МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
(РУТ (МИИТ)
__________________________________________________________________
Факультет «Экономический»
Кафедра «Философия, социология и история»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История»
на тему:
«Реформы Петра I. Их место и значение в истории России»
Выполнил:
студент 1-го курса
группы ЗУП-191
Усмонов Б.М.
Шифр: 1810-пУПб-1063
Проверил: доц. Топчий Ю.А.
Москва – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Предпосылки, сущность, итоги и историческое значение реформ Петра I . Положение России в XVII столетии……………………………… 5
Глава 2. Важнейшие реформы Петра 1 и обоснование их важности…… 7
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список литературы…………………………………………………………… 19
Введение
Цель данной контрольной работы, узнать, как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. В истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.
В экономике возникли первые промышленные предприятия мануфактурного, типа, развивались промыслы, ремесла, росла внутренняя и внешняя торговля. Шел процесс общественного и географического разделения труда, на его основе формировался всероссийский рынок. Увеличение внутреннего спроса на сельскохозяйственные продукты, вывоз некоторых из них за границу побуждали помещиков расширять барскую запашку и повышать оброк, создавать в поместьях предприятия по производству поташа, полотна и пр. Это означало, что шел процесс усиления эксплуатации крестьянства.
В стране складывалось абсолютистское государство. Власть царя стала приобретать неограниченный характер, снизилось влияние боярской думы, не собирались Земские соборы. Власть все больше концентрировалась в руках воевод, присылаемых из Москвы, значение земского управления на местах уменьшилось.
В системе общественных отношений сложилась ситуация, при которой каждый социальный слой был обязан нести государственную повинность. Законодательство прикрепило людей к их состоянию, превратив в сословия, обособленные друг от друга.
В духовной сфере наблюдается проникновение элементов западной культуры в высшие элитные круги, что никак не сказывалось на культуре широких слоев населения.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
Глава 1. Предпосылки, сущность, итоги и историческое значение реформ Петра I
XVII столетие было отмечено, хотя и медленным, но неуклонным развитием производительных сил России. К концу этого столетия были полностью изжиты отрицательные последствия польско-шведской интервенции и установился единый всероссийский рынок. Историки расценивают этот факт, как чрезвычайно важное событие в истории России, так как общерусский рынок способствовал завершению двух важных процессов, развивавшихся в течение ряда веков, а именно: процесса формирования русской нации и процесса образования империи. С возникновением всероссийского рынка усилились, и культурные связи внутри страны и сильно вырос экономический потенциал центральной власти, без которого было немыслимо государственное строительство городов.
Территориальный рост Российского государства продолжался в течение всего XVII в. Воссоединение Украины и России и освоение Сибири превратило Россию в величайшее государство мира. Однако Россия еще и во многом отставала от передовых европейских стран. Экономической основой Российского государства продолжало оставаться натуральное хозяйство феодализма.
Экономическая отсталость России сочеталась с политической отсталостью, и прогрессивным представителям социальных верхов было ясно, что русский государственный аппарат с его устаревшими "приказами" и "боярской думой" требовал значительной перестройки. В серьезных реформах нуждалось и русское войско. Вплоть до петровского времени в России не было военного флота. При общей численности сухопутного войска в 160 тысяч человек Россия не имела армии, способной разрешить внешнеполитические задачи. А между тем они и являлись жизненно необходимыми и неотложными в данный период.
Об этом периоде в истории России Маркс писал следующее: "Ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала в начале империя Петра Великого. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья. Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции".[1]
Действительно, за исключением Архангельского порта, Россия не имела выходов к европейским морям. Черное и Азовское моря находились во власти турок, Балтийское побережье принадлежало Швеции, и, следовательно, разрешение проблемы морских границ могло произойти только через посредство войны с хорошо вооруженными и сильными соседями России. Борьба с Турцией и, особенно со Швецией, требовала энергичной подготовки и, в первую очередь, организации регулярной армии, морского военного флота и интенсивного развития промышленности.
Азовские походы 1695 и 1696 годов, закончившиеся взятием города Азова при помощи речной военной флотилии, построенной за зиму в Воронеже, благотворно повлияло на развитие Воронежа и Тулы и вызвали к жизни города Азов, Тавров, Новопавловск и ряд других городов. Война со шведами оставила после себя Петрозаводск и Кронштадт. В Москве, Киеве, Новгороде и других городах возникли новые оборонительные укрепления, и даже самое основание северной столицы России – Санкт-Петербурга, было обязано той же борьбе со Швецией за морские границы. В период Северной войны театры военных действий перемещались, заставляя производить фортификационные и градостроительные работы в различных районах страны – от Прибалтики до Украины включительно. По Ништадтскому миру Россия возвратила себе отторгнутые от нее приладожские новгородские земли и сверх того приобрела Выборг в Финляндии и всю Прибалтику с Ревелем и Ригой.
По окончании Северной войны в 1721 году Петр I принял титул императора, чем был формально завершен длительный процесс образования Российской империи. Таким образом, военная политика Петра I являлась одной из важнейших предпосылок строительства городов в России.
Говоря о первых преобразованиях Петра I, необходимо помнить, что их корни находились в уходящем XVII веке. Уже тогда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства. В том же XVII в. обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681 г., было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкое платье, первые бритобородые щеголи; основана Славяно-греко-латинская академия и т.д.
Преобразования Петра I начались со строительства азовского флота с помощью натуральной государственной повинности и чрезвычайных поборов-способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя!) специальные “кумпанства”. Всего их было создано более 30.[3]
Строительство велось на Дону, в воронежских лесах. Лес заготовляли в соседних с Воронежем уездах. Срок работ по указу царя был чудовищно малым – 2 года. Столь стремительные темпы работ обеспечивались огромной массой насильно согнанных работных людей. Из-за рубежа были наняты за огромные деньги специалисты, но далеко не все из них оказались подлинными мастерами. В работе активно участвовали сам царь: и как “проектировщик”, и как простой плотник, и как “менеджер”.
Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр I обеспокоился о кадрах морских офицеров: для их подготовки было отправлено учиться за рубеж пятьдесят комнатных стольников и спальников. В итоге, если не весь задуманный, флот, то целая эскадра была все-таки построена в срок. В марте 1699 г. уже готовились к предполагаемому Керченскому походу, ибо Петр I считал, что, не владея Керчью, флоту нельзя было войти в Черное море. Эскадра уже в конце апреля вышла из Воронежа и через месяц была у Азова. Летом же, 18 августа 1699 г. 22 российских корабля при громе пушечного салюта бросили якорь близ Керчи. В истории России это было великое событие, удивившее и озадачившее, в частности, и османского султана, и крымского хана.
Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699 г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора “даточных людей” (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 11 руб., т.е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты. В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии. Одновременно в новые земли Приазовья и в Азов отправляли всякого рода несостоятельных должников, а также осужденных разбойников и грабителей (кроме убийц) на поселение и заведение хозяйства в тех краях. Введены были в Азове и каторжные работы для строительства необходимых сооружений. В области государственного управления важнейшей и первоочередной мерой стала, реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления. Прекрасно понимая крепостническую суть статуса посадского человека (и купца, и ремесленника), которого нещадно давила законными и незаконными поборами архаичная машина государственного управления, Петр I решил изъять города из-под воеводского и приказного управления в собственное, царское, подчинение, рассчитывая при этом получить от налогов в бюджет больше денег, чем раньше. И эта была главная задача. 30 января 1699 г. Петр издал указ о самоуправлении городов и выборах бурмистров. Избранники образовывали собой бурмистерские палаты или ратуши, отныне ведавшие сбором доходов и управлением в городах. Главная Бурмистерская палата (Ратуша) в Москве ведала всеми выборными людьми в городах России, а ее члены с докладом прежде всего о денежных поступлениях входили прямо к государю.
Сначала система бурмистерских палат вводилась на местах на добровольных началах и с условием уплаты двойных налогов. В конечном счете, жизнь заставила и добровольность самоуправления, и двойные поборы отменить. Только тогда реформа городского управления получила реальное воплощение.
В первые годы царствования Петра I громоздкая и рыхлая приказная система государственного управления структурно почти не изменялась; первые преобразования лишь намечали контуры будущих отраслей государственного управления. Например, Иноземный и Рейтарский приказы слились в новый Приказ Военных дел, вместо Стрелецкого возник Приказ Земских дел и т.д. Наряду с новыми приказами (Морской, Артиллерии, Провиантский и др.) возникали некоторые канцелярии (Главная Ближняя Канцелярия, мундирная, банная и т.п.). Плавному изменению подверглось и ключевое звено государственного управления – Боярская дума. Из сосредоточения родовитости и знатности – учреждение превращалось в собрание деятелей разного происхождения: все больше появлялось выходцев из рядового дворянства и приказных людей. Первым лицом в Думе стал простой стольник князь Ф. Ю. Ромодановский. В думные бояре теперь почти не возводили, а в силу возраста прежние думные бояре становились меньшинством. Да и практическая деятельность Думы шла на убыль.
Немалая забота была проявлена и о казне. С легкой руки Алексея Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б. П. Шереметева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отменены архаичные тарханы. В 1704 г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).
Важные коррективы внесли в денежную систему. В конце ХVII в. серебряных копеек и денежек не хватало и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные “жеребьи” (“доли” копейки). По указу царя с марта 1700 г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700 г. стали входить в оборот и крупные золотые и серебряные монеты. За 1700-1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.
Важнейшим направлением реформ было форсированное строительство казной железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). Их строительство велось на северо-западе России (в Карелии на Олонце, Белозерье и в Устюжском крае). Но особенно активно велось строительство на Урале, где уже в 1701 г. начали действовать Каменский и Невьянский заводы.
На манер судостроительных компаний была попытка (бесплодная) основать и купеческие компании, что растревожило западных негоциантов. Только на уровне проекта остались и намерения Петра I объединить управление городов и уездов, основав так называемые провинции.
Знаменитый Сенат был “рожден” Петром I как бы экспромтом. Отправляясь в Прутский поход в феврале 1711 г., Петр обнародовал указ: “Определили быть для отлучек наших правительствующий Сенат, для управления...”.[4] Состав его был невелик (9 сенаторов), да и создан он был как бы временно. Вдогонку первому указу 2 марта пришел второй с перечнем полномочий (попечение о правосудии, об устройстве государственных доходов, общем управлении, о торговле и хозяйстве). Вскоре Сенат стал высшим судебным и управленческим органом. Поначалу Сенат был коллегиальным органом из 9 сенаторов, обладавших равными голосами. Связь Сената с губерниями осуществляли губернские комиссары.
Практически одновременно с Сенатом Петр I основал новый контрольно-ревизионный институт так называемых фискалов. Это была целая армия официальных лиц, действовавших тайным образом и выявлявших все неправедные действия, наносившие ущерб государству (казнокрадство, взяточничество, нарушение законопорядка и т.д.). Во главе фискалив стоял обер-фискал при Сенате. У него в подчинении было 4 фискала (два от купечества и два от дворянства). При губернских правлениях было также по 4 фискала, в городах - 1-2 фискала. Фискалы не получали жалованья, в награду за труды им полагалась в первые годы половина, а том треть конфискованного имущества. Фискалы все свои наблюдения отправляли в Расправную палату, откуда дела поступали в Сенат. Над самим Сенатом с 1715 г. надзирал специальный сенатский генерал-ревизор, а с 1721 г. контроль вели помесячно штаб-офицеры гвардии.[5]
Постепенно пробивала себе дорогу и такая, форма государственного управления, как коллегия. Еще в 1711 г. был дан проект организации особой коллегии для руководства горной промышленностью. В следующем году появились проекты организации Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии, а 715 г. Коммерц-коллегия стала уже функционировать. Того же, в 1715 г., начата была проработка, вопроса об организации центральных органов управлениями изучения опыта Дании, Швеции и Австрии. Три наиболее важные коллегии Военная, Адмиралтейская и Иностранная) стали работать уже в 1718 г. Всего было учреждено 11 коллегий (остальные восемь: Берг-коллегия. Мануфактур-коллегия, Коммерц-колгия, Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Вотчинная коллегия, Ревизион-коллегия и Юстиц-коллегия). Структура функции коллегий вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Так была заложена основа унификации и бюрократизации государственного управления.
К числу центральных учреждений должен был принадлежать Синод, или Духовная коллегия. В свое время после смерти патриарха Адриана царь назначил на этот пост лишь исполняющего обязанности (местоблюстителя), а выборы патриарха не провел. Причиной тому было сдержанное, если враждебное, отношение духовенства к преобразованиям царя, причастность духовенства к делу царевича Алексея. В итоге в 1721 г. был образован Синод во главе с президентом, бывшим местоблюстителем престарелым Стефаном Яворским. Фактическим главой Синода был вице-президент невский архиепископ Феофан Прокапович. Именно он сочинил Духовный регламент - свод важнейших организационных и идеологических установлений церковной организации в новых условиях абсолютизма. По Регламенту члены Синода присягали, как и все чиновники, на верность царю и обязывались “в мирские дела и обряды не входить ни для чего”. За всем этим незримо стояла не забытая опасность гордыни патриарха Никона. Теми же мотивами были продиктованы принципы коллегиального управления церковью и вменено в обязанность священникам нарушение тайны исповеди в случаях, “грозящих государственным интересам”. Внешне все это, по рассказам, выглядело довольно устрашающе. Как пишет Н. И. Павленко, царь, на встрече с иерархами церкви уяснив, что они хотят избрать патриарха, поднял Духовный регламент и заявил: “Вы просите патриарха вот вам духовный патриарх”. А на ропот недовольных он обнажил кортик и со словами: “А противомыслящим вот булатный патриарх”, – ударил им в стол.[6]
В 1718-1722 гг. Сенат был реформирован. В частности, его членами стали все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора. С появлением его стала действовать целая армия прокуроров во всех центральных и губернских учреждениях. Ему же подчинялись и все фискалы империи. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Он мог опротестовать и приостановить решение Сената. Основная функция прокурорского контроля-забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский.[7]
В 1720 г. в Петербурге был воссоздан на правах центрального учреждения Главный Магистрат, а на местах вновь образованы городские магистраты, в какой-то мере отражавшие сословные интересы купечества. Наконец, в дополнение к Преображенскому приказу для решения дел политического сыска в Петербурге был учреждена Тайная Канцелярия.
Реформа центральных и местных органов власти была огромным шагом вперед по сравнению со старой приказно-воеводской системой государственной власти. Создана была система органов управления, каждое звено которой отличалось от других строго определенными функциями на всей территории страны. Новые органы управления имели коллегиальный характер. При этом все члены коллегии – от президента до асессора – были наемными чиновниками, получавшими государственное жалованье. Такое положение в свою очередь подразумевало профессионализм каждого чиновника. Это коренным образом отличало новую систему управления абсолютной монархии от старой феодальной системы. В новой системе логика развития чиновной бюрократии начисто отвергала старые порядки. Отныне попытки использовать власть, должность, чин в корыстных целях были уже правонарушением. Однако строительство новой бюрократической машины государственного управления шло отнюдь не гладко. Первая губернская реформа очень скоро выявила свою неэффективность. Трехуровневое управление оказалось излишне сложным. Поэтому уже с 1719 г. стала проводиться в жизнь вторая губернская реформа. Губернии были сохранены, но основной административной единицей становится провинция. Из 50-ти провинций наиболее важные, “знатные”, возглавлялись генерал-губернатором, губернатором, вице-губернатором или обер-комендантом. Во главе остальных стояли воеводы. Провинции, созданные реформой 1719 г., стали предшественницами екатерининских губерний. Губернаторы всех губерний имели реальную власть лишь в губернском городе и одноименной провинции. Круг полномочий воеводы был теперь очень широк: “во все царские величества интерес и государственную пользу тщательно остерегать”. Это финансовые, военно-хозяйственные, полицейские, торговые и многие другие направления деятельности. Число и структура провинциальных контор при воеводе не только сохранились, но умножились.[8]
Провинция, как и в первой реформе, по-прежнему делилась на дистрикты. Во главе их теперь стояли земские комиссары. Они собирали налоги, передавая их в рентерею, ведали полицией. Им подчинялись так называемые нижние земские комиссары, у которых, в свою очередь, были в подчинении сельские сотские и десятские, старосты и разного рода выборные люди, т.е. общинные структуры поддержания порядка.
Поначалу воеводам подчинялись города и городские магистраты. Но с 1721 г. магистраты подчинялись только главному магистру и городское население было исключено из ведения воевод. В период проведения первой ревизии система гражданской власти была существенно деформирована. В провинциях были созданы переписные канцелярии, а в дистриктах – полковые дворы со штаб- и обер-офицерами и воинскими командами. Переписные канцелярии главенствовали над гражданской администрацией. Помимо прямой обязанности контролировать сбор подушной подати, полковые дворы, подменяя гражданскую власть, выполняли полицейские и даже судебные обязанности. Правда, у воеводы оставалась судебная власть.
Важнейшим звеном административных реформ было создание системы судебных органов. На верху этой системы были Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях-хофгерихты, или надворные апелляционные суды в крупных городах России, и так называемые провинциальные коллегиальные нижние суды, которые тоже функционировали в крупных городах. В ведении провинциальных судов были гражданские и уголовные дела всех сельских жителей (исключая монастырских крестьян), а также горожан, не входящих в посад. Во всех остальных случаях действовал городовой (или земский) судья. Это был так называемый единоличный (тоже нижний) суд. Таким образом, реформаторы стремились создать суд, независимый от исполнительной власти. Но на практике из этого ничего не вышло. Очень скоро воевода обрел право контроля за судебными инстанциями провинции. В 1722 г. нижние суды были уничтожены. В тех же провинциях, где не было надворных судов, были введены новые провинциальные суды, возглавляемые уже воеводой. В начале петровских преобразований были попытки внедрить в систему государственного управления сословно-выборное начало. Однако в итоге лишь в городовых магистратах уцелели принципы выборности бурмистров и ратманов. Главной тенденцией являлось усиление жесткой структуры власти, возглавляемой “самовластным монархом, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен”. А из всех функций системы нового государственного управления наиболее широко были представлены фискальная, оборонительная и карательно - охранительная. К 1704 г. вместо примитивной монетной системы, представленной одной лишь изготовлявшейся из серебряной проволоки однокопеечной монетой и ее частями, сложился полновесный набор серебряных монет в одну копейку, алтын (3 кол.), пятачок (5 кои.), гривенник (10 кол.), полуполтяну (25 кол.), полтину (50 коп.) и, наконец, рубль. Вместо серебряных деньги (0,5 коп.) и полушки 1 (0,25 коп.) стали выпускать медные монеты этого же достоинства.
С 1718 г. из меди стали делать алтыны и полуполушки, а с 1723 г. – пятачки, которые и стали в итоге самой мелкой медной монетой. Чеканка монет еще с конца XVII в. сопровождалась уменьшением содержания серебра и меди в монетах. С 1711 г. серебряные монеты стали выпускаться 70-й пробы. При рыночной цене пуда меди в 6-8 руб., с 1704 г. из пуда стали делать медных монет на целых 20 руб. (38-я проба), а с 1718 г. – на 40 руб. Наконец, была введена в обращение золотая монета рублевого достоинства, а с 1718 г. ее сменил двухрублевик 75-й пробы. За 25 лет XVIII в. “денежные дворы” отчеканили серебряной монеты на 38.4 млн. руб., а медной на 4,3 млн. руб.[9]
Итогом денежной реформы стало создание полноценной монетной системы, основанной на десятичном принципе и полностью удовлетворявшей потребности экономики. Общий доход казны от выпуска монет составил 10,7 млн. руб. Таким образом, денежная реформа решающим образом содействовала успеху первого, наиболее тяжелого периода Северной войны. Ведь правительство Петра обошлось без иностранных займов. Между тем военные расходы в первый период войны достигали 70-80% бюджета.
Заключение
Работая над этой темой, я повысил знания в таком аспекте как преобразования Петра I . Его личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызвать пристального внимания. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нем заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив свою отсталость от передовых стран Западной Европы.
Петр I и его аппарат ставили и выполняли общенациональные задачи, и в этом смысле его личное служение "государственному интересу", "общей пользе" не может не вызывать уважения. Проведенные им преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать ее отсталость не смогли. Да это и нельзя было сделать при феодально-крепостническом режиме, убежденным сторонником и идеологом которого был Петр. Сын своего времени, воспитанник феодальной верхушки, он не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжает осваивать в течение вот уже почти двух столетий. В перспективе преобразования, несмотря на то, что они проводились за счет перенапряжения сил народных масс, в конечном итоге были выгодны и им, ибо созданное в годы их проведения могучее государство обеспечило стране национальную независимость, а утверждение России при Петре I на берегах Балтики способствовало развитию внешней торговли и производительных сил, в том числе и крестьянского хозяйства, а также установлению более тесных экономических и культурных связей с более развитыми странами Западной Европы.
Список литературы
Князьков С. И. Из прошлого Русской земли. Время Петра Великого. М.: Планета, 2001. – 436с.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
(РУТ (МИИТ)
__________________________________________________________________
Факультет «Экономический»
Кафедра «Философия, социология и история»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«История»
на тему:
«Реформы Петра I. Их место и значение в истории России»
Выполнил:
студент 1-го курса
группы ЗУП-191
Усмонов Б.М.
Шифр: 1810-пУПб-1063
Проверил: доц. Топчий Ю.А.
Москва – 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Предпосылки, сущность, итоги и историческое значение реформ Петра I . Положение России в XVII столетии……………………………… 5
Глава 2. Важнейшие реформы Петра 1 и обоснование их важности…… 7
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список литературы…………………………………………………………… 19
Введение
Цель данной контрольной работы, узнать, как можно больше о личности Петра I и его реформах, которые сыграли большую роль в жизни России.
На протяжении XVII в. В истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни.
Основой экономики России было сельское хозяйство, основанное на эксплуатации зависимого крестьянства. Бояре и дворяне сосредоточили в своих руках 67% крестьянских дворов. Остальные крестьяне относились к различным категориям государственных.
В экономике возникли первые промышленные предприятия мануфактурного, типа, развивались промыслы, ремесла, росла внутренняя и внешняя торговля. Шел процесс общественного и географического разделения труда, на его основе формировался всероссийский рынок. Увеличение внутреннего спроса на сельскохозяйственные продукты, вывоз некоторых из них за границу побуждали помещиков расширять барскую запашку и повышать оброк, создавать в поместьях предприятия по производству поташа, полотна и пр. Это означало, что шел процесс усиления эксплуатации крестьянства.
В стране складывалось абсолютистское государство. Власть царя стала приобретать неограниченный характер, снизилось влияние боярской думы, не собирались Земские соборы. Власть все больше концентрировалась в руках воевод, присылаемых из Москвы, значение земского управления на местах уменьшилось.
В системе общественных отношений сложилась ситуация, при которой каждый социальный слой был обязан нести государственную повинность. Законодательство прикрепило людей к их состоянию, превратив в сословия, обособленные друг от друга.
В духовной сфере наблюдается проникновение элементов западной культуры в высшие элитные круги, что никак не сказывалось на культуре широких слоев населения.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.
Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
Глава 1. Предпосылки, сущность, итоги и историческое значение реформ Петра I
XVII столетие было отмечено, хотя и медленным, но неуклонным развитием производительных сил России. К концу этого столетия были полностью изжиты отрицательные последствия польско-шведской интервенции и установился единый всероссийский рынок. Историки расценивают этот факт, как чрезвычайно важное событие в истории России, так как общерусский рынок способствовал завершению двух важных процессов, развивавшихся в течение ряда веков, а именно: процесса формирования русской нации и процесса образования империи. С возникновением всероссийского рынка усилились, и культурные связи внутри страны и сильно вырос экономический потенциал центральной власти, без которого было немыслимо государственное строительство городов.
Территориальный рост Российского государства продолжался в течение всего XVII в. Воссоединение Украины и России и освоение Сибири превратило Россию в величайшее государство мира. Однако Россия еще и во многом отставала от передовых европейских стран. Экономической основой Российского государства продолжало оставаться натуральное хозяйство феодализма.
Экономическая отсталость России сочеталась с политической отсталостью, и прогрессивным представителям социальных верхов было ясно, что русский государственный аппарат с его устаревшими "приказами" и "боярской думой" требовал значительной перестройки. В серьезных реформах нуждалось и русское войско. Вплоть до петровского времени в России не было военного флота. При общей численности сухопутного войска в 160 тысяч человек Россия не имела армии, способной разрешить внешнеполитические задачи. А между тем они и являлись жизненно необходимыми и неотложными в данный период.
Об этом периоде в истории России Маркс писал следующее: "Ни одна великая нация не находилась в таком удалении от всех морей, в каком пребывала в начале империя Петра Великого. Никто не мог себе представить великой нации, оторванной от морского побережья. Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции".[1]
Действительно, за исключением Архангельского порта, Россия не имела выходов к европейским морям. Черное и Азовское моря находились во власти турок, Балтийское побережье принадлежало Швеции, и, следовательно, разрешение проблемы морских границ могло произойти только через посредство войны с хорошо вооруженными и сильными соседями России. Борьба с Турцией и, особенно со Швецией, требовала энергичной подготовки и, в первую очередь, организации регулярной армии, морского военного флота и интенсивного развития промышленности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 157.