Экономические итоги второй мировой войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Более 55 миллионов человек погибло, более 100 миллионов осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 миллиардов долларов в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя лишь на треть от необходимого уровня производства промышленных товаров и от четверти до 60% сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90% японского флота, более 80% французского парка локомотивов, более 70% мостов и дорог. В Германии было разрушено40% жилья, в Великобритании - 30%, во Франции - 20%, в Японии - 25%. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в том числе в Японии – в пять раз, в Германии в 2,5 раза.

При этом численность занятых в США возросла с 54 млн человек в 1940 г. до 64 млн в 1945 г., а объем промышленной продукции возрос в 1,5 раза. К концу войны на долю США приходилось более половины мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25%. Швейцарии - на 33%. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр.

Создание ООН. 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций – крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-Францисская конференция была заключительным шагом в создании ООН.

Инициаторами создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.

План Маршалла. К началу 1947 года в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 миллиардов долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. С другой стороны, имелась довольно таки развитая рыночная инфрастуктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыты, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на "священности" частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс - единовременное "вливание" в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им "надежду на лучшее будущее". Осуществить такое "вливание" могли в тот период только Соединенные Штаты.

В июне 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 года Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам, и осуществление плана Маршалла началось. За четыре года (1948 - 1951) западноевропейские страны (прежде всего Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд долларов в текущих ценах (более 150 млрд в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие. Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский - на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60 - 200%. В 1951 году европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень.

Изначальными условиями предоставления помощи были: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним прибавились ограничения в торговле со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.

План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:

キ экономика стран Западной Европы была восстановлена;

キ европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;

キ влияние коммунистов и СССР было ослаблено;

キ вокруг СССР был возведен "железный занавес";

キ США и Канада получили огромный рынок сбыта;

キ был восстановлен и укреплен европейский средний класс - гарант политической стабильности и устойчивого развития.

СЭВ. Коммунистические страны были отгорожены от остального мира "железным занавесом". Опираясь на военную силу, СССР диктовал этим странам линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства социализма, но и огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945 - 1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 3 млрд. долларов. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Бреттон-Вудская система. Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе. Для стран - участниц Бреттон-Вудской системы - была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.

Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США - к золоту и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран-участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело, в конечном счете, к ограничению международной торговли.

В 1971 г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2,5%). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в "свободное плавание", а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из "главных" валют.

Международный валютный фонд (МВФ). Был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон- Вудсе в 1944 году. Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением; предоставление государствам - членам МВФ средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более150 млрд долларов (около 30% приходится на долю США, по 5-6% на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% на Саудовскую Аравию, по 2,5-3,5% на Италию, Канаду, Голландию и Китай).

Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 году, с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, также как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом, при курсе 1:1. Россия была принята в МВФ в 1992 году с шестой по величине долей участия.

Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР, или ВБРР). МБРР – специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон- Вудсе в 1944 году. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит большой семерке.

Официальная цель деятельности банка - оказание финансовой и организационной помощи странам- участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки. Источник средств - акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры энергетику, транспорт, связь.

 

2. Страны Европы от возрождения к интеграции Великобритания . Потери Англии в войне не были столь ощутимыми, как в других европейских странах, на территории которых велись военные действия. Уже в 1948 г. Ее промышленность достигла довоенного уровня, а в 1950 г. общий индекс промышленного производства превзошел его на четверть.

Главным следствием войны стало существенное ослабление финансово-экономических позиций Великобритании по отношению к США, куда перекочевала значительная часть золотого запаса страны в результате оплаты военных поставок, при росте общей внешней задолженности Англии более чем в семь раз по сравнению с довоенным периодом. Значительный урон был нанесен английскому экспорту и торговому флоту. Потеря господствующего положения в мире не могла не оказывать влияние на политику послевоенных правительств, стремившихся восстановить статус ведущей хозяйственной державы.

Экономическую политику правительства в 1950-1960-е гг. определял постоянно изменявшийся в результате парламентских выборов баланс политических партий в законодательном органе.

Лейбористские кабинеты министров проводили ярко выраженную политику огосударствления, а консерваторы, сменявшие лейбористов, стремились максимально либерализовать хозяйственный режим. Несмотря на различие в подходах, и те и другие считались со сложившимися реалиями, и в силу этого смена политической власти не влекла за собой кардинальных изменений курса, хотя и приводила к усилению этатистских либо либеральных тенденций в хозяйственной политике.

Немаловажным фактором, влиявшим на экономическое развитие Англии, стал распад ее колониальной системы. Поиск новых форм и методов взаимоотношений с бывшими колониями привел к созданию организации, получившей название Британского содружества, в рамках которого Англии удалось отстоять свои экономические интересы и превратиться в "метрополию без колоний".

В условиях послевоенного кризиса на парламентских выборах 1945 г. победили левые партии во главе с лейбористами, пришедшими к власти с программой национализации ряда отраслей хозяйства, установления жесткого контроля над монополиями, развития социальной сферы. На основе предвыборных программ в 1946-1951 гг. была проведена частичная национализация базовых отраслей хозяйства - энергетики, транспорта, угольной и сталелитейной промышленности и ряда сфер инфраструктуры. В результате около 20% британской промышленности оказалось под непосредственным контролем государства, к которому помимо всего прочего перешли Английский банк, авиационные компании, аэропорты и автомобильные дороги. Следует отметить, что национализация частной и корпоративной собственности проводилась исключительно в форме выкупа, зачастую на весьма выгодных для бывших владельцев условиях.

Национализация предоставила британскому правительству возможность контроля над инвестициями, что, в свою очередь, создавало условия для борьбы с депрессивным состоянием хозяйства. Она предоставила возможности для достижения приемлемого общего уровня занятости и рационализации отстающих угольной и металлургической отраслей. Однако, эти возможности не были реализованы из-за отсутствия в стране государственной системы управления национализированными отраслями. Среди достижений правительства лейбористов следует отметить и активизацию социальной политики государства, которая выразилась во введении новой системы социального страхования, развитии муниципального жилищного строительства и др. Однако, социальная политика государства ограничивалась серьезными бюджетными проблемами. На нее повлияла череда кризисов.

Пришедшее к власти в конце 1951 г. консервативное правительство первоначально не вторгалось в сложившуюся структуру государственной собственности, оставило без изменений социальную политику, однако отказалось от проведения инвестиционной программы лейбористов по реконструкции национализированных отраслей. В условиях затяжной рецессии консерваторы стремились сократить уровень государственных расходов, сбалансировать бюджет, снизить уровень инфляции.

Несмотря на постоянно сокращавшиеся темпы экономического роста, уменьшавшиеся относительные показатели доли Англии в мировом промышленном производстве, дефицитное состояние внешней торговли и т.д., характерные для 1950-х гг., параллельно шли позитивные структурные изменения в экономике, велась активная модернизация отраслей на основе достижений НТР, происходило усиление инвестирования НИОКР. Одним из результатов этого явился быстрый рост промышленного производства, достигший 12% в конце 1950-х - начале 1960-х гг.

Франция. Война и оккупация нанесли серьезный ущерб национальному хозяйству страны. В весьма непростых внутриполитических условиях, характеризовавшихся острой борьбой правых и левых сил, Франции удалось довольно быстро пройти период послевоенного восстановления экономики и выйти на довоенные показатели к окончанию 1940-х гг.

Одной из отличительных черт экономики Франции в послевоенный период стал значительный рост государственного участия в экономике.

К концу 1960-х гг. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.

Страна стала крупнейшим экспортером молочных продуктов и вина и единственным в Западной Европе поставщиком зерновых. В целом в 1960-е гг. отчетливо обозначилась тенденция экспортной ориентации экономики страны. Так, в этот период производство на внешний рынок в 1,2 раза обогнало рост внутреннего потребления.

Успехам страны на внешних рынках способствовала государственная политика, направленная на повышении конкурентоспособности крупных национальных финансово-промышленных групп, представлявших объединения формально самостоятельных компаний под руководством крупного банка или холдинга, например, в области металлургии, химии, производства стекла, стройматериалов.

Был взят курс на возвращение "бежавших" из страны капиталов, тем более что в 1950-е гг. уже наметилась тенденция к оттоку капиталов из боровшихся за независимость колоний Франции.

Процесс финансовой стабилизации был немыслим без сокращения роста бюджетных расходов. В конце 1950-х гг. правительство урезало ассигнования по ряду социальных статей, отменило льготный режим закупок сельхозпродукции и т.д. Благодаря комплексу мер, уже к 1960 г. золотовалютные резервы значительно превысили общую сумму внешнего долга страны, а правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности.

Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был выпущен франк, равный 100 прежним. Оздоровление финансовой системы позволило активизировать политику "индустриального императива".

Несмотря на явные успехи в экономической сфере, 1960-е гг. едва ли можно рассматривать как безмятежный период поступательного развития. Рост могущества монополий, последствия распада колониальной системы, издержки политики "дирижизма" и прочее являлись причинами кризисных явлений. К концу 1960-х гг. стратегия "индустриального императива" вошла в полосу первого кризиса (1968-1969), который нанес ощутимый удар по режиму де Голля. На протяжении последующего десятилетия происходила постепенная трансформация экономической политики в сторону либерализма.

Германия. Немецкое "экономическое чудо". Первые послевоенные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Германии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Уровень ВНП едва достигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полностью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить, как уровень выживания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологическое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного переустройства Германии. И к середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов.

Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции.

К началу 1960-х гг. ФРГ обеспечивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван "немецким экономическим чудом". Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передовых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал страны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие традиции производственной, организационной культуры немецкого народа и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйственный рывок.

ФРГ обеспечивался, в конечном счете, модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интеграции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хозяйственного лидерства, модель "немецкого чуда", тем не менее, может, с известной долей условности, рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели "догоняющего развития". Возможно, поэтому, начиная с 1970-х гг., страна, находящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модернизации высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в условиях второго этапа НТР.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 197.