ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Туризм»

Тема:

«Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан»

Выполнила:

Студентка 3-го курса,

заочная форма обучения

Кинжигужина Надежда Викторовна

Преподаватель:

Сальменова С.К.

 

 

г. Костанай, 2010г.



СОДЕРЖАНИЕ

1. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

2. Государственные органы по регулированию туризма

3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 



Государственное регулирование туристской деятельности

Статья 8. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:

1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;

3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;

4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТУРИЗМА

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;

- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Систему государственного регулирования развития туризма можно представить следующими компонентами:

· Субъекты регулирования;

· Государственные органы и общественные организации;

· Формирование единой государственной политики регулирования развития туризма;

· Методы государственного регулирования;

· Инструменты государственного регулирования [4].

В 1989 г. был ликвидирован Госкомтурист СССР, на протяжении многих лет координировавший сферу туризма в нашей стране, и в течение трех лет не было ведомства, ответственного за развитие этой отрасли. В марте 1992 г. было образовано Министерство культуры и туризма РК, которое менее чем через год было разделено на два самостоятельных ведомства: Министерство культуры и Комитет по туризму.

Дальнейшая реорганизация аппарата правительства РК привела к тому, что было образовано совмещенное ведомство - Комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, затем - Комитет физкультуры и туризма. С 9 августа 1994 г стал функционировать Государственный комитет РК по физической культуре и туризму [7]. Деятельность государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан":

Статья 13. Совет по туризму

1. Совет по туризму создается в качестве консультативно-совещательного органа при Правительстве Республики Казахстан.

2. Совет по туризму состоит из пятнадцати членов, семь из которых представляют уполномоченный орган и иные государственные органы, восемь членов представляют ассоциации и иные объединения туристских организаций.

3. Совет по туризму:

1) вырабатывает предложения по вопросам развития туризма, привлечения инвестиций в данную отрасль экономики, обеспечения благоприятного режима въезда в Республику Казахстан и создания условий для выезда туристов за границу, формирования туристского имиджа республики, подготовки специалистов в области туристской деятельности;

2) для целей информирования потребителей туристских услуг о качестве услуг ведет рейтинг туристских организаций по утвержденному им порядку.

4. Положение о совете по туризму утверждается Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа в области туристской деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Формирование рыночной экономики в Республике Казахстан усилило интерес к формам и методам туристического обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными темпами и возрастание негативных последствий конкуренции и коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса. В течение нескольких поколений значительная часть населения пользовалась туристскими услугами, в результате чего потребность в них была массовой, т.е. вошла в норму жизни, стала частью национальной культуры.

Туризм, являясь социально-экономической подсистемой, взаимосвязан с такими институтами как «экономика», «общество», «экологическая среда». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с другими отраслями народного хозяйства. Поэтому обоснование необходимости государственного регулирования развития туризма строится на основе изучения современного состояния туристского рынка, анализа роли туризма в экономике страны, особенностей туристского потребления и специфики туристского продукта, его воздействия на другие отрасли народного хозяйства, в частности, на экологическое состояние и социально-культурное развитие страны.

Масштабность и важность туризма свидетельствуют о его принадлежности к стратегическим отраслям экономики страны, что требует непосредственного государственного регулирования, с целью обеспечения пропорциональности развития территориальных и отраслевых народнохозяйственных комплексов, обоснования политики занятости, обеспечения роста бюджетных доходов и управления состоянием платежного баланса.

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы.

Основными принципами государственного регулирования туристской деятельности в Республике Казахстан являются:

1) содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;

2) определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности;

3) формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;

4) обеспечение безопасности, защиты прав туристов и туристских организаций Республики Казахстан и их объединений, а также защита их интересов и имущества.

Регулирование развития туризма представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя:

- координацию и содействие развитию туризма в глобальном масштабе, которое осуществляется посредством Всемирной туристской организации при участии международных финансовых организаций;

- согласованность туристской политики на межгосударственном уровне, которая достигается через региональные туристские организации и специальные органы межгосударственных объединений (например, Европейское Сообщество);

- согласованность политики в области туризма на национальном и региональном уровнях, которое осуществляется через специально созданные государственные органы и общественные ассоциации туристских организаций.

Деятельность государственных органов, регулирующих туризм в Казахстане, регламентируется Законом Республики Казахстан "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Одним из основных органов регулирования развития туризма в РК является Министерство туризма и спорта Республики Казахстан. Свою деятельность Министерство осуществляет согласно Положению, утвержденного Правительством РК от 26 апреля 2006 года №329.

Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в РК закрепляются в следующих нормативно-правовых актах:

· Конституция Республики Казахстан, принятая 30 августа 1995 года,

· Закон Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан";

· Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы;

· Концепции развития туризма в Республике Казахстан;

· Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» (от 12 января 2007);

· Законы "О стандартизации", "О сертификации продукции и услуг";

· Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 года N 481 «Об утверждении Правил лицензирования и квалификационных требований, предъявляемых к туроператорской, турагентской деятельности, услугам инструктора туризма»;

· Программа развития перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы;

· Постановление Правительства РК "Правила предоставления гостиничных услуг в РК";

· Постановление Госстандарта РК "Система сертификации ГОСТ Р. Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц";

· Нормативно-правовые Акты Министерства туризма и спорта Республики Казахстан [8] и др.

Многочисленные связи туризма с другими отраслями экономики порождают внешние экономические, экологические и социально-культурные эффекты, распространение которых зачастую находится вне сферы контроля субъектов туристской деятельности. Государственное регулирование развития туризма должно быть направлено на минимизацию негативных и увеличение положительных последствий внешних воздействий.

В последние годы и в Казахстане стали уделять больше внимания развитию туризма. Перспективы развития туристского комплекса во многом зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов [4].

Целью развития туризма в РК "Концепция развития туризма в Республике Казахстан» определяет: а) превращение туризма в доходную отрасль экономики путем создания высокорентабельной индустрии туризма, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный в условиях международного туристского рынка продукт; б) увеличение туристского потенциала республики; в) сохранение и рациональное использование культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов; г)обеспечение доступности туристских ресурсов для всех слоев населения, максимальное удовлетворение потребностей в туристских услугах; д) стимулирование занятости населения; е) повышение эффективности взаимодействия государственных и частных структур в сфере туризма; ж)развитие малого и среднего предпринимательства [2].

Государственное регулирование развития туристской деятельности в РК осуществляется на основе указанных и других целей с учётом мирового опыта.

 



Приложение 1

Из документа «Положение о Министерстве туризма и спорта Республики Казахстан»

 

Общие положения

1. Министерство туризма и спорта Республики Казахстан (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере туризма, игорного бизнеса, физической культуры и спорта.

2. Министерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. <…>

Основные задачи, функции и права Министерства

13. Основными задачами Министерства являются:

- формирование представления о Республике Казахстан как о стране, благоприятной для туризма;

- становление туризма как высокорентабельной отрасли экономики Республики Казахстан;

создание благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии; <…>

14. Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет:

1) стратегические функции, осуществляемые аппаратом Министерства:

- осуществляет функции государственного управления в области туристской деятельности;

- разрабатывает программы развития туристской отрасли в Республике Казахстан;

- в пределах своей компетенции разрабатывает, заключает и исполняет международные договоры в области туристской деятельности, представляет Казахстан в международных туристских организациях и на международных мероприятиях по туризму;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан об игорном бизнесе, туризма и физической культуре и спорта;

2) регулятивные функции, осуществляемые аппаратом Министерства:

- принимает участие в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам туристской деятельности;

- в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты, обобщает практику применения законодательства и вносит предложения по его совершенствованию;

- проводит исследования туристского рынка, готовит и распространяет информацию о Казахстане и его туристских возможностях на международном туристском рынке и внутри государства;

- координирует деятельность местных исполнительных органов, туристских и других организаций независимо от форм собственности в области туристской деятельности;

- содействует развитию конкуренции на рынке туристских услуг, создает равные условия на нем для всех субъектов туристской деятельности независимо от форм собственности;

- создает условия для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

- содействует развитию туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий;

- содействует в создании новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Республики Казахстан за счет развития туристской индустрии;

- содействует развитию международных туристских контактов;

- содействует созданию благоприятных условий для инвестирования туристской индустрии;

- содействует создание эффективной системы туристской деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и международного туризма;

- вырабатывает предложения по формированию политики по развитию индустрии туризма, инвестиций в туризм;

- осуществляет содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;

- содействует участию отечественных туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;

- содействует в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

- обеспечивает рациональное и эффективное использование, учет и защиту туристских ресурсов страны;

- совместно с заинтересованными министерствами и другими исполнительными органами разрабатывает и организует выполнение программы обеспечения защиты и безопасности туристов;

- определят порядок аттестации работников туристских организаций;

- совместно с уполномоченным органом в области технического регулирования регулирует вопросы стандартизации;

3) регулятивные функции, осуществляемые ведомствами:

- информирует туроператоров, турагентов и туристов о возможных опасностях для туристов в стране (месте) временного пребывания;

- оказывает субъектам туристской деятельности и областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органам методическую и консультативную помощь в вопросах, связанных с организацией деятельности субъектов туристской деятельности;

5) контрольные функции, осуществляемые ведомствами: осуществляет контроль за исполнением законодательства Республики Казахстан и нормативных правовых актов в области туристской деятельности;

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Туризм»

Тема:

«Государственное регулирование развития туризма в Республике Казахстан»

Выполнила:

Студентка 3-го курса,

заочная форма обучения

Кинжигужина Надежда Викторовна

Преподаватель:

Сальменова С.К.

 

 

г. Костанай, 2010г.



СОДЕРЖАНИЕ

1. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

2. Государственные органы по регулированию туризма

3. Нормативно-правовая база по регулированию туризма

Заключение

Список использованных источников

Приложение

 



ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Историческая практика показывает, что развитие услуг в любой стране всегда, так или иначе, регулировалось государственно-правовыми институтами. В этом случае государство выступало особым аппаратом, который, опираясь на механизм закона и органы принуждения, регулировал отношения между производителями и потребителями услуг, задавал правила конкурентной борьбы между субъектами сервисной активности, ограничивал возможности предпринимателей монополизировать тот или иной вид услуг. Благодаря этому государственно-правовая система была способна поддерживать в обществе стабильность, регулировать кризисные процессы в экономике и общественной практике, переводя их в нормальное русло [1].

В последние годы сфера туристского бизнеса выходит на качественно новый уровень. В Концепции развития туризма в Республике Казахстан (Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года N 333) говорится: «Данная Концепция предполагает формирование целостной государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Казахстане современной конкурентоспособной индустрии туризма» [2].

Следует признать, что в современной литературе, нормативных источниках, посвященных рассматриваемой теме, роль государства определяется по-разному. Например, если в одном случае речь может идти о «государственной поддержке» то в другом - о государственном управлении туризмом. Анализ понятий «регулирование» и «управление» показывает, что для отождествления их нет достаточных оснований, но и противопоставлять их не стоит, т.к. одно из них является одновременно стороной другого. Говоря об управлении, в целом представляется целесообразным взять за основу наиболее общее понятие. Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности [3].

Государственное регулирование развития туризма - это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Это сложный процесс, включающий в себя процедуру разработки государственной политики регулирования развития туризма, обоснования ее цели, задач, основных направлений, выбора инструментов и методов ее проведения [4].

Одним из приоритетных путей осуществления функции регулирования является разработка и принятие государством необходимых нормативных правовых актов, стимулирующих или ограничивающих деятельность различных субъектов сферы туризма и сервиса. Важной вехой на этом пути стало вступление в силу Закона Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан". Данный нормативный акт раскрывает принципы и сущность государственного регулирования туристской деятельности в РК.

Прежде чем перейти к описанию основных принципов госрегулирования туристской деятельности, дадим определение самого понятия «принцип».

Согласно словарю С.И. Ожегова «ПРИНЦИП, -а, м. 1. Основное, исходное положение какой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки. Эстетические принципы. 2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твердых принципов. Отказаться от чего-н. из принципа. 3. Основная особенность в устройстве чего-н. Механизм действует по принципу насоса. * В принципе - в основном, в общем, в целом. В принципе я согласен» [5].

Таким образом, принцип - (от лат. Principium) начало, основа.

В Законе Республики Казахстан от 13 июня 2001 г. № 211-II "О туристской деятельности в Республике Казахстан" чётко указаны принципы (основы) государственного регулирования турдеятельности.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 202.