Информационная подсистема текущего учета доходов и расходов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В настоящее время в  программах, предназначенных для автоматизации бухгалтерского учета, появилась возможность ведения учета доходов и расходов. Одной из таких систем является программа комплексной автоматизации бухгалтерии "Турбо Бухгалтер 6.7", разработанная компанией "Долгопрудненский исследовательский центр" (ДИЦ).

В программе предусмотрена функциональность, с помощью которой бухгалтерскую операцию можно использовать как для бухгалтерского, так и для налогового учета, а для расчета дохода и расхода и определения налоговой базы по прибыли для целей налогового учета встроена подсистема 'Налоговый учет'.

Принцип работы подсистемы заключается в сближении бухгалтерского и налогового учета. Как для бухгалтерского, так и для налогового учета основанием для проведения операции является первичный документ, поэтому и обрабатывать его надо один раз.

На основе каждого первичного документа формируется бухгалтерская проводка (или группа проводок).

Многие программы предлагают параллельно бухгалтерской формировать проводку (или группу проводок) и по налоговому учету. 'Турбо Бухгалтер 6.7' позволяет использовать то, что уже создано в бухгалтерской программе, т.е. уже сформированную проводку по бухгалтерскому учету и для налогового учета.

При этом для корректировки той или иной операции (суммы, даты проводки и др.) в бухгалтерском учете не требуется дополнительных изменений (корректировок) в налоговом учете, даже если они были внесены непосредственно в проводке (вручную). Программа предоставляет возможность учитывать их и для целей налогового учета.

Работа подсистемы 'Налоговый учет' построена таким образом, что каждая бухгалтерская проводка, связанная с расходными или доходными счетами бухгалтерского учета, помечается аналитическим признаком налогового учета из включенных в программу справочников налогового учета 'Расходы, принимаемые для целей налогового учета' ('Деб') и 'Доходы, принимаемые для целей налогового учета' ('Кре').

Аналитические признаки, содержащиеся в справочнике 'Деб', подразделяются на три группы: ПР (прямые расходы), КР (косвенные расходы), 0912 (внереализационные расходы), в справочнике 'Кре' - на две группы: 0901 (реализационные доходы) и 0911 (внереализационные доходы).

Аналитические признаки налогового учета определены ст. 315 главы 25 НК РФ и дополнены лишь признаком, определяющим расходы на ремонт основных средств.

При работе 'от первичного документа' признак налогового учета задается в автоматическом режиме, а если учет ведется 'от проводки', то для всех операций, где будут указаны бухгалтерские счета расходов или доходов, программа 'предложит' выбрать признак налогового учета: при расходе - из справочника 'Деб', а при доходе - из справочника 'Кре'.

Справочники признаков налогового учета являются открытыми, и их всегда можно дополнить по усмотрению бухгалтера.

Добавлять новый аналитический признак следует в оба справочника налогового учета: если расходы (доходы) относятся к реализационным - то в группы ПР и КР справочника 'Деб' и в группу 0901 справочника 'Кре', а если расходы (доходы) относятся к внереализационным - то в группу 0912 справочника 'Деб' и в группу 0911 справочника 'Кре'.

Установление признаков налогового учета при работе 'от документа'

Перед началом работы с программой в бланке 'Подразделения' справочника 'Информация о предприятии' необходимо задать признак налогового учета.

Это делается для того, чтобы при работе 'от документа' бухгалтерским проводкам по расходным и доходным операциям автоматически присваивались аналитические признаки налогового учета.

Каждому подразделению следует установить признак налогового учета из справочника 'Деб',.

В дальнейшем он будет по умолчанию проставляться при продаже товаров, изделий, услуг (параллельно будет присвоен и аналитический признак из справочника 'Кре'), оприходовании услуг, списании материалов в производство в подсистеме 'Учет ТМЦ', расчете заработной платы и ЕСН в подсистеме 'Зарплата', расчете амортизации в подсистеме 'ОС и НА'.

 

Содержание отчетности о доходах и расходах.

 

Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете прибылей и убытков путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный период. Хозяйственные операции на счете прибылей и убытков отражаются по кумулятивному (накопительному) принципу, т.е. нарастающим итогом с начала отчетного периода.

Другим принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассовый способ. По этой причине прибыль (убыток), показанные в отчете о финансовых результатах, не отражают реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине фінансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося в процессе его хозяйственной деятельности за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.

На счете прибылей и убытков финансовые результаты деятельности предприятия отражаются в двух формах:

1. как результаты (прибыль или убыток) от реализации продукции, работ, услуг, материалов и иного имущества с предварительным выявлением их на отдельных счетах реализации;

2. как результаты, не связанные непосредственно с процессом реализации, так называемые внереализационные доходы (прибыли) и потери (убытки). Внереализационные доходы и потери прямо отражаются по кредиту и дебету счета прибылей и убытков без предварительной записи на каких-либо иных счетах.

Существенное влияние на финансовые результаты и использование прибыли оказывает правильная группировка затрат предприятия в соответствии с действующими принципами налогообложения прибыли:

· расходы, включаемые в затраты на производство;

· расходы и потери, подлежащие отнесению на счет прибылей и убытков;

· расходы, осуществляемые за счет целевых поступлений и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль;

· прочие расходы предприятия.

Номенклатура статей по каждой группе расходов определяется Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ,

услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибылиlм (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г., N 552 с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661)), Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия, инструкциями Государственной налоговой службы Российской Федерации, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и др.

Прибыль - важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. В увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основних фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью не обходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Основными показателями прибыли являются:

· балансовая прибыль (убыток);

· прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг);

· прибыль от прочей реализации (имущества предприятия и иных материальных ценностей);

· прибыль (убыток) от внереализационных операций;

· налогооблагаемая прибыль;

· чистая прибыль.

Все показатели содержатся в форме N 2 квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия – „Отчет о финансовых результатах и их использовании”

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, юного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В годовой отчетности в валюту (итог) баланса включаются лишь непокрытый убыток или нераспределенная прибыль отчетного года.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без налога на добавленню стоимость (НДС), спецналога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль (убыток) от внереализационных операций определяется как разность между общей суммой полученных и уплаченных:

· штрафов, пени и неустоек и других экономических санкций;

· процентов, полученных по суммам средств,

· числящихся на счетах предприятия;

· курсовых разниц по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

· прибылей и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

· убытков от стихийных бедствий;

· потерь от списания долгов и дебиторской задолженности;

· поступлений долгов, ранее списанных как безнадежные;

· прочих доходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков. При этом суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму:

· отчислений в резервный или другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда, но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);

· рентных платежей в бюджет;

· доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

· доходов от казино, видеосалонов и пр.;

· прибыли от страховой деятельности; прибыли от отдельных банковских операций и сделок;

· курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;

· прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.

Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт.

Использование чистой прибыли показано в отчете о финансовых результатах деятельности предприятия (форма N 2) в разделе II.

Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного (страхового) фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением предприятием действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.



Заключение

 

Залог выживаемости предприятия – его стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать и развиваться, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, объем которой должен быть, по крайней мере, не ниже запланированного. Но финансовая устойчивость не сводится только к платежеспособности. Для достижения и поддержания финансовой стабильности важны не только абсолютные размеры прибыли, сколько относительно объема капитала и объема его выручки, т.е. показатели рентабельности.

Рост выручки и доходов, содействующий наращиванию рентабельности, росту устойчивости предприятия, уменьшению вероятности его банкротства, рационален лишь до определенных пределов, поскольку, как правило, высокую рентабельность рыночных позиций обеспечивают, действуя с повышенным риском. В этом случае возрастают потенциальные возможности убытков, а в последующем и банкротства.

Результаты предпринимательской деятельности во многом предопределяются выбором состава и структуры, изготавливаемых и реализуемых товаров, оказываемых услуг. Здесь важна не только общая величина затрат, но и зависимость между постоянными и переменными издержками, определяющими скорость оборота капитала. Большое значение имеет для действия менеджера или руководителя учет в полной мере особенностей той стадии жизненного цикла, на которой находится фирма.

Стремясь решить постоянно возникающие конкретные вопросы, получить квалифицированную оценку финансового положения, руководители предприятий все чаще прибегают к данным учета и, как следствие, к данным финансового и управленческого анализа. При этом они, как правило, не довольствуются констатацией величины показателей отчетности, а рассчитывают получить конкретное заключение о достаточности платежных средств, нормальных соотношениях собственного и заемного капитала.

В этих условиях меняется роль бухгалтерии, в чьи функции входит не только обеспечение текущего учета и составление отчетности, но и анализ финансового положения в целях эффективного управления предприятием. Удовлетворить новые запросы администрации имеет возможность только бухгалтер-аналитик, способный разобраться в экономике предприятия, выявить ее больные места на основе финансово-учетных данных, осуществить налоговое планирование. Совершенно очевидно, что финансовое благополучие фирмы прямо пропорционально уровню организации в ней системы управленческого учета.

Для реализации данных задач необходима реальная база. Такой базой и является учетная политика предприятия, разработка и реализация учетной политики связаны с практическим осуществлением бухгалтерского учета на предприятии.

Расчеты как общей, так и сравнительной экономической эффективности затрат не должны ограничиваться обобщающими показателями. Для всестороннего обоснования и анализа экономической эффективности затрат, выявления резервов повышения их эффективности при принятии окончательных решений следует использовать дополнительные показатели, характеризующие отдельные стороны получаемого эффекта: производительность труда, фондоотдачу, удельные капитальные вложения, экономия сырья, материалов, топлива, энергии, снижение издержек производства, социальные результаты.

В условиях рыночной экономики основным критерием оценки хозяйственной деятельности предприятий, фирм служат прибыль и рентабельность по отношению к фондам. Если на уровне народного хозяйства наиболее достоверным обобщающим выражением цели производства является национальный доход, то критерий оптимальности для предприятия никак не может совпадать с подобным критерием для народного хозяйства. Это вытекает из одного из важнейших принципов построения механизма интенсивного хозяйствования на базе рыночной экономики, заключающегося в том, что в планировании необходимо различать экономические системы разного уровня. Предложения о так называемой «системе показателей» нереальны и неэффективны. Действительно, что должно делать предприятие? Следить за выполнением множества отдельных показателей, входящих «систему», или работать раскованно, самостоятельно, инициативно, контролируя и стремясь к достижению обобщающего показателя экономической эффективности производства - прибыли и рентабельности по отношению к фондам? Ответ на этот вопрос только один – прибыль и рентабельность.



Список использованной литературы

 

1. Налоговый кодекс РФ.

2. Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, доведено письмом Минфина РФ от 30.12.93 г. № 160.

3. Федеральный закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (принят Государственной Думой 23.02.96, с учетом последующих изменений и дополнений).

4. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97).

5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98 № 60н; с учетом последующих изменений и дополнений).

6. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, в редакции изменений и дополнений).

7. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, в редакции изменений и дополнений).

8. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (утверждены Приказом Минфина РФ от 28.06.00 № 60н).

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2005 № 26н)

10. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н).

11. Волков Н.Г. Доходы и расходы организации // Бухгалтерский вестник, № 7, июль 1999, с.13

12.  Никонова А.А. Бухгалтерский учет: основные документы (ПБУ). Профессиональные комментарии. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 360 с., с.259

13. Управление оборотным капиталом. Стоянова А. В., Быкова Е. В. – М.: Перспектива, 1998 г.

14. Финансовое управление компанией. Под ред. Е. В. Кузнецовой. – М.: Фонд «Правовая культура», 1997 г.

15. Экономика и статистика фирмы. Под. ред. Ильенковой С. Д. – М.: Финансы и статистика, 1996 г.

16. Экономика предприятия. Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.; под ред. Проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 г.


[1] Волков Н.Г. Доходы и расходы организации // Бухгалтерский вестник, № 7, июль 1999, с.13

[2] Никонова А.А. Бухгалтерский учет: основные документы (ПБУ). Профессиональные комментарии. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. - 360 с., с.259


Дата: 2019-05-29, просмотров: 228.