Сущность и формы международной экономической интеграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Мировая экономика

Тема: Особенности западноевропейской

Интеграции

 

 

Челябинск, 2006



Содержание

 

Введение

Сущность и формы мировой экономической интеграции

Западноевропейская интеграция

Заключение

Литература

Приложение

 



Введение

Целью данной работы является изучение международной экономический интеграции, ее сущности, целей и задач.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.

Так как углубление международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции.

Во второй половине XX в. появилось большое количество исследований, посвященных теоретическим основам и практическим шагам интеграционных процессов в мире.

Анализ теоретических подходов к проблемам международной экономической интеграции показывает, что нет единого мнения. Но практически все идеи разработанных концепций нашли свое практическое отражение в процессе становления европейской интеграции.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 25 государств с население около 670 млн. человек (c 1 января 2007 г. 27 стран, присоединились Болгария и Румыния), представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку мира. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявились противоречия между интеграционным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Важная причина состояла и в стремлении преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Развитие Европейского Союза и последующее дополнение его Европейским валютным союзом – самое яркое проявление интеграции.

Во-первых, речь идет о европейской глобализации, значительно опередившей аналогичные процессы в других частях света.

Во-вторых, эта региональная глобализация охватывает один из трех (наряду с США и Японией) центров современного мира, оказывающих влияние на всю международную экономику.

Так как европейский регион по своему геополитическому и геоэкономическому положению наиболее близок к России, и является ее естественным партнером. Кроме того, большой интерес представляют и сами методы осуществления крупных интеграционных мероприятий, которые в дальнейшем в тех или иных формах найдут применение и в России.

 



Заключение

 

Изучив данную проблему, мы можем сделать следующие выводы.

Цель создания интеграционных союзов – уменьшение, а в перспективе и полное устранение барьеров, которые перегораживают свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров.

Интеграционные экономические процессы с Западной Европе – одноиз самых существенных явлений в развитии мировой экономики в послевоенный период. Накопленный Западом в этой области опыт может в значительной мере пригодится для России.

Западноевропейская интеграция – это перестройка, но перестройка на высоком уровне социально-экономического и политического развития входящих в нее стран. Она включает переход к смешанной экономике, противодействие монополизму и поддержание конкуренции и предпринимательства, регулирование социальных отношений, упор на человеческий капитал и демократию.

Характерна планомерность в прохождении этапов интеграции и настойчивость в достижении поставленных целей. В настоящее время в интеграционную группировку вошли не 27 стран.

ЕС в материальной форме воплощает в себе давнюю мечту европейцев о европейском единстве, ликвидации межнациональных границ. Политическое объединение, демократия, приоритет взаимовыгодности экономического сотрудничества – вот основы философии европейской экономической интеграции.

Консенсус, приоритет общих над национальных интересов, поэтапность и постепенность в развитии интеграционных процессов – важные принципы функционирования ЕС.

Как и всякий исторический процесс, европейская интеграция знала свои приливы и отливы, но в целом это было поступательное движение, имеющее исключительно важное значение как для самой Европы, так и для понимания интеграционных целей и задач нашей страны.

Россия принадлежит к числу европейских государств, и вопрос ее интеграции мог бы быть решен путем присоединения в качестве полноправного члена ЕС. Однако, несмотря на определенный прогресс в реформах, необходимые экономические, политические и правовые предпосылки еще не созрели, хотя дата присоединения предполагается в 2005—2010 гг. С другой стороны, на данное время не все члены альянса совпадают во мнениях с такой постановкой вопроса.

С 1 декабря 1997 г. подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией, что означает начало новых взаимоотношений. За минувшие годы накоплен значительный опыт практического сотрудничества в этом направлении. За все время ЕС достаточно последовательно проводил курс на включение России в крупнейшие международные организации — МВФ, Всемирный банк, Совет Европы. Европейский союз поддерживает заявку России на вступление в ВТО и ОЭСР. Вместе с тем эффективность диалога с ЕС в большей мере будет зависеть от того, насколько России удастся вести активное сотрудничество со всеми европейскими организациями, развивая в том числе двусторонние отношения с европейскими странами, особенно в Центральной и Восточной Европе.

Фактическое развитие экономических связей России с ЕС характеризуется тем, что, с одной стороны, ЕС является крупнейшим партнером России, на долю которого приходится 1/3 ее внешней торговли, 40—50% иностранных вложений в ее экономику, а с другой — темпы роста взаимного товарооборота имеют тенденцию к снижению и абсолютные капиталовложения западно-европейских стран в экономику России крайне незначительны — 9-10 млрд. долл., а чистые прямые инвестиции — не более 2-3 млрд. долл.

Общеизвестны объективные причини, тормозящие торгово-экономические связи. Это асимметричность структуры взаимной торговли, затяжной характер реформ, внутренняя политическая и экономическая ситуация.

На Российско-Европейском саммите в Москве (февраль 1999 г.) рассматривался вопрос об экономическом развитии России и поддержке реформ. С учетом расширения ЕС на восток здесь же был обсужден вопрос о Создании единого Европейского пространства, при этом Россия первоначально выступает как стратегический партнер в рамках европейского общего рынка. Для России ЕС представит уникальную возможность освободиться от диктата МВФ, а вместо его «рекомендаций» проводить внешнюю и внутреннюю политику, отвечающую собственным национальным интересам. Прежде всего — расширить кооперацию со странами ЕС. Осенью 2000г. на страны ЕС приходилось до 60% российской внешней торговли против 4% с США и почти 60% иностранных инвестиций в экономику России.

Допуск евро во внутрироссийский валютный оборот способствует дальнейшему развитию внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.

Таким образом, роль Западной Европы в мировой экономике будет возрастать. Этому содействует дальнейший успех интеграционных процессов в регионе и переход стран Восточной Европы к рыночному хозяйству, что способствует взаимодействию их на общеевропейском пространстве.

 



Литература

1. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998г. – 727 с.

2. Мировая экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2003. – 734 с.

3. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – 4-е изд., переработанное и дополненное, - М: ИВЦ «Маркетинг», 1999 г. – 264 с.

4. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Издательство БЕК, 2000. – 464 с.

5. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник – 2-е изд., исправленное. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 336 с. – (Высшее образование).

6. Шкваря Л.В. Мировая экономика в схемах и таблицах. – М.: Издательство Эксмо, 2005. – 352с.

7. Вольфганг Хойер. Как делать бизнес в Европе.-М.: Прогресс, 1992. - с. 19

8. Официальные данные Еврокомиссии. Европейский союз: уроки интеграции// Экономист. -1998. - № 10.

9. Ресурсы Интернета WWW. Europa.eu.int – Европейский Союз (Eurostat)/



Приложение

Динамика торговых связей между странами ЦВЕ и ЕС, 2002 г.

Страна Экспорт в ЕС, млрд долл. Доля в экспорте ЕС % Импорт в ЕС, млрд долл. Доля в импорте ЕС % Торговый дефицит, млн долл.
Болгария 4913 0,3 4687 0,3 498
Венгрия 19069 1,9 23647 1,7 -1985
Латвия 1749 0,2 2978 0,2 -956
Литва 4193 0,5 5340 0,2 -1034
Польша 26004 3,5 43658 2,1 -14198
Румыния 8325 0,7 12780 0,6 -2678
Словакия 9064 0,7 11225 0,6 -1447
Словения 9024 1,5 9179 0,7 -773
Чехия 26348 2,8 28144 1,7 -4678
Эстония 3489 0,5 3454 0,3 -1124
ЦВЕ-10 115809 12,8 142782 9,5 -29822

 

За прошедшие 10 лет реформ страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) существенно изменили географическую и товарную структуры торговли. В результате переориентации интересов с Востока на Запад во всех странах ЦВЕ значительно возросла доля торговли с ЕС. Во внутрирегиональной торговле ЕС доля стран ЦВЕ также возросла – как в импорте из ЦВЕ, так и в экспорте.

Источник: Statistical annex of enlargement, EP – Briefing. Luxemburg. 2002. № 22; 2003. № 22.

 

Товарооборот между ЕС-15 и Россией, в млн. ЭКЮ/евро

  1995г. 1996г. 1997г. 1998г. 1999г. 2000г. 2002г.
Экспорт в ЕС 21,5 23,3 26,6 23,1 28,7 33,4 24,7
Изменение, % 0 8,4 14,1 -13,3 24,2 21,3 -20,7
Импорт из ЕС 16,1 19,1 25,2 21,0 19,4 18,5 17,5
Изменение, % 12,1 18,4 39,1 -16,6 -7,2 -6,1 -9,2
Сальдо 5,4 4,2 1,4 2,1 9,3 14,9 7,2
Доля ЕС во в/т России,% 31,0 33,4 34,6 33,1 35,4 36,8 37,9
Доля России в в/т ЕС,% 3,4 3,5 3,7 3,5 3,4 3,5 3,6

 

Источники: External and Intra-European Trade, 1995-2002; Briefing, №22. Statistical Annex on Enlargement (5th update) // European Parliament. Secretariat Working Party Task-force “Enlargement”, Luxemburg, 6 July 2001. P. 57, 60; Россия: Внешние Экономические Отношения. Квартальный обзор. / Всероссийский Торговый Исследовательский Институт. Москва: 1997-2002.

 

Товарная структура торговли ЕС и России, %

Разделы Стандартной международной товарной классификации 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г.

Экспорт в ЕС

Продовольствие 1,0 1,7 2,2 3,4 Сырье 10,5 8,4 11,3 14,5 Энергоносители 47,1 42,2 35,1 32,1 Химические товары 4,1 6,2 6,3 6,2 Промышленные товары 16,1 21,3 23,9 30,8 Машины, транспортное оборудование 3,1 2,3 1,8 2,8 Неклассифицированные товары 13,7 18,3 19,3 20,9

Импорт из ЕС

Продовольствие 10,7 22,3 17,4 14,5 Сырье 1,8 1,6 2,1 2,3 Энергоносители 0,3 0,5 0,4 0,5 Химические товары 16,7 8,7 11,1 14,5 Промышленные товары 30,5 25,1 28,7 28,9 Машины, транспортное оборудование 36,0 39,5 37,7 34,5 Неклассифицированные товары 4,7 2,3 2,2 2,2

 

Источники: Eurostat, External Trade. Luxemburg. 2000. № 8/9; 1995. №8/9; Briefing, №22 Statistical Annex on Enlargement (5th update) // European Parliament. Secretariat Working Party Task-force “Enlargement”, Luxemburg. 2003. P. 59.

Общий государственный долг (как процент ВАЛ.НАЦ.ПРОДУКТА)

Национальные данные для общего государственного сектора посчитаны между под-секторами. Основные данные выражены в национальной валюте, преобразованной в евро используя летние валютные курсы для евро предусмотренные Европейским Центральным Банком.

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
ЕС (25 стран) : : : : 67.5 66.7 62.9 62.0 60.4 62.0 62.4 63.2
ЕС (15 стран) 66.4 70.8 72.6 71.0 68.9 67.9 64.1 63.1 61.5 63.0 63.3 64.5
Область евро : : : : : : : : 68.2 69.3 69.8 70.8
Область евро (13 стран) 68.9 73.6 75.2 74.9 74.2 72.7 70.4 69.3 68.2 69.3 69.8 70.8
Область евро (12 стран) 135.9 134.0 130.2 124.8 119.6 114.8 109.1 108.0 103.3 98.6 94.3 93.2
Бельгия : : : 105.1 79.6 79.3 73.6 66.2 54.0 46.1 38.6 29.9
Болгария : : : 12.2 12.9 13.4 18.2 26.3 28.5 30.1 30.7 30.4
Чешская Республика 77.4 73.2 69.7 65.7 61.2 57.7 52.3 48.0 46.8 44.4 42.6 35.9
Дания 49.3 57.0 59.8 61.0 60.9 61.2 60.2 59.6 60.3 63.9 65.7 67.9
Германия : : : 6.4 5.6 6.0 4.7 4.7 5.6 5.7 5.2 4.5
Эстония 89.6 81.8 73.3 64.5 53.8 48.6 38.3 35.9 32.2 31.1 29.7 27.4
Ирландия 107.9 108.7 111.3 108.2 105.8 105.2 114.0 114.4 110.7 107.8 108.5 107.5
Греция 61.1 63.9 68.1 66.6 64.6 63.1 61.1 56.3 52.5 48.7 46.2 43.1
Испания 48.4 54.6 57.1 59.3 59.5 58.5 56.8 56.8 58.2 62.4 64.4 66.6
Франция 124.8 124.3 123.1 120.5 116.7 115.5 111.2 110.9 105.6 104.3 103.9 106.6
Италия : : : : 61.6 62.0 61.6 61.9 64.7 69.1 70.3 69.2
Кипр : : : : 9.8 12.6 12.9 15.0 13.5 14.4 14.5 12.1
Латвия : : : 15.2 16.5 23.0 23.8 22.9 22.2 21.2 19.4 18.7
Литва 6.3 6.7 7.2 6.8 6.3 5.9 5.5 6.7 6.5 6.3 6.6 6.0
Люксембург : : : 64.2 61.9 61.2 55.4 52.2 54.0 55.8 56.3 57.7
Венгрия : : : 51.5 64.9 56.8 56.4 63.5 60.1 70.2 74.9 74.2
Мальта 76.4 77.2 75.2 69.9 66.8 63.1 55.9 51.5 50.5 52.0 52.6 52.7
Нидерланды 63.4 67.9 67.6 63.8 64.2 66.5 67.0 67.0 65.8 64.6 63.8 63.4
Австрия : : : 44.0 39.1 40.3 36.8 36.7 39.8 43.9 41.9 42.0
Польша 62.1 64.3 62.9 59.1 55.0 54.3 53.3 53.6 55.5 57.0 58.6 64.0
Португалия : : : 16.5 17.8 24.2 22.7 : 23.8 20.7 18.0 15.2
Румыния : : : : 23.6 24.9 27.4 28.4 29.1 28.5 28.7 28.0
Словения : : 30.6 33.1 34.0 47.2 49.9 49.2 43.3 42.7 41.6 34.5
Словакия 58.0 57.1 57.1 54.1 48.6 47.0 44.6 43.6 41.3 44.3 44.3 41.3
Финляндия 73.9 73.7 73.5 70.6 68.1 62.7 52.8 54.3 52.0 51.8 50.5 50.4
Швеция 48.6 51.8 52.3 50.8 47.7 45.1 42.0 38.7 37.5 38.9 40.4 42.4
Объединенное Королевство : : : : : : : : 40.0 40.9 43.7 44.2
Хорватия : : : : : : : : : : : :
Македония : : : : : : : 104.4 93.0 85.1 76.9 69.6
Турция 55.8 59.2 56.6 54.3 49.3 44.5 41.9 47.4 43.6 41.4 36.8 :
Исландия 19.9 21.5 23.0 24.5 27.0 24.7 25.3 25.0 25.7 : : :
Норвегия 74.6 74.2 73.4 70.9 67.7 64.1 58.2 57.9 60.2 62.5 63.4 :
Швейцария 79.7 87.1 93.9 100.3 112.2 125.7 134.1 142.3 149.5 157.6 164.0 :
США 98.2 100.8 100.3 96.2 93.9 89.5 81.9 81.0 77.9 73.4 70.7  

 


Общий государственный объем производства (% от ВАЛ.НАЦ.ПРОДУКТА)

 

Общий государственный объем производства (код ESA95 P.1), состоит из продуктов созданных общими государственными предприятиями (то есть предприятиями центрального правительства, государственного правительства, локального правительства или фонды социального обеспечения). Категория ESA95 P.1 включает три типа объема производства: рыночный объем производства , объем производства который производился для собственного использования и другого нерыночного объем производства.

 

  1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
ЕС (25 стран) : : : : : : 18.3 18.4 18.7 19.0 19.0 19.1
ЕС (15 стран) : 18.7 18.8 18.5 18.2 18.3 18.2 18.3 18.7 18.9 18.9 19.1
Область евро : 17.8 17.9 17.6 17.2 17.3 17.0 17.0 17.3 17.4 17.4 17.4
Область евро (12 стран) : 17.7 17.8 17.6 17.2 17.3 17.1 17.0 17.3 17.4 17.4 17.4
Бельгия 17.4 16.9 17.1 16.8 16.7 16.8 16.4 16.7 17.6 17.7 17.3 17.4
Болгария 17.4 16.4 13.3 14.2 18.5 20.2 20.2 17.7 : : : :
Чешская Республика : 18.6 17.8 18.3 17.7 18.5 18.4 18.4 19.2 20.5 19.4 19.3
Дания 27.3 27.0 27.1 26.6 27.3 27.4 26.7 27.3 27.9 28.2 28.1 27.5
Германия 14.7 14.6 14.5 14.2 13.9 13.9 13.6 13.4 13.5 13.5 13.3 13.2
Эстония 22.3 28.5 26.5 23.5 22.1 23.6 20.9 19.8 18.9 19.4 19.0 17.8
Ирландия 17.8 16.4 15.7 15.0 14.2 13.9 13.8 14.4 14.9 15.0 15.5 15.6
Греция 15.3 16.7 15.9 16.8 16.9 17.7 18.7 18.4 19.2 18.3 18.3 18.2
Испания : 17.3 17.1 16.8 16.4 16.2 16.2 16.0 16.0 16.2 16.5 16.6
Франция 21.9 21.8 22.2 22.3 21.4 21.5 21.1 20.9 21.2 21.3 21.2 21.2
Италия 18.4 17.3 17.6 17.8 17.6 17.7 17.7 17.9 18.0 18.4 18.5 18.8
Кипр : : : : 19.3 20.1 18.7 19.7 20.8 22.4 20.7 20.9
Латвия 21.2 26.3 23.6 22.8 24.5 24.4 22.6 22.3 22.7 23.3 22.9 20.5
Литва 20.7 20.9 21.2 22.9 23.8 22.5 21.5 19.6 19.2 18.3 17.9 17.1
Люксембург 14.8 14.2 14.3 14.6 14.0 13.0 12.8 13.3 13.4 13.6 13.7 13.6
Венгрия 26.1 23.8 22.2 22.8 22.1 22.1 21.2 21.4 22.1 23.1 22.2 22.1
Мальта : : : : 21.6 20.7 20.4 22.1 22.2 22.9 23.9 23.0
Нидерланды 20.0 19.9 19.4 18.8 18.6 18.7 18.4 18.8 19.3 19.9 19.6 19.5
Австрия 20.4 20.8 20.6 17.4 17.3 17.2 16.5 15.2 15.2 15.2 14.9 15.0
Польша : 20.9 21.1 20.4 19.9 19.7 19.5 20.4 20.4 20.2 19.2 19.3
Португалия 18.6 18.1 18.5 18.5 18.5 19.3 20.1 20.2 20.5 19.6 19.7 20.1
Румыния : : : : 15.3 15.1 16.9 16.6 16.1 19.7 17.0 18.7
Словения : : : : : : 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1 0.1
Словакия 21.6 21.8 22.7 21.2 20.9 19.2 19.2 19.3 18.8 18.9 18.9 15.2
Финляндия 27.4 26.5 27.0 25.9 24.6 24.0 23.2 23.0 23.8 24.6 24.9 25.2
Швеция 31.3 30.0 30.2 29.6 29.7 29.5 28.1 28.5 29.0 29.4 29.0 28.7
Объединенное Королевство 21.8 21.4 20.9 20.0 19.6 20.2 20.6 21.3 22.1 22.8 23.2 23.8
Исландия 24.8 25.3 25.4 24.9 25.6 26.5 27.0 26.8 29.0 29.9 29.0 :

 


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина: Мировая экономика

Тема: Особенности западноевропейской

Интеграции

 

 

Челябинск, 2006



Содержание

 

Введение

Сущность и формы мировой экономической интеграции

Западноевропейская интеграция

Заключение

Литература

Приложение

 



Введение

Целью данной работы является изучение международной экономический интеграции, ее сущности, целей и задач.

Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства.

Так как углубление международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции.

Во второй половине XX в. появилось большое количество исследований, посвященных теоретическим основам и практическим шагам интеграционных процессов в мире.

Анализ теоретических подходов к проблемам международной экономической интеграции показывает, что нет единого мнения. Но практически все идеи разработанных концепций нашли свое практическое отражение в процессе становления европейской интеграции.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 25 государств с население около 670 млн. человек (c 1 января 2007 г. 27 стран, присоединились Болгария и Румыния), представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку мира. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявились противоречия между интеграционным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Важная причина состояла и в стремлении преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Развитие Европейского Союза и последующее дополнение его Европейским валютным союзом – самое яркое проявление интеграции.

Во-первых, речь идет о европейской глобализации, значительно опередившей аналогичные процессы в других частях света.

Во-вторых, эта региональная глобализация охватывает один из трех (наряду с США и Японией) центров современного мира, оказывающих влияние на всю международную экономику.

Так как европейский регион по своему геополитическому и геоэкономическому положению наиболее близок к России, и является ее естественным партнером. Кроме того, большой интерес представляют и сами методы осуществления крупных интеграционных мероприятий, которые в дальнейшем в тех или иных формах найдут применение и в России.

 



Сущность и формы международной экономической интеграции

 

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – это комплекс форм сотрудничества стран в различных сферах деятельности, для которого характерно глубокое взаимопроникновение экономик стран-партнеров и их долгосрочная техническая, технологическая и экономическая взаимозависимость.

Процесс международной экономической интеграции представляет собой сближение и объединение национально-государственных экономических систем в рамках единого хозяйственного комплекса на основе устойчивых экономических связей и общих закономерностей развития. Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки обособленных национально-государственнх рынков. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, что ведет к увеличению объема производства, инвестиций, к общему экономическому росту и увеличению массы и нормы прибыли. Одновременно меняется хозяйственная структура стран — малоэффективные фирмы не выдерживают международной конкуренции и прекращают существование, эффективные — напротив, укрепляя свои позиции, как на внутреннем, так и на международном рынке, повышают степень рентабельности своей хозяйственной деятельности.

Создание межгосударственных хозяйственных комплексов требует изменения экономической политики отдельных стран и, прежде всего — учета общих интересов интеграционной группировки. Высокая степень интеграции предполагает передачу части суверенных государственных прав надгосударственным (или, как их именуют, «наднациональным») органам управления. В то же время каждая страна как бы получает часть суверенитета других государств, использует их экономические и политические ресурсы. При этом могут возникать противоречия между отдельными государствами, а также усложнение условий функционирования не только отдельных фирм, но и целых отраслей. Например, перед автомобильной промышленностью Турции после заключения этой страной в 1995 г. таможенного союза с ЕС возникли очень сложные проблемы, но общий макроэкономический эффект имел гораздо большее позитивное значение. Еще одно серьезное противоречие — это противоречие между регионализацией и глобализацией. С одной стороны, экономические отношения в рамках интеграционных группировок — это как бы прообраз будущего единого глобального хозяйства. С другой — всякая группировка в той или иной степени отделена, обособлена от стран и секторов мирового рынка, не включенных в эту группировку; ее участники предоставляют привилегии друг другу, не распространяющиеся на прочих участников международных экономических отношений.

Таким образом, международная экономическая интеграция — это неоднозначный и противоречивый процесс, отражающий взаимодействие различных тенденций и сторон развития мировой экономики.

Международная экономическая интеграция может возникать в различных формах и проходить разные этапы эволюции. Простейшая (иногда ее называют «доинтеграционная») форма сближения национально-государственных экономических систем — это «преференциальная зона», или «зона преференциальной торговли», в рамках которой участники предоставляют друг другу различные льготы во взаимной торговле. Исходной формой собственно интеграционного объединения признается «зона свободной торговли» — в ее рамках отменяются торговые ограничения для стран-участниц, и в первую очередь снижаются или отменяются таможенные пошлины, импортные квоты, устраняются и другие, в том числе нетарифные ограничения и требования. Как правило, либерализация взаимной торговли осуществляется при этом постепенно и дифференцированно по отраслям, преимущественно — в торговле промышленными товарами и услугами, в меньшей степени — в торговле продукцией аграрного сектора, который во многих странах, в том числе в странах ЕС, функционирует в условиях сохранения значительных элементов государственного протекционизма. Более высокая степень интеграции достигается в рамках «таможенного союза», участники которого наряду с мерами, осуществляемыми на уровне зоны свободной торговли, устанавливают единые таможенные тарифы для прочих (так называемых «третьих») стран и проводят единую внешнеторговую политику. Дополнением таможенному часто становится «платежный союз», в системе которого достигается взаимная конвертируемость валют и проводится единая денежно-финансовая политика.

Углубление интеграционных процессов может способствовать переходу от таможенного союза к «общему рынку» стран — участниц интеграционной группировки. Формирование общего рынка предполагает обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы (что именуют иногда «концепцией четырех свобод»), а также стандартизацию производственных и коммерческих параметров экономической деятельности, проведение согласованной внутренней и внешней экономической политики, унификацию правовых норм, особенно в налоговой сфере и в отношении принципов и механизмов создания новых предпринимательских единиц. Отмеченные формы международной экономической интеграции ориентированы преимущественно на сферу обращения, ее торговые и финансово-расчетные стороны. Более высокая степень интеграции достигается в форме «экономического союза». В его рамках экономическая политика становится не просто согласованной, но и единой для всего интеграционного объединения как целого. Это предполагает создание надгосударственных органов управления, решения которых обязательны для всех стран-участниц. Развитие экономического союза ведет к его трансформации в валютный союз — с единой валютой и валютной политикой.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 168.