Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем мире челове­ка и животных, то есть наука о психике. Предмет психологииэто происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных. Методы психологии:

• методы сбора информации.

• методы обработки данных.

• методы психологического воздействия.

Структура современной психологии:

общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

психология аномального развития . Изучает отклонения в развитии психики;

медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность

Эволюция психики. Отличие психики человека от психики животного

Нет сомнения, что существует огромная разница между психикой человека и психикой самого высшего животного.

Первое таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости — сознательно. Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.

Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия.

Третьим, весьма существенным различием между животными и человеком является различие в чувствах.

Четвертое важнейшее отличие психики человека от психики животных заключается в условиях их развития.

 

Воображение. Его виды и механизмы.

Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Является видом психической деятельности человека, т.е предвосхищая заранее цель своей деятельности, человек тем самым развивал свое воображение.

Виды воображения:

По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное и без волевых усилий создание новых образов; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование человеком своего опыта и реконструкция их в новые образы.

По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения. творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Творческое воображение называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании. Иногда выделяют: пассивное и активное воображение. Мечта может выступать формой пассивного воображения, но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь.

Механизмы процесса воображения:

Агглютинация - механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов

Гиперболизация – предметов, их качеств, количества элементов и т.д

Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой человека;

Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов.

 

Речь. Ее функции и виды.

Речь – один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемой в форме языкового общения. Каждый человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания мыслей, высказанных другими.

В психической жизни человека речь выполняет ряд функций. Прежде всего она является средством общения. В коммуникативной функции речи выделяются три стороны:

информационная, которая проявляется в передаче общественного опыта и знаний;

выразительная, помогающая передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения;

волеизъявительная, направленная на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Речь также выполняет функцию обобщения и абстрагирования. Эта функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, конкретный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Обобщая в слове воспринимаемое явление, мы одновременно абстрагируемся от ряда конкретных признаков.

Различают две формы речи – внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь включает несколько психологически своеобразных видов речи: устную, или разговорную, и письменную, которой человек овладевает, осваивая грамоту – чтение и письмо.

Самым древним видом речи является устная диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких людей, которое протекает в форме разговора или обмена репликами по поводу происходящих событий.

Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь является разновидностью монологической речи, но она еще более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь не предполагает обратной связи с собеседником и не имеет никаких дополнительных средств воздействия на него, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь не является средством общения. Это особый вид речевой деятельности, формирующийся на основе внешней. Во внутренней речи формируется и существует мысль, она выступает как фаза планирования деятельности.

 

Мотивация деятельности.

Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

В мотивационной сфере выделяются:

мотивационная система личности — общая организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

В психологии принято выделять следующие виды мотивации человека:

Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связана с содержанием какой-то деятельности, а обусловлена внешними для человека обстоятельствами.

Внутренняя мотивация – это мотивация, связанная с содержанием деятельности, но не с внешними обстоятельствами

Отрицательная мотивация – это мотивация, основанная на отрицательных стимулах

Положительная мотивация – это мотивация, основанная на положительных стимулах

 

Волевые качества личности.

Воля - это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать свое поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели.

Волевые качества личности – это сложившиеся в процессе жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодоления препятствий на жизненном пути.

Психологи называют множество волевых качеств личности, назовем прежде всего основные, базовые волевые качества.

Целеустремленность – это сознательная и активная направленность личности на определенны результат деятельности.

Инициативность – это активная направленность личности на совершение действия. Она лежит в основе пускового этапа любого волевого акта. Любой волевой акт начинается с инициативы.

Самостоятельность – это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле.

Решительность – свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность проявляется во всех фазах волевого акта.

Энергичность – это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели.

Настойчивость – это качество личности, проявляющееся в умении ее мобилизовать свои силы для постоянной Ии длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Упрямство – это неразумная воля.

Организованность – качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности.

Дисциплинированность – это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела.

Самоконтроль - это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

 

Понятие, предмет, метод и структура психологии. Отрасли психологии.

Психология — это об­ласть знаний о внутреннем мире челове­ка и животных, то есть наука о психике. Предмет психологииэто происхождение, законо­мерности развития и функционирования психики чело­века и животных. Методы психологии:

• методы сбора информации.

• методы обработки данных.

• методы психологического воздействия.

Структура современной психологии:

общая психология. Носит фундаменталь­ный характер. Она изучает общие фундамен­тальные свойства, качества и состояния пси­хики, формулирует принципы и понятия, которыми руководствуются специальные психологические дисциплины;

дифференциальная психология. Выявля­ет индивидуальные различия людей и предпо­сылки их развития;

генетическая психология. Изучает на­следственные механизмы психики поведения человека;

сравнительная психология. Исследует фило­генетические формы психической жизни людей, сопоставляет психику животных и людей;

социальная психология. Занимается ис­следованием психических явлений, которые возникают в процессе взаимодействия людей;

психология аномального развития . Изучает отклонения в развитии психики;

медицинская психология. Изучает психо­логические особенности деятельности вра­ча и больного, разрабатывает психологиче­ские методы лечения больного;

юридическая психология. Занимается ис­следованием психологических особенностей поведения участников уголовного процесса;

военная психология. Изучает поведение человека в условиях военных действий, психо­логические стороны взаимодействия коман­диров и подчиненных, психологические проблемы управления боевой техникой;

психология спорта. Рассматривает психо­логические аспекты личности и деятельно­сти спортсменов;

психология торговли. Выясняет психоло­гические особенности воздействия рекламы, индивидуальные восприятия товаров и дру­гие особенности спроса;

психология научного творчества. Изуча­ет особенности творческой личности и фак­торы, которые стимулируют творческую актив­ность

Дата: 2019-04-23, просмотров: 228.