т. п. Структурная безработица является следствием изменения в структуре спроса на труд, которое вызывает несоответствие между спросом работников определенной квалификации в данном районе и предложением их или расхождение между предложением рабочих и спросом на них по регионам. Если бы заработная плата была абсолютно гибкой и издержки межпрофессиональной или территориальной мобильности рабочей силы были низки, механизм действия рынка быстро устранил бы этот вид безработицы. В отличие от этих двух форм, составляющих уровень естественной безработииы, циклическая безработица порождена низким уровнем совокупных расходов в экономике, т. е. фазами спада и депрессии делового цикла. Именно поэтому рост циклической безработицы ведет к экономическим потерям в обществе, которые измеряются методом, предложенным А. Оукеном. Закон Оукена гласит, что каждый процент безработицы выше естественного уровня ведет к недопроизводству ВВП на 2,5-3% (в России — 5%). Фактический ВВП, достигаемый при естественном уровне, называется потенциальным, что свидетельствует о производственных возможностях экономики.

Безработица порождает не только экономические потери в виде недопроизводства ВВП, но и социальные, нравственно-психологические и даже политические издержки. От безработицы страдают личные интересы работников и их семей, рушатся судьбы и надежды миллионов людей, растут показатели таких явлений «социальной патологии», как смертность, убийства и самоубийства, грабежи, нервно-психические и другие болезни и т. п. Высокая и продолжительная безработица, сопровождаемая обнищанием широких слоев населения, может приводить к установлению диктаторских, национал-патриотических и фашистских режимов. Все это ставит борьбу с безработицей на одно из центральных мест в системе государственного макроэкономического регулирования экономики.

2. По практической части

Рынок труда в России никак нельзя назвать устоявшимся и сбалансированным, хотя во многих его сферах отмечаются позитивные изменения. Анализ российского рынка труда показывает, что на российском рынке труда в 2006-2007 гг. общий уровень безработицы снизился с 7,2% в 2006 г. до 6,1% в 2007 г. Но по-прежнему остается огромным разрыв (в 3 раза) в показателях общей безработицы в стране и официально зарегистрированной безработицы, что свидетельствует о слабой вере граждан страны в способность государственных служб занятости обеспечить их достойной работой и соответственно низких стимулах к регистрации в данных органах. По этому вопросу отметим, что за рубежом данные показатели в основном различаются незначительно, а в некоторых странах идентичны.

Также нельзя положительно оценить и высокую долю преобладающей части экономически активного населения на крупных и средних предприятиях и низкую динамику уменьшения данного показателя, что подтверждает низкий уровень развития и роль малого бизнеса в стране. Здесь опять же ситуация обратная сложившейся во многих экономически развитых странах.

На основе проведенного анализа видно, что нет прогресса и в выравнивании уровня безработицы по территории страны. Высокая степень дифференциации регионов по уровню безработицы, сложившаяся еще с советских времен в результате неравномерного и «очагового» развития экономики, за 2006-2007 гг. продолжает увеличиваться.

Все это в целом показывает низкую эффективность деятельности госорганов занятости, а соответственно и низкую эффективность государственной политики на рынке труда.

В связи с экономическим кризисом борьба с безработицей названа одной из антикризисных мер правительства. В частности, принято решение о значительном увеличении размера максимального пособия по безработице с 1 января 2009 года до 4,9 тысячи рублей. Сегодня такое пособие составляет 3 тысячи 124 рубля.

На российском рынке труда необходимо активный тип воздействия на уровень занятости, который заключается в стимулировании создания новых рабочих мест и предложении труда и мерах по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях.

Для увеличения масштабов занятости населения необходимо следующее:

1. развитие законодательных и организационных механизмов;

2. государство обязано сформулировать общероссийские и региональные приоритеты в сфере занятости;

3. создание стабильной сети контактов между работодателями, учреждениями профессионального образования и государством.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1) Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1

2) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 года № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»

3) Белокрылова А.С., Заиченко А.А. Занятость и рынок труда в переходной экономике: теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

4) Булатов А.С. Общая экономика. М.: Юристъ, 2002

5) Всемирный банк опубликовал прогнозы по безработице в России// www.rabotagrad.ru

6) Дятликович В. Жизнь без работы// Русский репортер. № 44. 20.11.2008

7) Калашников С. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики//Человек и труд. 2007. № 5. С. 34-36

8) Кемпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. М.: Республика, 1992

9) Корон Е. Оборотная сторона прогресса// Известия. Ru. 13.02.03

10) Козырев В.М. Основы современной экономики. М.: Финансы и статистика, 2007

11) Кокшаров А. Перегрев российского рынка труда – 2007// Эксперт. 2008. № 2. с. 16-18

12) Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004

13) Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю., Каньковская А.Р. Основы экономики: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007

14) Ляховская Н. Обзор российского рынка труда// Коммерсант-Деньги. 14.08.2008

15) Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста// Человек и труд. 2008. № 1. С. 26-31

16) Массовые увольнения усиливают недовольство работников// Институт глобализации и социлаьных движений. http://www.igso.ru

17) Мониторинг социально-экономического развития Российской Федерации, февраль, 2008 г.//Министерство экономического развития и торговли РФ// http://www.budgetrf.ru

18) О социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации в I полугодии 2008 года// www.rosttud.ru

19) Полетаев А. Российская модель рынка труда и заработная плата//Население и общество. 2007. № 11. С. 81-85

20) Российская экономика в 2007 году. Тенденции и перспективы// Институт экономики переходного периода. http://www.iet.ru

21) Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М.: Росстат, 2008

22) Староверова Е. Три ключевые проблемы российского рынка труда// Труд. 29.08.2008

23) Теоретическая экономика/ Под ред. Г.П.Журавлевой, Н.Н.Мильчаковой. М.: ИНФРА-М, 1998

24) Терлецкий В. Не место красит специалиста// Эксперт-Урал. № 2. 10.07.2007

25) Томилин М. Координация на рынке труда – путь к эффективной занятости// Биржа труда. 2007. № 8. 21 декабря

26) Филь М.С. Рынок труда в России: новый объект государственной политики?// http://www.superjob.ru

27) Экономика: Учебное пособие. Под ред. А.С.Булатова. М.: БЕК, 2002

28) Экономическая теория/ Под ред. Л.И.Архипова Л.И., Нестеренко А.Н., Большакова А.К. М.:НОРМА-М , 2006

29) Экономическая энциклопедия. М.: Изд-во «Советская энциплопедия», 1972

30) http://www.minzdravsoc.ru

 


Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.