Филиал в г.Ейске
Факультет - социально культурный сервис и туризм
Курсовая работа
по дисциплине: «Курортное дело с основами курортологии»
тема: «Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха»
Выполняла студентка 2 курса
Специальность 100103
Группа 04–СТЕ–3
Студенческий билет 192
Абрамова Елена Владимировна
Проверила: Журавлева Лидия Борисовна
Оценка: ______________
г. Ейск
2005г.
Содержание :
Введение
I. История
II. Нормативно правовая база РФ
1. Управление туристским комплексом на макроэкономическом уровне
2. Организация структуры управления туризма на мезо и микро экономическом уровне
3. Функции государства в управлении туризма
III. Международная координация в сфере туризма и санаторно-курортного лечения
IV. Государственная политика международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации
Заключение
Список литературы
Введение
Государственная политики развития курортного дела в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, а также в соответствии с планом Минздрава России по реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года. Концепция определяет основные задачи и направления государственной политики развития курортного дела в России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее реализации.
А также государственная политики развития курортного дела в Российской Федерации, имеет комплексе лечебно- профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление. Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха.
I. История
Отрывочные сведения о лечебных местностях России содержатся еще в произведениях писателей древности и средневековья. Арабский путешественник Ибн-Баттута в середине XIV века писал о горячем минеральном источнике на Северном Кавказе в районе современного Пятигорска.
Первые государственные мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации с лечебными целями проведены по инициативе Петра I, который ознакомился с некоторыми зарубежными курортами и решил искать русские «ключевые воды». Первые курорты в России возникли в первой половине XVIII в. Петр Первый, вернувшись после лечения на заграничных курортах, приказал придворным медикам «искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от различных болезней» (Полное собрание законов Российской империи. М., 1830. Т. 6 - № 3579. С. 191). В 1717 году издан указ «О приискании в России минеральных вод», которыми можно «пользоваться от разных болезней». Вскоре в Олонецкой губернии были обнаружены минеральные воды.
В эти же годы придворный лейб-медик доктор Шобер совершил путешествия в разные районы страны. В его описаниях упоминаются Сергиевские минеральные воды в Поволжье и Пятигорские горячие источники на Северном Кавказе. Еще раньше, в 1714 году в Карелии рабочий И. Рябоев, страдавший «сердечной болезнью», открыл источник железистой воды, лечился ею, и, выздоровев, доложил о том царю. В 1719 году Петр I издал указ о Марциальных Кончезерских водах близ Петрозаводска. Здесь был построен дворец, в котором во время лечения жил царь с семьей. Так в 1719 г. открылся первый курорт в России Марциальные Воды. Это был первый официально утвержденный курорт России.
В те же годы немецким ученым Х. Паульсеном по указу Петра I были заложены «бадерские бани» на Липецких соленых водах, которые вскоре приобрели популярность в России и явились базой второго ее курорта. По указу царя были составлены правила пользования минеральными водами - «Дохтурские правила, как при оных водах поступать». Разработанные Шобером первые правила пользования минеральными водами («дохтурские правила») предписывали перед поездкой на курорт посоветоваться с докторами, а при лечении водами выполнять напечатанные правила. Так были введены обязательные условия пользования лечебными водами на курортах России.
В связи с завоеванием земель кавказских горцев были открыты давно известные местным жителям источники лечебных минеральных вод. Эти воды использовались для лечения раненых солдат. В дальнейшем центром изучения природных лечебных ресурсов становятся Кавказские минеральные воды. В 1770-х-90-х годах проведены первые систематические исследования и даны подробные описания минеральных вод данного района. В 1773 г. здесь побывали экспедиции, возглавляемые академиком П. С. Палласом и врачом-естествоиспытателем И.А. Гильденштедтом, которые впервые описали в своих дневниках природные богатства района Пятигорска. Через 20 лет П.С. Паллас вновь посетил Северный Кавказ и описал минеральные воды Кисловодска. Его сообщение на заседании Академии наук произвело большое впечатление и пробудило интерес ученых к Кавказским минеральным водам. Но фактическое открытие Кавказских Минеральных Вод состоялось в 1803 году, когда в крепости близ источника «кислой воды» (нарзана) возникли первые жилые строения, и крепость получила название Кисловодской. Затем последовало открытие ессентукских и железноводских минеральных вод. По представлению Медицинской коллегии в 1803 г. издан указ царя о признании этого региона лечебной местностью государственного значения. В 1810 г, московский врач Ф.П. Гааз открыл источники минеральных вод в Железноводске и Ессентуках.
Более подробно изучил источники Кавказских Минеральных Вод профессор Петербургской медико-хирургической академии А.П. Нелюбин, который по ходатайству генерала А.П. Ермолова, командовавшего в то время войсками на Кавказе, был командирован в этот регион. А.П. Нелюбин впервые в России произвел физико-химическое исследование минеральных вод и издал «Полное историческое, физико-химическое, врачебное описание Кавказских Минеральных Вод».
Во второй половине XVIII века и особенно в XIX веке шло быстрое развитие курортного дела: в различных районах страны изучались минеральные источники и грязевые озера (их описания даны в трудах Ф. Гебера, Н. Воронихина, Л. Бертенсона и других ученых), происходило официальное открытие курортов. В 1828 году основан курорт Старая Русса, в 1830 г. - Одесские грязевые курорты, в 1833 году - Сергиевские Минеральные Воды, в 1838 - Кемери, в 1842 - Друскининкай, в 1848 году - Усолье, в 1867 году - Белокуриха.
На берегу Сакского озера в 1836 г. было открыто отделение Симферопольского госпиталя, в котором лечились преимущественно от ревматизма. Отделение размещалось в небольшой гостинице и деревянном бараке, предназначенном для раздевания, обмывания и отдыха больных. После Крымской войны 1853-1856 гг. сакской грязью лечили участников обороны Севастополя.
Войны на Кавказе, в Крыму, Средней Азии сопровождались открытиями новых лечебных местностей, природные ресурсы которых использовались для лечения солдат и офицеров царской армии, страдавших от различных болезней и ранений, полученных на фронтах.
Среди многочисленных лечебных местностей в государственном управлении значились Кавказские, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Кемеринские минеральные воды.
Во второй половине XIX в. были обследованы лечебно-климатические местности Крыма - Сакское и Тинакское озера, в Сибири - Ямаровка и Дарасун, в Средней Азии - Иссык- Куль, на территории Казахстана - Алма-Арасан, в Грузии - Боржоми, Цхалтубо и др. Курорты открывались, но заботы об их благоустройстве не проявлялось. Как правило, лечебные местности передавались в аренду городам, земствам, частным компаниям и лицам царствующего дома.
Постепенно география изучения минеральных вод расширяется и переходит через Урал в Сибирь. В 1868 г. исследователь Афанасий Бушуев открыл минеральные источники на побережье Охотского моря, вблизи нынешнего Магадана (курорт Талая).
Одновременно с лечебными свойствами минеральных вод и грязей обнаружил ось благоприятное воздействие климата на больных на Южном берегу Крыма. Выявились также целебные свойства кумыса. Сеть здравниц, использовавших природные лечебные ресурсы, постепенно расширялась. Но научная работа по изучению природных лечебных факторов велась преимущественно силами энтузиастов (Ф.П. Гааз, Ф.А. Баталии, А.П. Нелюбин и др.).
С 80-х годов XIX века правительство начинает выкупать курорты. В 1883 году прекращена аренда Кавказских Минеральных Вод, особое значение которых было подчеркнуто созданием специального медицинского управления во главе с врачом - правительственным комиссаром. Кроме них, под непосредственным управлением различных департаментов находились курорты Сергиевские Минеральные Воды, Старая Русса и Липецк. К этому же периоду относится введение закона об охране курортов.
Выдающиеся врачи С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов неоднократно в своих выступлениях и публикациях подчеркивали важность курортного лечения в комплексной терапии и доказывали преимущества российских природных лечебных ресурсов. Однако вся элита общества предпочитала отдыхать за границей. Обеспокоенное оттоком валюты из России за рубеж царское правительство приняло решение сдать в частную аренду некоторые крупные курорты, надеясь на их благоустройство с помощью частного капитала. Существенных результатов это не дало, но создало на ряде курортов предпосылки для их дальнейшего развития. Началось систематическое изучение минеральных вод, развивалась общекурортная инфраструктура (строились гостиницы, дороги, например, вдоль Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа), создавались общекурортные службы. Помимо лечения, на курортах начала создаваться развлекательная индустрия, строились залы, где давались балы и проводились концерты.
В XX веке владельцы курортов с целью увеличения прибылей оживили работы по благоустройству санаториев и лечебниц. В частности, были построены водолечебницы в Пятигорске и Кисловодске, грязелечебница в Ессентуках. Но в целом значительного сдвига в курортном деле не было. Отечественные ученые проявляли инициативу в изучении месторождений минеральных вод и грязей, возможностей их лечебного использования, однако результаты исследований не имели практического воплощения.
К началу XX в. Россия имела 36 курортов, объединявших 60 санаториев общей емкостью 3000 мест, а также несколько кумысолечебниц. Наиболее развитыми в то время были кypopты Пятигорск, Кисловодск, Боржоми, Саки, Старая Русса, Сергиевск, Славянок, Одесса, Евпатория.
Первая мировая война положила конец развитию курортного дела и резко сократила приток отдыхающих. Но и в эти годы в прифронтовой полосе, на Новгородчине, были организованы два курорта «Сольцы» И «Варницы» С реабилитационными целями для долечивания раненых.
По материалам 3-го съезда Русского Бальнеологического общества (1913 год), при наличии 500 известных источников минеральных вод и месторождений лечебных грязей, было лишь 36 курортов, где они использовались. Всего, по официальной статистике, в 1912 году в России было 72 курорта. Какой-либо системы санитарной охраны курортных местностей не существовало. В течение многих лет не был реализован проект закона о «санитарной и горной охране лечебных местностей», к которым были отнесены места с источниками минеральных вод и лечебными грязями, морскими купаниями, кумысолечением и Климатические станции. Этот закон был принят только в 1914 году.
Таким образом, состояние курортного дела в царской России характеризовал ось недоступностью курортного лечения широким массам населения и низким уровнем организации лечебной работы вследствие нехватки лечебных учреждений (особенно детских), медицинских кадров и доминирующей роли частной практики.
Состоявшийся в 1915 году в Петрограде съезд по вопросам улучшения состояния отечественных лечебных местностей высказался за передачу всех курортов в ведение земских и городских учреждений. Однако какие-либо коренные преобразования в курортном деле стали возможными только в годы Советской власти. Специальным постановлением правительства в 1918 году все существовавшие на территории страны Курорты были объявлены государственной собственностью и переданы введение ВСНХ, который возложил управление ими и заботу об их развитии на Наркомздрав РСФСР. В 1919 году декретом СНК РСФСР «О лечебных местностях общегосударственного значения» Наркомздраву было поручено включить курортную помощь в общий план лечебно-профилактических мероприятий. К управлению курортами были привлечены профсоюзы, а к их развитию на научной основе - медицинские научные общества, к охране курортных ресурсов - местные советы и специальные комиссии. В 1923 году создается главное курортное управление Наркомздрава во главе с наркомом Н.А. Семашко и специалистом по курортному делу Н.И. Тезяковым. Был открыт также ряд профильных НИИ. Таким образом, были заложены основы развития санаторно-курортного дела в стране.
В советский период курортное дело начинает бурно развиваться. В первые же годы было принято несколько декретов:
· о национализации курортов;
· о лечебных местностях государственного значения;
· об использовании Крыма для лечения трудящихся;
· об организации домов отдыха;
· о принципах санаторно-курортного лечения;
· об охране природных ресурсов.
В основу программы развития санаторно-курортного дела положен принцип, выдвинутый В.И. Лениным «Курорты - для трудящихся». Декреты правительства, принятые в первые годы Советской власти, послужили началом развития курортов и организации учреждений отдыха трудящихся. Декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения» (1919 год) провозгласил национализацию курортов. Этот декрет имел важное значение для становления санаторно-курортного дела в стране. Он положил начало санитарной охране курортов.
Тяжелое экономическое положение страны не позволяло выделять достаточные средства для развития курортного хозяйства. В 1919 году в стране существовало всего 5 курортов - Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные Воды, Эльтон и Кашин. В 1920 году общее число действующих курортов достигло 22, их коечный фонд составил 21 тысячу единиц. В этом году лечение получили около 50 тысяч больных. В 1921-22 годах начали функционировать курорты Черноморского побережья Кавказа (Анапа, Сочи) и Прибалтики (Сестрорецк). В 1923году восстанавливаются курорты Забайкалья и Дальнего Востока.
Первый дом отдыха был открыт в мае 1920 года в одном из дворцов на Каменном острове в Петрограде, последующие под Москвой (в Серебряном Бору, Тарасовке, Звенигороде, Краскове), на Урале и т. д. Первые санатории и дома отдыха создавались на базе бывших дворцовых (Ливадия) и помещичьих (Узкое, Марфино, Архангельское) усадеб, дач (Болшево) и частных санаториев, пансионатов и гостиниц.
В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет «О домах отдыха», после которого губернские отделы профсоюзов приступили к повсеместной организации домов отдыха. Кроме того, было решено привлечь к санаторно-курортному строительству средства социального страхования. С первых послереволюционных лет началось научное изучение курортных факторов, их влияния на организм человека. Повсеместно организуются курортные поликлиники. Санатории становятся основными лечебными учреждениями на курорте.
В 1920 г. в Пятигорске был создан Бальнеологический институт. Несмотря на ограниченные материальные возможности страны, даже в годы разрухи выделялись ассигнования на развитие системы лечебно-оздоровительных учреждений.
Период с 1922 года по 1928 год характеризуется совершенствованием управления курортами. В 1923 году при Наркомздраве создано Главное курортное управление. Происходит дифференциация курортов общегосударственного и местного значения, впервые организуются ведомственные санатории на курортах, в развитие курортного дела активно включаются профсоюзы, создаются условия для перевода отдельных санаториев на хозрасчет. На многих крупных курортах страны стала внедряться и совершенствоваться система амбулаторно-курсовочного лечения. Выделяются средства на проведение гидрогеологических, водопроводно-канализационных и горнотехнических работ на курортах, пособия для восстановления жилищных фондов и бальнеологических установок, долгосрочные ссуды на восстановительные и строительные работы, на ведение курортных хозяйств.
С началом первых пятилеток страна приступила к строительству новых рекреационных предприятий. Были начаты работы по реконструкции и расширению ведущих курортных зон (разработаны проекты развития Южного берега Крыма, Сочи, начато освоение рекреационных территорий Сибири). Для периода 1929-1932 годов характерен большой размах курортного строительства. На курортное лечение направлялись преимущественно рабочие с производства. Местные органы управления курортами уже располагали необходимыми экономическими возможностями, поэтому ряд курортов был полностью передан в их подчинение, но при сохранении единства планирования курортного дела в целом по стране. Постепенно продлевались сроки сезонного функционирования курортов и санаториев, а государственные курорты переводилось на круглогодичную работу. Повысилась Культура медицинского обслуживания на курортах, резко возросла их пропускная способность. Одновременно развивалась сеть оздоровительных учреждений. В 1926 году дома отдыха были переданы в ведение Центрального управления социального страхования при Наркомтруде СССР, с 1933 года - в ведение профсоюзов. К этому же периоду относится организация домов отдыха для матерей с детьми.
В период с 1933 по 1937 годы были начаты работы по реконструкции курортов Кавказских Минеральных Вод, Сочи- Мацестинской группы, построены благоустроенные санатории в Сочи, Кисловодске, Ессентуках.
К началу 1940 г. в СССР были 3600 санаториев и домов отдыха почти на 470 тыс. мест. Новые курорты создавались на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (Чемал, Лебяжье, Усть-Качка, Кульдур). Значительно увеличилось число санаториев для лечения детей. Много внимания уделялось эффективному использованию курортных ресурсов, совершенствованию бальнеотехнического хозяйства, горно-санитарной охране курортов.
В годы Великой Отечественной войны санатории были превращены в мощную сеть тыловых госпиталей. Только на курортах Кавминвод работали госпитали на 30 тыс. коек. На ряде курортов были созданы специальные «курортные» госпитали для долечивания раненых. Курорты и санатории, оказавшиеся на оккупированных территориях, подверглись полному или частичному уничтожению и разграблению (Старая Русса, Ленинградский курортный район и др.). Но еще до окончания войны началось успешное восстановление санаторно-курортных учреждений, возобновилась деятельность санаториев.
Война нанесла огромный ущерб рекреационному хозяйству страны, так как большинство ведущих курортных территорий оказалось в зоне боевых действий. За пять послевоенных лет были восстановлены и реконструированы разрушенные курорты и построены новые. К 1950 г. количество мест в здравницах превысило довоенный уровень.
Дальнейший послевоенный период характеризовался следующими тенденциями:
· быстрым ростом санаторно-курортных учреждений и количества в них мест;
· расширением географии курортных зон на восток, созданием санаторной базы в Сибири и на Дальнем Востоке;
· концентрацией рекреационного обслуживания за счет увеличения средней емкости здравниц, укрупнения предприятий, активного развития рекреационных районов;
· развитием новых форм обслуживания (курсовочное обслуживание на базе курортных поликлиник, семейный отдых в пансионатах и домах отдыха, организация ведомственных здравниц и баз отдыха);
· планомерным изучением природных лечебных ресурсов на территории всего СССР с выделением перспективных лечебных местностей;
· организацией многочисленных институтов курортологии (в Москве, Юрмале, Друскининкае, Одессе, Ялте, Сочи, Сухуми, Ереване, Баку, Ташкенте, Екатеринбурге, Томске, Владивостоке);
· появлением «Лечминресурсов» Минздрава СССР, специализированного гидрогеологического объединения по разведке, выведению, охране и эксплуатации природных лечебных ресурсов;
· созданием многочисленных проектных архитектурных институтов, занимавшихся планированием рекреационных зон и проектированием санаторно-курортных учреждений (Союзкурортпроект, Институт проектирования объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения).
К 1950 году было около 2000 санаториев на 250 тысяч мест. В 1956 году проведены реорганизация управления санаторно-курортным делом, объединение и укрупнение мелких учреждений. Советская курортология заняла передовые позиции в мире. В 1960 г. Совмин СССР принял постановление о передаче профсоюзам хозрасчетных санаторно-курортных учреждений, курортных поликлиники домов отдыха за исключением учреждений детского отдыха и туберкулезных санаториев.
Планирование было возложено на ВЦСПС, Госплан СССР и Совмины союзных республик. Был создан Центральный курортный совет с многочисленными региональными отделениями, которые руководили лечебно-оздоровительным отдыхом. Передача здравниц профсоюзам вызвала бурный рост санаторно-курортных учреждений по всей стране. Научные исследования проводились по заданию Госкомитета по науке и технике.
В 1976 г. в связи с возникновением хаоса при организации курортных территорий, приведшего к загрязнению окружающей среды, ухудшению качества природных лечебных ресурсов, вышло постановление Совмина СССР «О мерах по упорядочению застройки территории курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха».
Активное развитие курортной сети обусловило формирование самой широкой в мире сети курортных учреждений. К началу перестройки в СССР было более 14 тыс. здравниц на 2,5 млн. мест. Создались мощные агломерации (Большие Сочи, Большая Ялта, Кавказские Минводы, Большая Юрмала).
В практику курортного дела внедрялись новые прогрессивные формы курортного лечения, повышался уровень комфортности, но начавшийся в конце 80-х гг. развал экономики ударил по курортной системе страны: ухудшилось качество обслуживания, снизился уровень питания, возросли цены на путевки.
Оставшиеся без государственного финансирования здравницы не смогли перейти на самофинансирование. Коммунальные затраты стали непомерно высоки, что отразил ось на стоимости путевок. Обнищавшее население не имело возможности оплачивать отдых. Санаторно-курортная сеть начала «разваливаться». Богатые люди предпочитали отдых за границей или в элитных санаториях бывшего Главного четвертого управления Минздрава, обладавших высокой комфортностью и большим разнообразием лечебных услуг. Уровень этих учреждений во много раз превышал уровень известных мировых лечебных курортов. Удержаться «на плаву» им помогла не только клиентура «новых русских», но и богатая материальная база.
Бывшие профсоюзные здравницы, не сумев приспособиться к рыночным отношениям, пошли по пути «вымывния» дешевых лечебных услуг, необходимых для грамотного лечебного процесса, и замены их на дорогие модные услуги с целью повышения цен. Это привело к тому, что санаторно-курортные учреждения во многом утратили свою социальную значимость. Проигрывая в комфорте элитным здравницам, им трудно стало обеспечивать заполняемость. Многие санатории стали нерентабельными и закрылись.
К 1995 г. шок постепенно прошел, и оставшиеся «на плаву» санатории стали постепенно приспосабливаться к изменившимся условиям, реконструироваться и вводить новые услуги. Стоимость отдыха в них при этом оставалась ниже мировых розничных цен 1999 г. показал, что заполняемость здравниц была в среднем по стране на уровне 67%; в индустриально развитых, густонаселенных регионах достигала 90-100%, а в ряде регионов (Алтай, Башкирия, Челябинская область) спрос на лечебные услуги превысил предложения. Курорты стали приносить доход. Вся курортная система дала стране около 2 млрд. руб. дохода. Здравницы стали обновлять и расширять материальную базу, проводить реконструкцию и вести строительство. В настоящее время курортный комплекс России насчитывает 45 тыс. здравниц.
Заключение
Я считаю, что здравницы Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию расположены на Чернорском побережье Кавказа, в Кавказских Минеральных Водах, Московской и Ленинградской областях, Алтайском крае и Калининградской области.
Здравницы, подведомственные Агентству, являются классическими специализированными санаторно-курортными учреждениями. В настоящее время это преимущественно санаторно-курортные учреждения, представляющие услуги для детей (взрослых с детьми) и противотуберкулезные санатории для взрослых и детей.
Всего санаторно-курортных учреждений - 65, функционирующих - 63; детских - 35 (в том числе для детей с родителями) - 8175 коек. Бывших санаториев Минтруда - 6 - 1428 коек (круглогодичных - 678) + 4 пансионата с лечением. Противотуберкулезных - 16 (из них - 3 детских) – 4240 коек (из них - 910 детских), всего 20966 взрослых и 2224 детей пролечено за 2004 год. Детский реабилитационный центр "Лесные поляны» 100 коек; Курортная больница (Кисловодск) - 100 коек, детские (35) - максимальная ёмкость в год -122 625 человек, взрослые (6) - 21420 человек, Курортная больница - 1500 человек. Всего может быть принято в подведомственных здравницах около200115 человек.
Действующая нормативно-правовая база для здравниц, подведомственных агентству: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.12.2000 г. № 427 «О распределении путёвок в детские санатории Минздрава России на 2001-2002 годы»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.03.2004 г. №124 «О совершенствовании организации санаторно-курортной помощи больным в туберкулёзных санаториях»; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 августа 2002 г. NQ250 «О направлении больных на лечение в клиники научно исследовательских учреждений курортологии и реабилитации Минздрава России» (Приказ Минздрава России от 13.11.2003 г. № 550 «О внесении изменений в приказ Минздрава России от 09.08.2002 г. № 250»); Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 г. № 155 «О плане распределения путевок в санатории Минздрава России для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2003 и последующие годы»; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».
Все документы, регламентирующие организацию предоставления санаторно-курортной помощи подведомственными здравницами Агентства, несмотря на то, что отдельные приняты после 2000 года, несут все основные характеристики управления советского периода, то есть, возможны к исполнению при 100%-ном бюджетном финансировании, наличии долгосрочного (пятилетнего) планирования и строгой вертикали исполнительной власти. Например, при 100%-ном финансировании из бюджета, изменение количества заездов исключительно влияло на количество оздоровленных (пролеченных) пациентов. В нынешний период 5 дополнительных заездов в 300-коечномсанатории - это добавление 1500 путевок к «резерву» главного врача, которые могут быть реализованы на хозрасчётной основе.
Ни в одном из приказов не раскрыта структура «резерва», хотя в неё попадают и договора по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан по 400 руб. в сутки, то есть деньги Фонда социального страхования Российской Федерации, которые, кстати, тоже относятся к бюджету первого уровня и работа с данной категорией граждан является плановоубыточной для санатория любой коечной мощности, и приобретение путевок в люксы по 1000 долларов США за один день. Сложными и противоречивыми оказались проблемы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан при реализации Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. Нерешённым остаётся вопрос по оплате проезда льготной категории граждан, получивших путёвки на санаторно-курортное лечение в учреждения Федерального подчинения через территориальные органы исполнительной власти, ведающие вопросами здравоохранения.
Поскольку приказы имеют долгосрочный (пятилетний) характер, то не предусматривают перераспределение путёвок между территориями, даже если они не востребованы в истекшем году, уж не говоря об перераспределении в течение года, так как приказами предусматривается исключительно годовая отчётность. Территории отчитываются перед санаториями и территориальными зональными управлениями в конце года и Агентство может получить информацию по «недоиспользованию» или «дефициту» путевок на территориях исключительно в начале следующего года, когда проект приказа должен быть подготовлен уже сегодня. Необходимо рассмотреть возможность централизованного выпуска санаторно-курортных путёвок, изменить предоставление этих путёвок в территориях, а именно льготной категории граждан, которым предоставляется санаторно-курортное лечение на базах здравниц Агентства, выдавать через МСЭ, а иным нуждающимся в санаторно-курортном лечении через Федеральные государственные учреждения, предоставляющие специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь.
Санатории, являясь специализированными и круглогодичными, должны получать пациентов после выписки из стационара и по назначению врача, а не на «отдых», как фактически используют эти путёвки в субъекте. Путёвки на «отдых» должны реализовываться на договорной основе для покрытия «недофинансирования» так, как и происходит по факту в настоящее время. Кроме того, только в Федеральных учреждениях можно будет получать путевку на долечивание в санаторий, что поднимет их рейтинг в предоставлении бесплатной медицинской помощи, а Агентству получить соответствующую отчётность и подойти в последующем к решению вопроса управления «ресурсом» мест при применении в дальнейшем современных Интернет-технологий.
Несмотря на то, что Российская курортология берёт своё начало с Указа Петра I «О приискании в России минеральных вод» от 24 июня 1717 года, до настоящего времени не закреплена никакими законодательными и нормативными актами «обязательность» применения санаторно-курортными учреждениями природных лечебных факторов. Необходимо сделать обязательным применение природных лечебных факторов в санаторно-курортных учреждениях. Если не будет решён вопрос официального нормативного закрепления обязательности применения при родных лечебных факторов санаторно-курортными учреждениями, произойдёт выхолащивание принципов классической российской курортологии, сформированной на базе использования многообразных отечественных природных лечебных ресурсов, многие из которых уникальны, тем более, что созданная в стране система санаторно-курортного лечения и оздоровления не имела и до настоящего времени не имеет аналогов в мировой практике. Вопрос закрепления использования при родных лечебных факторов мог бы быть решен через лицензионные требования к санаторно-курортным учреждениям и требованиям к системам добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению. Вышеуказанные документы могут быть приняты Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Кроме того, закрепление применения природных лечебных факторов должно быть реализовано через систему ценообразования стоимости санаторно-курортной услуги. При государственном заказе вопрос стоимости услуги определяется, по сути, способом формирования «тарифа» на комплексную услугу, но платные санаторно-курортные услуги должны быть регламентированы системой ценообразования, которая закрепляет применение природных лечебных факторов, и, соответственно, работы недропользования не должны увеличивать налогооблагаемую базу санаторно-курортного учреждения. В настоящее время выгоднее приобретать чужую минеральную воду, лечебную грязь, а не разрабатывать и использовать свою.
Таким образом, не дожидаясь внесения поправок в законодательство и принятия Концепции Государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, предлагаем закрепить применение природных лечебных факторов: лицензионными требованиями, стандартами систем добровольной сертификации, индикаторами качества предоставления санаторно-курортного лечения, системой ценообразования.
Одним из наиболее сложных вопросов является вопрос эффективности землепользования для санаторно-курортных учреждений. В настоящее время вопросы курортного дела в России вошли в перечень поручений Президента РФ. По итогам заседания Президиума государственного совета России от 23.07.2004 г. сформулировано основное направление в работе курортов как вопрос «Разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных санаторно-курортных комплексов, повышение эффективности землепользования и управления собственностью, развитие инфраструктуры курортов, формирование индустрии курортного дела». При формировании комплекса мероприятий по вышеуказанному направлению особое место должно быть уделено вопросам эффективности землепользования, поскольку именно санаторно-курортные учреждения расположены на особо охраняемых природных территориях и имеют значительные парковые (рекреационные) зоны. Традиционные подходы к оценке эффективности землепользования применяют критерии, основанные на сопоставлении прибыли и затрат с учётом фактора времени (необходимости дисконтирования денежного потока и дохода).
В Федеральных государственных учреждениях, к которым относятся подведомственные санаторно-курортные учреждения Агентства, используется до настоящего времени сметное финансирование, которое исключает возможность получения прибыли, а следовательно, и применение общепринятых методов оценки эффективности землепользования.
На основании вышеизложенного считаем целесообразным разработать новые критерии к оценке эффективности землепользования, позволяющие управлять федеральной собственностью в современных условиях.
Эти критерии будут основываться на сопоставлении стоимости единого объекта недвижимости, финансовых потоков, сформированных в результате реформы здравоохранения и перехода на новое земельное законодательство. Для этого необходимо: провести техническую инвентаризацию каждого объекта; сформировать единый объект недвижимости по каждому объекту, для чего необходимо провести межевание границ земельного участка, составление кадастрового плана с нанесением на нём всех имеющихся зданий и сооружений; оценить стоимость объектов с учётом стоимости земельных участков, а также зданий и сооружений (с определением степени их износа); оценить эффективность использования участков с учётом плотности застройки и наличия округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования.
Необходимо отметить, что негосударственные санаторно-курортные организации попадают под непосильное налоговое обременение, поскольку должны будут переходить на договора аренды. Поэтому важно своевременно поставить вопросы о налоговых льготах для санаторно-курортных организаций различных форм собственности. Для разработки новых критериев, позволяющих оценить эффективность землепользования санаторно-курортными учреждениями различных форм собственности с учётом противоречивости действующего земельного и налогового законодательства необходимо провести юридическую экспертизу всех законодательных актов, включая региональные по однородным группам объектов с целью выработки единых методологических подходов.
Среди вопросов финансирования предлагаем рассмотреть вопрос предоставления санаторно-курортных услуг на страховых принципах.
В настоящее время документооборот, сопровождающий взаиморасчеты и закрепленный законодательно в санаторно-курортной отрасли, ориентирован на путевку – документ удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93) санаторно-курортное лечение отнесено к разновидности медицинских услуг и является по сути разновидностью комплексной медицинской услуги, предоставляемой по путевке, утвержденной Приказом Минфина России от 10 декабря 1999 № 90н как бланк строгой отчетности. Но страховые медицинские организации не имеют законодательного права приобретения санаторно-курортной услуги по путевке. Страховщик в страховой продукт может включать исключительно услуги восстановительного или реабилитационного лечения с оформлением соответствующего счета. Несмотря на то, что большая часть санаторно-курортных учреждений работают по программам добровольного медицинского страхования, необходимо сформулировать легитивные механизмы предоставления санаторно-курортных услуг на страховом рынке.
Необходимо отметить, что при обхождении лицензирования санаторно-курортным учреждениям «негласно» перестали выдавать лицензии на стационарную деятельность, а это значит, отсекают санатории от значимого для санаториев финансового потока «страховых» денег. Добровольное медицинское страхование, которое сложно и долго совместно с санаторно-курортными учреждениями прокладывало дорогу страховым принципам в курортном деле, в одночасье осталось за бортом. Необходимо сформировать нормативную базу, которая позволит предоставлять санаторно-курортным учреждениям услуги на страховых принципах.
В период перехода к рыночным условиям хозяйствования принципиально должна измениться работа научно-исследовательских организацией. Причем, в отличие от иных Федеральных учреждений Минсоцздрава России, именно научно-исследовательские институты как правило имеют несколько «основных» видов деятельности, а именно: научно-исследовательскую, образовательную и медицинскую, которые неразрывно связаны. Изменения должны коснуться всех трех базовых направлений деятельности НИИ: ком мерциализация научных исследований и«актуализация» направлений при планировании научно-исследовательских работ, «опережающий» характер знаний; страховой принцип оказания медицинских услуг. Изменения должны произойти, как в планировании научных исследований, так и в организации работы и контроле исполнения. Планирование реально должно быть взаимосвязано со «спросом» на готовую научную продукцию. При этом «спрос» должен регулироваться не только рыночными механизмами «при обретения» новых технологий, но и системой государственных требований, сформулированных и предъявляемых при лицензировании (разрешительная функция), сертификации (оценка качества предоставляемых услуг), аккредитации учреждений (государственное признание). Кроме того, должен существовать механизм «обновления» стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий. Актуализация научно-исследовательских работ должна в первую очередь учитывать решение первоочередных государственных задач. На пример, учтена ли в планах на будущий год в профильных институтах предстоящая работа с льготной категорией граждан. Ведь в последующем дифференцированный подход (показания, противопоказания, стандарты) разрабатывать именно этим институтам.
Особое внимание при планировании научно-исследовательских работ должно быть уделено в институтах, реализующих научно-исследовательские работы в области организации здравоохранения, где особо должны быть разработаны вопросы перехода работы учреждений здравоохранения на страховые принципы с учетом принятой модели реформирования в здравоохранении. Для Федеральных учреждений, которые до настоящего времени находятся на сметном финансировании, это будет наиболее сложный вопрос для практической реализации и последующего закрепления в соответствующем документообороте. Речь идет не просто о переходе к страховым принципам, а принципиально новом «финансовом менеджменте», где параллельно должны быть реализованы межбюджетные отношения, и работа, как с государственными страховщиками, так и страховыми медицинскими организациями.
Поскольку в период реформы неизбежна смена собственников некоторых учреждений, то необходима разработка процедуры банкротства учреждений здравоохранения с учетом особенностей функционирования отрасли, подходов к оценке бизнеса (с учетом нематериальных активов, которые должны быть представлены интеллектуальной собственностью и т.д.). Именно поэтому наиболее актуальным и сложным является вопрос коммерциализации научных исследований.
В предыдущие годы все методики, разработанные ведущими научно-исследовательскими институтами Минздрава России, традиционно в установленном порядке оформлялись в виде методических рекомендаций (указаний, пособий для врачей) и делалась их централизованная рассылка. Основным требованием к выпускаемой научной продукции была не только обязательная новизна предлагаемых методик, но и возможность их воспроизведения при прочтении. Система защиты новизны исследований и авторских прав (патенты, авторские свидетельства и т.д.) выполняла функцию подтверждения новизны исследования, но не предусматривала дальнейшего введения в хозяйственный оборот, и, как правило, не поддерживалась (не оплачивались пошлины) учреждениями. При этом в настоящее время сформирована законодательная база, которая не только позволяет защитить, различными способами авторские пpaвa на научную продукцию, но и ввести интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, сделав предметом бизнеса и влияния на налогооблагаемую базу предприятия.
Финансовое право текущего периода делает возможным оценку интеллектуальной собственности и постановку ее на баланс как нематериальные активы основных фондов предприятия с заключением в последующем лицензионных договоров с пользователями, договоров уступки патента и т.д. Научная Продукция становится цивилизованным предметом купли-продажи.
Актуальность вопроса коммерциализации результатов научных исследований и введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот не вызывает сомнений. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации 01 02.09.1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным
заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий могут передаваться третьим лицам по лицензионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уже сегодня поставленные на баланс способы и методы лечения при акционировании государственного учреждения могли бы превратиться в акции (долю) государства. По предварительным данным около 80% патентов утратили из-за неуплаты пошлин патентоспособность. При этом коммерческие структуры начали работу по «сшиванию» патентов, следовательно. Государственные НИИ не смогут противостоять даже «разворовыванию», «незаконной приватизации» интеллектуальной собственности, уж не говоря об ее оценке и проведению предпродажной подготовки. Таким образом, необходимо провести ревизию интеллектуальной собственности в ведущих научно-исследовательских институтах и своевременно привлечь юристов, патентоведов, специалистов по оценке интеллектуальной собственности к ее коммерциализации. Другими словами, необходимо сделать управляемым процесс коммерциализации научных исследований
Список литературы:
1. Чудковский А.Д. Управление индустрией туризма – М: Кнорус 2004г.
2. Кусков А.С. Курортология и оздоровительный туризм – Ростов-на-Дону: Феникс 2004г.
3. Кубушкина Н.И. Организация туризма – Минск: ООО «Новое знамя» 2003г.
4. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме – М: Финансы и статистика 2003г.
5. Сергиенко В.И. Новые подходы в организации санаторно-курортного лечения здравницами, подведомственными федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию // Курортные ведомости 2005г., №4 (31)
Филиал в г.Ейске
Факультет - социально культурный сервис и туризм
Курсовая работа
по дисциплине: «Курортное дело с основами курортологии»
тема: «Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха»
Выполняла студентка 2 курса
Специальность 100103
Группа 04–СТЕ–3
Студенческий билет 192
Абрамова Елена Владимировна
Проверила: Журавлева Лидия Борисовна
Оценка: ______________
г. Ейск
2005г.
Содержание :
Введение
I. История
II. Нормативно правовая база РФ
1. Управление туристским комплексом на макроэкономическом уровне
2. Организация структуры управления туризма на мезо и микро экономическом уровне
3. Функции государства в управлении туризма
III. Международная координация в сфере туризма и санаторно-курортного лечения
IV. Государственная политика международного сотрудничества в сфере туризма и рекреации
Заключение
Список литературы
Введение
Государственная политики развития курортного дела в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002г. № 284 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации», определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, а также в соответствии с планом Минздрава России по реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года. Концепция определяет основные задачи и направления государственной политики развития курортного дела в России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее реализации.
А также государственная политики развития курортного дела в Российской Федерации, имеет комплексе лечебно- профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление. Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.
Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте. Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха.
I. История
Отрывочные сведения о лечебных местностях России содержатся еще в произведениях писателей древности и средневековья. Арабский путешественник Ибн-Баттута в середине XIV века писал о горячем минеральном источнике на Северном Кавказе в районе современного Пятигорска.
Первые государственные мероприятия по разведке минеральных вод и их эксплуатации с лечебными целями проведены по инициативе Петра I, который ознакомился с некоторыми зарубежными курортами и решил искать русские «ключевые воды». Первые курорты в России возникли в первой половине XVIII в. Петр Первый, вернувшись после лечения на заграничных курортах, приказал придворным медикам «искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от различных болезней» (Полное собрание законов Российской империи. М., 1830. Т. 6 - № 3579. С. 191). В 1717 году издан указ «О приискании в России минеральных вод», которыми можно «пользоваться от разных болезней». Вскоре в Олонецкой губернии были обнаружены минеральные воды.
В эти же годы придворный лейб-медик доктор Шобер совершил путешествия в разные районы страны. В его описаниях упоминаются Сергиевские минеральные воды в Поволжье и Пятигорские горячие источники на Северном Кавказе. Еще раньше, в 1714 году в Карелии рабочий И. Рябоев, страдавший «сердечной болезнью», открыл источник железистой воды, лечился ею, и, выздоровев, доложил о том царю. В 1719 году Петр I издал указ о Марциальных Кончезерских водах близ Петрозаводска. Здесь был построен дворец, в котором во время лечения жил царь с семьей. Так в 1719 г. открылся первый курорт в России Марциальные Воды. Это был первый официально утвержденный курорт России.
В те же годы немецким ученым Х. Паульсеном по указу Петра I были заложены «бадерские бани» на Липецких соленых водах, которые вскоре приобрели популярность в России и явились базой второго ее курорта. По указу царя были составлены правила пользования минеральными водами - «Дохтурские правила, как при оных водах поступать». Разработанные Шобером первые правила пользования минеральными водами («дохтурские правила») предписывали перед поездкой на курорт посоветоваться с докторами, а при лечении водами выполнять напечатанные правила. Так были введены обязательные условия пользования лечебными водами на курортах России.
В связи с завоеванием земель кавказских горцев были открыты давно известные местным жителям источники лечебных минеральных вод. Эти воды использовались для лечения раненых солдат. В дальнейшем центром изучения природных лечебных ресурсов становятся Кавказские минеральные воды. В 1770-х-90-х годах проведены первые систематические исследования и даны подробные описания минеральных вод данного района. В 1773 г. здесь побывали экспедиции, возглавляемые академиком П. С. Палласом и врачом-естествоиспытателем И.А. Гильденштедтом, которые впервые описали в своих дневниках природные богатства района Пятигорска. Через 20 лет П.С. Паллас вновь посетил Северный Кавказ и описал минеральные воды Кисловодска. Его сообщение на заседании Академии наук произвело большое впечатление и пробудило интерес ученых к Кавказским минеральным водам. Но фактическое открытие Кавказских Минеральных Вод состоялось в 1803 году, когда в крепости близ источника «кислой воды» (нарзана) возникли первые жилые строения, и крепость получила название Кисловодской. Затем последовало открытие ессентукских и железноводских минеральных вод. По представлению Медицинской коллегии в 1803 г. издан указ царя о признании этого региона лечебной местностью государственного значения. В 1810 г, московский врач Ф.П. Гааз открыл источники минеральных вод в Железноводске и Ессентуках.
Более подробно изучил источники Кавказских Минеральных Вод профессор Петербургской медико-хирургической академии А.П. Нелюбин, который по ходатайству генерала А.П. Ермолова, командовавшего в то время войсками на Кавказе, был командирован в этот регион. А.П. Нелюбин впервые в России произвел физико-химическое исследование минеральных вод и издал «Полное историческое, физико-химическое, врачебное описание Кавказских Минеральных Вод».
Во второй половине XVIII века и особенно в XIX веке шло быстрое развитие курортного дела: в различных районах страны изучались минеральные источники и грязевые озера (их описания даны в трудах Ф. Гебера, Н. Воронихина, Л. Бертенсона и других ученых), происходило официальное открытие курортов. В 1828 году основан курорт Старая Русса, в 1830 г. - Одесские грязевые курорты, в 1833 году - Сергиевские Минеральные Воды, в 1838 - Кемери, в 1842 - Друскининкай, в 1848 году - Усолье, в 1867 году - Белокуриха.
На берегу Сакского озера в 1836 г. было открыто отделение Симферопольского госпиталя, в котором лечились преимущественно от ревматизма. Отделение размещалось в небольшой гостинице и деревянном бараке, предназначенном для раздевания, обмывания и отдыха больных. После Крымской войны 1853-1856 гг. сакской грязью лечили участников обороны Севастополя.
Войны на Кавказе, в Крыму, Средней Азии сопровождались открытиями новых лечебных местностей, природные ресурсы которых использовались для лечения солдат и офицеров царской армии, страдавших от различных болезней и ранений, полученных на фронтах.
Среди многочисленных лечебных местностей в государственном управлении значились Кавказские, Старорусские, Липецкие, Сергиевские, Кемеринские минеральные воды.
Во второй половине XIX в. были обследованы лечебно-климатические местности Крыма - Сакское и Тинакское озера, в Сибири - Ямаровка и Дарасун, в Средней Азии - Иссык- Куль, на территории Казахстана - Алма-Арасан, в Грузии - Боржоми, Цхалтубо и др. Курорты открывались, но заботы об их благоустройстве не проявлялось. Как правило, лечебные местности передавались в аренду городам, земствам, частным компаниям и лицам царствующего дома.
Постепенно география изучения минеральных вод расширяется и переходит через Урал в Сибирь. В 1868 г. исследователь Афанасий Бушуев открыл минеральные источники на побережье Охотского моря, вблизи нынешнего Магадана (курорт Талая).
Одновременно с лечебными свойствами минеральных вод и грязей обнаружил ось благоприятное воздействие климата на больных на Южном берегу Крыма. Выявились также целебные свойства кумыса. Сеть здравниц, использовавших природные лечебные ресурсы, постепенно расширялась. Но научная работа по изучению природных лечебных факторов велась преимущественно силами энтузиастов (Ф.П. Гааз, Ф.А. Баталии, А.П. Нелюбин и др.).
С 80-х годов XIX века правительство начинает выкупать курорты. В 1883 году прекращена аренда Кавказских Минеральных Вод, особое значение которых было подчеркнуто созданием специального медицинского управления во главе с врачом - правительственным комиссаром. Кроме них, под непосредственным управлением различных департаментов находились курорты Сергиевские Минеральные Воды, Старая Русса и Липецк. К этому же периоду относится введение закона об охране курортов.
Выдающиеся врачи С.П. Боткин, Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов неоднократно в своих выступлениях и публикациях подчеркивали важность курортного лечения в комплексной терапии и доказывали преимущества российских природных лечебных ресурсов. Однако вся элита общества предпочитала отдыхать за границей. Обеспокоенное оттоком валюты из России за рубеж царское правительство приняло решение сдать в частную аренду некоторые крупные курорты, надеясь на их благоустройство с помощью частного капитала. Существенных результатов это не дало, но создало на ряде курортов предпосылки для их дальнейшего развития. Началось систематическое изучение минеральных вод, развивалась общекурортная инфраструктура (строились гостиницы, дороги, например, вдоль Южного берега Крыма и Черноморского побережья Кавказа), создавались общекурортные службы. Помимо лечения, на курортах начала создаваться развлекательная индустрия, строились залы, где давались балы и проводились концерты.
В XX веке владельцы курортов с целью увеличения прибылей оживили работы по благоустройству санаториев и лечебниц. В частности, были построены водолечебницы в Пятигорске и Кисловодске, грязелечебница в Ессентуках. Но в целом значительного сдвига в курортном деле не было. Отечественные ученые проявляли инициативу в изучении месторождений минеральных вод и грязей, возможностей их лечебного использования, однако результаты исследований не имели практического воплощения.
К началу XX в. Россия имела 36 курортов, объединявших 60 санаториев общей емкостью 3000 мест, а также несколько кумысолечебниц. Наиболее развитыми в то время были кypopты Пятигорск, Кисловодск, Боржоми, Саки, Старая Русса, Сергиевск, Славянок, Одесса, Евпатория.
Первая мировая война положила конец развитию курортного дела и резко сократила приток отдыхающих. Но и в эти годы в прифронтовой полосе, на Новгородчине, были организованы два курорта «Сольцы» И «Варницы» С реабилитационными целями для долечивания раненых.
По материалам 3-го съезда Русского Бальнеологического общества (1913 год), при наличии 500 известных источников минеральных вод и месторождений лечебных грязей, было лишь 36 курортов, где они использовались. Всего, по официальной статистике, в 1912 году в России было 72 курорта. Какой-либо системы санитарной охраны курортных местностей не существовало. В течение многих лет не был реализован проект закона о «санитарной и горной охране лечебных местностей», к которым были отнесены места с источниками минеральных вод и лечебными грязями, морскими купаниями, кумысолечением и Климатические станции. Этот закон был принят только в 1914 году.
Таким образом, состояние курортного дела в царской России характеризовал ось недоступностью курортного лечения широким массам населения и низким уровнем организации лечебной работы вследствие нехватки лечебных учреждений (особенно детских), медицинских кадров и доминирующей роли частной практики.
Состоявшийся в 1915 году в Петрограде съезд по вопросам улучшения состояния отечественных лечебных местностей высказался за передачу всех курортов в ведение земских и городских учреждений. Однако какие-либо коренные преобразования в курортном деле стали возможными только в годы Советской власти. Специальным постановлением правительства в 1918 году все существовавшие на территории страны Курорты были объявлены государственной собственностью и переданы введение ВСНХ, который возложил управление ими и заботу об их развитии на Наркомздрав РСФСР. В 1919 году декретом СНК РСФСР «О лечебных местностях общегосударственного значения» Наркомздраву было поручено включить курортную помощь в общий план лечебно-профилактических мероприятий. К управлению курортами были привлечены профсоюзы, а к их развитию на научной основе - медицинские научные общества, к охране курортных ресурсов - местные советы и специальные комиссии. В 1923 году создается главное курортное управление Наркомздрава во главе с наркомом Н.А. Семашко и специалистом по курортному делу Н.И. Тезяковым. Был открыт также ряд профильных НИИ. Таким образом, были заложены основы развития санаторно-курортного дела в стране.
В советский период курортное дело начинает бурно развиваться. В первые же годы было принято несколько декретов:
· о национализации курортов;
· о лечебных местностях государственного значения;
· об использовании Крыма для лечения трудящихся;
· об организации домов отдыха;
· о принципах санаторно-курортного лечения;
· об охране природных ресурсов.
В основу программы развития санаторно-курортного дела положен принцип, выдвинутый В.И. Лениным «Курорты - для трудящихся». Декреты правительства, принятые в первые годы Советской власти, послужили началом развития курортов и организации учреждений отдыха трудящихся. Декрет «О лечебных местностях общегосударственного значения» (1919 год) провозгласил национализацию курортов. Этот декрет имел важное значение для становления санаторно-курортного дела в стране. Он положил начало санитарной охране курортов.
Тяжелое экономическое положение страны не позволяло выделять достаточные средства для развития курортного хозяйства. В 1919 году в стране существовало всего 5 курортов - Старая Русса, Липецк, Сергиевские Минеральные Воды, Эльтон и Кашин. В 1920 году общее число действующих курортов достигло 22, их коечный фонд составил 21 тысячу единиц. В этом году лечение получили около 50 тысяч больных. В 1921-22 годах начали функционировать курорты Черноморского побережья Кавказа (Анапа, Сочи) и Прибалтики (Сестрорецк). В 1923году восстанавливаются курорты Забайкалья и Дальнего Востока.
Первый дом отдыха был открыт в мае 1920 года в одном из дворцов на Каменном острове в Петрограде, последующие под Москвой (в Серебряном Бору, Тарасовке, Звенигороде, Краскове), на Урале и т. д. Первые санатории и дома отдыха создавались на базе бывших дворцовых (Ливадия) и помещичьих (Узкое, Марфино, Архангельское) усадеб, дач (Болшево) и частных санаториев, пансионатов и гостиниц.
В 1921 году В. И. Ленин подписал декрет «О домах отдыха», после которого губернские отделы профсоюзов приступили к повсеместной организации домов отдыха. Кроме того, было решено привлечь к санаторно-курортному строительству средства социального страхования. С первых послереволюционных лет началось научное изучение курортных факторов, их влияния на организм человека. Повсеместно организуются курортные поликлиники. Санатории становятся основными лечебными учреждениями на курорте.
В 1920 г. в Пятигорске был создан Бальнеологический институт. Несмотря на ограниченные материальные возможности страны, даже в годы разрухи выделялись ассигнования на развитие системы лечебно-оздоровительных учреждений.
Период с 1922 года по 1928 год характеризуется совершенствованием управления курортами. В 1923 году при Наркомздраве создано Главное курортное управление. Происходит дифференциация курортов общегосударственного и местного значения, впервые организуются ведомственные санатории на курортах, в развитие курортного дела активно включаются профсоюзы, создаются условия для перевода отдельных санаториев на хозрасчет. На многих крупных курортах страны стала внедряться и совершенствоваться система амбулаторно-курсовочного лечения. Выделяются средства на проведение гидрогеологических, водопроводно-канализационных и горнотехнических работ на курортах, пособия для восстановления жилищных фондов и бальнеологических установок, долгосрочные ссуды на восстановительные и строительные работы, на ведение курортных хозяйств.
С началом первых пятилеток страна приступила к строительству новых рекреационных предприятий. Были начаты работы по реконструкции и расширению ведущих курортных зон (разработаны проекты развития Южного берега Крыма, Сочи, начато освоение рекреационных территорий Сибири). Для периода 1929-1932 годов характерен большой размах курортного строительства. На курортное лечение направлялись преимущественно рабочие с производства. Местные органы управления курортами уже располагали необходимыми экономическими возможностями, поэтому ряд курортов был полностью передан в их подчинение, но при сохранении единства планирования курортного дела в целом по стране. Постепенно продлевались сроки сезонного функционирования курортов и санаториев, а государственные курорты переводилось на круглогодичную работу. Повысилась Культура медицинского обслуживания на курортах, резко возросла их пропускная способность. Одновременно развивалась сеть оздоровительных учреждений. В 1926 году дома отдыха были переданы в ведение Центрального управления социального страхования при Наркомтруде СССР, с 1933 года - в ведение профсоюзов. К этому же периоду относится организация домов отдыха для матерей с детьми.
В период с 1933 по 1937 годы были начаты работы по реконструкции курортов Кавказских Минеральных Вод, Сочи- Мацестинской группы, построены благоустроенные санатории в Сочи, Кисловодске, Ессентуках.
К началу 1940 г. в СССР были 3600 санаториев и домов отдыха почти на 470 тыс. мест. Новые курорты создавались на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке (Чемал, Лебяжье, Усть-Качка, Кульдур). Значительно увеличилось число санаториев для лечения детей. Много внимания уделялось эффективному использованию курортных ресурсов, совершенствованию бальнеотехнического хозяйства, горно-санитарной охране курортов.
В годы Великой Отечественной войны санатории были превращены в мощную сеть тыловых госпиталей. Только на курортах Кавминвод работали госпитали на 30 тыс. коек. На ряде курортов были созданы специальные «курортные» госпитали для долечивания раненых. Курорты и санатории, оказавшиеся на оккупированных территориях, подверглись полному или частичному уничтожению и разграблению (Старая Русса, Ленинградский курортный район и др.). Но еще до окончания войны началось успешное восстановление санаторно-курортных учреждений, возобновилась деятельность санаториев.
Война нанесла огромный ущерб рекреационному хозяйству страны, так как большинство ведущих курортных территорий оказалось в зоне боевых действий. За пять послевоенных лет были восстановлены и реконструированы разрушенные курорты и построены новые. К 1950 г. количество мест в здравницах превысило довоенный уровень.
Дальнейший послевоенный период характеризовался следующими тенденциями:
· быстрым ростом санаторно-курортных учреждений и количества в них мест;
· расширением географии курортных зон на восток, созданием санаторной базы в Сибири и на Дальнем Востоке;
· концентрацией рекреационного обслуживания за счет увеличения средней емкости здравниц, укрупнения предприятий, активного развития рекреационных районов;
· развитием новых форм обслуживания (курсовочное обслуживание на базе курортных поликлиник, семейный отдых в пансионатах и домах отдыха, организация ведомственных здравниц и баз отдыха);
· планомерным изучением природных лечебных ресурсов на территории всего СССР с выделением перспективных лечебных местностей;
· организацией многочисленных институтов курортологии (в Москве, Юрмале, Друскининкае, Одессе, Ялте, Сочи, Сухуми, Ереване, Баку, Ташкенте, Екатеринбурге, Томске, Владивостоке);
· появлением «Лечминресурсов» Минздрава СССР, специализированного гидрогеологического объединения по разведке, выведению, охране и эксплуатации природных лечебных ресурсов;
· созданием многочисленных проектных архитектурных институтов, занимавшихся планированием рекреационных зон и проектированием санаторно-курортных учреждений (Союзкурортпроект, Институт проектирования объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения).
К 1950 году было около 2000 санаториев на 250 тысяч мест. В 1956 году проведены реорганизация управления санаторно-курортным делом, объединение и укрупнение мелких учреждений. Советская курортология заняла передовые позиции в мире. В 1960 г. Совмин СССР принял постановление о передаче профсоюзам хозрасчетных санаторно-курортных учреждений, курортных поликлиники домов отдыха за исключением учреждений детского отдыха и туберкулезных санаториев.
Планирование было возложено на ВЦСПС, Госплан СССР и Совмины союзных республик. Был создан Центральный курортный совет с многочисленными региональными отделениями, которые руководили лечебно-оздоровительным отдыхом. Передача здравниц профсоюзам вызвала бурный рост санаторно-курортных учреждений по всей стране. Научные исследования проводились по заданию Госкомитета по науке и технике.
В 1976 г. в связи с возникновением хаоса при организации курортных территорий, приведшего к загрязнению окружающей среды, ухудшению качества природных лечебных ресурсов, вышло постановление Совмина СССР «О мерах по упорядочению застройки территории курортов и зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха».
Активное развитие курортной сети обусловило формирование самой широкой в мире сети курортных учреждений. К началу перестройки в СССР было более 14 тыс. здравниц на 2,5 млн. мест. Создались мощные агломерации (Большие Сочи, Большая Ялта, Кавказские Минводы, Большая Юрмала).
В практику курортного дела внедрялись новые прогрессивные формы курортного лечения, повышался уровень комфортности, но начавшийся в конце 80-х гг. развал экономики ударил по курортной системе страны: ухудшилось качество обслуживания, снизился уровень питания, возросли цены на путевки.
Оставшиеся без государственного финансирования здравницы не смогли перейти на самофинансирование. Коммунальные затраты стали непомерно высоки, что отразил ось на стоимости путевок. Обнищавшее население не имело возможности оплачивать отдых. Санаторно-курортная сеть начала «разваливаться». Богатые люди предпочитали отдых за границей или в элитных санаториях бывшего Главного четвертого управления Минздрава, обладавших высокой комфортностью и большим разнообразием лечебных услуг. Уровень этих учреждений во много раз превышал уровень известных мировых лечебных курортов. Удержаться «на плаву» им помогла не только клиентура «новых русских», но и богатая материальная база.
Бывшие профсоюзные здравницы, не сумев приспособиться к рыночным отношениям, пошли по пути «вымывния» дешевых лечебных услуг, необходимых для грамотного лечебного процесса, и замены их на дорогие модные услуги с целью повышения цен. Это привело к тому, что санаторно-курортные учреждения во многом утратили свою социальную значимость. Проигрывая в комфорте элитным здравницам, им трудно стало обеспечивать заполняемость. Многие санатории стали нерентабельными и закрылись.
К 1995 г. шок постепенно прошел, и оставшиеся «на плаву» санатории стали постепенно приспосабливаться к изменившимся условиям, реконструироваться и вводить новые услуги. Стоимость отдыха в них при этом оставалась ниже мировых розничных цен 1999 г. показал, что заполняемость здравниц была в среднем по стране на уровне 67%; в индустриально развитых, густонаселенных регионах достигала 90-100%, а в ряде регионов (Алтай, Башкирия, Челябинская область) спрос на лечебные услуги превысил предложения. Курорты стали приносить доход. Вся курортная система дала стране около 2 млрд. руб. дохода. Здравницы стали обновлять и расширять материальную базу, проводить реконструкцию и вести строительство. В настоящее время курортный комплекс России насчитывает 45 тыс. здравниц.
II. Нормативно правовая база РФ
Место России на мировом туристском рынке.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1 % мирового туристского потока. По оценкам специалистов ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей c деловыми, туристскими и частными целями не соответствует ее туристскому потенциалу, составляя 6,8 млн. чел. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, в настоящее время являются:
· образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
· действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Российскую Федерацию;
· неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 звезды) с современным уровнем комфорта;
· отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
· практическое отсутствие до 2002 г. государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
· невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
· несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.
Основные цели и задачи развития туризма в Российской Федерации
Главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.
Основные задачи:
· Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках путем:
· разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания цикловых теле- и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в периодических СМИ;
· издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;
· организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением к участию органов исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации;
· обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торгпредств Российской Федерации;
· поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
· организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
· проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;
· организации презентаций туристских возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;
· формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.
· Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма путем:
· доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в смежных областях;
· принятия нормативно-правовых основ введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;
· осуществления государственной политики, направленной на увеличение доходов федерального бюджета, на основе эффективного управления государственной собственностью в туристской индустрии;
· создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристской инфраструктуры;
· создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;
· разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе Положения о классификации гостиничных средств размещения, и отнесения этих вопросов к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;
· совершенствования визовой стратегии в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля за выдачей туристских виз лицам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;
· разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля за соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.
· Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:
· создания Межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации;
· создания Межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристской индустрии;
· формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.
· Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:
· разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;
· разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;
· создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· разработки и внедрения современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;
· создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;
· реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом в рамках внебюджетных средств;
· поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма на эти цели.
Реализация перечисленных в Концепции задач, стоящих перед отраслью, требует предусмотрения бюджетных расходов на государственную поддержку развития туризма.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.