Курсовая работа
"Использование зрительных опор для развития устной речи учащихся в X – XI классах средней школы"
Гродно 2007
Оглавление
Введение
1. Лингвистическая характеристика устной речи
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
1.3 Индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах
2. Картинка как опора для развития устной речи
2.1 Использования зрительных опор на уроках французского языка
2.2 Методика работы с проблемными наглядными изображениями
3. Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Идея использования зрительных опор при обучении иноязычному говорению не является новой, однако представляется очень актуальной, поскольку позволяет максимально реализовать известные принципы коммуникативного подхода, лежащие в основе современных методов обучения иностранным языкам, а также соответствует требованиям нормативных документов по оценке качества подготовки выпускников основной и средней школы. Кроме того, «проблемные» картинки предлагаются, как правило, для старшего этапа обучения, так как предполагается, что к данному возрасту в определенной степени уже сформированы общеучебные умения, а также имеется некоторый лингвистический опыт по родному и иностранному языку.
Монолог же, по мнению таких исследователей как Шведова Н.Ю., Зимняя И.А., Виноградов В.В., относится к числу недостаточно разработанных проблем, так как до сих пор он не нашел еще своего единого определения. В методической литературе используются следующие определения монолога: «непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ»; «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника»; «организованный вид речи, предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории». В данной работе под монологом понимается организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.
Предметом исследования послужили монологическая речь и зрительные опоры.
В качестве объекта выступает процесс развития устной речи.
Целью исследования является развитие у учащихся старших классов способности осуществлять устное речевое общение через наглядные средства обучения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить специфику употребления монологического высказывания, выступающего в качестве одной из разновидностей устной речи;
2. раскрыть своеобразие использования наглядных изображений с точки зрения их функциональных возможностей;
3. выявить индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах;
4. изучить процесс развития монологической речи с использованием картинки в качестве опоры.
В работе использовался комплекс методов исследования: метод моделирования, концептуальный анализ, метод сопоставительного анализа.
Материалом исследования послужили картинки и фотографии из учебника Д.С. Вадюшиной «Французский язык» для 10 класса.
Цель и задачи, поставленные в работе, определили ее структуру, которая отражает основные этапы исследования. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы общим объемом 26 страниц.
Лингвистическая характеристика устной речи
Картинка как опора для развития устной речи
Заключение
Проанализировав приведенные выше данные, можно сделать вывод, что в ходе написания данной работы была установлена актуальность темы, которая определяется теоретической и практической важностью проблем, касающихся роли использования зрительных опор для развития устной речи учащихся в старших классах средней школы.
В первых двух главах мы раскрыли понятия, заключенные в названии темы данной курсовой работы. А именно мы рассмотрели процесс говорения как форму устного общения и, в частности, место монологического высказывания в системе устной речи. Мы определили, что обучение говорению обеспечивает решение учебно-познавательных и коммуникативных задач формирования у учащихся знаний, ценностных ориентаций. На старшем этапе обучения французского языка высказывание учащихся характеризуются предметно-смысловой содержательностью и грамматической оформленностью. Умение говорить предполагает выработку умений выражать свою мысль коммуникативно осмысленно и грамматически нормативно. В процессе обучения монологической речи учащиеся овладевают основными функциональными типами речи для устного высказывания, такими как монолог-описание, монолог-повествование, монолог-рассуждение.
Во второй главе мы раскрыли своеобразие использования наглядных изображений и определили статус зрительных опор, используемых для развития говорения. В качестве единиц обучения в зависимости от этапа выступают: описание картин, высказывание на основе новой темы с опорой на картинку. Составление рассказов по иллюстрации требует от учащихся умения сделать предположение о ее содержании, выразить согласие (несогласие, высказать гипотезу).
Третья глава была посвящена практическому аспекту. На основе теоретического материала, мы попытались проследить процесс развития устной речи с опорой на наглядность.
Исходя из проведенного исследования, можно считать цель данной работы, а также вытекающие из неё задачи, достигнутыми. Поскольку, в соответствии с первой поставленной задачей, мы определили специфику употребления монологического высказывания, выступающего в качестве одного из видов устной речи.
Вследствие решения второй задачи, мы раскрыли своеобразие зрительных опор, которое заключается в том, что использование наглядных изображений дает возможность решать в комплексе коммуникативные задачи, поскольку одна и та же картинка позволяет констатировать, информировать, описывать, характеризовать, рассказывать, аргументировать, обмениваться мнениями.
В соответствии с третей задачей, нами было выявлено, что индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах занимают немаловажное место в процессе развития устной речи, поскольку от них во многом зависит успешность обучения говорению.
Исходя из теоретического материала, мы установили, что наглядность обеспечивает более прочное запоминание иноязычного материала, облегчает учащимся процесс понимания, а также повышает интерес к предмету. Этот факт был подтвержден на практике, в ходе исследования процесса развития монологической речи с использование наглядности в качестве опоры. Это позволило решить нам последнюю задачу данной работы.
Таким образом, кратко изложив свои вопросы, мы указали и описали основные особенности поднятой проблемы.
Список использованной литературы
1. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М. и др. Практический курс методики преподавания иностранных языков. – Мн.: Тетра Системс, 2003. – с. 92.
2. Вадюшина Д.С. Французский язык (учебное пособие для 10 класса). – Мн.: Высшая школа, 2004. – с. 78.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. – М.: Академия, 2004. – с. 169, 190, 198,205, 215.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М., 2000. – с. 197; 203.
5. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – с. 252.
6. Григорьева Е. Особенности обучения говорению и дискуссии на уроках французского языка в VIII–IX кл. // Иностранные языки в школе с приложением Методическая мозаика. – 2007. – №5. – с. 34 -38.
7. Григорьева Е.Я. Французский язык (сборник упражнений к учебнику французского языка для 10 -11 кл.). – М.: Просвещение, 2001. – с. 42.
8. Громова О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения. – М.: Высшая школа, 1977.
9. Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // Иностранные языки в школе. – 1993. – №2. – с. 27–29.
10. Заремская С.И., Слободчиков А.А. Развитие инициативной речи учащихся. – М., 1983. – с. 17–25.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М.: Просвещение, 1987.
12. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. – Мн.: Высшая школа, 1979. – с. 121.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Творческий центр, 2004. – с. 203.
14. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Мн.: Высшая школа, 1996. – с. 76, 283, 342.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – с. 6, 130.
16. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1998. – с. 111, 142.
17. Пассов Е.И., Антюшина М.О. Лексика? Нет проблем (учебное пособие). – М.: Иностранный язык, 2001. – с. 83, 89.
18. Пассов Е.И., Кобзева Л.А. и др. Искусство общения (учебное пособие). – М.: Иностранный язык, 2001. – с. 118, 128, 132, 134.
19. Программы для учреждений, обеспечивающие получение общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Национальный институт образования, 2004. – с. 73, 78.
20. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991. – с. 25, 31.
21. Тогулева Э.Г. Вовлечение учащихся в речевую деятельность. Использование языковых опор // Народная асвета. – 2007, №5, с. 31–33.
22. Шеховцова Е.Д. Картинка как опора для развития устной речи на уроках французского языка // Иностранные языки в школе. – 2004, №4, с. 52–60.
Курсовая работа
"Использование зрительных опор для развития устной речи учащихся в X – XI классах средней школы"
Гродно 2007
Оглавление
Введение
1. Лингвистическая характеристика устной речи
1.1 Говорение как вид речевой деятельности
1.2 Монологическая речь как активный и произвольный вид устной речи
1.3 Индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах
2. Картинка как опора для развития устной речи
2.1 Использования зрительных опор на уроках французского языка
2.2 Методика работы с проблемными наглядными изображениями
3. Фрагмент урока французского языка по развитию монологической речи с использованием зрительных опор
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Идея использования зрительных опор при обучении иноязычному говорению не является новой, однако представляется очень актуальной, поскольку позволяет максимально реализовать известные принципы коммуникативного подхода, лежащие в основе современных методов обучения иностранным языкам, а также соответствует требованиям нормативных документов по оценке качества подготовки выпускников основной и средней школы. Кроме того, «проблемные» картинки предлагаются, как правило, для старшего этапа обучения, так как предполагается, что к данному возрасту в определенной степени уже сформированы общеучебные умения, а также имеется некоторый лингвистический опыт по родному и иностранному языку.
Монолог же, по мнению таких исследователей как Шведова Н.Ю., Зимняя И.А., Виноградов В.В., относится к числу недостаточно разработанных проблем, так как до сих пор он не нашел еще своего единого определения. В методической литературе используются следующие определения монолога: «непосредственно обращенный к собеседнику непринужденный рассказ»; «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника»; «организованный вид речи, предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенного к аудитории». В данной работе под монологом понимается организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предполагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории.
Предметом исследования послужили монологическая речь и зрительные опоры.
В качестве объекта выступает процесс развития устной речи.
Целью исследования является развитие у учащихся старших классов способности осуществлять устное речевое общение через наглядные средства обучения.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить специфику употребления монологического высказывания, выступающего в качестве одной из разновидностей устной речи;
2. раскрыть своеобразие использования наглядных изображений с точки зрения их функциональных возможностей;
3. выявить индивидуально-возрастные особенности учащихся в старших классах;
4. изучить процесс развития монологической речи с использованием картинки в качестве опоры.
В работе использовался комплекс методов исследования: метод моделирования, концептуальный анализ, метод сопоставительного анализа.
Материалом исследования послужили картинки и фотографии из учебника Д.С. Вадюшиной «Французский язык» для 10 класса.
Цель и задачи, поставленные в работе, определили ее структуру, которая отражает основные этапы исследования. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы общим объемом 26 страниц.
Лингвистическая характеристика устной речи
Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.