Понятие и личностные особенности «проблемных» детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1 Понятие и личностные особенности «проблемных» детей

1.1 Понятие «проблемный ребенок»

1.2 Личностные характеристики «проблемных» детей

2 Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии

2.1 История возникновения телесно-ориентированной терапии

2.2 Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

3 Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми

3.1 Психотерапевтические методики

3.2 Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 



Введение

 

Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Древняя формула "Spiritus sano incorpore sano" - "в здоровом теле - здоровый дух не только не потеряла актуальность, но для современного "цивилизованного" человека стала еще злободневнее. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

В последнее время приобрели особую популярность психокоррекционные группы. Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Участники группы постоянно исследуют всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается каждому, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанавливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознать актуальные чувства и действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Благодаря такого рода работе, участники становятся более сензнтивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги.

Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: психологическое здоровье человека

Предмет исследования - изменение психологического здоровья человека под влиянием телесно-ориентированной терапии

Задачи исследования:

1. Рассмотрение личностных особенностей проблемных детей

2. Рассмотрение теоретических аспектов телесно-ориентированной терапии, в частности истории возникновения телесно-ориентированной терапии и основных концепций и направлений телесно-ориентированной терапии

2. Изучение эффективности применения телесно-ориентированной терапии для работы с проблемными детьми

Гипотеза исследования: предполагается наличие статистически значимой связи между проведением психо-ориентированного тренинга и снижением таких психологических расстройств, как агрессия, тревожность, депрессия у проблемных детей.

Методологическая основа исследования: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия - биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман);организмическая психотерапия (М.Браун);первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развития (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапии (А.Минделл), а также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков).

Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методики, методы математической статистики.

Научная новизна работы: телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, попытаемся выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Практическая значимость: учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, ее приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и учителя начальных классов, преподаватели физкультуры, воспитатели ДОУ, инструктора ЛФК. Можно сделать вывод, что техникам телесно-ориентированной терапии еще предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психическом здоровье человека. Для медиков это действенный инструмент в борьбе с нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями. Для педагогов важно умение использовать материализованные особенности структуры личности (телодвижения, жесты, мышечные зажимы, позы) как средства обратной связи, способы аргументации и психокоррекции.

Экспериментальная база исследования: исследование на базе МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".



Заключение

 

Проблемные дети отличаются эмоциональной нестабильностью, неуравновешенностью, неадекватной самооценкой, зависимостью от других людей, тревожностью.

Будучи психологией человеческой телесности и чувств, телесно-ориентированная терапия основана на целостном подходе к разрешению трудностей, стрессов, кризисов, с которыми мы сталкиваемся в ходе жизни. Она представляет собой систему - психологической помощи, поддержки, исцеления и коррекции - обширного круга человеческих проблем.

Существенной особенностью телесно-ориентированной терапии является то, что работа с телом создает уникальные возможности терапевтического воздействия "вне цензуры сознания", что позволяет обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного, представленным в теле. В ходе терапевтической работы становятся осознаваемы и доступны для изменения негативные состояния и чувства - ярость, гнев, агрессия, страх, тревога, сверхконтроль и др. Эта особенность предопределяет высокую эффективность телесно-ориентированного подхода в оказании психологической помощи, в создании условий разрешения проблем, которыми изобилует человеческая жизнь.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".

В работе применялись следующие методики исследования: опросник Бека для диагностики депрессивных состояний, опросник А. Басс и А. Дарки для диагностики агрессии и шкала самооценки Спилбергена-Ханина для диагностики тревожности.

Коррекционная работа проводилась в двух группах: контрольной и экспериментальной.

В контрольной группе проводился массаж 3 раза в неделю (в течение месяца) – итого 12 раз, в экспериментальной группе проводился массаж 3 раза в неделю и телесно-ориентированная терапия на следующий день после массажа в течение трех часов также в течение месяца 12 раз.

 В ходе исследования было выявлено снижение депрессии в контрольной группе в среднем на 4,6% и в экспериментальной группе в среднем на 7,79 % по группе. После проведения массажа и телесно-ориентированной терапии исчезли проявления физической агрессии у пациентов, также было установлено снижение ситуативной с 15% до 13% в контрольной группе и до 10% в экспериментальной группах. Снижение личностной тревожности произошло с 45% до 43% в контрольной и до 35 % в экспериментальной группах.

Таким образом, в работе было выявлено положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние пациентов.

Благодаря данному исследованию можно в дальнейшем достичь хороших результатов в углублении знаний в данной области.

 



Список литературы

 

1. Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. – 224 с.

2. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Автореф. дис. на соиск. уч. степени доктора психолог. н. – М., 1996.

3. Вачнов И. Основы психологии группового треннинга. М. 2000

4. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. 1998. N 4. С.50-63.

5. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

6. Дунаев И.В. Основы лечебного массажа (техника и методики). Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг»;ООО «Издательство ЮКЭА», 2000. – 480 с.

7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. №4.

8. Карла Л. Ханнафорд. Мудрое движение. Мы учимся не только головой. // Пер. с англ. Москва, 1999. 238 с.

9. Кнастер Мирка. Мудрость тела. // Москва, ЭКСПО, 2002.

10. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. Переяславль-Залесский, 1992

11. Кузьмина Н. В. Предмет акмеологии. – СПб., 1995.

12. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. – 256 с.

13. Мак-Нили Д. Прикосновение: глубинная психология и телесная терапия. // М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. 144с.

14.

15. Молодиченко Т. А. Самоактуализация личности в педагогической деятельности. Учебное пособие. – Саратов, 2000.

16. Никитин В.Н. Психология телесного сознания. // Москва: Алтейа, 1998. 488 с.

17. Н

18. Психотерапевтическая энциклопедия /Под редакцией Б. Карвасарского. СПб., 1998

19. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. _ Мн.: Харвест, 1999. – 640 с.

20. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии/Под ред. М.К. Тутушкиной. Сиб., 1998.

21. Руководство по телесно-ориентированной терапии. // СПб: "Речь", 2000. 256с.

22. Руководство практического психолога – психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/Под ред. И.В. Дубровской. М., 1995.

23. Свободное тело. Хрестоматия, сост. Баскаков В. // Москва, Самиздат, 2001.

24. Сергеева Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. СПб. 2000

25. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.

26. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под редакцией В. Баскакова. М., 19972. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с.

27. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М., 2001.

28. Шамионов Р. М. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. – Саратов, 1999.

29. Школа и психическое здоровье учащихся // Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.

30. http://www.chat.ru/~bodywork (Телесные психотехники. Body work in Russia.)



Приложение 1

 

Таблица 1 – Исследование депрессии

Пациент

Оценка в баллах

Итого

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
2 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
3 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
4 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 3 2 25
5 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 16
6 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 30
7 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
8 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 9
9 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 17
10 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 30
11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
13 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
20 1 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 1 1 25

 

Таблица 2 – Результаты исследования агрессии

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
2 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
3 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
7 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
8 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
9 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 2

10 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
11 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
12 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
13 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
14 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
15 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
16 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
17 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
18 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
20 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
21 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
22 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
23 - + + - - + - - - - - - - - - + + - + +
24 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
25 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
26 -     - -     - - - - - - - -     -    
27 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
28 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
29 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
30 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
31 - + + - - + + - - - - - - - - + - - + +
32 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
33 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
34 - - - + + - - + - + - + - + - - - - - -
35 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
36 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
37 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
38 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
39 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
40 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
41 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
42 - - - + + - - + - + + + - + - - - + - -
43 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
44 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
45 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
46 - + + - - - - - - - - - - - - + + - + +
47 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
48 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -

Продолжение таблицы 2

49 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
50 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
51 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
52 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
53 - + + - - - + - - - - - - - - + + - - -
54 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
55 + - - - - - - - - - - - - - + - - - - -
56 - - - + + - - - - + + + - - - - - - - -
57 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
58 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
59 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
60 - + + - - + + - - - - - - - - - - - - +
61 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
62 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
63 - - - - + - - + + + + - - - - - - + - -
64 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
65 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
66 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
67 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
68 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
69 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
70 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
71 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + -
72 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
73 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + +
74 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
75 - - - - - - - - - - - - - + - - - - - -

 

Таблица 3 – Результаты исследования тревожности

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
3 2 3 4 3 4 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
4 1 3 4 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
5 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
6 0 2 4 1 4 1 4 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
7 0 2 2 1 2 1 2 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
8 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1

Продолжение таблицы 3

9 1 2 4 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
10 1 1 1 2 1 2 3 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
11 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
12 1 2 3 1 3 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
13 0 1 3 1 3 1 3 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
14 2 3 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
15 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
16 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
17 2 1 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
18 3 3 4 3 4 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
19 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
20 1 1 1 3 1 3 1 1 3 3 1 3 3 1 3 1 1 3 3 1
21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
23 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
24 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
25 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
26 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
29 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
30 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
32 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
33 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
39 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

 






Приложение 2

 

Таблица 4 – Исследование депрессии (контрольная группа)

Пациент

Оценка в баллах

Итого

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 7
2 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
3 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
4 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 3 2 24
5 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 15
6 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 28
7 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
8 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 9
9 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 17
10 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 28
11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12
13 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12
19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
20 1 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 1 1 23

 

Таблица 5 – Исследование депрессии (экспериментальная группа)

Пациент

Оценка в баллах

Итого

 

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н
1 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 7
2 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
3 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
4 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 2 3 2 20
5 1 1 1 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 15
6 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 25
7 0 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 0 0 4
8 1 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 1 1 9
9 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 17
10 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 25

Продолжение таблицы 5

11 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12
13 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 1 1 1 8
14 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
17 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
18 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12
19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13
20 1 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 1 1 20

 

Таблица 6– Результаты исследования агрессии (контрольная группа)

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
2 - - - + + - - + + - + + - + - - - + - -
3 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
7 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
8 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
9 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
10 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
11 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
12 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
13 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
14 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
15 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
16 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
17 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
18 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
20 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
21 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
22 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 6

23 - + + - - + - - - - - - - - - + + - + +
24 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
25 - - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
26 -     - -     - - - - - - - -     -    
27 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
28 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
29 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
30 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
31 - + + - - + + - - - - - - - - + - - + +
32 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
33 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
34 - - - + + - - + - - - + - + - - - - - -
35 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
36 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
37 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
38 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
39 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
40 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
41 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
42 - - - + + - - + - + + + - + - - - + - -
43 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
44 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
45 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
46 - + + - - - - - - - - - - - - + + - + +
47 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
48 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
49 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
50 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
51 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
52 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
53 - + + - - - + - - - - - - - - + + - - -
54 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
55 + - - - - - - - - - - - - - + - - - - -
56 - - - + + - - - - + + + - - - - - - - -
57 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
58 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
59 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
60 - + + - - + + - - - - - - - - - - - - +
61 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
62 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
63 - - - - + - - + + + + - - - - - - + - -

Продолжение таблицы 6

64 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
65 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
66 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
67 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
68 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
69 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
70 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
71 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + -
72 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
73 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + +
74 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
75 - - - - - - - - - - - - - + - - - - - -

 

Таблица 7 – Результаты исследования агрессии (экспериментальная группа)

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
2 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
3 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
4 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
5 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
6 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
7 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
8 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
9 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
10 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
11 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
12 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
13 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
14 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
15 - + + - - + + - - - - - - - - + + - + +
16 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
17 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
18 - - - + + - - + + + + + - + - - - + - -
19 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
20 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 7

21 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
22 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
23 - + + - - + - - - - - - - - - + + - + +
24 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
25 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
26 -     - -     - - - - - - - -     -    
27 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
28 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
29 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
30 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
31 - + + - - + + - - - - - - - - + - - + +
32 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
33 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
34 - - - + + - - + - - - + - + - - - - - -
35 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
36 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
37 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
38 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
39 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
40 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
41 + - - - - - - - - - - - + - - - - - - -
42 - - - + + - - + - + + + - + - - - + - -
43 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
44 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
45 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
46 - + + - - - - - - - - - - - - + + - + +
47 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
48 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
49 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
50 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
51 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
52 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
53 - + + - - - + - - - - - - - - + + - - -
54 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
55 + - - - - - - - - - - - - - + - - - - -
56 - - - + + - - - - + + + - - - - - - - -
57 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
58 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
59 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
60 - + + - - + + - - - - - - - - - - - - +
61 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Продолжение таблицы 7

62 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
63 - - - - + - - + + + + - - - - - - + - -
64 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
65 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
66 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
67 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
68 + - - - - - - - - - - - + - + - - - - -
69 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
70 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
71 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + -
72 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
73 - + - - - + + - - - - - - - - + + - + +
74 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
75 - - - - - - - - - - - - - + - - - - - -

 

Таблица 8 – Результаты исследования тревожности (контрольная группа)

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
3 2 3 2 3 4 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
4 1 3 2 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
5 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
6 0 2 2 1 1 1 4 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
7 0 2 2 1 2 1 2 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
8 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
9 1 2 4 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
10 1 1 1 2 1 2 3 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
11 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
12 1 2 3 1 3 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
13 0 1 3 1 3 1 3 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
14 2 3 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
15 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
16 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
17 2 1 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
18 3 3 4 3 4 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3

Продолжение таблицы 8

19 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
20 1 1 1 3 1 3 1 1 3 3 1 3 3 1 3 1 1 3 3 1
21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
23 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
24 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
25 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
26 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
29 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
30 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
32 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
33 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
39 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

 

Таблица 9 – Результаты исследования тревожности (экспериментальная группа)

Номер Вопроса

Номер пациента

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
2 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
3 2 3 2 3 4 3 3 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
4 1 3 2 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
5 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
6 0 2 2 1 1 1 4 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
7 0 2 2 1 2 1 2 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
8 1 1 2 2 2 2 2 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
9 1 2 4 2 4 2 4 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1

Продолжение таблицы 9

10 1 1 1 2 1 2 3 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
11 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
12 1 2 3 1 3 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
13 0 1 3 1 3 1 3 0 1 1 0 1 1 0 1 0 0 1 1 0
14 2 3 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
15 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
16 1 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 2 1 2 1 1 2 2 1
17 2 1 4 3 4 3 4 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
18 3 3 4 3 4 3 4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
19 2 2 2 3 2 3 2 2 3 3 2 3 3 2 3 2 2 3 3 2
20 1 1 1 3 1 3 1 1 3 3 1 3 3 1 3 1 1 3 3 1
21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
22 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
23 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
24 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
25 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4
26 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
29 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
30 2 2 3 2 3 2 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
31 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
32 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
33 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
35 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
36 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
37 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
38 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
39 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

 








Содержание

 

Введение

1 Понятие и личностные особенности «проблемных» детей

1.1 Понятие «проблемный ребенок»

1.2 Личностные характеристики «проблемных» детей

2 Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии

2.1 История возникновения телесно-ориентированной терапии

2.2 Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

3 Анализ эффективности применения телесно-ориентированной терапии при работе с проблемными детьми

3.1 Психотерапевтические методики

3.2 Анализ влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое состояние

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

 



Введение

 

Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

Древняя формула "Spiritus sano incorpore sano" - "в здоровом теле - здоровый дух не только не потеряла актуальность, но для современного "цивилизованного" человека стала еще злободневнее. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

В последнее время приобрели особую популярность психокоррекционные группы. Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Участники группы постоянно исследуют всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается каждому, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанавливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознать актуальные чувства и действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Благодаря такого рода работе, участники становятся более сензнтивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги.

Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Объект исследования: психологическое здоровье человека

Предмет исследования - изменение психологического здоровья человека под влиянием телесно-ориентированной терапии

Задачи исследования:

1. Рассмотрение личностных особенностей проблемных детей

2. Рассмотрение теоретических аспектов телесно-ориентированной терапии, в частности истории возникновения телесно-ориентированной терапии и основных концепций и направлений телесно-ориентированной терапии

2. Изучение эффективности применения телесно-ориентированной терапии для работы с проблемными детьми

Гипотеза исследования: предполагается наличие статистически значимой связи между проведением психо-ориентированного тренинга и снижением таких психологических расстройств, как агрессия, тревожность, депрессия у проблемных детей.

Методологическая основа исследования: вегетативная терапия (В.Райх); биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн); стержневая (Core) энергетика (Д.Пьерракос); соматическая терапия - биосинтез (Д.Боаделла); радикс (Ч.Келли); хакоми (Р.Курц); соматический процесс (С.Келеман);организмическая психотерапия (М.Браун);первичная терапия, или терапия первичного крика (А.Янов); комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз (Ф.Александер), а также осознанием и развитием телесной энергии (М.Фельденкрайз); структурная интеграция, или рольфинг (И.Рольф); биодинамическая психология (Г.Бойсен); бодинамика, или психологи соматического развития (Л.Марчер); чувственное осознавание (Ш.Селвер); психотоника (Ф.Гласер); процессуальная терапии (А.Минделл), а также ряд оригинальных отечественных методик, в первую очередь танатотерапия (В.Баскаков).

Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методики, методы математической статистики.

Научная новизна работы: телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, попытаемся выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

Практическая значимость: учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, ее приемами могут пользоваться не только врачи и психологи, но и учителя начальных классов, преподаватели физкультуры, воспитатели ДОУ, инструктора ЛФК. Можно сделать вывод, что техникам телесно-ориентированной терапии еще предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психическом здоровье человека. Для медиков это действенный инструмент в борьбе с нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями. Для педагогов важно умение использовать материализованные особенности структуры личности (телодвижения, жесты, мышечные зажимы, позы) как средства обратной связи, способы аргументации и психокоррекции.

Экспериментальная база исследования: исследование на базе МОУ ДО Социально-психологического центра "Ника".



Понятие и личностные особенности «проблемных» детей

Дата: 2019-05-29, просмотров: 153.