Начиная со второй половины XIX в. в России шла борьба среди сторонников двух подходов к пониманию белорусского народа:
1) революционно-демократическое, которое утверждало, что Беларусь – самобытная страна, которая имеет свои традиции, культуру, язык;
2) Беларусь – часть Российской империи, которая нашла воплоще-ние в идеологии «западнорусизма».
В конце XIX в. создались условия для формирования белорусской нации, среди которых: развитие капитализма, формирование общена-ционального рынка, появление основных классов буржуазного общества, формирование национального самосознания.
Однако этот процесс был связан с определенными сложностями, такими как:
1) Беларусь не была самостоятельной территориально-админист-ративной единицей в составе Российской империи;
2) большинство населения проживало в деревне (90 %);
3) деформация структуры рабочего класса, которая была вызвана существованием исключительных законов, и это привело к тому, что большинство рабочего класса составляли представители еврейского и польского народов;
4) отсутствие белорусской печати, высших учебных заведений, ко-торые способствовали бы формированию национальной интеллиген-ции.
В связи с капиталистической модернизацией, которую переживала Российская империя (вторая половина XIX – начало XX вв.), ускорился процесс формирования белорусской нации. Нация – устойчивое исторически сложившееся сообщество людей, основанное на общности территории, социально-экономической и политической жизни, языка, культуры, самосознания.
общность территории общность социально-политической жизни |
общность языка нация общие черты культуры |
общность экономики общность самосознания |
Этническая территория белорусов в основном сформировалась ещё в XIII–XVI вв. В конце XIX в. она входила в границы пяти губерний Российской империи: Виленской, Витебской, Гродненской, Минской, Могилёвской. По переписи 1897 г. на этой территории проживало свыше 5 млн. белорусов.
Становлению белорусской нации способствовало втягивание в XIX в. хозяйства Беларуси в рыночные отношения, что привело к фор-мированию социальной структуры, характерной для буржуазного об-щества. Однако этот процесс имел ряд особенностей: 95 % белорусов жили в сельской местности и были связаны с сельским хозяйством. Доля белорусов-горожан, которые пользовались белорусским языком, составляла 14,5 %. Затрудняло консолидацию белорусской нации ис-торически сложившееся деление белорусов на православных и католиков. Отрицательно сказывался на процессе этнической консолидации конфессиональный раздел по принципу: православный – значит русский (81 %), католик – поляк (19 %). Белорусская буржуазия отличалась слабостью.
В торговле преобладал еврейский (85 %) и русский капитал (10,7 %). Доля белорусского капитала составляла лишь 1,7 %.
Во второй половине XIX – начале XX вв. шёл процесс развития белорусского языка, который существовал в виде живых говоров (диа-лектов), на основе которых постепенно складывался новый белорус-ский литературный язык. В конце XIX – начале XX вв. он развивался как язык художественной и публицистической литературы. Формиро-вание литературного белорусского языка происходило медленно из-за трудностей печатания и распространения белорусскоязычных произведений. У истоков нового белорусского языка стояли писатели Я. Борщевский, Я. Чачот, В. Сырокомля, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич. Широкое распространение на белорусских землях получили польский и русский языки.
Национальное самосознание большей части белорусского народа оставалось на низком уровне. Наряду с этнонимом «белорус» продол-жали существовать местные самоназвания (полешуки), самоидентифи-кация по конфессиональному признаку. В сельской местности жители часто называли себя «тутэйшими» (местными).
Пробуждению национального самосознания белорусов способ-ствовали публикации научных трудов об истории, культуре, языке белорусского народа, которые создавали Е. Романов (Белорусский сборник), Я. Карский («Белорусы»), И. Носович («Словарь белорусского говора») и др.
Процесс становления нации сопровождался формированием национального движения. Впервые в истории общественной мысли Беларуси о существовании самостоятельного белорусского этноса заявили представители белорусской народнической организации «Гоман», созданной в 1884 г. в Петербурге студентами из Беларуси (А. Марченко, Х. Ратнер), а также созданная на основе национально-культурных кружков Белорусская социалистическая громада (БСГ), которая стала первой белорусской партией. Инициаторами и создателями были братья И. и А. Луцкевичи, А. Пашкевич, А. Бурбис, В. Ивановский и др. В своей деятельности партия опиралась на национальную интеллигенцию. По инициативе руководства БСГ в ноябре 1906 г. в Вильно была основана первая легальная газета на белорусском языке – «Наша нива». Главной целью газеты стало формирование национального самосознания белорусов. Газета выступила фактором объединения белорусских национальных сил, сформулировала идеи белорусского национального возрождения, важнейшими положениями которого в начале XX в. стали:
– формирование национального самосознания белорусов как само-стоятельной нации; осмысление своего места среди народов Восточ-ной Европы;
– обращение прежде всего к крестьянству, необходимость борьбы за социальное и национальное освобождение;
– сохранение и развитие белорусского языка, борьба за развитие просвещения и образования на национальном языке;
– поиски форм национального самоопределения белорусского на-рода, развитие культурных связей с другими народами.
Белорусская социалистическая громада фактически сформу-лировала структуру белорусской национальной идеи, составляющими частями которой стали: национальная государственность, наци-ональная культура, язык, национальное самосознание, и это стало толчком к развитию национально-освободительного движения начала XX в.
Исторические личности
Богушевич Ф. (1840–1900 гг.) – белорусский поэт, прозаик, переводчик. Участник восстания 1863–1864 гг. Родоначальник критического реализма в белорусской литературе. Автор сборников стихов – «Дудка белорусская», «Смык белорусский». Он призывал уважать и любить белорусский язык: «Не оставляйте языка белорусского, чтобы не умерли …».
Носович И. (1788–1877 гг.) – белорусский языковед, фольклорист, этнограф. Главные его труды: «Словарь белорусского языка», «Сборник белорусских пословиц», «Сборник белорусских песен».
Довнар-Запольский М. В. (1867–1934 гг.) – историк, в конце 80 гг. XIX в. выступил с идеей самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее. Важнейшие труды – «Исследования и статьи» (1909), «Очерки по организации западнорусского крестьянства в XVI в.» (1905).
Карский Е. Ф. (1861–1931 гг.) – основатель белорусского языковедения, автор трехтомного труда «Белорусы», где впервые была научно обоснована национальная самобытность белорусов как отдельного славянского народа.
Основные термины, понятия
Нация – тип этносоциальной общности людей, которая приходит на смену народности и возникает на основе развития капитали-стических отношений. Это устойчивое этносоциальное сообщество людей, которые проживают на одной территории, связаны общими экономическими и социально-политическими чертами, имеют один язык, культуру и самосознание.
Национальное самосознание – самопроявление этнической группы о своем национальном происхождении, которое определяет особые патриотические чувства и небезразличное отношение к своей национальной истории, культуре, языку.
«Наша нива» – легальная еженедельная общественно-политичес-кая и литературно-художественная газета, которая выходила в Вильно на белорусском языке 1906–1915 гг. Орган БСГ «Наша нива» ориентировалась на крестьянство, сельскую интеллигенцию, рабочих и служащих. Пропагандировала достижения белорусской культуры за границей. Редактором газеты в 1914–1915 гг. был Я. Купала.
«Тутэйшыя» – самоназвание части жителей Беларуси в XIX в., которая не воспринимала себя как отдельный народ, а свою национальную принадлежность определяла по местным признакам.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое нация? Какие трудности существовали при форми-ровании белорусской нации?
2. Какова роль газеты «Наша нива» в формировании белорусской национальной идеи?
3. Почему начало XX в. в развитии белорусского Возрождения называют «нашенивским»?
4. Назовите представителей белорусской культуры, сыгравших важную роль в формировании национального самосознания в начале XX в.?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 226.