СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФИЛОСОФИЯ

 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

1. Философия и круг изучаемых проблем.

2. Основной вопрос философии.

3. Место философии в системе научного и гуманитарного знания.

4. Функции философии.

5. Понятие бытия. Основные формы бытия.

6. Материальность мира.

7. Современные представления о структуре и свойствах материи.

8. Единство мира. Модели единства мира.

9. Философия и научные картины мира.

10. Природа и сущность сознания.

11. Сознание и бессознательное.

12. Проблема познаваемости мира. Понятие агностицизма.

13. Познавательные способности человека и уровни познания.

14. Философское учение об истине.

15. Формы истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Абстрактная и конкретная истина.

16. Эмпирический уровень  научного познания и его основные формы.

17. Теоретический уровень познания и его формы.

18.  Роль практики в познании

19. Диалектический метод и принципы научного познания.

20. Диалектика как учение о развитии. Исходные принципы диалектики.

21. Взаимосвязь количественных и качественных изменений (закон меры).

22. Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей).

23. Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания).

24. Основные формы развития. Прогресс и его критерии.

25. Детерминизм. Общая характеристика детерминизма.

26. Предмет социальной философии.

27. Основные подходы к изучению общества.

28. Общество и природа. Роль природной среды в развитии общества.

29. Основные факторы развития общества.

30. Общество как система. Сферы общественной жизни.

31. Материально-производственная сфера общества.

32. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества.

33. Политическая сфера. Роль государства в общественной жизни.

34. Духовная сфера общества. Структура общественного сознания.

35. Формы общественного сознания.

36. Понятие культуры. Роль культуры в жизни общества.

37. Человек и его сущность. Смысл жизни человека.

38. Антропосоциогенез. Историческое развитие человека и формы его обособления.

39. Личность: проблема свободы и ответственности.  

40. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.

41. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

42. Основные этапы развития и особенности Античной философии.

43. Философия Средневековья: основные особенности.

44. Философия эпохи Возрождения: типологические черты.

45. Характерные особенности философии Нового времени.

46. Немецкая классическая философия: основные идеи.

47. Марксистская философия: возникновение и основные особенности.

48. Основные направления современной западной философии.

49. Особенности русской философии на рубеже Х1Х – ХХ веков.

50. Философия в России и СССР в ХХ веке.

                   

Учебно-методическое обеспечение

                                   Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 2007.

2. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебник. – М., 2003.

3. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – М., 1993.

4. Введение в философию. Учебник. Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989.

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004.

6. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. – М.,

2008.

7. Ильин В.В. Философия. Учебник. -2018г.

8. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д, 2002.

9. Скирбекк Гунар, Гилье Нилс. История философии. - М., 2001.

10. Спиркин А.Г.Основы философии. – М., 1998.

11. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Рационализм и материализм

ХХ1 века. – СПб., 2007.

12. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,

2006.

13. Кузнецов В.Г., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник в 2-х частях. – М., 1996.

14.Митрошенко О.А.,Ляшенко В.П.,Рузавин Г.И. Философия в 2-х частях. Учебник для академического бакалавриата. – 2018

15.Торгашев Г.А. Философия права: курс лекций/Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации . – Москва: Проспект, 2017. – 192с.

16. Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П.Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М., 2008.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по Древней и Средневековой философии. –

М., 1991.

18. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1985.

 

 Дополнительная литература

1. Абдеев Р.В. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. – М., 2001.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб., 2002.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1994.

8. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

9. Краткая философская энциклопедия. – М., 1991.

10. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

12. Мир философии. Книга для чтения: В 2-х тт. Под ред П.С. Гуревича. – М.,1991.

13. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

15. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

16. Философия. Основные идеи и принципы. Под ред. А.И.Ракитова. – М., 1985.

17. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

 Учебно-методические материалы

Скорюков Н.М. Философия. Учебно-методическое пособие / сост. Н.М. Скорюков. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010.

ФИЛОСОФИЯ

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Методические рекомендации к выполнению контрольной работы

Цель контрольной работы, выполняемой студентами очно-заочной формы обучения, заключается в более углубленной проработке основных проблем философии. Контрольная работа дает возможность студенту, действуя самостоятельно, составить собственное представление о различных сторонах философского знания. Выполняя контрольную работу, он учится работать с учебной литературой и оригинальными текстами классиков мировой философии, пополнять объем сведений философского характера и осмысливать их.

Каждая тема контрольной работы сопровождается списком литературы, содержание которой достаточно для того, чтобы справиться с заданием. Если предложенный список литературы покажется недостаточным, можно воспользоваться тем перечнем литературных источников, который есть в программе учебного курса, вошедшей в структуру данного пособия. Студент может воспользоваться и иными философскими источниками, включая интернет-ресурсы, сделав ссылки на сайты в тексте контрольной работы и творчески осмыслив этот материал.

Главным требованием к контрольной работе является убедительная по качеству и самостоятельная по исполнению разработка основных вопросов темы. Ответ на вопросы должен быть ясным, лаконичным, точным. Студент должен уметь в устном собеседовании с преподавателем по тексту контрольной работы уверенно отвечать на его вопросы. Устное собеседование носит обязательный характер.

Структура контрольной работы предполагает оформление титульного листа, в котором должна быть указана тема контрольной работы, ее исполнитель с указанием фамилии, имени и отчества, а также шифра зачетной книжки. Изложение содержания работы начинается с написания плана, затем краткого введения, в котором необходимо указать основные творческие цели, которые ставит перед собой автор. Основные вопросы плана работы должны быть и в самом ее тексте, отделяя один раздел от другого. Завершается работа заключением, где автор излагает выводы, являющиеся следствием его собственных размышлений над предложенной темой. Используемые в тексте работы цитаты оформляются постраничными ссылками. После выполнения заданий контрольной работы необходимо поместить в конце ее список литературы, состоящий не менее чем из 5 источников, который оформляется по следующему образцу:

1. Алексеев, П.В. Социальная философия. – М., 2003.

Обязательным требованием является аккуратное оформление контрольной работы, без орфографических ошибок, исправлений и сокращений. Работа выполняется на бумаге формата А-4. Страницы должны быть пронумерованы, поля соблюдены, шрифт – 14, пробел 1,3, объем работы 10-12 стр.

Выбор темы контрольной работы осуществляется по согласованию с преподавателем.

 

План

1.Античное мировоззрение и его особенности.

2. Материалистические учения античности (Фалес, Гераклит, Демокрит).

3.Идеалистические учения античности (Пифагор, Сократ, Платон).

Литература

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского И.И.Богута. – М., 1991.

3.Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т.Иовчука и др. – М., 1971.

4.Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

5. Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов н/Д, 2002.

 

План

1. Религиозный характер философии Средневековья.

2. Проблема разума и веры в средневековой философии (П.Абеляр, Ф. Аквинский).

3. Спор о природе общих понятий: номинализм и реализм.

4. Этические основы средневековой философии (учение о двух градах Августина Аврелия).

Литература

1. История философии в кратком изложении. Перевод с чешского

И.И.Богута. – М., 1991.

2. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т.Иовчука и др. – М., 1971.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

4. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991.

 

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ    

План

1. Гуманистический характер философии Возрождения.

2. Формы секуляризации философии (деизм, пантеизм, концепция двух ис-   

тин).

3. Натурфилософские учения (Дж. Бруно, Г.Галилей, Н.Коперник).

4. Социально-философские достижения философов Возрождения (Т.Мор,

Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

Литература

1. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. – М.,1978.

2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

3. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского. – М., 1991.

4. Макиавелли Н. Государь. – М., 2001.

5. Скирбекк Гунар, Гилье Нилс. История философии. Пер. с норвежского. – М., 2001.

 

План

1. Исторические условия развития философии Нового Времени.

2. Методология познания в философии Нового Времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт).

3. Учение о государстве и праве (Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк).

Литература

1. Бэкон Ф. Новый Органон: в 2-х т.т. - М., 1977.

2. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского И.И.Богута. – М., 1991.

3. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХУ111 века. Учебное пособие. – М.,1974.

4. Рассел Бертран. История западной философии. – Ростов н/Д, 2002.

5. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУ11 в.в. – М., 1984.

 

План

1. И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л.Фейербах - классики немецкой философии.

2. Проблемы познания в философии И.Канта.

3. Идеалистическая диалектика Г.В.Ф.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Литература

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

2. Гулыга А.Г. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУ111-нач.Х1Х в.в. – М., 1989.

4. Фейербах Л. Сущность христианства. – М., 1965.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.21.

 

План

1. Предпосылки возникновения марксистской философии.

2. Качественные отличия марксистской философии от предшествующих философских систем

3. Сущность диалектико-материалистической позиции К.Маркса.

Литература

1. Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. – М., 1982.

2. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. Соч. 5-е изд. Т.26. С.57 -58.

3. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.23. С.40-48.

4.Марксистская философия в Х1Х веке. В 2-х книгах. Под ред. Нарского И.С. и др. – М., 1979.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.

План

1.Условия возникновения русской религиозной философии в начале ХХ века.

2. Сущность социально-философских взглядов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, С.Л.Франка.

Литература

1.Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной

философии. Русское зарубежье. Сб.ст. – Л., 1991.

2.Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда. Вехи. Из глубины. Сб.ст. – М., 1991.

3. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. - СПб.,1994.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1994.

5. Русская идея. Сост. М.А.Маслин. – М., 1992.

 

План

1. Категория материи и ее значение для философии.

2. Развитие представлений о материи в истории философии и науки.

3. Современные представления о материи.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.,2007.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. Под ред. А.А.Грицанова. – Минск, 2001.             

3. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.18

План

1.Отражение как всеобщее свойство материи. Качественное изменение

свойств отражения на различных уровнях развития материи.

2. Происхождение сознания. Общественно-историческая сущность сознания.

3. Сознание как высшая форма отражения действительности. Функции сознания.

Литература

1. Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.,1983.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.

4. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. – СПб., 2007.

5. Тугаринов В.П. Философия сознания. – М.,1971.

 

План

1. Понятие истины. Философские концепции истины.

2. Единство объективной, абсолютной и относительной истин.             

3. Проблема критерия истины.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007.    

3. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. – М.,1980.

4. Поппер К. Логика научного открытия. В кн. Логика и рост научного зна-ния. – М., 1983.

5. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М.,1977.

 

План

1. Диалектика и ее значение в процессе познания.

2. Диалектика и метафизика, их принципиальное различие.

3. Альтернативы диалектического мышления: софистика, эклектика, догматизм, релятивизм.

 

Литература

1. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. – СПб., 2008.

2. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. – М., 1983.

3. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – М., 1977.

4. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988.

5. Материалистическая диалектика. Краткий очерк теории. Под. Ред.

П.Н.Федосеева. – М., 1985.

 

План

1. Понятия тождества, различия, противоположностей, противоречия.

2. Противоречие как источник развития.

3. Виды противоречий.

                                           Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007.

2. Диалектическое противоречие. Под ред. Б.М.Кедрова – М.,1979.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 2006.

4. Концепции самоорганизации: становление нового образца научного мышления. - М., 1994.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1986.

 

План

1. Категории качество, количество и мера. Качество и свойство.

2.Взаимодействие количественных и качественных изменений. Понятие скачка.

3.Количественные и качественные изменения в природе, обществе и мышлении.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007.

2. Диалектика материального мира. – Л., 1985.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2006. 

4. Концепции самоорганизации: становление нового образца научного мышления. – М.,1994.

5. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М.,1986.

 

Тема14. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (ЗАКОН ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО СИНТЕЗА)

План

1. Понятие диалектического отрицания.

2. Отрицание отрицания. Преемственность, непрерывность и цикличность  

развития.

3. Действие закона отрицания отрицания в природе, обществе и познании.

Литература

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2007.

2. Диалектика материального мира. – Л., 1985.

3. Диалектика отрицания отрицания. Под ред. Б.Ф.Кедрова. – М., 1979.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2006.               

5. Концепции самоорганизации: становление нового образца научного мышления. – М., 1994.

 

План

1.Детерминизм и индетерминизм как противоположные принципы.

2. Причинные связи. Причина и следствие.

3. Необходимость и случайность.

4. Возможность и действительность. Виды возможностей.

Литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М.,2007.

2. Диалектика материального мира. – Л.,1985.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2006.             

4. Концепции самоорганизации: становление нового образца научного мышления. – М.,1994.

5. Огородников В.П. Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения – М., 1985

Тема 16. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА

План

1. Понятия общества, географической среды, биосферы, ноосферы.

2. Взаимодействие общества и природы.

3. Современная экологическая проблема, ее сущность, основные особенности, пути и способы разрешения.

4. Экологическая культура и ее структура.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М., 1989.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М., 2002.

3. Канке В.а. Философия. Исторический и систематический курс. –М.,2006.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

5. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

 

План

1. Понятие способа производства. Структура способа производства.

2. Производственные отношения и их структура.

3. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2003.

2. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – М., 1993.

3. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. – СПб., 2008.

4. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т.26.

5. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

 

План

1. Понятие социальной структуры общества. Виды социальных общностей.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность.

3. Классы, их происхождение и сущность. Классообразующие признаки.

Литература

1.Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс советского общества – М., 1991.

2. Кармин А.С.,Бернацкий Г.Г. Философия. Рационализм и материализм

ХХ1 века. – СПб., 2007.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.,1992.

4. Рывкина Р.В. Социология российских реформ. Курс лекций. – М., 2004.

5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 1998.

 

План

1. Понятие политической системы и ее роль в обществе.

2. Государство, его возникновение, основные признаки и функции.

3. Политический режим: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2003.

2. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Русское зарубежье. – Л., 1991.

3.Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс советского об-щества. – М., 1991.

4. Панарин А.С. Философия политики. Учебное пособие. – М.,1996.

5. Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.,2006.

План

1.Понятие общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

2. Взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

3. Структура общественного сознания: уровни и формы.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М.,2003.

2. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – М., 1993.

3. Духовное производство. Под ред. В.И.Толстых. – М., 1981.

4. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. учебное пособие. – СПб., 2008.

5. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. – М.,1980.

 

План

1.Особенности искусства как формы общественного сознания.

2.Происхождение искусства.

3.Социальные функции искусства.                                         

Литература                                            

1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 1988.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусства. – М.,1985.

3. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб., 2008.

4. Каган М.С. Философия культуры. – М., 1996.

5. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. – Л., 1990.

 

Тема 22. РЕЛИГИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА                                                  

                                                 План

1. Происхождение и сущность религии.

2. Структура религии.

3. Социальные функции религии.

                                              Литература

1.Аринин Е.И. Религия вчера, сегодня, завтра. Курс лекций по истории религии. – Архангельск, 1993.

2. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2003.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.

5. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб., 2008.

 

План

1. Личность как продукт общественного развития.

2. Свобода и ответственность личности.

3. Роль выдающихся личностей в истории.

Литература

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

2. Барулин В.С. Социально-философская антропология. – М., 1994.

3. Кармин А.С. Философия. Рационализм и материализм в ХХ1 веке. Учеб-

ник для вузов. СПб., 2007.

4. Кон И.С. Открытие «Я». – М., 1978.

5. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории. Избр. произв. В 5-ти томах. Т.2. – М., 1956.

План

1. Понятие культуры. Структура культуры.

2. Социальные функции культуры.

3. Культура как способ самоопределения человека.

Литература

1.Алексеев П.В. Социальная философия. Учебное пособие. – М., 2003.

2.Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994.

3.Межуев В.И. Культура и история. – М.,1977.     

4. Каган М.С. Философия культуры. – М., 1976.

5. Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П.Алексеева, Л.Е.Яковлевой. – М., 2008.

 

СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ФИЛОСОФИЯ

 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)

1. Философия и круг изучаемых проблем.

2. Основной вопрос философии.

3. Место философии в системе научного и гуманитарного знания.

4. Функции философии.

5. Понятие бытия. Основные формы бытия.

6. Материальность мира.

7. Современные представления о структуре и свойствах материи.

8. Единство мира. Модели единства мира.

9. Философия и научные картины мира.

10. Природа и сущность сознания.

11. Сознание и бессознательное.

12. Проблема познаваемости мира. Понятие агностицизма.

13. Познавательные способности человека и уровни познания.

14. Философское учение об истине.

15. Формы истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Абстрактная и конкретная истина.

16. Эмпирический уровень  научного познания и его основные формы.

17. Теоретический уровень познания и его формы.

18.  Роль практики в познании

19. Диалектический метод и принципы научного познания.

20. Диалектика как учение о развитии. Исходные принципы диалектики.

21. Взаимосвязь количественных и качественных изменений (закон меры).

22. Закон диалектической противоречивости (закон единства и борьбы противоположностей).

23. Закон диалектического синтеза (закон отрицания отрицания).

24. Основные формы развития. Прогресс и его критерии.

25. Детерминизм. Общая характеристика детерминизма.

26. Предмет социальной философии.

27. Основные подходы к изучению общества.

28. Общество и природа. Роль природной среды в развитии общества.

29. Основные факторы развития общества.

30. Общество как система. Сферы общественной жизни.

31. Материально-производственная сфера общества.

32. Социальная сфера общественной жизни. Социальная структура общества.

33. Политическая сфера. Роль государства в общественной жизни.

34. Духовная сфера общества. Структура общественного сознания.

35. Формы общественного сознания.

36. Понятие культуры. Роль культуры в жизни общества.

37. Человек и его сущность. Смысл жизни человека.

38. Антропосоциогенез. Историческое развитие человека и формы его обособления.

39. Личность: проблема свободы и ответственности.  

40. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.

41. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности.

42. Основные этапы развития и особенности Античной философии.

43. Философия Средневековья: основные особенности.

44. Философия эпохи Возрождения: типологические черты.

45. Характерные особенности философии Нового времени.

46. Немецкая классическая философия: основные идеи.

47. Марксистская философия: возникновение и основные особенности.

48. Основные направления современной западной философии.

49. Особенности русской философии на рубеже Х1Х – ХХ веков.

50. Философия в России и СССР в ХХ веке.

                   

Учебно-методическое обеспечение

                                   Основная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 2007.

2. Алексеев П.В. Социальная философия. Учебник. – М., 2003.

3. Барулин В.С. Социальная философия. В 2-х частях. – М., 1993.

4. Введение в философию. Учебник. Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989.

5. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д, 2004.

6. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. – М.,

2008.

7. Ильин В.В. Философия. Учебник. -2018г.

8. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д, 2002.

9. Скирбекк Гунар, Гилье Нилс. История философии. - М., 2001.

10. Спиркин А.Г.Основы философии. – М., 1998.

11. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Рационализм и материализм

ХХ1 века. – СПб., 2007.

12. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М.,

2006.

13. Кузнецов В.Г., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник в 2-х частях. – М., 1996.

14.Митрошенко О.А.,Ляшенко В.П.,Рузавин Г.И. Философия в 2-х частях. Учебник для академического бакалавриата. – 2018

15.Торгашев Г.А. Философия права: курс лекций/Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации . – Москва: Проспект, 2017. – 192с.

16. Философия в вопросах и ответах. Под ред. А.П.Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М., 2008.

17. Чанышев А.Н. Курс лекций по Древней и Средневековой философии. –

М., 1991.

18. Чанышев А.Н. Начало философии. – М., 1985.

 

 Дополнительная литература

1. Абдеев Р.В. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Всемирная энциклопедия. Философия. – М., 2001.

3. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб., 2002.

6. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1994.

8. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

9. Краткая философская энциклопедия. – М., 1991.

10. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. - М., 1991.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

12. Мир философии. Книга для чтения: В 2-х тт. Под ред П.С. Гуревича. – М.,1991.

13. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1980.

14. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

15. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

16. Философия. Основные идеи и принципы. Под ред. А.И.Ракитова. – М., 1985.

17. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

 Учебно-методические материалы

Скорюков Н.М. Философия. Учебно-методическое пособие / сост. Н.М. Скорюков. – Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 189.