- нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;
- непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;
- полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;
- самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.
Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.
Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.
К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:
- разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;
- принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;
- гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;
- законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;
- профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;
- гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;
- национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;
- федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.
К организационным принципам относятся:
- иерархичность;
- дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий;
- ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий;
- сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений;
- соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.
В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в Федеральном законе .«О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами, независимо от федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений.
Частные принципы проистекают из общих, конкретизируя их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции РФ, ко второй – принципы, сформулированные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», 0 Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» (новая редакция) и др.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата, которые закреплены в федеральных конституционных и федеральных законах. Рассмотренные общие конституционные принципы организации и деятельности механизма Российского государства получают подкрепление, развитие и конкретизацию в принципах, закрепляемых в федеральных законах. Наиболее общее комплексное выражение эта группа принципов получила в федеральном Законе “Об основах государственной службы Российской Федерации”.
Вопрос 5
Право - это система общеобязательных формально определенных норм - правил поведения, регулирующих общественные отношения, установленных или санкционированных государством и охраняемых им от.
Признаки права˸
1)нормативность - Нормативность права носит всœеобщий характер, то есть общие правила обращенык населœению всœей страны, всœему обществу, ставшие типичными. Нормативностьправа носит общеобязательный характер, что выделяет право из других нормсоциального поведения
- установление или санкционирование государством;
- выражают гос-ую волю;
-сохранность и обеспеченность гос-ом;
2)общеобязятельность;
3)формальная определённость
4)системность;
5)публичность
Функции права˸
Под функцией права принято понимать главные направления воздеи̌ствия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людеи̌. Право прежде всœего выполняет регулятивную и охранительную функции.
Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор
Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ.
Охранительная функция состоит в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.
Охранительная функция воплощена в УК РФ.
Политическая функция - право является регулятором, организующимполитическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.
Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико- правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.
Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.
Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права
.Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 277.