§ Иерархичность
§ Саморегуляция
§ Открытость
§ Информационность
§ Самодетерминированность
§ Самоорганизация
Закрытое и открытое общество
Закрытое общество – по К. Попперу – тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).
Открытое общество – по К. Попперу – тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности. Отсутствует государственная идеология, а на уровне конституции закрепляются принципы духовной свободы, которые человек реально использует. То есть он сам пытается найти основные ценности).
Закрытое общество склонно к специализации, а открытое – к творчеству.
В открытом обществе каждый участник ответственен за свою жизнь и заботится преимущественно о себе, при этом в обществе уважается право на частную собственность и личное достоинство. В закрытом обществе «святой долг» – заботиться о других, а частная собственность – дело сомнительное (предосудительное) или даже преступное, недостойное.
Соборное общество
Соборное общество – судьбоносный фактор человечества как холистической системы. Это такое социальное образование, в котором люди добровольно и осознанно выбирают качественно новую стратегию собственной жизни, предполагающую организацию межличностных взаимодействий на основе христианских ценностей (христианских заповедей Любви), что способствует формированию открытых энергоинформационных связей с притоком внешней энергии
Социальная группа
Социальная группа – это объединение людей. Основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. Наряду с анализом уровня формализацтт групп рассматривается и их классификация. Напримет, по степени приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные.
Первичная – это, как правило, небольшая группа, члены которой хорошо знают друг друга или большинство из ее представителей. Такая группа оказыват весьма сильное влияние на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.
Вторичная группа более многочисленна и может иметь в своем составе одну или несколько первичных групп. Степень влияния такой группы на индивидов может различатся в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы. Примером первичной группы является семья, группа ваших друзей и т.д. К вторичным группам можно отнести коллектив курса студентов. Политическую партию. К которой вы принадлежите, и др.
Большинство первичных групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных – формальными. Однако одназначность оценок может послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной. Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.
В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. С точки зрения методологии и методики, классификация представляет собой вычленение из статической целостности (универсума) социальных групп таких, которые имеют одинаковые (в определенном значении) характеристики, выбранные исследователем, например этические.
Приведенный Юбэнком анализ позволил ему разработать семь основных признаков классификации:
· на основе этнической или расовой принадлежности;
· на основе уровня культурного развития;
· на основе типов структуры, существующей в группах;
· на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях;
· на основе преобладающих типов контактов между членами группы;
· на основе различных видов связей, существующих в группах;
· на других принципах.
Основная классификация зависят от цели исследования, которая, как правило, содержится в классификации лишь имплицитно.
Социальный институт
Социальный институт – исторически сложившаяся организационная форма человеческой деятельности.
Социальный институт существует для выполнения основных задач общества, например, для достижения ценностных целей культуры.
Приведенные примеры показывают, что общество удовлетворяет свои основные потребности с помощью социальных институтов. Социальный институт устойчивая модель действия, связанная с той или иной основной потребностью общества, регулируемую определенными нормами и отражающую определенное социальное взаимовлияние. Социальные институты обеспечивают, таким образом, упорядоченность и предсказуемость социальной жизни; социальный институт представляет собой систему действий, которая регулирует поведение членов общества или группы (Douglas, 1973).
Щепаньски (1970) перечисляет следующие четыре функции социальных институтов:
Они делают возможным удовлетворение различных потребностей.
Они регулируют действия индивидов в рамках социальных отношений, т.е. обеспечивают выполнение желаемых действий и подавление нежелательного поведения.
Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества.
Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т.е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции.
Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро институтов – различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существуют свои формы институтов, например, этикет общения, разные бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы. Институты – это компоненты реальной жизни в определенные промежутки времени. В определенных ситуациях, в определенных обществах.
С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение осмысленной связи реальности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий и ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. Индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязанности или возможности, созданные бракосочетанием. Институты управляют человеческим поведением и стабилизирует его.
Социальная система
Социальная система – целостное структурированное образование, основными элементами которого являются люди. Их группы и общности, связи и взаимодействия, социальные ценности и нормы, социальные институты и организации и др.
Наиболее наглядным и показательным примером является само общество, которое неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных структурных единиц (подсистем). Каждая из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальная система. Структура общества отличает его, с одной стороны, от хаотического, произвольного скопления индивидов, а с другой, от других социальных систем, имеющих иную, свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и качественную определенность. Вместе с тем, она служит основой стабильности, устойчивости общества. Кроме того, именно потому, что общество – это не простая сумма индивидов, а целостное образование, оно порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей, иных его структурных элементов или их суммы. Как особая социальная система общества функционирует и развивается по своим собственным законам. Все это относится не только к обществу, но и к любой его подсистеме, которая в иной связи выступает как самостоятельная социальная система.
Социальная структура
Социальная структура (от лат.structura – строение) – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочнная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними.
Культура
«Культура» – возделывание, обрабатывание.
Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни. О «нарастающей» культуре, когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. «Аккумуляция» культуры происходит за счет конкретных открытий и изобретений за счет диффузии, т.е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптации к новым условиям.
Рост культуры проявляется более явно в материальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труднее поддается «исчислению», чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические векторы могут способствовать или мешать росту культуры.
Быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение и наиболее медленно – ценности. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобретений в обществе.
Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с главной или господствующей культурой.
Межкультурные различия, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции. Отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементом и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом.
Социальная стратификация
Социальная стратификация – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.
Социальная стратификация отражает социальную неоднородность общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство. Критерии подразделения общества на слои (страты) могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но
чаще всего выделяются профессия, доход, образования, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции и др. При всем различии подходов социологов к проблеме социальной стратификации можно выделить общее: с.с. – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Особенно большой вклад в разработку теории С.с внес П.А. Сорокин, который исходил из того, что общество не может быть и не бывает однородным, оно всегда дифференцированно. Вместе с тем, не отрицая деления общества на классы, П.А. Сорокин считал односторонней, упрощающей и огрубляющей социальную структуру общества. Заслуга П.А. Сорокина и в том, что он впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Серьезный вклад в разработку С.с внесли социологи-функционалисты (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.).
Социальная мобильность
Мобильность в широком понимании – это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения – эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности. Главные формы социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное положение, например, перемены в течение жизни одного общественного класса в другой. В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятствует, что-то является ее последствием.
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти – первостепенные стимулы или соответственно препятствия для перемещения человека с одного слоя на другую.
Миграция
Миграция – перемещение, переселение, подвижность населения, в результате которых обычно происходит изменение численности населения на той или иной территории.
Социальный слой
Социальный слой – обозначение социальной группы. Выделяемой на основании некоторых общих признаков, например, квалифицмрованные рабочие. Пенсионеры и др.
Ценность
Ценность – приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это – тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.
Народ
Народ – это все население той или иной страны как целостное образование, включающее различные классы, социальные слои и группы, этнические и иные общности, объединенное его государственной общностью, единством исторических судеб, коллективного опыта, образа жизни и самоидентификацией и являющееся высшим носителем власти.
Свобода
Свобода – самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических органов, организаций и объединений и др.), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В наличии у них соответствующих прав и их гарантий.
Заключение
В современной социологии нет и, видимо, не может быть одной – универсальной, все объясняющей теории. В ней сосуществует множество различных, часто противоположных, подходов, парадигм, концептуальных схем. Периодически тот или иной подход выдвигается на передний план и временно оказывает определяющее влияние на развитие социологии, стимулируя соответствующие изменения во всех других направлениях, определенным образом «модернизируя» их. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Поставленные передо мной цели и задачи были выполнены.
Список используемой литературы
1. Э.К. Асп, Введение в социологию, «Алетейя», 2000 г.
2. Л.А. Зеленов, Основы социологии, «ВЛАДОС», 2000 Г.
3. В.Н. Лавриненко, Социология, «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 г.
4. Э.В. Падевосян, Словарь справочник по социологии и полиологии, «Знание», 1996 г.
5. В. Харчева, Основы социологии, «Логос», 2001 г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 271.